Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2013 г.)

Наука: Филология

Секция: Литература народов стран зарубежья

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кобута С.С. ЛЮБОВЬ КАК МЕРА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В РОМАНАХ «ЗВЕРОЛОВЫ» ИВАНА БАГРЯНОГО И «ПУСТЬ ЦВЕТЕТ АСПИДИСТРА» ДЖОРДЖА ОРУЭЛЛА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ЛЮБОВЬ  КАК  МЕРА  СВОБОДЫ  ЧЕЛОВЕКА  В  РОМАНАХ  «ЗВЕРОЛОВЫ»  ИВАНА  БАГРЯНОГО  И  «ПУСТЬ  ЦВЕТЕТ  АСПИДИСТРА»  ДЖОРДЖА  ОРУЭЛЛА

Кобута  Светлана  Степановна

аспирант  кафедры  мировой  литературы  Прикарпатский  национальный  университет  им.  В.  Стефаныка  (г.  Ивано-Франковськ,  Украина)

E-mail: 

 

В  творчестве  Ивана  Багряного  (настоящее  имя  Иван  Лозовягин)  и  Джорджа  Оруэлла  (настоящее  имя  Ерик  Артур  Блэр)  тема  любви  занимает  заметное  место  наряду  с  главной  проблемой  —  свободы  человека  и  права  на  самореализацию.  Оба  автора  известны  в  литературоведении  в  первую  очередь  как  носители  четкой  гражданской  позиции,  которая  нацелена  на  борьбу  за  права  каждого  человека.  Именно  это  они  и  пытались  передать  в  своих  художественных  и  публицистических  произведениях,  которые  стали  благодатным  материалом  для  исследований  в  современной  науке.  Так,  к  литературному  наследию  Ивана  Багряного  обращались  Н.  Лысенко-Ковальова,  Г.  Костюк,  М.  Балаклыцкий,  И.  Васылышин,  Н.  Шаповаленко,  Б.  Роменчук,  Ю.  Шелех  и  другие.  Интерпретацией  и  изучением  творчества  Джорджа  Оруэлла  занимались  Ю.  Жаданов,  В.  Чаликова,  В.  Недошвин,  К.  Шахова,  Д.  Тейлор,  Б.  Крик,  И.  Джейкоб,  С.  Конноли  и  другие.

Говоря  о  любви,  заметим,  что  в  большинстве  языков  ее  основное  семантическое  значение  совпадает.  В  украинском  это  чувство  глубокой  сердечной  привязанности  к  кому-нибудь  [1],  в  английском  —  чувство  заботы  и  привязанности  [9,  с.  963],  в  русском  —  чувство  глубокой  привязанности  к  кому-либо,  основанное  на  общности  интересов,  идеалов  [6].  Полагаясь  на  мнение  Эриха  Фромма,  считаем,  что  любить  —  значит  давать  и  дарить,  а  не  брать  и  принимать.  Именно  желание  отдавать  воспринимается  как  высшее  проявление  силы:  «В  каждом  акте  дарения  я  реализую  свою  силу…свою  власть  над  собой.  Я  чувствую  себя  уверенным,  способным  на  великие  поступки,  полным  энергии  и  потому  счастливым»  [7].  Таким  образом,  любовь  есть  реализация  свободы  человека,  которую  определяют  не  только  как  отсутствие  ограничений  в  общественно-политической  жизни,  но  прежде  всего  как  возможность  действовать  по  собственному  усмотрению  [1]. 

Согласно  общефилософской  классификации  существует  4  основных  вида  свободы:  внешняя  —  возможность  менять  обстоятельства  жизни  практически  и  реально;  внутренняя  —  умение  сохранять  достоинство  и  смелость  мысли  при  любых  обстоятельствах;  свобода  действия,  когда  физически  человек  имеет  возможность  действовать  по  собственному  усмотрению;  и  свобода  воли  —  признание  того,  что  человек  есть  исходный  пункт  внутреннего  отношения  ко  всему  [5,  с.  221—222].  Понятие  свободы  в  сравниваемых  романах  может  интерпретироваться  по-разному,  но  его  суть  остается  неизменной:  свобода  —  это  право  принимать  самостоятельные  решения  и  быть  единственным  хозяином  своих  души  и  тела.  Чувство  любви,  которое  предусматривает  возможность  максимального  самовыражения,  непосредственно  связано  с  реализацией  внутренней  свободы  человека. 

Наше  исследование  —  одна  из  первых  попыток  сравнить  литературное  наследие  Ивана  Багряного  и  Джорджа  Оруэлла  в  целом,  а  также  изучить  тесную  взаимосвязь  свободы  и  любви  в  их  творчестве.  Именно  этим  и  определяется  актуальность  работы.  Цель  данной  статьи  —  сопоставление  авторского  понимания  любви  и  ее  связи  с  понятием  внутренней  свободы  в  романах  «Пусть  цветет  аспидистра»  Джорджа  Оруэлла  и  «Звероловы»  Ивана  Багряного.  Основная  задача  —  определение  типологических  сходств  и  различий  в  их  интерпретации  любви  как  меры  внутренней  свободы  индивидуума. 

Действие  романа  Джорджа  Оруэлла  «Пусть  цветет  аспидистра»  происходит  в  Лондоне  ХХ  в.,  в  довоенное  время.  Главный  герой  Гордон  Комсток  —  бунтарь  по  своей  сущности.  Непризнанный  поэт  и  интеллектуал,  он  протестует  против  норм  потребительского  общества,  которое  оценивает  человека  по  размеру  его  кошелька.  Гордон  считает,  что  современного  человека  ограничивает  новый  «бог»  —  деньги:  «Все  человеческие  отношения  должны  быть  оплачены  деньгами.  Если  у  тебя  нет  денег,  мужчины  не  будут  считаться  с  тобой,  женщины  не  будут  любить  тебя…  Потому  что  без  денег,  ты  не  стоишь  любви»  [10].  Он  пытается  доказать  собственную  независимость  от  финансовой  системы,  опускаясь  на  общественное  дно,  отрицая  материальные  блага,  но  в  то  же  время  страдая  от  их  отсутствия.  Согласно  определению  британского  журналиста  Катвали  С.,  он  «поклялся  сделать  все  возможное,  чтобы  не  достичь  успеха»  [8].  Демонстративный  отказ  идти  «правильным»  путем  создает  в  сознании  главного  героя  иллюзию  свободы  от  внешнего  меркантильного  мира,  хотя  на  самом  деле  становится  непреодолимым  психологическим  барьером,  который  мешает  ему  реализоваться  в  жизни  и  стать  счастливым:  «Социальный  провал,  художественный  провал,  сексуальный  провал  —  это  все  одно  и  то  же.  И  на  дне  этого  лежит  нехватка  денег»  [10]. 

Показная  отчужденность  Гордона  начинает  мешать  ему,  когда  он  влюбляется  в  Розмари,  которая,  как  и  каждая  женщина,  хочет  взаимности,  стабильности  и  тихого  счастья.  Герой  не  желает  менять  свой  образ  жизни,  идти  на  уступки  любимой,  а  его  истинные  чувства  отравлены  собственным  искаженным  мировоззрением:  «Единственное,  чего  хочет  женщина,  —  это  денег,  денег  на  собственный  дом  и  на  двоих  детей,  и  на  мебель  с  Брейфа,  и  на  аспидистру…  Конечно,  она  не  ставит  вопрос  так.  Она  говорит  ТАКОЙ  ПРИЯТНЫЙ  мужчина,  имея  в  виду,  что  у  него  много  денег.  А  если  у  тебя  нет  денег,  ты  не  ПРИЯТНЫЙ.  В  некотором  роде  ты  обесчещен.  Ты  грешен.  Грешен  по  отношению  к  аспидистре»  [10].  Власть  денег  и  общественные  условности  превращают  нечастые  встречи  влюбленных  в  бесконечные  споры.  И  если  Гордон  не  желает  пойти  на  компромисс  с  собственными  принципами  из  чистого  упрямства,  то  Розмари  страдает  от  ограничений  другого  рода:  она  находится  во  власти  консервативной  общественной  морали.  Девушка  боится  дать  полную  волю  своим  чувствам  и  остаться  матерью-одиночкой,  но  все  же  находит  в  себе  силы  рискнуть.  Впоследствии  именно  ее  беременность  заставляет  Гордона  переоценить  свою  жизнь,  отказаться  от  трагикомической  маски  вечного  бунтаря  и  сделать  выбор  в  пользу  пусть  среднеклассового,  но  счастья:  «Аспидистра  —  это  дерево  жизни,  —  подумал  он  внезапно»  [10]. 

Таким  образом,  в  романе  Джорджа  Оруэлла  любовь  является  неотъемлемой  частью  внутренней  свободы  человека,  что  определяет  его  настоящую  сущность  и  помогает  освобождению  от  социальных  влияний  и  иллюзий.  Она  становится  причиной  духовной  эволюции  героев  и  помогает  им  бороться  с  внешними  и  внутренними  условностями.  Именно  любовь  становится  катализатором  изменений  в  мировоззрении  главного  героя,  заставляя  его  признать  неразрывную  связь  настоящей  любви  и  внутренней  ответственности  за  судьбу  любимого  человека.  Он  приходит  к  пониманию,  что  отрицание  системы  не  освобождает  от  ее  влияния,  а  значит,  настоящую  свободу  стоит  искать  именно  в  чувствах.  Таким  образом,  любовь  играет  главную  роль  во  внутреннем  освобождении  героев  Джорджа  Оруэлла,  что  позволяет  понимать  ее  как  средство  реализации  свободы  человека. 

В  отличие  от  Джорджа  Оруэлла  Иван  Багряный  предлагает  «безгрешную»  модель  отношений  между  мужчиной  и  женщиной.  В  его  понимании  главной  составляющей  любви  является  сердечная  привязанность  и  ответственность  за  судьбу  любимых.  Он  не  отрицает  плотской  любви,  но  и  не  использует  ее  как  лакмусовую  бумажку,  способную  определить  зависимость  индивидуума  от  норм  общества.  Писатель  неоднократно  говорит  о  том,  что  любовь  прежде  всего  духовно-эмоциональная  связь,  в  отсутствии  которой  физические  отношения  являются  только  признаком  распущенности. 

Главный  протагонист  «Звероловов»  Григорий  Многогрешный  —  осужденный  каторжник-беглец,  который  случайно  попадает  к  семье  дальневосточных  переселенцев  из  Украины.  Григорий  —  один  из  «железных»  героев  Багряного,  то  есть  талантливый  идейный  человек  с  высокими  моральными  стандартами,  который  даже  в  экстремальных  ситуациях,  переживая  физическое  и  моральное  давление,  остается  верным  своим  идеалам.  Прошлое  героя  довольно  загадочно,  но  одно  известно  наверняка:  он  прошел  все  круги  советского  ада  и  сумел  из  него  вырваться.  Он  влюбляется  в  Наталку  Сиркивну  —  гордую  и  свободолюбивую  девушку,  не  испорченную  цивилизацией,  но  не  спешит  признаваться  в  своих  чувствах.  Олицетворяя  все  лучшее,  что  видит  писатель  в  человеке,  Григорий  все-таки  не  полностью  свободен:  его  преследуют  призраки  прошлого,  а  с  тех  пор,  как  он  встретил  Наталку  —  еще  и  страх  за  ее  будущее.  Будучи  социальным  аутсайдером,  он  не  желает  рисковать  безопасностью  любимой.  Его  поведение  также  определяется  народной  моралью,  ее  неписаными  законами  и  традициями.  Экспозиция  романа  подчеркивает  естественность  и  силу  чувств  главных  героев,  основным  препятствием  на  пути  к  счастью  которых  является  внутренний  моральный  барьер  Григория,  а  не  внешние  рамки  или  запреты. 

Иван  Багряный  все-таки  оставляет  героям  шанс  на  счастье:  любовь  действует  как  катализатор  духовного  освобождения  Наталки.  Она  решается  рискнуть  жизнью  ради  чувств  и  сознательно  отправляется  с  беглецом  Григорием  в  неизвестное  будущее:  «А  если  погибнет  он,  так  буду  хотя  бы  знать,  где  он  лежит,  и  тогда  вернусь  к  вам.  Но  пусть  мы  будем  счастливы»  [2,  с.  282].  Именно  любовь  позволяет  девушке  полностью  раскрыться  и  стать  свободной  цельной  личностью.  Взаимные  чувства  пары  так  и  остаются  невысказанными,  ибо,  по  замыслу  автора,  подобным  отношениям  слова  не  нужны.  Иван  Багряный  неоднократно  говорил,  что  озвученные  признания  испортили  бы  созданную  им  психологическую  атмосферу  и  придали  бы  банальность  ситуации  [1,  с.  494].  Связь  Григория  и  Наталки  подчеркнуто  душевная  и  эмоциональная,  без  намека  на  откровенную  физическую  страсть.  Подобная  любовь  способна  вдохновлять  не  только  влюбленных,  но  и  окружающих  их  людей. 

В  понимании  Джорджа  Оруэлла  и  Ивана  Багряного,  любовь  является  чувством,  которое  заставляет  переоценить  собственную  жизнь,  освобождает  эмоции  и  стремление  к  внутренней  свободе.  Главное  типологическое  сходство  проявляется  в  понимании  любви  как  борьбы  с  системой:  герои  Джорджа  Оруэлла  пытаются  победить  общественно-моральную  и  финансовую  зависимость,  а  герои  Ивана  Багряного  ищут  политического  освобождения.  Общей  чертой  в  изображении  силы  любви  у  обоих  авторов  является  ее  способность  преодолеть  внутренние  ограничения  главных  героев,  которые  не  позволяют  им  стать  счастливыми.  Для  Гордона  Комстока  самой  важной  была  гармония  внутренней  и  внешней  свободы,  нарушаемая,  как  он  раньше  считал,  материальной  зависимостью.  Любовь  доказала  ему,  что  можно  быть  свободным  и  в  несовершенном  мире,  если  есть  для  кого  жить  и  за  что  бороться.  Григорий  Многогрешный  был  готов  пожертвовать  возможным  счастьем,  лишь  бы  не  навредить  возлюбленной,  но  именно  любовь  принесла  паре  настоящую  свободу  и  надежду  на  будущее.  Общим  итогом  обоих  романов  считаем  определение  любви  как  желанной,  но  труднодоступной  цели,  за  которую  стоит  бороться.  Типологическим  различием  является  авторское  изображение  плотской  любви.  У  Джорджа  Оруэлла,  как  представителя  западной  культуры,  физическая  связь  считается  неотъемлемой  частью  гармоничных  отношений  пары.  У  воспитанного  в  социалистическом  духе  идеалиста  Ивана    Багряного  доминирует  духовно-эмоциональный  аспект  любви. 

В  романах  Джорджа  Оруэлла  и  Ивана  Багряного  любовь  выступает  свободной  силой,  которую  невозможно  контролировать.  Она  символизирует  внутреннюю  верность  героев  себе,  человеческую  несокрушимость,  мощный  моральный  ориентир  и  проявление  внутренней  свободы,  что  вдохновляет  людей  на  борьбу  и  становится  катализатором  духовной  эволюции. 

 

Список  литературы:

  1. Академічний  тлумачний  словник  української  мови  (1970—1980)  /  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://sum.in.ua
  2. Багряний  І.  Народження  книги  /  Вибрані  твори  /  Упоряд.,  автор  передм.  та  приміток  М.  Балаклицький.  К.:  Смолоскип,  2006.  —  687  с.  —  (Сер.  «Розстріляне  Відродження») 
  3. Багряний  І.  Тигролови:  роман  /  Іван  Багряний;  післямова  Ніни  Бернадської.  2-ге  вид.,  стер.  К.:  Знання,  2012.  —  308  с.:  іл.  —  (Класна  література)
  4. Будний  В.  Порівняльне  літературознавство.  К.:  Вид.  дім  «Києво-Могилянська  академія»,  2008.  —  430  с.
  5. Петрушенко  В.Л.  Філософія.  Львів:  «Магнолія»,  2008.  —  506  с.
  6. Толковый  словарь  русского  языка:  В  4  т.  /  Под  ред.  Д.Н.  Ушакова.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.gumfak.ru/downs/down00103.php
  7. Фромм  Э.  Искусство  любви  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://psylib.org.ua/books/fromm03/txt01.htm
  8. Katwala  Sunder.  How  not  to  succeed  /  The  Observer,  Sunday  6  July  2003  /  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.guardian.co.uk/books/  2003/jul/06/georgeorwell.classics
  9. Longman  Dictionary  of  Contemporary  English.  London:  Pearson  Longman,  2006  —  1952  p.
  10. Orwell  G.  Keep  the  Aspidistra  Flying  /  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://georgeorwellnovels.com/books/keep-the-aspidistra-flying/
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.