Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 30 сентября 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
МУЗЫКА КАК ФЕНОМЕН ГЕНИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(28). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

МУЗЫКА  КАК  ФЕНОМЕН  ГЕНИАЛЬНОГО  ПОЗНАНИЯ

Бахтизина  Дильбяр  Исмаиловна

канд.  филос.  наук,  доцент  Сибайского  института  Башкирского  государственного  университета,  г.  Сибай

E-mail: 

 

THE  MUSIC  AS  APPEARANCE  OF  GENIUS  KNOWLEDGE

Bakhtizina  Dilbar  Ismailovna

candidate  of  philosophy,  docent  of  Sibay  institute  of  the  Bashkir  state  university,  Sibay

 

АННОТАЦИЯ

Музыка  является  уникальным  источником  знания  человека  о  своем  внутреннем  мире.  Музыка  объединяет  в  себе  многие  стороны  духовной  деятельности  человека,  разделенные  в  процессе  познания  –  эмоциональное  и  рациональное,  сознательное  и  подсознательное,  логическое  и  стихийное.  Понимание  музыки  открывает  перед  человеком  особый  вид  познания,  отличающийся  цельностью  и  способностью  проникать  в  суть  явлений. 

ABSTRACT

Music  is  a  unique  source  of  man's  knowledge  about  his  inner  world.  Music  brings  together  many  aspects  of  human  mental  activity,  separated  in  the  process  of  experience  -  the  emotional  and  the  rational,  conscious  and  subconscious,  logical  and  natural.  Perception  of  music  gives  man  a  special  kind  of  cognition,  characterized  by  integrity  and  ability  to  penetrate  into  the  essence  of  phenomena.

 

Ключевые  слова:  Музыка,  познание,  символ.

Keywords:  Music,  cognition,  symbol.

 

Искусство  представляет  собой  интерпретацию  человеком  бытия.  Каждый  вид  искусства  располагает  своими  выразительными  приемами,  позволяющими  раскрыть  какие-либо  особенные  его  стороны.  Музыка  в  этом  отношении  занимает  исключительное  положение  в  силу  своей  абстрактности,  наибольшей  удаленности  от  реального,  эмпирического  мира.  Способность  к  абстрагированию  представляется  особым  уровнем  развития  мышления,  поэтому  неудивительно,  что  музыка  как  вид  искусства  появилась  позже,  чем,  например,  визуальные  виды  искусства.  На  это,  по  словам  С.  Лангер,  обратил  внимание  У.  Уоллес,  утверждавший,  что  развитие  музыки  связано  с  появлением  новой  способности  слышания,  а,  следовательно,  и  самого  мышления  [4,  с.  225].  Создание  музыки,  на  первый  взгляд  кажущееся  таким  естественным,  представляет  собой  многоаспектный  процесс,  на  который  способно  только  достаточно  развитое  мышление.  Если  принять  во  внимание  тот  факт,  что  на  долю  слуха  приходится  лишь  небольшой  процент  информации  (по  одним  данным  —  5—10  %,  по  другим  —  еще  меньше)  в  познании  окружающего  мира,  то  понятно,  что  музыкальный  образ  —  это  результат  сложной  переработки  внешних  впечатлений,  многие  из  которых  не  имеют  слуховой  природы.  При  этом  следует  иметь  в  виду,  что  слуховые  впечатления,  получаемые  человеком  извне,  не  существуют  в  обособленном  виде.  Они  тесно  связаны  с  визуальными,  кинетическими,  обонятельными  впечатлениями.  Через  синестезию  все  это  богатство  чувственных  восприятий  находит  своеобразное  воплощение  в  музыкальной  интонации,  где  в  латентном  виде  присутствуют  признаки  движения  или  визуально-пространственных  характеристик  образа.

Специфическое  положение  музыки  как  вида  искусства  определяется  рядом  таких  обстоятельств,  которые  позволяют  говорить  об  особом  ее  положении  [2].  Будучи  искусством  временным,  она  в  миниатюре  воспроизводит  процессуальность  самого  бытия  и  одну  из  важнейших  временных  ее  характеристик  —  ритмичность.  Как  искусство  звуковое  и  интонационное,  музыка  обладает  способностью  проникать  глубоко  в  подсознание  человека.  Звуковая  интонационность  представляет  собой  сплав  логического  и  эмоционального,  в  котором  последнее  находится  на  первом  плане  и  обладает  наибольшей  силой  воздействия.  Эмоциональная  сторона  музыки  выступает  тем  своеобразным  «проводником»  логических  структур  музыки,  благодаря  которому  даже  сложное  содержание  становится  сравнительно  легким  для  восприятия.

Как  и  любое  искусство,  музыка  символична,  но  принципиальное  отличие  ее  символов  состоит  в  том,  что  они  имеют  слуховую  природу,  не  столь  очевидную,  как  иные  символы.  Объединяя  «духовное  с  чувственным,  горнее  с  дольным,  абстрактное  с  конкретным»  [6,  с.  6],  символ  создает  цельность  образа,  обеспечивающего  полноту  восприятия  явлений  бытия.  Глубокая  символичность  музыки  определяется  тем  обстоятельством,  что  в  ней  идеально  сочетаются  «предметный  образ  и  глубинный  смысл»,  который,  по  словам  С.С.  Аверинцева,  типичен  для  символа  [1,  с.  607].  Обращенность  символа,  как  к  сознательной,  так  и  подсознательной  стороне  личности  человека,  как  раз  характеризует  духовное  пространство  самого  бытия  музыки.  Музыкальная  интонация  несет  в  себе  множество  значений,  ключ  к  которым  нередко  находится  за  пределами  человеческого  сознания. 

Хотя  символ  в  музыке  служит  инструментом  познания  особой  звуковой  среды,  в  которой  живет  человек,  но  его  назначение  состоит  не  только  в  этом.  Особенность  содержания  музыки  состоит  в  том,  что  оно  связано  не  столько  с  отражением  внешнего  окружения  человека,  сколько  его  собственного  внутреннего  мира.  Музыка  уникальна  в  том  отношении,  что  в  ней,  как  ни  в  одном  виде  искусства,  раскрываются  тайны  духовной  жизни  человека  в  ее  динамике.  Музыка  идеально  подходит  для  воплощения  сложности  и  постоянной  изменчивости  психических  состояний  человека.  Но,  при  том,  что  музыка  признана  «стенограммой  человеческих  чувств»  (Л.  Толстой),  она  обладает  способностью  придавать  особый  смысл  движениям  человеческой  души,  делая  их  весомыми  и,  в  силу  этого,  обладающими  значимостью  в  духовной  жизни  человека.  Фиксируя  все  детали,  она,  в  то  же  время,  поднимается  над  ними,  придавая  им  универсальное  значение  не  мимолетного  и  не  имеющего  значения  порыва,  а  явления,  несущего  в  себе  ценность  непреходящего  значения.  Более  того,  облекая  в  форму  красоты  эти  тончайшие  изменения  внутренних  состояний,  музыка  эстетизирует  само  чувство  человека,  поднимая  его  на  недосягаемую  высоту.  Именно  поэтому  восприятие  и  понимание  музыки  всегда  связано  с  воспитанием  культуры  чувства.  Понимание  музыки  требует  от  человека  усилий  духа,  преодоления  привычного  и  движения  вперед.        

Реальное  бытие  музыки  заключено  в  живом  исполнении,  звучании,  которое  обеспечивается  мастерством  исполнителя.  Музыкальное  исполнительство  —  это  искусство  мгновения,  того,  что  исчезает  навсегда  и.  в  прежнем  качестве  никогда  не  повторится.  Это  придает  мгновениям  музыки  особую  ценность. 

Музыкальная  интерпретация  —  это  выявление  идеи  и  смыслов  музыкального  произведения,  но  выявление  в  такой  форме,  которая  не  нарушает,  в  отличие  от  вербального  языка,  его  символической  формы.  Те  неявные  смыслы,  без  которых  невозможно  художественное  содержание  музыки,  в  исполнительской  интерпретации  не  теряются,  но  обретают  новое  звучание.  Исполнитель  раскрывает  перед  слушателем  то,  что  он  сам  сумел  услышать  в  музыке  и  воплотил  в  уникальной  интонации.  Сила  воздействия  исполнителя  заключается  в  умении  найти  ту  единственно  возможную  интонацию,  которая  превращает  его  высказывание  в  убедительное  открытие  художественной  истины. 

Характерно,  что  человек  культурный,  в  основе  своей  является  продуктом  языковой  деятельности,  отражающей  дискурсивную  сторону  мышления.  Но  дискурсивное  мышление  не  способно  отразить  всей  полноты  познаваемого  явления.  Проговаривание  само  по  себе  сужает  смысловое  поле  мысли,  изначально  гораздо  более  богатой,  чем  то,  что  находит  выражение  в  высказывании.  Поэтому  интересны  те  проявления  духовной  жизни  человека,  которые  напрямую  не  связаны  с  деятельностью  человека  говорящего,  но,  при  этом,  думающего.  Такую  сторону  человеческой  духовности  развивает  музыка  с  ее  сильной  интуитивной  стороной  и  способностью  соединять  в  себе  логическое  и  эмоциональное,  образное  и  дискурсивное  мышление.  Музыка,  неожиданно  вскрывая  точки  соприкосновения,  казалось  бы,  несочетаемых  моментов,  делает  парадоксальное  обычным  явлением,  заставляя  мыслить  нестандартно.  Поэтому  художественное  открытие  в  музыке  подобно  яркому  озарению,  воспринимаемому  как  прикосновение  к  истине. 

Музыка  открывает  перед  человеком  особый  род  познания,  гениальное  познание,  основанное  на  цельности  работы  всех  духовных  сил  человека,  в  котором  задействовано  как  логическое,  так  и  образное  мышление,  познание,  апеллирующее  к  изначальной  цельности  самой  человеческой  духовности.  Музыку,  в  силу  этого  можно  назвать  искусством,  находящимся  на  страже  цельности  внутреннего  мира  человека.  Познание  в  музыке  имеет  не  просто  особый,  специфический  вид.  Оно  всегда  протекает  на  подсознательном  уровне  и  становится  частью  неявного  знания,  образующего  фундамент  человеческой  духовности.  В  отличие  от  логического  познания,  в  музыке  нет  понятийности,  связывающей  предметы  и  явления  с  четко  зафиксированными  значениями;  нет  поэтапности  движения  от  одного  к  другому;  по  отношению  к  музыке  трудно  применить  словесное  объяснение.  По  мнению  С.  Лангер,  подобная  вербальная  интерпретация  только  разрушает  символическую  структуру  музыки  [4,  с.  236]  Понимание  музыки  всегда  цельно  и  связано  с  проникновением  в  сущность  музыкальной  идеи,  «узрением»  (А.Ф.  Лосев),  требующих  интуитивного  метода  познания.

К  такому  миру  приобщают  слушателей  великие  исполнители,  открывающие  перед  слушателями  их  высшую,  духовную  сущность.  Они  силой  своего  искусства  доказывают  слушателю,  что  человек  «не  только  от  мира  сего,  но  и  от  мира  иного,  не  только  от  необходимости,  но  и  от  свободы,  не  только  от  природы,  но  и  от  Бога»  [3,  с.  69].  Они  раскрывают  такие  горизонты  познания  в  человеке,  которые  выявляют  его  творческую  природу  во  всей  ее  полноте  [5,  с.  182].  Понимание  музыки  мобилизует  скрытые  в  человеческой  сущности  и  неведомые  ему  самому  духовные  силы,  открывает  в  нем  гения  —  творца  нового.  Каждый,  кто  прикасается  к  музыке,  находит  в  ней  прекрасную  возможность  пробудить  свои  познавательные  возможности. 

 

Список  литературы:

1.Аверинцев  С.  Символ//  Философский  словарь.  М.:  Советская  энциклопедия,  1983.  —  С.  607.

2.Бахтизина  Д.И.  Бытие  и  духовность  музыки.  Уфа:  РИЦ  БашГУ,  2008.  —  124  с.

3.Бердяев  Н.А.  Смысл  творчества.  М.:  АСТ:  Астрель,  2010.  —  414  с.

4.Лангер  С.  Философия  в  новом  ключе.  М.:  Республика,  2000.  —  287  с.

5.Лукьянов  А.В.  Идея  метакритики  «чистой»  любви  (Философское  введение  в  проблему  соотношения  диалектики  и  метафизики).  Уфа:  РИЦ  БашГУ,  2001.  —  226  с.

6.Носина  В.Б.  Символика  музыки  И.С.  Баха.  М.:  Классика-XXI,  2004.  —  56  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.