Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 13 мая 2013 г.)
Наука: Филология
Секция: Литература народов стран зарубежья
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИДЕЙНО-ФИЛОСОФСКАЯ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕОРОМАНТИЧЕСКОГО МЕТОДА В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ Р. КИПЛИНГА
Зотова Людмила Ивановна
ст. преподаватель, Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, г. Саратов
E-mail: lizotova70@mail.ru
Р. Киплинг — писатель, завоевавший своим литературным творчеством высокие оценки со стороны товарищей по писательскому цеху, получивший в 1907 году Нобелевскую премию по литературе и нередко именовавшийся своими современниками «железным Редьярдом», начал свою литературную деятельность газетным репортером англоязычной «Гражданской и военной газеты» (“Civil and Military Gazette”) в индийском городе Лахор. Р. Киплинг знал Индию: он здесь родился, провел раннее детство, хорошо владел языком хинди. Все это помогало в работе молодому военному корреспонденту и постепенно нашло отражение в его рассказах и новеллах, которые он начинает писать в конце 1880-х годов. На страницах ранних произведений писателя нашли отражение два мира — жизнь английской колонии в Индии и жизнь мусульманско-индусского населения страны с его непонятным и чуждым английскому сознанию мировоззрением. Эти знания и неповторимое писательское умение обеспечили успех первым литературным опытам Р. Киплинга.
Первые рассказы, объединенные в сборник «Простые рассказы с гор», были опубликованы в 1888 г. Позднее, здесь же в Индии, вышли из печати и другие сборники рассказов и новелл Р. Киплинга — «Три солдата» (1888), «Под деодарами» (1888), «Рикша-призрак» (1888), «Маленький Вилли Винки и другие рассказы о детях» (1890), «Черным по белому» (1888). Все они включали в себя произведения, построенные на основе простого повествования (plain tale), о самых разнообразных случаях из жизни английских колонистов, индийского сообщества в Индии: невероятных событиях или странных происшествиях. В этих произведениях нашли отражение как реальные впечатления и наблюдения Р. Киплинга, так и несомненный талант рассказчика.
Каковы же идейно-философские и мировоззренческие основы неоромантического метода раннего творчества Р. Киплинга.
В основе мироощущения личности, как в романтизме, так и в неоромантизме лежит резкое противоречие между идеальным представлением о мире и самой действительностью. Этот разрыв в поэтике романтизма получил название «двоемирия», в основе которого лежит концепция драматического и даже трагического несовпадения идеала и самой жизни. Это несовпадение составляет одну из важнейших черт поэтики ранних рассказов и новелл Р. Киплинга, где и нашли отражения два мира: мир Востока и мир Запада. Восток — это Индия — огромная многоукладная, многоликая страна с древней культурой и странными, на взгляд европейца, порядками. Запад — это Англия, ярчайшим представителем и воплощением которой был сам Р. Киплинг, горячо веривший в цивилизаторскую миссию англичан в странах Востока.
«Двоемирие» в неоромантической поэтике ранних произведений Р. Киплинга проявляется в противопоставлении двух миров — цивилизованного английского и дикого (или полудикого) «туземного», христианского и мусульманского, христианского и индуистского мировоззрений. Так, например, в рассказе «Путешествие новобрачной» (“The Bride’s Progress”, 1888) противопоставлены две философии, два мира; показана их драматическая неслиянность.
Если у романтиков начала века понимание прекрасного всегда отражало нравственное, то у неоромантиков прекрасное нередко совпадало с полезным, что явилось отражением развития позитивистского знания в конце ХIX в. Ярчайшими представителями такого взгляда на жизнь, общество и искусство в английской философии конца ХIX века были Д. Милль (1806—1873) и Г. Спенсер (1820—1903). Так, Милль в своих учениях опирался на биологические законы, которым подчинен человек, и поэтому он регулировал отношения индивидуума и общества на основе рационалистических принципов государственности. Г. Спенсер рассматривал общественные отношения, исходя из природы человека, которому самой природой назначено руководствоваться своими собственными интересами и правильно понятой пользой.
Идеи Г. Спенсера находят отражение в творчестве писателей — современников Р. Киплинга, в частности в романном творчестве Дж. Меридит, Дж. Элиот, Дж. Мура, а также в ряде произведений английского поэта Р. Браунинга (1812—1889), строчки которого Р. Киплинг ставит в качестве эпиграфов в некоторые из своих ранних произведений, либо их цитируют герои его рассказов и новелл, как например, Джелалуддин-Макинтош — главный герой новеллы «Хранить как доказательство» (“To be Filed for Reference”, 1888).
У Р. Киплинга идея прогресса выражена в активно пропагандировавшейся им всем его творчеством цивилизаторской миссии Англии по отношению к народам Индии и Африки. Об этом со всей определенностью он высказался в одном из ранних рассказов — «На городской стене» (“On the City Wall”, 1888). Здесь идея цивилизаторской миссии Великобритании выражена с полной определенностью: «Из года в год Англия высылает свежие подкрепления на передовую линию огня, которая официально именуется Ведомством Индийской гражданской Службы. Эти люди умирают, или кончают с собой от непосильной работы, или замучиваются до смерти, или теряют здоровье и надежду, стремясь уберечь страну от мора и болезней, от голода и войны, чтобы со временем она стала способной к самостоятельной жизни» [6, с. 219] (“Year by year England sends out fresh drafts for the first fighting-line, which is officially called the Indian Civil Service. These die, or kill themselves by overwork, or are worried to death or broken in health and hope in order that the land may be protected from death and sickness, famine and war, and may eventually become capable of standing alone…. the idea is a pretty one…”) [8, эл. ресурс].
Не случайно А.И. Куприн в своей рецензии на книгу его избранных рассказов, подчеркивая несомненные достоинства Киплинга-рассказчика и его мастерство писателя, отмечал: «И тем не менее на прекрасных произведениях Киплинга нет двух самых верных отпечатков гения — вечности и всечеловечества. В его рассказах — особенно если прочитаешь все, без отрыва, залпом — чувствуется не гений, родина которого мир, а Киплинг-англичанин, только англичанин, и притом англичанин наших дней» [5, с. 479].
Мысль о цивилизаторской роли англичан в Индии красной нитью пройдет в целом ряде рассказов раннего периода творчества писателя — «Джорджи-Порджи» (“Georgie Porgie”), «На городской стене» (“On the City Wall”), «Суд Дангары» (“The Judgment of Dungara”), «Конец пути» (“At the End of the Passage”), «Комиссар округа» (“The Head of the District”), «Хранить как доказательство» (“To be Filed for Referrence”), «Бегство белых гусар» (“The Rout of the White Hussares”) и даже в новеллах о любви — «Стрелы Купидона» (“Cupid’s Arrows”), «Без благословения церкви» (“Without Benefit of Clergy”), «За чертой» (“Beyond the Pale”), «Ложный рассвет» (“False Dawn”) и др.
Вместе с тем, говоря о философии, сформировавшей мировоззрение и мироощущение многих произведений Р. Киплинга, особенно раннего периода его творчества, нельзя не сказать и об оппозиции философии «железного Редьярда», которая была представлена творчеством О. Уайльд и его сторонников. Они воспротивились, как они говорили, «уродливому» в искусстве ради освобождения его от обязанности воспроизводить неприглядную действительность.
В основе их эстетических принципов в значительной степени находились философско-эстетические трактаты Дж. Рескина (1819—1900). Дж. Рескин выступил главным критиком утилитаризма в искусстве, а в художнике видел орудие раскрытия божественной сути мира и искусства. В своих «Лекциях об искусстве» (1898) он писал: «Сначала нужно добиться надлежащего уровня нравственности; иначе искусство не может существовать. Но когда искусство возникло и существует, — оно в свою очередь, возвышает и укрепляет нравственность, благодаря которой оно само возникло, становится ее частью и, главное, проникает в сознание тех, кто в нравственном отношении уже способен подчиниться его воздействию» [4, с. 867].
Дж. Рескин выступил «главным теоретическим противником утилитаризма, суровым критиком морали корыстолюбия и эгоистического расчета, сужденной им во имя нетленных этических и эстетических ценностей» [2, с. 27]. Он же рассматривается в истории английской литературы этого периода как сторонник позиции прерафаэлитов (Д.Г. Росетти, Х. Хант, Д.Э. Милле) выступивших против буржуазности викторианской Англии. Строчки этих поэтов можно найти во многих ранних произведениях Р. Киплинга рассматриваемого нами периода: они взяты в качестве эпиграфов рассказов и новелл.
Влияние философии Дж. Рескина ощущается в ряде произведений Р. Киплинга, который уже в своих ранних произведениях воспел самопожертвование, верность долгу и действие. Основное требование, которое предъявлял Р. Киплинг к своему герою, это — поступок. Эта доктрина социальной активности была актуальна для английского общества конца ХIX века, переживавшего упадок викторианского сознания. В викторианскую эпоху вопрос о социальной активности сводился к выполнению человеком божественной воли, которая отождествлялась с трудом, молитвой, буржуазной замкнутостью. Но под натиском позитивистского знания эта доктрина начала уступать свои позиции: появилась теория социалдарвинизма, Англия вступила в эпоху активных действий по расширению своего влияния, что выразилось в военной и колониальной политике страны.
Р. Киплинг оставался сыном своего времени, и антивикторианская нота звучит уже в его ранних произведениях. Так, в рассказе «Джорджи-Порджи» (“Georgie Porgie”, 1888), говоря о «черновой работе» английских чиновников и колонистов в Индии, Р. Киплинг горько-иронично рисует саму Англию, которая сравнивается им с «цивилизованными людьми», обедающими на фарфоре и имеющими в нагрудном кармане визитные карточки. «Там, куда не распространяются законы Ее Королевского Величества, бессмысленно ожидать соблюдения иных, менее великих предписаний. К людям, идущим впереди колесницы Приличия и Порядка, нельзя подходить с теми же мерками, что и к домоседам, достигающим известных степеней» [6, с. 312]. К тем, кто, рискуя собственной жизнью и здоровьем, обеспечивает благополучие Англии вне ее собственной территории, на далеких просторах чужих земель, должны быть применимы и «другие мерки». К этим «другим», Р. Киплинг, много лет проживший в Индии, несомненно, причислял и самого себя.
Выступив против утилитаристов и против эстетствующих писателей и поэтов, Р. Киплинг обратил свой взор на реалии английской жизни конца ХIX века. Для Р. Киплинга этими реалиями оказался далекий от «старой доброй Англии» мир «английской Индии», который и стал главным предметом его писательского интереса, и люди, с их наивными взглядами («Отброшенный» “Thrown Away”, «Путешествие новобрачной» ”The Bride’s Progress”), честными и благородными поступками («Конец пути» “At the End of the Passage”, «Комиссар округа» “The Head of the District”), глупостью и чванством («Бизара из Пури» “The Bisara of Pooree ”, «Свиньи» “Pig”, «Клеймо зверя» “The Mark of the Вeast”), душевными движениями («Ложный рассвет», «Саис мисс Йол», «Без благословения церкви», «Жизнь Мухаммед Дина»), ошибками и заблуждениями («Хранить как доказательство» “To Be Filed for Reference”, «Джорджи Порджи» “Georgie Porgie”).
Воспринимая деятельность англичан в Индии как цивилизаторскую миссию по отношению к отсталым народам, Р. Киплинг выбрал для своих рассказов колониальное пространство, которое живет сообразно своим собственным законам, в котором столкновение реального и идеального особенно ярко.
Неоромантическая тенденция проявляется у Р. Киплинга и в выборе им своего героя, в личности которого писателем как бы утверждается единство обыденного и возвышенного, его мечтаний и той реальности, в которой он находится, а нередко в противопоставлении идеального и реального в жизни. Герой Р. Киплинга нередко находится и существует на стыке конкретно-бытового и экзотического, порой даже фантастического, и при этом он существует в этом мире вполне органично.
У Р. Киплинга преобладают два типа героев, которые трактуются писателем как «сверхчеловек» и «изгой». Романтическая установка на создание характеров неординарных открыла перед Р. Киплингом-неоромантиком путь к освоению внутреннего мира человека как индивидуально-личностного. Один из исследователей природы и сущности художественного образа в литературе В. А. Грехнев писал, что в характере «заключено прочное ядро человеческой индивидуальности, проявленное ярко и крупно. Психологической предпосылкой для проявления характера в литературе становится объемное видение душевной реальности, накопление психологической зоркости в мире культуры» [1, с. 33].
Такое «объемное видение» ощущается в обрисовке Р. Киплингом многих его героев — Холдена, переживающего глубокое чувство любви к индийской девушке Амире, ставшей его женой, родившей ему сына-первенца («Без благословения церкви»); смертельно больного комиссара Орда, остающегося на своем посту до конца («Комиссар округа»); «маленького Торбы», голодного и несчастного ребенка («Маленький Тобра»); «Сильнейшего с реки Бархви» («В наводнение») и многих других персонажей ранней прозы Р. Киплинга. Их истории вписаны в реальности самой жизни с ее трудностями, голодом, утратами, болезнями, природными стихиями, нестерпимой жарой и всеми теми невзгодами, что им приходится преодолевать. Скупыми средствами на небольшой площади рассказа или новеллы писателю удается создать характеры, которые осуществляют себя как личности. Нередко высокие свойства личности — преданность, верность в любви и готовность жертвовать собой проявляют в рассказах Р. Киплинга женщины, как правило, индианки.
В выборе героя осуществляет себя и эстетический идеал Р. Киплинга. Если в романтизме идеал всегда был «отодвинут» от мира, недосягаем и вечен, то в неоромантической поэтике Р. Киплинга, идеал, напротив, как бы приближается к герою, и даже кажется ему близким и возможным. Как и другие неоромантики, Р. Киплинг, признавая главенствующую роль реалистического отображения действительности, искал идеальное в самой жизни — в любви, в подвиге, в дружбе, в верности долгу. Все эти черты со всей очевидностью присутствуют в произведениях Р. Киплинга уже раннего периода творчества.
Трудный нравственный выбор, который всегда делает герой Р. Киплинга в пользу выполнения своего долга, определяет его движение к идеалу. «Киплинг обнаружил романтику подвига и подвижничества в самой гуще современности», — так писали о Р. Киплинге Н.Я. Дьяконова и А. Долинин, — провозгласив в пору крушения идеалов и недоверия к героической возможностям человека старый, но прочно забытый героический идеал…» [3, с. 4].
Не менее яркой отличительной чертой неоромантической прозы Р. Киплинга стало стремление писателя включить в свое повествование объективный материал: то, что достоверно известно — факты, события, поступки людей. Все это является стержнем повествования в рассказах и новеллах Р. Киплинга, которое у него никогда не осложняется их долгим осмыслением или развернутыми комментариями со стороны персонажей или рассказчика.
При этом нужно подчеркнуть, что события, лежащие в основании сюжетов большинства рассказов и новелл Р. Киплинга 1880-х гг. всегда связаны с частной жизнью человека, но, в конце концов, они принимают значение исторических, хотя и не столь масштабных. Сочетание личного, как выражения исторического, и исторического, поданного через события частной жизни человека, являются характернейшими чертами поэтики ранних рассказов и новелл Р. Киплинга.
Р. Киплинг от рождения был наделен редким писательским видением событий как бы изнутри. И эта его черта придает его повествованиям особую проникновенность и правдивость. В прозе Р. Киплинга 1880-х гг. и формируется и своеобразие жанровой системы писателя, огромное влияние на которую оказывают публицистические формы построения повествования. Рассказы и новеллы Р. Киплинга включают в себя образы самых разных сторон англо-индийской жизни, которые одновременно являются отображением социально-исторической действительности и национальной жизни. Вместе с тем следует сказать, что Р. Киплинг сумел внести в эти жанры свое неповторимое чувство времени, что дало ему возможность при сохранении жанровой основы создать новые формы новеллы и рассказа. Стихия индийской жизни, ее непредсказуемость и невероятность; сложности жизни англичан в трудных климатических и социальных условиях — все нашло отражение в тематике рассказов и новелл Р. Киплинга.
Список литературы:
- Грехнев В.А. Словесный образ и художественное произведение / В.А. Грехнев. — Н. Новгород, 1997. — 197 с.
- Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература ХIX века / Н.Я. Дьяконова. — Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — 192 с.
- Дьяконова Н.Я. О Редьярде Киплинге / Н.Я. Дьяконова, А.А. Долинин // Р. Киплинг. Избранное. — М.: Худож. лит., 1960. — С. 3—25.
- История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. — М.: Искусство, 1967. — Т. 3. — 1008 с.
- Куприн А.И. Редиард Киплинг / А.И. Куприн // Собрание сочинений: в 9 т. — М.: Правда, 1964. — Т. 9. — С. 478—483.
- Киплинг Р. Собрание сочинений: в 6 т. (пер. с англ.) / Р. Киплинг. — М.: Терра, 1996. — Т. 2. — 528 с.
- Kipling R. Poems. Short Stories / R. Kipling. — M.: Raduga, 1983. — 464 p.
- Short Stories by R. Kipling / R. Kipling. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: www.readbookonline.net/stories/kipling/68/ (дата обращения 14.03.13).
дипломов
Оставить комментарий