Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 13 мая 2013 г.)
Наука: Филология
Секция: Русская литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРИНЦИПЫ «НАТУРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» В ТВОРЧЕСТВЕ Г.Ф. КВИТКИ-ОСНОВЬЯНЕНКО (ОЧЕРК «ЗНАХАРЬ»)
Бологова Ксения Олеговна
аспирант Орловского государственного университета, г. Орел
В своем художественном развитии Г.Ф. Квитка-Основьяненко прошел сложный путь. Просветительские иллюзии, в плену которых длительное время находился Квитка, все более корректировались жизненными впечатлениями, повсеместно наблюдаемой социальной несправедливостью, что способствовало обращению писателя к демократической сфере, сближало его с «натуральной школой».
Духовным отцом школы был Н.В. Гоголь, выступивший с «Петербургскими повестями» еще в середине 30-х годов, а теоретиком — В.Г. Белинский. Одной из ранних предпосылок натуральной школы явился альманах «Наши, списанные с натуры русскими» в 1841—1842 гг. под редакцией А.П. Башуцкого, созданный под влиянием восьмитомного иллюстрированного издания П. Кюрмера «Французы в их собственном изображении». Альманах предваряет натуральную школу, переходя к изображению с «натуры», и характеризуется началом концентрации социального содержания, тенденцией к тематическому единству (в нем преобладала тема «маленького человека»). В этом альманахе и был опубликован очерк Квитки-Основьяненко «Знахарь», в котором он обратился к теме изобличения суеверий, показав, как ловкие бессовестные люди эксплуатируют темных, забитых крестьян. В.Г. Белинский, рассматривая сборник, выделил в нем произведение Основьяненко как одно из наиболее удачных и назвал его истинным кладом для любителей легкого чтения.
Принципы натуральной школы первоначально были выдвинуты Белинским в его статье 1835 г. «О русской повести и повестях г. Гоголя», в которой он отдает предпочтение «реальной поэзии», воссоздающей действительность «в ее высочайшей истине», в противовес поэзии идеальной, «пересоздающей» действительность в соответствии с авторскими идеалами. Важнейшим принципом натуральной школы было изображение жизни в индивидуальных и типических характерах, в которых соблюдалась социальная (на уровне среды) и психологическая (на уровне знания «сердца человеческого») достоверность. Глубина верности изображения определяла и степень народности писателя и произведения, так как, по словам Белинского, «что верно, то и народно». При этом речь идет не столько об описании внешних атрибутов жизни народа, сколько о соответствующем «угле зрения», иначе писатель рискует остаться на уровне «простонародности». Эти положения получили свое развитие в литературной практике 40-х — 50-х годах XIX века.
В статье «Взгляд на русскую литературу» 1847 г. в числе основных принципов натуральной школы Белинский называет народность, обращение к простому человеку, верность действительности, национальную самобытность, тесную связь с современностью, актуальность и злободневность проблематики, сатиру на социальные верхи, критику политического режима России, антикрепостническую направленность.
На начальном этапе развития натуральной школы первое место принадлежит физиологическому очерку. Он имеет свои жанровые признаки: «дагерротипность», аналитический метод изображения, слабовыраженный сюжет (главное — колоритно описать тип, сознательно сосредотачиваясь на отрицательных сторонах действительности). Физиологический очерк тяготел к герою толпы, каких много, внимание обращалось на социальные истоки поведения. В.И. Кулешов выделяет такие признаки физиологического очерка: «Ведущее начало в физиологических очерках открыто переходило от героя к среде. При всей отрывочности, «точечности» его предмета очерк должен быть внутренне завершен. В нем не обязателен сюжет, но есть система доказательств, логика развертывания материала, поэтому хороший очерк «округл» по композиции и остроумию доказательств, строится на повторении мотивов» [4, с. 87]. Очеркисты зачастую нарочито выбирают темные, грязные, удручающие стороны жизни. Нередко писатели обращались и к жизни крепостной деревни, и в их произведениях можно найти «прямые выпады против пошлости в жизни народа, привитой ему крепостничеством» [4, с. 191]. Для физиологического очерка типичен подход к человеку как к определенной социальной «особи». «При таком подходе к действительности, — отмечает А.Г. Цейтлин, — авторы русских физиологических очерков нуждались не столько в разработке сюжета, сколько в подробном описании избранного ими объекта и особенно в глубокой и разносторонней характеристике его внутренних качеств. Сюжет играет лишь второстепенную роль в структуре физиологического очерка, в центре которого обычно находится социальная характеристика. Последняя имеет своею целью как раскрытие внутренних качеств объекта, так и установление его общественной функции» [6, с. 111—112]. Еще одной особенностью является то, что писатели стремились воссоздать разнообразные этапы жизненного пути типажа. С особым вниманием останавливались они на начальных его этапах. «Повествуя о жизненном пути своего героя, русские «физиологи» 40-х годов обыкновенно оттеняют поворотные пункты его биографии. Наконец, последний период жизни героя «физиологисты» постоянно связывают с сегодняшней профессией персонажа и особенностями его личной биографии» [6, с. 199—200].
Вот именно физиологическим очерком и является небольшое произведение Квитки «Знахарь». Очерк имеет особое начало. Автор описывает нам, кто такой знахарь, представляя социальную характеристику героя: «Великое дело знахарь! Почетнее его нет не только в том селе, где он живет, но и в целом околотке. Что ваш атаман, что ваш голова! Да чего? Сам пан писарь волостной, перед которым голова, встречаясь с ним на улице, за три шага торопиться снимать шапку, упреждая его поклоном и накрывая голову гораздо после него, когда пан писарь едва только приподымет свою шапку да поскорее и наденет снова, — так вот, и эта важная персона, пан писарь, говорю я, перед знахарем — ничто!» [3, с. 555]. Знахарь Радивонович имеет огромное влияние на людей. «Всякий, кто б ни был, непременно почувствует на себе гнев знахаря за непочтение; если не в то же время, так на другой, на третий день. Беда придет, пожалуй и через месяц, а все же придет, так уж не минет! Ого! Великий человек знахарь! Опасно прогневать его!» [3, с. 555]. Знахарь хитер, умен, знает психологию людей, умеет влиять на их сознание, но связано это, конечно же, не с какими-то потусторонними силами, а с обычными человеческими качествами, просто он умеет то, чего не умею другие, а именно простые люди, крестьяне, которые легко поддаются убеждению. Квитка пишет о своем герое: «Знахарь вполне понимает свою силу, потому-то и размеряет, на кого как взглянуть, кому что и как сказать. Он редко выходит из дому, но уже не сделает и шага, не рассчитанного, не продуманного прежде» [3, с. 557]. Сюжет в произведении ослаблен, количество событий, представленных читателю, минимально. Писатель обращает внимание на самого главного героя, подробно описывает его характер, не забывает указать и социальные истоки возникновения такого характера, указывая в то же время на его типичность. Таких людей, как знахарь, очень много, и причины этого кроются в сознании народа, который сам порождает таких людей: «Так-то много значит в целой волости один знахарь! А каждая из них во всех наших губерниях имеет своего, состязающегося в славе с другими… Народ так привык верить, что непременно в куче их есть один, «знающий слово», могущий наслать беду, отвратить успех в предпринятом деле, помешать свадьбе, испортить скотину или напустить болезнь… Народ так привык, говорю я, что если нет охотника на такую славу, то придадут ее кому-нибудь против воли…» [3, с. 561]. Что же нужно, чтобы стать знахарем? «Сметливому и расчетливому человеку немного стоит сделать такую славу. Не нужны ему ни опыт, ни учение, ни сверхъестественные действия; все при маленькой хитрости придет само собой» [3, с. 561]. Нашего героя знахарем нарек случай, которым он не преминул воспользоваться. Смешная шутка определила судьбу будущего знахаря. Парубок Данило решил пошутить над задремавшими старухами и поставил покойника, около которого они сидели ночью, к двери, вложив ему в руку кочергу, а потом «спас» перепугавшихся женщин, с помощью «заговоров» уложив покойника на место. С особым вниманием изображает Квитка этот этап жизни героя, так как он является начальным и определяет дальнейшую судьбу знахаря.
Все беды люди связывали со знахарем, даже если они происходили много лет спустя. А он умело пользовался своим положением. Знахарь имел изощренный ум, говорил загадками. А «темные» люди понимали его слова так, как им было удобно (рукой махнул на ребенка, а мать думает, что ее малыш умрет, если ребенок выздоравливал, мать считала, что знахарь знал, что так будет, поэтому не дал лекарства). Все несли знахарю «благодарности», за счет которых он и жил, кроме того, деревенские крестьяне еще и землю ему обрабатывали, работая, как на барина, потому что боялись его гнева. Радивонович и помещиков лечил. Он всегда выкручивался, даже если больной умирал (всю ответственность перекладывал на докторов, прежде лечивших умершего, или говорил, что знал о предстоящей смерти, но не хотел заранее расстраивать близких).
В очерке появляется еще один тип. Это Одарка, которую знахарь выбрал себе в жены: «Девка была чернявая, полная, здоровая, веселая и проворная, но к работе она была неохотна. Все бы ей пересмехать других, примечать за всеми, осуждать, кто на глаза попадется; а как она была на речи бойкая, то никто и не думай ее переговорить» [3, с. 571]. Лучшей соратницы в своем деле знахарю не найти! Не забывает автор упомянуть и о счастливой семейной жизни: «Супруги зажили себе отлично. Каждый из них исправлял свое дело, как должно. Через проворство и сметливость жены слава мужа увеличилась еще более. Все знает он, все поразведает бойкая жена его» [3, с. 572].
В своем очерке Квитка следует таким принципам натуральной школы, как народность, обращение к простому человеку (в центре произведения человек из народа, простой парубок Данило), верность действительности, изображение с «натуры», тесная связь с современностью, актуальность и злободневность проблематики. Автор вскрывает социальные истоки поведения своего героя, показывает нам четкую историю становления образа-типа и в финале произведения предлагает нам вывод, указывающий на типичность происходящего: «Так доживает свой век знахарь и оставляет место другому, равно сметливому и знающему … людскую натуру. Вот верное изображение сельского знахаря, лица во всех отношениях достойного внимания. Замечают, будто бы знахари изводятся, будто их менее ныне в селах — не ошибка ли в выражении? Не переводятся ли они? Не увеличивается ли их число вне сел? Конечно, знахари высшего разряда и высшего положения, в частностях действий — не то, что эти… Большому кораблю большое и плавание; но в основах натуры своей?.. Сравните и судите» [3, с. 572]. В этом выводе Квитка выходит далеко за рамки своего очерка, тем самым расширяя проблематику произведения и углубляя его злободневность, он заставляет нас задуматься. Здесь уже речь идет не только о сельском знахаре, а вообще о людях, которые, зная человеческую натуру и обладая рядом способностей, ищут собственной выгоды, обманывая простодушных и доверчивых.
Список литературы:
- Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. — М.: Издательство АН СССР, 1953 — 1959. — Т. 1—3.
- Зубков С.Д. Русская проза Г.Ф. Квитки и Е.П. Гребенки в контексте русско-украинских литературных связей. — Киев: Наукова думка, 1979. — 271 с.
- Квитка-Основьяненко Г.Ф. Повести. — Киев: Радянський письменник, 1954. — 592 с.
- Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. — М.: Просвещение, 1982. — 224 с.
- Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы». // Проблемы типологии русского реализма / под редакцией Н.Л. Степанова и У.Р. Фохта. — Москва: Наука, 1969. — С. 241—305.
- Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе. Русский физиологический очерк. — М.: Наука, 1965. — 322 с.
дипломов
Оставить комментарий