Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 08 июля 2013 г.)
Наука: Филология
Секция: Литература народов стран зарубежья
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФОЛЬКЛОР И МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СЕМИОСФЕРЫ
Романенко Елена
канд. филол. наук, доцент, докторант Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, г. Киев, Украина
E-mail:
FOLKLORE AND POPULAR LITERATURE AS SEMIOSPHERE
Romanenko Olena
candidate of philological sciences, associate professor of Taras Shevchenko National University of Kyiv, Kyiv, Ukraine,
АННОТАЦИЯ
Исследуются общие и отличительные черты фольклора и массовой литературы как семиосфер.
ABSTRACT
The general and distinctive attribute of folklore and popular literature are probed as semiosphers.
Ключевые слова: семиосфера, фольклор, массовая литература.
Keywords: semiosphera, folklore, popular literature.
«Эта книга — попытка постановки вопроса. Создание общей исторической семиотики культуры было бы ответом» [1, с. 390]. Так завершается труд «Внутри мыслящих миров» Ю. Лотмана, который является первой попыткой описать семиотические структуры как особое пространство взаимодействия разных знаков, кодов, идей, жанров и текстов. Идеи ученого заложили основы теории семиосферы, но их практическое приложение осталось преимущественно за пределами этого труда. Однако литературный процесс ХХ в. дает много интересных примеров перемещения, столкновения и обновления семиотических кодов в разных семиосферах, особенно если идет речь о фольклоре и массовой литературе, ведь «после фольклора наиболее проникающим объектом для семиотики стала массовая литература и поэтика сугубо традиционных жанров» [2, с. 47].
Эстетические системы массовой литературы и фольклора обнаруживают много общих черт, в частности, можно говорить о близости нарративных структур романов массовой литературы и волшебных сказок. И там и там наблюдается использование повторяемых мотивов: на уровне сюжета, образов, архетипов. Особенность фольклорной поэтики и стилистики — повторяемость. На этих же принципах основывается и массовая литература, в которой, кроме того, срабатывает еще и принцип максимальной тождественности и достоверности изображаемого — жизни и наиболее распространенным культурным кодами или стереотипам. Общее направление эволюции жанровых модификаций массовой литературы, в частности конца ХХ — начала ХХІ в., свидетельствует о близости двух семиосфер — массовой литературы и фольклора — и в то же время о наличии у них отличительных признаков. Но этот вопрос остается недостаточно освещенным в литературоведении, нуждается в систематизации, что и предопределяет актуальность избранной темы. Цель статьи — проанализировать особенности взаимодействия семиосфер фольклора и массовой литературы, обнаружить общие и отличительные черты и границы, отделяющие их.
Массовая литература и фольклор — две особенные семиосферы, динамические и стабильные одновременно, их внутренняя структура функционирует по разным законам, однако они имеют много общих признаков. Изучение маслита как семиосферы позволяет обнаружить не только исторические закономерности его развития, но и проанализировать ведущие типологические доминанты массовой литературы вообще или конкретного периода. Теоретико-методологической основой такого исследования являются труды Ю. Лотмана [1], Е. Мелетинского [2], Т. Щировской [5], У. Эко [6], В. Проппа [4] и др.
История развития литературы убеждает: архетипные, фольклорные, мифологические сюжетные структуры со временем сочетались с различными социальным, гендерными, литературными кодами и символами, трансформируясь в новые жанрово-стилевые модификации массовой литературы. Именно в жанровых образцах маслита можно выделить типы сюжетов, в которых реализованы традиционные современные сюжетные схемы, поведенческие модели, морально-дидактичные установки, одновременно в них легко прочитываются сюжетные структуры, заимствованные из фольклора. Близость сюжетных структур народной, в частности волшебной, сказки с массовой литературой не раз отмечалась в литературоведческих исследованиях (Г. Черняк, Н. Купина, Г. Литовская, Н. Николина, С. Филоненко и др.), однако обычно подобные труды не содержат детального анализа этой проблемы — только указание на наличие генетического родства между фольклором и массовой литературой.
Если описывать массовую литературу и фольклор как семиосферы, то, безусловно, следует учесть, что «семиотические системы находятся в постоянном движении. Изменчивость — закон существования семиосферы. Она меняется в целом и постоянно меняет свою внутреннюю структуру» [1, с. 276]. Но есть признаки, которые в пределах определенной семиосферы остаются неизменными, они, собственно, и составляют семантическое ядро семиосферы. Фольклор как целостная и одна из самых древних семиосфер имеет такое свойство, как относительная инертность структуры (фольклор — наиболее устоявшаяся семиосфера, которая мало меняется в результате социокультурных трансформаций, фактически не испытывает влияний моды, это универсальная картина действительности, основанная на большом количестве архаичных семантических кодов, знаков, символов, прежде всего — национальных). Фольклор как особый тип семиосферы зиждется на структурно-смысловой жесткости всех элементов, их соотношений и вариаций комбинирования. Кроме того, еще одним семиотическим признаком фольклора является то, что в нем используется язык символов, знаков, архетипов, кодов, понятных всем членам общества, это язык, адресованный всем и каждому, язык, объединяющий нации. «Фольклорный текст, — пишет С.Ю. Неклюдов, — ориентированный на коллективную, а не индивидуальную психологию, коллективный опыт, коллективное сознание. Традиция не выражает в нем никаких индивидуальных интенций, чувств или представлений, хотя, безусловно, его выполнение и восприятие включает моменты активного сопереживания и самоидентификации с героями у исполнителя и слушателей» [3, с. 101]. Одним из существенных законов функционирования всех элементов системы фольклора есть принципы повторяемости; тождественности определенным логическим моделям, в том числе композиционно-сюжетным структурам, предвосхищения сюжетов, стремления к уподоблению содержания; обращение к архаичным образам, основанное на эксплуатации повторяемых ощущений и впечатлений («…фольклорная эстетическая норма есть повторение песни или сказки, воспроизведение ее такой, какой она жила в устах дедов и прадедов, тогда как даже средневековый книжный поэт колеблется между верностью традиции и стремлением воссоздать ее по-своему. При этом сказитель, ориентируясь на известные ему образцы стиля, знание сюжета и поэтической лексики, отдельных формул и т. п., прежде всего воспроизводит определенные поэтические структуры (на всех уровнях), оставаясь строго в пределах символической моделирующей системы» [2, с. 43]).
Массовая литература как относительно молодая семиосфера имеет другие признаки. Она не столь инертна, как фольклор, имеет большую вариативность текстов, хотя тоже адресована массовой (читай: коллективной) аудитории и основана на принципах структурно-смысловой жесткости системы. Как и народная сказка, произведение массовой литературы обращено к известной каждому читателю или адресату драматичной ситуации, сюжетной коллизии, нарративному стереотипу, коду, символу, знаку или сюжетной структуре. Ориентированная, как и фольклор, на коллективный опыт, конструируется и воспринимается рядовым читателем на принципах тождественности с уже известными ему словесными, сюжетными или ролевыми формулами (стереотипами), образами и т. п.
Стрежневыми элементами повествования в волшебной сказке и тексте массовой литературы являются устоявшаяся сюжетная структура, четкое композиционное строение, использование простых и понятных для массовой аудитории художественных образов. Как семиосфера маслит зиждется на принципах повторяемости. Особенно выразительно эта его черта проявилась в эпоху модернизма, когда заострились противоречия между художественными открытиями и копированием, ведь модернистская поэтика основывается на отречении от классических образцов. В противовес этому практика массовой литературы основана на поэтике стандартизации, а следовательно, вечном повторении, а «избыток привлекательности, повторяемость, нехватка новизны воспринимались как своеобразный коммерческий прием (продукт должен отвечать запросам потребителя), а не как провокационная ориентация на новое (и сложное для восприятия) миропонимание. Продукты массмедиа ассимилировались промышленностью в той мере, в которой они были серийными продуктами, а этот тип серийного производства считался чужим художественным открытием» [6, с. 52]. Художественная практика второй половины ХХ в. засвидетельствовала постепенное нивелирование острых противоречий между «инновациями и повторением» (Умберто Эко), в ней проявилось сближение высокой и массовой литератур. А это еще больше заострило проблему установления общих и отличных типологических доминант между массовой литературой как целостной семиосферой и другими художественными практиками, в частности, фольклором как семиосферой с отличительными эстетическими ориентирами. Это полностью разрушило те высокие заборы, которыми стремился отгородиться модернизм как высокая художественная практика от массового искусства, благодаря стиранию границ между новаторством и копированием, экспериментом и клишированными подходами. Повторение в этом контексте, по мнению У. Эко, имеет разные последствия для разных аудиторий: это может «заставить адресата вступить в конфликт с самим собой и с интертекстуальной традицией в целом»; а может дать читателю «успокоение, проектирование и беспроблемное узнавание» в прочитанном или увиденном известного [6, с. 69].
Эстетика повторения в практике массовой литературы частично созвучна повторению в фольклоре, в первую очередь потому, что в повторении реализуются многочисленные варианты, а художественная практика массовой литературы дает множество вариантов одного и того же сюжета, образа, персонажа, композиционных приемов, мотивов, идей и тому подобное. Так же и фольклор основан на воссоздании бесконечных вариаций, но характер повторения в фольклоре и массовой литературе разный. И предопределено это прежде всего тем, что эти две семиосферы формировались в разных семантических контекстах. Фольклор как коллективная память, система национальных кодов и ценностей, система первичных семантических кодов и знаков, язык которых понятен всем членам определенного сообщества, хотя и имеет определенные отличия, преимущественно национальные (в частности, украинский фольклор как семиосфера отличается от французского или полинезийского народного творчества, которые являются другими семиосферами).
Массовая литература — это коллективный социокультурный опыт, в котором переплавились, слились и трансформировались разные семиотические коды и системы, став общими для всех народностей, социальных слоев, государств; она принципиально ориентирована на общий коллективный опыт всепланетарного уровня, который объединяет культуру и литературу всех народов и эпох. Общим и для фольклора, и для массовой литературы как семиосфер остается ориентированность на структурно-смысловую жесткость всех элементов, однако эти системы отличаются:
Восприятием времени и пространства. В фольклоре эти категории мыслятся как принципиально непрерывные, циклические, в массовой литературе пространство и время имеют серийные свойства; повторяемость и вариативность — один из ведущих признаков массовой литературы как семиотической системы. Соответственно, для маслита присуще акцентирование начала и конца истории, а для фольклора начало и конец — это неотделимые части непрерывного потока существования истории, событий из жизни героев и т. д., то есть они включены во всеобщее время и пространство.
Отношением к социокультурным реальностям. В частности, в фольклоре как семиотической системе большое значение имеет ритуал в качестве особенной формы утверждения действий, событий и системы кодов и знаков, в то же время массовая литература абсолютизирует иные сферы — гендерные, социальные, культурные, ментальные, национальные и др. стереотипы.
Отличием в использовании символов, кодов, знаков, архетипов. В фольклоре они являются первичным структурным элементом, это особенная сфера закодированных сообщений, часто их значения уже отдалены от современного восприятия, зашифрованы, а в массовой литературе все они являются вторичными, заимствованными (часто из народного творчества разных народов, например, в фэнтези могут использоваться фольклорные образы англосакского, скандинавского и индийского фольклора). Еще один признак, который отличает массовую литературу и фольклор, — символы, знаки, коды, образы, сюжетные структуры в маслите становятся тривиальными, свободно перемещаются из разных семиотических систем, в том числе не только фольклора как семиосферы, но и из других семиосфер (социума, массмедиа, высокой литературы, истории и др.).
Закрытостью / открытостью. Фольклор — принципиально закрытая система, свободное перемещение любых семиотических компонентов в нем фактически невозможно, а массовая литература — принципиально открытая знаковая система, в которой постоянно происходит пассивное усвоение знаков, адаптация, смещение центра и периферии. Универсальность фольклора как семиосферы основана на неразрушимой целостности, жесткости знаковой системы, а универсальность маслита — на открытости знаковой системы, стабильность в ней достигается благодаря тому, что знаки в массовой культуре и литературе являются стабильно закрепленными за определенными понятиями, однако наделены свойством свободного перемещения в разных семиосферах, это касается в первую очередь сюжетных элементов, функций персонажей (в трактовке В. Проппа), композиционных приемов, мотивов и др.
Отношением к жанру. Фольклор тяготеет к жанровой нормативности, а массовая литература ориентирована на постоянное вторжение одного жанра в пространство другого, усвоение жанровых образцов, которые сформированы в высокой литературе.
Ориентацией на коллективное восприятие. В фольклоре — это коллективная архаичная память, а в массовой литературе — коллективный опыт восприятия архетипов, символов, кодов, знаков, к тому же тривиализированный, стереотипный. Все это предопределяет принципиальное отличие фольклора и массовой литературы как семиосфер: фольклор является монологической семиотической системой, а массовая литература — диалогической, однако и очерчивает их предельные границы, точки, в которых происходит процесс восприятия их разных элементов.
Взаимоотношения между фольклором и массовой литературой, очевидно, будут строиться в известной мере по схеме, описанной Ю. Лотманом: «…относительная инертность той или другой структуры выводится из состояния покоя потоком текстов, которые поступают со стороны связанных с ней определенными отношениями структур, находящихся в состоянии возбуждения. Следует этап пассивного насыщения. Усваивается язык, адаптируются тексты. При этом генератор текстов, как правило, находится в ядерной структуре семиосферы, а получатель — на периферии. Когда насыщение достигает определенного порога, приводятся в движение внутренние механизмы текстопорождения принимающей структуры, в том числе и своего «возбудителя». Процесс этот можно описать как смену центра и периферии» [1, с. 269]. Литература как целостная семиосфера вообще длительное время была получателем текстов, знаков, кодов, символов, архетипов, сюжетов от фольклора, они активно «встраивались в метакультурную сферу» [1, с. 272], приумножались переработки и адаптации. Древнейшие трансформации фольклора и массовой литературы связаны с усвоением знаковой системы волшебной сказки, в частности, сентиментально-мелодраматическим романом. Волшебная сказка о принцессе, которая отыскивает свое счастье, как «текст-провокатор» (в терминологии Ю. Лотмана) давно и полностью растворилась в маслите как знаковой системе, семиотические и культурные коды фольклора, сюжетные структуры превратились в оригинальную сюжетную структуру.
Однако есть и пример не полного растворения семиотического пространства фольклора и массовой литературы, а частичного. Идет речь о фэнтези как особой семиосфере, появившейся на границе соприкосновения фольклора и массовой литературы. Фольклорные тексты в фэнтези сохранили собственное лицо, семантику, однако стали частью массовой литературы, функционируют по законам серийности, стереотипности, тривиализации, клишированности, которые присущи массовой литературе. Особенно ярко это проявилось в творчестве Дж.Г. Толкиена, художественные произведения которого — пример оригинальной семиосферы, совмещающей влияние германо-саксонского эпоса, англо-саксонской книжной традиции, а также философских произведений античных авторов, средневековых представлений о действительности и приключенческой литературы. Эстетическое освоение действительности в фольклоре и в фэнтези родственно. В пределах фольклора происходит формирование культурных норм и ценностей, закрепляются ритуалы как составляющая бытия народа, обобщаются черты любого фольклорного образа, то есть формируется фольклорная семиосфера (Ю. Лотман) национального бытия. Фэнтези перекодирует культурные нормы и ценности национального, например кельтского или французского, фольклора, использует обобщенные образы для создания новых эстетических и этических значений. Так, жанровые модели волшебных сказок, легенд и мифов стали основой для «Властелина колец» Дж.Р. Толкиена или «Волшебника Земноморья» Урсулы Ле Гуин, отдельные упоминания о киммерийцах легли в основу произведений о Конане-варваре. В пределах этих произведений происходит своеобразная семантическая перекодировка фольклорных образов и жанровых моделей для создания новой традиции, нового мира. В то же время стоит различать семантическое перекодировку жанровых моделей фольклора и семантическую перекодировку фольклорных образов.
Список литературы:
- Лотман Ю.М. Семиосфера / Юрий Михайлович Лотман. — СПб: «Искусство-СПБ», 2010. — 704 с.
- Мелетинский Е.М. О применении структурно-семиотического метода в фольклористике / Елеазар Моисеевич Мелетинский // Избранные статьи. Воспоминания / Отв. ред Е.С. Ноник. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. — 576 с.
- Неклюдов С.Ю. Антитезисы к «Метафизике фольклора» И.П. Смирнова//Новое литературное обозрение. — № 52 (6/2001). — С. 97—102.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Владимир Яковлевич Пропп. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 364 с.
- Щировская Т.Н. Типология сюжетов в произведениях отечественной массовой литературы 1990—2000-х годов: Автореф. диссертации ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Татьяна Николаевна Щировская. — Армавир, 2006. — 18 с.
- Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна / Умберто Эко // Философия эпохи постмодернизма. Сб. обзоров и рефератов / Под ред. А. Усмановой. — Минск: Красико-принт, 1996. — С. 52—73.
дипломов
Оставить комментарий