Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 05 августа 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Театральное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Осипова Э.В. АКТУАЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ АМУРСКОГО ОБЛАСТНОГО ТЕАТРА ДРАМЫ: СТЕПЕНЬ ПРИОБЩЕННОСТИ И ДИАГНОСТИКА ЗРИТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ В ОЦЕНКЕ РОЛИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXVI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

АКТУАЛЬНАЯ  АУДИТОРИЯ  АМУРСКОГО  ОБЛАСТНОГО  ТЕАТРА  ДРАМЫ:  СТЕПЕНЬ  ПРИОБЩЕННОСТИ  И  ДИАГНОСТИКА  ЗРИТЕЛЬСКИХ  ПОЗИЦИЙ  В  ОЦЕНКЕ  РОЛИ  ТЕАТРАЛЬНОГО  ИСКУССТВА

Осипова  Эрика  Викторовна

канд.  ист.  наук,  научный  сотрудник  Института  истории,  археологии  и  этнографии  народов  Дальнего  Востока  ДВО  РАН,  Владивосток

E-mail: 

 

RELEVANT  AUDIENCE  OF  AMUR  REGIONAL  DRAMA  THEATRE:  DEGREE  OF  BELONGING  AND  DIAGNOSTICS  OF  VIEWERS’  ATTITUDE  WHILE  ESTIMATING  THE  ROLE  OF  THEATRICAL  ART

Erika  Osipova

candidate  of  Historical  Sciences,  research  scientist  of  Institute  of  History,  Archaeology  and  Ethnography  of  the  Peoples  of  the  Far-East,  Far-Eastern  Branch  of  the  RAS,  Vladivostok

 

АННОТАЦИЯ

Данная  статья  написана  автором  на  основании  проведенного  в  2001—2002  гг.  опроса  зрителей  дальневосточных  театров.  В  число  опрошенных  вошли  и  зрители  Амурского  областного  театра  драмы.  Данные  проведенного  соцопроса  подтверждают  гипотезу  о  том,  что  масштабы  потребления  театрального  искусства,  как  и  отношение  к  драматическому  искусству  в  целом,  в  значительной  мере  зависят  от  степени  развития  личности,  от  сформированности  культурно-образовательного  потенциала  человека. 

ABSTRACT

The  given  article  was  written  on  the  basis  of  the  Far-Eastern  theatres’  viewer  poll  conducted  in  2001—2002.  Spectators  of  Amur  Regional  Drama  Theatre  also  were  in  the  number  of  respondents.  The  data  of  the  conducted  survey  prove  a  hypothesis  for  the  fact  that  the  proportions  of  theatrical  art  consuming  as  well  as  an  attitude  to  the  dramatic  art  as  a  whole  largely  depend  on  a  developmental  level  and  on  a  cultural  and  educational  maturity  of  a  person. 

 

Ключевые  слова:  Искусство,  театр,  зритель,  посещаемость,  театральный  жанр,  анкетный  опрос.

Keywords:  Art;  a  theatre;  a  viewer;  attendance;  theatrical  genre;  questionnaire  survey. 

 

В  специфической  особенности  театра  —  сфере  общения  —  перекрещиваются  наиболее  острые  проблемы  театрального  процесса.  Аудитория  театра  рассматривается  как  совокупность  людей,  которые  ориентируются  на  театр,  посещали  его  в  прошлом  и  могут  прийти  вновь.  В  отличие  от  публики  спектакля,  данная  общность  является  массовой  и  продолжительно  существующей.  Уровень  театральной  активности  публики  театра  характеризует  уровень  театральной  культуры  в  городе.  Имея  сложную,  многомерную  структуру,  зрители  дифференцируется  несколькими  группами  характеристик:  (социально-демографическими,  характеристиками  отношения  к  театральному  искусству  и  др.). 

С  помощью  проводившегося  в  Амурском  областном  драматическом  театре  (АОДТ)  опроса  274  респондентов  удалось  выявить:  а)  социально-демографические  характеристики  аудитории;  б)  степень  приобщенности  к  театру;  в)  зрительскую  оценку  роли  театрального  искусства  в  духовном  развитии  общества. 

Приобщенность  к  сценическому  искусству  определялась  путем  выявления:  а)  затрат  времени  на  театр  и  частоты  его  посещений;  б)  самоидентификации  зрительской  активности;  в)  основных  ситуаций  и  мотивировок  посещения  (и  непосещения)  спектаклей;  г)  отношения  к  театрам,  функционирующим  непосредственно  в  городе  проживания.

Диагностика  зрительских  позиций  по  определению  оценки  роли  театрального  искусства  в  духовном  развитии  общества  обусловлена  совокупным  мнением  респондентов  по  следующим  поставленным  вопросам:  а)  какую  роль  должен  выполнять  театр  в  духовном  развитии  общества;  б)  что  предпочитают  увидеть  в  театре  зрители  (жанровые  предпочтения  аудитории);  в)  какие  из  зрелищных  искусств  наиболее  предпочтительны  для  них;  д)  согласны  ли  с  утверждением,  что  театральное  искусство  родного  города,  края  способно  оказать  существенное  влияние  на  духовное  развитие  респондента  и  др.

Итак,  самые  общие  соображения  позволяют  предположить,  что  существует  некая  иерархия  уровней  взаимоотношений  зрителя  с  театром  —  от  самых  нижних,  когда  человек  только  начинает  приобщаться  к  данному  виду  искусства,  постигать  его  язык  и  художественные  законы,  до  уровней  зрелого,  духовного  общения,  когда  театр  становится  неотъемлемым  компонентом  внутреннего  мира  зрителя.  Очевидно,  что  реальная  аудитория  театра  расположится  где-то  между  двумя  полюсами  шкалы.

Если  взять  за  основу  классификацию  зрителей  по  частоте  посещений  театра  в  течение  года,  предпринятую  Г.Г.  Дадамяном  [2,  С.  86—96],  («театрал»  —  свыше  12  раз;  «постоянный  зритель»  —  9—12  раз;  «активный  зритель»  —  4—8  раз;  «пассивный  зритель»  —  2—3  раза;  «случайный  зритель»  —  1  раз  и  реже),  то  оказывается,  что  среднестатистический  благовещенский  зритель  варьирует  на  грани  активного  и  пассивного  посещения  театра,  так  как  по  данным  соцопроса  среднему  количеству  просмотренных  спектаклей  из  годовой  афиши  на  одного  опрошенного  соответствует  частота  посещений  равная  3—4  разам  (см.  табл.1)

Таблица  1.

Распределение  театральной  аудитории  по  степени  зрительской  активности,  %

Активные

34

Пассивные

18

Случайные

12

Премьерные

9

 

Примечание.  Таблица  составлена  на  основании  опроса,  проведённого  автором  в  2002  г.

 

Таким  образом,  наблюдается  прямо-пропорциональное  соотношение  активности  и  массовости:  наиболее  многочисленную  группу  представляет  категория  самых  активных  зрителей,  неактивные  зрители  составили  самую  малочисленную  группу. 

Более  того,  результаты  изучения  особого  мнения  зрителей  по  числу  театральных  посещений[*]  подтвердили  установленный  перевес  зрительской  активности  над  пассивностью.  В  числе  анкетируемых  оказалось  чуть  более  3  %  зрителей,  посещающих  театр  один  раз  в  неделю;  4,6  %  опрошенных  бывали  в  театре  один  (и  более)  раз  в  месяц.  Таким  образом,  опрос  выявил  среди  анкетируемых  любителей  театрального  искусства,  превзошедших  по  числу  посещений  даже  тех,  кого  принято  считать  настоящими  «театралами»  в  зрительской  иерархии  (см.  классификацию  Г.  Дадамяна).  Анкеты  содержали  также  ответы  респондентов,  не  уточняющих  количество  посещений,  но  претендующих  на  статус  завсегдатаев  театрального  зала:  «часто»,  «очень  часто»,  «всегда»,  «постоянно»  и  др.

Исследование  показало,  что  в  упорядоченном  списке  видов  досуга  у  благовещенских  респондентов  театр  оказался  на  первом  месте  (см.  табл.  2),  таким  образом,  театральное  искусство  в  их  духовной  жизни  играет  немаловажную  роль. 

Таблица  2. 

Наиболее  предпочтительные  из  зрелищных  искусств,  %

Театр

49

Кинофильмы  по  TV

35

Современные  кинофильмы  в  кинотеатре 

25

Концерт  эстрадный

25

Концерт  классической  музыки

14

Телевизионные  сериалы

11

Цирк

5

Другие  варианты

3

 

Примечание.  Таблица  составлена  на  основании  опроса,  проведённого  автором  в  2002  г.

 

Что  ищет  зритель  в  театре  такого,  чего  нет  ни  в  кино,  ни  дома,  у  телевизора?  Общения.  Живого  общения  с  живым  человеком.  В  этом  и  заключается  уникальное  свойство  театра.

Количественные  показатели  социологического  опроса  предопределяют  суждения  о  качественных  изменениях  в  содержании  зрительских  запросов  и  востребованности  театрального  искусства.  Дифференциация  публики  чаще  всего  осуществляется  по  признаку  социально-демографической  принадлежности.  Поэтому  мы  исходили  из  приоритетных  ориентаций  благовещенской  публики  в  театральном  искусстве  с  учетом  некоторых  ее  социально-демографических  характеристик.

В  частности,  трудно  не  согласиться  с  тем,  что  возраст  и  образование  —  факторы,  наиболее  существенно  влияющие  на  зрительские  предпочтения  и  установки.  Из  многочисленных  исследований  аудитории  театра  известно,  что  отношение  человека  к  театру,  выражающееся  в  его  посещении  или  непосещении,  самым  существенным  образом  связано  с  возрастом  человека.  В  числе  зрителей,  согласившихся  ответить  на  вопросы  анкеты,  оказались  представлены  практически  все  возрастные  группы. 

Таблица  3.

Распределение  респондентов  по  возрасту,  %

15—20  лет

19

21—30  лет

15

31—40  лет

22

41—50  лет

15

51—60  лет

14

старше  60  лет

6

 

Примечание.  Таблица  составлена  на  основании  опроса,  проведённого  автором  в  2002  г.

 

По  наблюдению  социологов  театра  влияние  возраста  на  отношение  к  сценическому  искусству  имеет  следующую  закономерность:  на  этапе  завершения  первичной  социализации  (т.  е.  между  17-ю  и  20-ю  годами)  человек  не  только  приобщается  к  театру,  но  и  посещает  его  более  активно.  К  20—25  годам  большинство  приобщившихся  начинает  постепенно  отходить  от  театра,  в  то  время  как  незначительное  меньшинство  (примерно  5—6  %)  укрепляет  с  ним  связи.  Отход  от  театра  массы  зрителей  в  возрасте  25—30  лет,  по  мнению  исследователей,  в  значительной  степени  определяется  факторами,  связанными  с  семейным  положением.  Любопытно  заметить,  что  из  16  дальневосточных  театров,  где  проводился  опрос,  благовещенский  театр  —  это  единственный  театр,  в  котором  обозначенная  тенденция  подтвердилась:  наиболее  высокая  зрительская  активность  отмечается  в  самом  молодом  возрасте  (15—20  лет)  и  в  более  зрелом  (31—40  лет).  В  остальных  же  театрах  активную  позицию  по  посещениям  заняли  зрители  двух  самых  молодых  возрастных  категорий:  15—20  и  21—30  лет.  Дальневосточные  демографы  это  связывают  с  более  поздним  по  возрасту  у  современной  молодежи  обзаведением  семьи.  Хотя  причиной  может  послужить  и  то  обстоятельство,  что  Благовещенск,  в  сравнении  с  другими  дальневосточными  городами,  не  является  студенческим  городом  в  обычном  понимании. 

Отечественные  социологи  театра  утверждают,  что  в  середине  1990-х  гг.  произошла  смена  зрительских  поколений  [6,  С.  16].  Появилась  новая  генерация  людей,  потребностям  которой  на  современной  стадии  состояния  городской  культуры  новые  развлечения  отвечают  в  большей  степени,  чем  театр,  ибо  открывают  возможности  для  ее  обособления  в  рамках  города.  Действительно,  чем  человек  моложе,  тем  сильнее  его  ориентация  на  относительно  простые  для  восприятия  формы  досуга.  Тем  не  менее,  театр  в  предлагаемом  на  выбор  списке  видов  культурного  времяпрепровождения  у  молодежи  15—20  лет  занял  почетное  второе  место  (см.  табл.  4).  Школьники  (16  %)  и  студенты  вузов  (8  %)  предпочли  просмотр  кинофильма  в  кинотеатре.

Таблица  4.

Наиболее  предпочтительные  из  зрелищных  искусств  у  молодежной  аудитории,  %

Виды  зрелищных  искусств

15—20  лет

21—30  лет

Современные  кинофильмы  в  кинотеатре

57,5

44,4

Театр

51,5

40,0

Кинофильмы  по  TV

45,4

25,9

Концерт  эстрадный

39,4

18,5

Телевизионные  сериалы

13,0

7,4

Концерт  классической  музыки

9,0

7,4

Цирк

6,0

7,4

 

Примечание.  Таблица  составлена  на  основании  опроса,  проведённого  автором  в  2002  г.

 

Что  же  предпочитают  приамурские  зрители  15—20  и  21—30  лет  смотреть  в  театре?

Таблица  5.

Наиболее  предпочтительные  из  театральных  жанров  у  молодежной  аудитории,  %

Жанры

15—20  лет

21—30  лет

Легкая  лирическая  комедия

63,3

59,2

Серьезная  психологическая  драма

48,4

37,0

Пьеса,  зеркально  отражающая  жизнь  современного  российского  общества  («на  злобу  дня»)

45,4

25,9

Музыкальный  легкий  спектакль-представление  в  жанре  мюзикла,  шоу…

33,3

25,9

Балет

27,2

11,1

Оперетта

12,1

33,3

Опера

15,1

3,7

Примечание.  Таблица  составлена  на  основании  опроса,  проведённого  автором  в  2002  г.

 

Выбор  юных  зрителей  (15—20  лет)  весьма  показателен:  за  явным  преимуществом  на  первом  месте  оказалась  легкая  лирическая  комедия.  Театр  все  чаще  обращается  к  синтетическим  методам,  в  спектаклях  звучит  много  музыки,  используются  спецэффекты,  меняется  культура  сценической  речи…и  все  это  в  угоду  юным  зрителям.  С  другой  стороны,  воспитание  искусством  —  это  не  столько  морализаторство,  наставление,  преподнесение  образцов,  достойных  подражания.  Воспитательный  механизм  его  более  тонок  и  не  всегда  уловим,  иногда  это  просто  приобщение  к  творческому  труду,  к  поэтическому  слову,  к  музыке,  пластике. 

Диаграммы  зрительских  реалий  требуют  научного  анализа  юношеского  восприятия.  Помимо  пропаганды  театрального  искусства  необходима  педагогическая  работа  с  учащейся  молодежью,  направленная  на  формирование  у  нее  зрительской  культуры.  Молодежь  должна  идти  в  театр,  пусть  даже  в  театре  окажутся  абсолютно  уравнены  две  его  основные  функции  —  воспитательная  и  развлекательная,  театр  во  все  времена  был  школой  талантливого  зрителя,  школой  социализации.  Несмотря  на  то,  что  более  70  %  опрошенной  молодежи  обеих  возрастных  групп  основную  роль  театра  определили  как  духовно-развивающую,  у  достаточно  зрелых,  хотя  и  молодых  еще  людей,  чей  возраст  соответствует  21—30  годам,  репертуарный  выбор  практически  не  меняется  (см.  табл.5).

Театр,  обращенный  к  различным  слоям  населения,  предполагает  восприятие  и  понимание  спектаклей  максимально  широкими  кругами  людей.  Любопытно  отметить,  что  с  увеличением  возраста  зрительская  активность  благовещенцев  мало  изменяется,  изменения  заметны  лишь  в  участии  пенсионеров  в  театральной  жизни  города  (см.  табл.  3).  Тем  не  менее,  в  проведенном  опросе  эта  социально-возрастная  группа  представила  ни  много,  ни  мало  —  6  %.  Именно  их  принято  считать  носителями  качественно  отличающихся  художественных  ориентаций.  Люди  65—75-летнего  (и  далее)  возраста  формировались  на  волне  мажорных  настроений,  связанных  с  победой  народа  над  фашизмом,  освобождением  от  ужасов  сталинской  эпохи  и  предоставляемые  им  государством  реальные  возможности  приобщения  к  высотам  духовности  были  более  чем  достаточны.   

Активными  театральными  зрителями  считают  себя  55  %  участвовавших  в  опросе  благовещенских  пенсионеров,  и  именно  театру,  из  всех  предложенных  на  выбор  зрелищных  искусств  анкетируемые  отдали  свое  предпочтение,  причем  с  явным  преимуществом:  за  театр  проголосовали  —  52  %;  за  просмотр  кинофильмов  по  TV  —  35  %;  за  посещение  эстрадного  концерта  —  35  %;  за  просмотр  телесериалов  в  домашних  условиях  —  25  %;  пойти  на  концерт  классический  музыки  согласились  25  %;  меньше  всего  благовещенские  пенсионеры  хотят  ходить  в  кинотеатры  и  в  цирк  (по  5  %). 

Пенсионер  разительно  изменился,  живет  ныне  куда  более  богатой  внутренней  жизнью,  как,  впрочем,  и  вообще  люди  старшего  поколения.  Эстетические  идеалы,  вкусы  и  ориентации,  художественные  потребности  этой  зрительской  категории  заметно  отличаются  от  общего  зрительского  мнения  по  вопросам  видения  роли  театрального  искусства  в  духовном  развитии  общества,  в  том  числе  и  в  репертуарных  предпочтениях.  Это  положение  наиболее  ярко  удалось  продемонстрировать  сравнительной  таблицей  жанровых  предпочтений  зрителей  всех  возрастов  (см.табл.  6).

Таблица  6.

Жанровые  предпочтения  зрителей  всех  возрастов,  %

Что  предпочитают?

15—20  лет

21—30  лет

31—40  лет

41—50  лет

51—60  лет

60  лет  и  старше

Серьезную  психологическую  драму

48,4

37

59,4

50

37,8

50

Легкую  лирическую  комедию

63,3

59,2

67,5

71

60,8

40

Пьесу,  зеркально  отражающую  жизнь  российского  общества  («на  злобу  дня»)

45,4

25,9

10,8

14,2

52,1

30

Музыкальный  легкий  спектакль-представление  в  жанре  мюзикла,  шоу…

33,3

25,9

43,2

25,0

17,3

25

Оперу

15,1

3,7

5,4

3,5

4,3

5

Оперетту

12,1

33,3

40,5

14,2

30,4

30

Балет

27,2

11,1

0

0

4,3

5

 

Примечание.  Таблица  составлена  на  основании  опроса,  проведённого  автором  в  2002  г.

 

Самой  представительной  из  числа  опрошенных  оказалась  часть  респондентов  в  возрасте  31—40  лет  (22  %),  затем  41—50-летние  (15  %)  и  51—60-летние  зрители  (14  %).  Зрительский  массив,  находящийся  в  активном  трудоспособном  возрасте  мы  разделили  по  таким  показателям,  как  социальное  положение  и  образование,  гипотетически  прогнозируя  зависимость  активности  в  сфере  потребления  культурных  благ  от  этих  признаков.  Именно  структурный  анализ  состава  публики  Амурской  областной  драмы  позволяет  проследить  различия  в  ее  отношении  к  театру.

Не  вызывает  сомнения  тот  факт,  что  роль  драматического  искусства  в  структуре  досуга  населения  повышается  с  ростом  образования.  Из  числа  амурских  зрителей  с  высшим  образованием  постоянными  посетителями  являются  —  61  %,  из  имеющих  незаконченное  высшее  —  13,2  %,  среднее  специальное  —  25  %.  Причем  лица  с  высоким  уровнем  образования  из  предложенного  списка  зрелищных  искусств  предпочли  именно  театр,  таковых  оказалось  51  %

Результаты  исследования  позволяют  считать  гуманитарную  и  творческую  интеллигенцию  одной  из  основных  групп  театральных  зрителей  (см.  табл.  8),  они  показывают  прочность  связей  людей  с  высшим  образованием  и  сценического  искусства.  Удельный  вес  в  общей  структуре  публики  этой  подгруппы  составил  59  %  (с  учетом  сельской  интеллигенции).  Именно  на  этот  зрительский  контингент  всегда  рассчитывают  театры. 

Важная  роль  интеллигенции  в  обществе  обусловлена  ее  творческой,  интеллектуальной  функцией.  Представители  данного  социума  чаще  других  занимает  позицию  критика,  не  дающего  застояться  театру  и  побуждающего  его  к  совершенствованию.  Люди  более  высокого  уровня  духовного  развития  не  плывут  по  воле  волн  потока  функционирующих  в  обществе  художественных  идей,  а  чаще  других  отбирают  для  себя  из  него  подлинно  ценное,  хотя  и  не  совсем  свободны  от  конъюнктуры  театра  (см.  табл.7).  Вероятно,  сказалось  духовное  раскрепощение  последних  лет,  снятие  существовавших  в  стране  разного  рода  запретов  на  свободу  слова  и  мысли.

Таблица  7.

Жанровые  предпочтения  зрителей  из  числа  гуманитарной  и  творческой  интеллигенции

Что  предпочитают?

%

Серьезную  психологическую  драму

50,4

Легкую  лирическую  комедию

51,4

Пьесу,  зеркально  отражающую  жизнь  российского  общества  («на  злобу  дня»)

21,7

Музыкальный  легкий  спектакль-представление  в  жанре  мюзикла,  шоу…

31,7

Оперу

2,9

Оперетту

27,7

Балет

3,9

 

Примечание.  Таблица  составлена  на  основании  опроса,  проведённого  автором  в  2002  г.

 

Наши  предположения  полагаются  на  обобщающие  результаты  комплексного  исследования  личностной  структуры  российского  общества,  предпринятого  учеными  Государственного  института  искусствознания  в  середине  1990-х  гг.,  которые  пришли  к  выводам  о  том,  что  личностные  характеристики  российской  интеллигенции  во  многом  изменились  [8,  С.  116—122].  В  частности,  исследователи  отказали  гуманитарной  интеллигенции  в  позиции  флагмана  личностного  развития.  Тем  не  менее,  представительство  различных  профессиональных  групп  в  совокупной  аудитории  Амурского  театра  трудоспособного  возраста  оказалось  весьма  неравномерным  (см.  табл.  8)[**].  И  наиболее  представительным  социальным  слоем,  как  уже  отмечалось  выше,  по-прежнему  остается  гуманитарная  и  творческая  интеллигенция. 

Таким  образом,  при  всей  близости  характеристик  интеллигенции  ощутимы  заметные  различия  внутри  этого  социального  слоя,  между  разными  его  подгруппами  —  «техниками»  (инженерами,  научными  работниками  технического  профиля  и  т.  д.),  «естественниками»  (медиками)  и  «гуманитариями»  (педагогами,  журналистами,  юристами,  научными  работниками  гуманитарного  плана  и  др.). 

Таблица  8.

Представительство  зрителей  по  профессиональному  признаку 
(из  числа  актуальной  аудитории  АОДТ)

Гуманитарная  и  творческая  интеллигенция:

%

Бизнес,  сфера  обслуживания:

%

Работники  производства:

%

а)  Работники  искусства,  сферы  культуры,  библиотекари,  журналисты

22

а)  Работники  офисов,  бухгалтеры,  менеджеры

 

9

а)  Инженеры,  технологи,  конструкторы,  программисты

4

б)  Научные  сотрудники,  преподаватели  ВУЗов

8

б)  Юристы,  нотариусы

1

б)  Рабочие  высшей  квалификации

1

в)  Учителя,  воспитатели

19

в)  Работники  торговли,  общественного  питания

1

в)  Рабочие  низкой  квалификации

1

г)  Медработники,  врачи

7

г)  Частные  предприниматели

1,7

 

 

Работники  сельской  местности:

%

Учащаяся  молодежь:

%

Другие  группы:

%

а)  Гуманитарная  и  творческая  интеллигенция  (учитель,  клубный  работник,  библиотекарь)

1

а)  Школьники

16

а)  Военнослужащие

0

б)  Бизнес,  сфера  обслуживания

0

б)  Учащиеся  системы  профтехобразования

0

б)  Пенсионеры

6

в)  Работники  аграрного  производства  (шофер,  тракторист,  механик,  доярка  и  др.)

0

в)  Студенты  вузов,  техникумов

8

в)  Домохозяйки 

1

 

 

 

 

г)  Безработные

2

Примечание.  Таблица  составлена  на  основании  опроса,  проведённого  автором  в  2002  г.

 

Как  видим,  помимо  молодежи  и  гуманитарной  интеллигенции  неплохо  посещали  спектакли  работники  офисов,  бухгалтеры  и  медики;  представительство  инженерно-технической  интеллигенции  можно  считать  средним;  наименьший  удельный  вес  в  общей  структуре  публики  имеют  домохозяйки  и  рабочие  (как  высшей,  так  и  низшей  квалификации). 

Структура  всех  рассматриваемых  групп  населения  изменилась  за  полтора  десятилетия  мало,  перемены  незначительны,  хотя  и  любопытны.  По  этой  причине,  помимо  выявления  некоторых  черт  духовного  облика  основных  социальных  сил  сегодняшней  российской  провинции,  представлялось  интересным  получить  хотя  бы  самые  общие  сведения  о  новой,  тогда  еще  нарождающейся  силе  —  о  предпринимателях,  претендующих  на  все  большую  роль  в  политике,  экономике  и  культуре.  К  сожалению,  в  числе  опрашиваемой  театральной  аудитории  Благовещенска  анкеты  были  заполнены  всего  лишь  двумя  предпринимателями,  поэтому  мы  не  смогли  набросать  даже  самых  общих  черт  культурного  портрета  благовещенских  предпринимателей  (что  предпочитают,  как  часто  ходят  и  т.  д.). 

Директор  АОДТ  Т.  Бедина,  дифференцируя  зрителя  по  социальному  признаку,  обозначила  обычное  присутствие  в  зале  значительного  слоя  интеллигенции.  Но  при  этом  отметила:  «приезд  московских  артистов  заметно  меняет  публику:  зал  все  больше  заполняют  предприниматели,  работники  коммерческих  фирм,  банков.  Цены  на  московских  гастролеров  всегда  выше»  [1].  При  этом  уверяла  журналистов  в  том,  что  «посмотрев  москвичей,  этот  зритель  приходит  посмотреть  на  «своих»…»  [1].  Как  выяснилось,  приходят,  но  не  в  сравнение  меньше,  особенно,  что  касается  обеспеченного  слоя  публики.

Специфика  формирования  отношения  к  театру  у  мужчин  и  женщин,  выявленная  нами  в  ходе  анализа,  может  быть  описана  следующим  образом:  уровень  приобщенности  к  театру  у  женщин,  примерно  в  два  с  половиной  раза  выше,  чем  у  мужчин  (в  процентном  выражении  это  выглядит  следующим  образом:  79  к  21).  Однако  обозначенная  гендерная  асимметрия  театральной  аудитории  АОДТ  усугубляется  еще  и  слабой  активностью  посещений  театра  мужчинами:  активными  зрителями  считают  себя  11,7  %  мужчин  и  52,3  %  женщин.  Выходит,  что  среднее  число  посещений,  приходящихся  на  мужчину,  в  среднем  в  четыре  раза  ниже  среднего  количества  спектаклей,  просмотренных  посещающей  театр  женщиной. 

По  наблюдениям  социологов  театра,  «у  мужчин  возраст  влияет  на  изменение  их  отношения  к  театру  заметно  меньше:  в  своей  приобщенности  мужчины  более  стабильны  —  они  труднее  вовлекаются  в  реальную  аудиторию  театра,  но,  попав  в  нее,  закрепляются  там  прочнее»  [4,  С.  38].  Исследование  театральной  аудитории  Благовещенска  подтвердило  данное  утверждение.  По  результатам  нашего  опроса  мужчины  активно  начинают  посещать  спектакли  уже  в  возрасте  от  15—20  лет.  Однако  после  40  лет  присутствие  мужчин  в  театральном  зале  резко  идет  на  спад. 

Чаще  других,  что  вполне  ожидаемо,  среди  посетителей  театра  оказывались  мужчины-представители  гуманитарной  и  технической  интеллигенции  с  высшим  образованием. 

Чем  руководствуется  зритель,  когда  выбирает  тот  или  иной  театр,  спектакль?  Фамилия  режиссера  в  провинции  не  играет  столь  важную  роль,  как  в  столичных  театрах.  В  периферийных  театрах  режиссеры  чаще  ставят  сами,  к  тому  же  имена  приглашенных  со  стороны  постановщиков  зрителям  не  всегда  известны,  чтобы  на  них  специально  идти.  Так,  почему  же  житель  современного  города,  предлагающего  достаточный  выбор  развлечений,  приобретает  театральный  билет?  Существует  большое  число  возможных  мотиваций:  привитая  с  детства  потребность  в  эстетическом  удовольствии;  желание  отвлечься  и  развлечься;  потребность  произвести  впечатление;  следование  требованиям  моды  и  престижа;  стремление  к  небанальным  событиям;  увидеть  любимого  актера;  поиск  дополнительной  эмоциональной  «пищи»  и  т.  д. 

Социологи  и  социальные  психологи  не  случайно  отводят  большую  роль  ритуалу  театрального  посещения,  который  начинается  с  момента  формирования  мотивов  посещения  театра,  выбора  спектакля,  ожиданий,  осуществления  предпринятых  намерений.  Мотивы  выбора,  предпочтения  и  интересы  зрителей  в  исследовании  считаем  весьма  важным  и  содержательным  показателем  приобщенности  к  театру.  Во  взаимоотношениях  театра  и  публики  определяющую  роль  играет  отношение  к  театру  как  к  средству  эмоционального  воздействия,  перед  этим  мотивом  отступает  потребность  в  чисто  познавательных  его  сторонах.  Сам  К.С.  Станиславский  признавал,  что  театр  является  не  только  средством  познания  жизни,  но  и  средством  эстетического  наслаждения  и  разумного  развлечения  [5,  С.  36]. 

Театр  способствует  удовлетворению  множественных  потребностей.  Развлекательная  функция  реализуется  через  ряд  моментов,  включающих  праздничность  обстановки,  возможность  встречи  с  друзьями,  а  также  специфические  зрелищные  эффекты  —  музыку,  декорации,  цветовое  решение  спектакля  и  т.  д.  Это  как  раз  те  яркие  составляющие  сценического  действа,  которые  в  наиболее  полной  мере  присутствуют  в  легкой  лирической  комедии  и  музыкальном  спектакле,  предпочитаемых  основной  массой  зрителей  областного  центра. 

Таким  образом,  мера  удовлетворенности  намерений  рассматривалась  нами  через  выяснение  того,  что  зритель  хотел  видеть  на  театральной  сцене.  Зафиксированные  театральные  предпочтения  в  выборе  репертуарных  направлений  дают  нам  основания  полагать,  что  в  областном  театре  зрителям  предлагается  разнообразная  программа  и  делается  это,  прежде  всего,  с  целью  завоевания  разного  зрителя  [7,  С.  112—119]. 

В  исследовании  отношение  зрителей  к  сценическому  искусству  дифференцируется  на  основе  их  личностного  выбора.  Повторимся:  наше  исследование  ограничивается  социально-демографическим  уровнем  анализа,  мы  не  выходим  на  личностные  аспекты,  то  есть  на  изучение  функции  театрального  искусства  в  духовном  мире  личности  в  целом,  хотя  в  нем  и  затрагивается  аспект  осознания  роли  театра  в  духовном  развитии  респондента  (в  анкете  проблемный  блок  №  II:  «Роль  театрального  искусства  в  духовном  развитии  общества»).  Эта  функция  реализуется  через  трансляцию  ценностей,  норм  духовного  творчества.  Театр  участвует  в  выработке  знаний,  и  представлений  о  мире  и  о  человеке,  происходит  расширение  горизонта  личности,  включение  его  в  иную  среду  через  переживание  чужих  судеб.  Важнейший  источник  познания  реальной  жизни  —  собственный  социальный  опыт  человека,  но  театр  помогает  расширить  эти  границы.  И  с  этим  мнением  согласились  75  %  всей  массы  респондентов.  Среди  мотивов  посещения  театра  стремление  к  развлечению  назвали  20  %.  Как  же  распределяется  это  общее  мнение  в  зависимости  от  социально-демографической  принадлежности  респондентов?

Таблица  9.

Оценка  респондентами  роли  театрального  искусства  в  жизни  общества

ПРОФЕССИЯ

Духовно-развивающая,  %

Развлекательно-релаксационная,  %

а)  Работники  искусства,  сферы  культуры,  библиотекари,  журналисты

83

10

б)  Научные  сотрудники,  преподаватели  ВУЗов

76,9

15,3

в)  Учителя,  воспитатели

81,8

15,1

г)  Медработники,  врачи

66,6

25

а)  Работники  офисов,  бухгалтеры,  менеджеры

52,3

38

б)  Юристы,  нотариусы

100

0

в)  Работники  торговли,  общественного  питания

50

50

г  )  Частные  предприниматели

100

0

а)  Инженеры,  технологи,  конструкторы,  программисты

57,4

14,2

б)  Рабочие  высшей  квалификации

100

0

в)  Рабочие  низкой  квалификации

100

0

а)Гуманитарная  и  творческая  интеллигенция  (учитель,  клубный  работник,  библиотекарь) 

100

0

б)  Бизнес,  сфера  обслуживания

0

0

в)  Работники  аграрного  производства  (шофер,  тракторист,  механик,  доярка  и  др.) 

0

0

а)  Школьники

61,5

34,6

б)Учащиеся  системы  профтехобразования

0

0

в)  Студенты  вузов,  техникумов

83,3

16,6

а)  Военнослужащие

0

0

б)  Пенсионеры

100

0

в)  Домохозяйки 

0

0

г)  Безработные

100

0

Примечание.  Таблица  составлена  на  основании  опроса,  проведённого  автором  в  2002  г.

 

Сложение  чисел  из  двух  последних  столбцов  представленной  таблицы  (см.  табл.  9)  не  всегда  в  результате  дает  ожидаемые  100  %.  Это  происходит  по  той  причине,  что  респондентам  помимо  предложенных  двух  вариантов  ответов  была  предоставлена  возможность  выразить  особое  мнение  по  обозначенной  проблеме,  т.  е.  предложить  собственный  вариант  ответа,  в  общей  массе  ответов  их  оказалось  чуть  более  8  %.  Эти  частные  мнения  невозможно  заключить  в  строгий  стандарт  запрограммированного  алгоритма,  поэтому  мы  позволим  себе  остановить  на  них  внимание. 

Обращают  на  себя  внимание  неординарные  мнения  зрителей,  не  поленившихся  изложить  их  в  анкетах.  К  примеру,  студент  вуза,  пришедший,  по  его  признанию,  в  театр  впервые,  написал:  «возможно  в  нашем  мире  больше  необходимо  высмеивать  бытовуху»;  дама,  преподаватель  вуза  в  возрасте  51—60  лет,  полагала,  что  «театр,  прежде  всего,  должен  выполнять  роль  патриотическую»;  женщина,  бухгалтер  главный  смысл  существования  театра  находила  «в  его  познавательных  возможностях»  и  т.  д.

Театроведы  же  полагают,  что  театр,  как  социокультурный  институт,  прежде  всего,  предполагает  общение.  В  процессе  социализации  через  воздействие  системы  художественных  образов  зрители  осваивают  хранящиеся  в  культуре  программы.  Состав  общества  и  социальных  групп  постоянно  обновляется,  но  благодаря  социализации  новые  члены  общества  приобщаются  к  накопленному  социальному  опыту  и  продолжают  следовать  зафиксированным  в  этом  опыте  образцам  поведения.

Итак,  мы  выяснили,  что  у  каждого  слоя,  каждой  обозначенной  подгруппы  населения  различны  установки  на  театр. 

Как  показало  исследование,  свои  мотивы  посещения  или  непосещения  театра  имелись  практически  в  каждой  социальной  подгруппе.  Представляет  интерес  и  степень  влияния  конкретных  причин,  ограничивающих  масштабы  аудитории  театра,  с  учетом  того,  что  размеры  не  только  потенциальной,  но  и  реальной  аудитории  города  и  области  претерпели  за  десятилетие  (1990-е  гг.)  существенные  изменения  [3,  С.  28—29].  Мы  также  понимаем,  культура  досуга  определяется  не  только  идеологическими  пожеланиями,  но  и  уровнем  материального  благосостояния  общества.  Кризис  в  экономике  привел  к  резкому  ухудшению  жизни  населения.  На  начало  1997  г.,  56  %  населения  области  были  с  доходами  ниже  прожиточного  уровня  (против  21,6  %  в  целом  по  стране)  [3,  С.  28].  Маловероятно,  что  ситуация  улучшилась  значительно  за  последующие  три  года. 

Проделанный  нами  анализ  достаточно  выразительно  демонстрирует,  как  масштабы  аудитории  театра  лимитируются,  с  одной  стороны,  тем,  насколько  люди  равнодушны  или  неравнодушны  к  искусству,  а  с  другой,  тем,  какие  реальные  возможности  общения  с  ценностями  театральной  культуры  есть  у  тех,  кого  это  искусство  интересует.

К  сожалению,  за  рамками  данной  статьи  автор  вынужден  оставить  подробный  анализ  мотивов  посещения  и  непосещения  театра  по  причине  ограниченности  допустимого  редакцией  объема. 

 

Список  литературы:

1.Бедина  Т.  «…А  вы  знаете,  наши-то  лучше!»  //  Амурский  телеграф.  —  Благовещенск,  1999.  29  марта  —  4  апр.

2.Дадамян  Г.Г.  Размер  зрительской  аудитории  театра  //  Экономика  и  организация  театра.  —  Л.,  1979.  —  Вып.  5.

3.Демографическая  ситуация  в  Приамурье:  состояние  и  перспективы:  материалы  региональной  научно-практической  конференции  «Демографическая  ситуация  и  миграционная  политика  в  Приамурье:  социально-экономические,  правовые  и  медико-экологические  аспекты».  —  Благовещенск,  10—11  февр.  2006  г.  —  Благовещенск,  2006. 

4.Константин  Станиславский.  Записные  книжки.  —  М.:  ВАГРИУС,  2001. 

5.Мягкова  И.  «По  долинам  и  по  взгорьям…»  //  Театральная  жизнь.  —  1999.  —  № 

6.Новый  зритель  и  новые  ожидания  //  Театральный  смотритель.  —  М.,  2002.  —  №  2. 

7.Осипова  Э.В.  Репертуарные  предпочтения  публики  Амурского  областного  театра  как  показатель  эволюции  взаимосвязей  «театр-зритель»  (1990-е—2000-е  гг.)  //  Культурное  наследие  Дальнего  Востока  и  Забайкалья.  Материалы  региональной  научно-практической  конференции,  посвященной  120-летию  основания  Амурского  областного  краеведческого  музея  и  130-летию  со  дня  рождения  известного  ученого,  краеведа  Г.С.  Новикова-Амурского.  2011  г.  —  Благовещенск:  Изд-во  Амурского  областного  краеведческого  музея,  2011.

8.Художественная  жизнь  современного  общества.  —  Т.  2.  Аудитория  искусства  в  России  вчера  и  сегодня.  —  СПб.:  ГИИ,  1997.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.