Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2013 г.)

Наука: Филология

Секция: Литература народов стран зарубежья

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Волковецкая Н.В. ЛЮБОВЬ КАК ПУТЬ ОБРЕТЕНИЯ САМОИДЕНТИЧНОСТИ ГЕРОЕМ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ЛЮБОВЬ  КАК  ПУТЬ  ОБРЕТЕНИЯ  САМОИДЕНТИЧНОСТИ  ГЕРОЕМ

Волковецкая  Наталья  Владимировна

аспирант  Прикарпатского  национального  университета  им.  Василия  Стефаника,  г.  Ивано-Франковск

E-mail: 

 

Ещё  в  начале  ХХ  века  американский  психолог  З.  Фрейд  предупреждал  человечеcтво:  «Кто  начал  осознавать  величие  мировой  связи  явлений,  их  неизбежность,  тот  легко  теряет  понимание  своего  маленького  Я»  [2,  с.  8].  Человек  ХХІ  столетия  живёт  не  столько  в  эпоху  глобализации,  сколько  в  эпоху  кризисов  —  экономического,  политического,  экологического.  Но  всё  же,  самым  больным,  на  наш  взгляд,  есть  кризис  духовности,  идентичности,  который  не  позволяет  человеку  понять  и  осмыслить  себя.  Русский  исследователь  Г.  Тульчинский  так  описывает  эту  ситуацию:  «Современный  человек  находит  детали  своего  образа,  знакомые  свойства,  связи,  структуры,  но  только  не  самого  себя.  Движетсяв  направлении  к  себе,  но  никогда  не  достигает  себя…»  [4,  с.  383]. 

Как  утверждал  К.  Юнг,  в  условиях  современного  мира  современному  человеку  необходимо  привести  самого  себя  в  порядок,  необходим  поиск  тех  средств,  которые  бы  способствовали  гармонизации  противоречий  внутреннего  мира  личности  [2,  c.  54].  «Самость»,  по  Юнгy,  —  это  цель  любой  жизни,  ведь  она  противостоит  деиндивидуации,  утрате  целостности  личности,  опасности  получить  «псевдо  Я»  [2,  c.  54].  Поэтому  одним  из  средств,  с  помощью  которого  можно  обрести  свою  «самость»,  мы  полагаем,  служит  как  раз  любовь.  Подтверждение  этому  находим  у  Эриха  Фромма,  который  отметил,  что  «…  только  любя,  отдавая  себя  другому  и  проникая  в  него,  я  нахожу  себя,  я  открываю  себя,  я  открываю  нас  обоих,  я  открываю  человека»[6,  с.  12].  Исследуя  процессы  идентификации,  немецкий  философ,  социолог  и  психолог  Э.  Фромм  определил  необходимость  в  самоидентификации  как  самую  важную  потребность  человека.  По  его  мнению,  эта  потребность  внутренне  присуща  самой  природе  человека,  исходит  из  условий  человеческого  существования  и  есть  истоком  наших  интенсивных  стремлений  [5].  Это  свойственно  всем  людям,  как  ипотребность  любить,  и  в  этом  их  общечеловеческая  значимость. 

Проблеме  идентичности  и  самоидентификации  посвящены  работы  Э.  Эриксона,  М.  Кастельса,  Й.  Масуду,  О.  Тоффлера,  Ж.  Бодрийяра,  Д.  Белла,  С.  Хантингтона,  Е.  Гидденса,  З.  Баумана,  Р.  Дарендорфа,  Ч.  Тейлора.  Существенный  вклад  внесли  также  современные  исследователи:  М.  Заковоротная,  А.  Микляева,  П.  Румянцева. 

В  нашем  исследовании  мы  хотим  показать  роль  любви  в  раскрытии  личности  человека  на  его  пути  к  самоидентификации.  Согласно  нашей  цели  мы  определили  следующие  задачи:  осмыслить  антропологическое  измерение  любви  в  компаративной  плоскости  на  материале  романов  «Музей  заброшенных  секретов»  Оксаны  Забужко  и  «Всё  освещено»  Джонатана  Фойера;  используя  сравнительно-типологический  метод,  проанализировать  типологические  сходства  форм  любви  и  их  роль  в  процессе  самоидентификации  героев,  а  также  в  сюжетостроении  романов. 

Ярким  типологическим  сходствомв  исследуемых  романах  есть  развитие  проблемы  любви,  что  представляется  важным  фактором  самораскрытия  и  самоидентификации  личности,  через  цепочку  модусов:  любовь-предательство-смерть-жизнь.  В  обоих  романах  любовь  выступает  как  сила,  что  даёт  начало,  толчок  к  поиску  своей  идентичности.

Так,  героев  романа  Оксаны  Забужко  «Музей  заброшенных  секретов»  известную  журналистку  Дарину  Гощинскую  и  коллекционера  антиквариата  Адрияна  Ватаманюка  уже  с  первой  встречи  соединила  пылкая  любовь,  о  которой  другие  только  мечтают.  Их  «сводит»  сестра  бабушки  Адрияна  —  Елена  Довган,  тайны  жизни  и  гибели  которой  пытается  разгадать  Дарина.  Ею  овладела  идея  поиска  правды  о  судьбе  женщины  в  форме  воина  УПА,  которую  она  увидела  на  старой  фотографии.  Складывалось  впечатление,  что  это  уже  не  её  собственная  судьба  руководит  ею,  а  чья-то  другая:  «…  они  смотрят  на  меня  со  старых  фотографий  так,  будто  я  их  должник,  и  я  действительно  смущаюсь  и  никну,…  не  понимая,  чего,  собственно,  они  от  меня  ждут»[1,  с.  21]  —  объясняет  своё  состояние  журналистка.  Если  вначале  это  был  всего  лишь  профессиональный  интерес,  то  любовь  к  Адрияну  открыла  ей,  что  правда  о  прошлом  —  это  путь  к  самоидентификации.

Аналогично  и  Адриян,  который  вначале  был  довольно  пассивный  в  стремлении  найти  истину,  под  влиянием  любви  осознаёт,  что  ему  не  хватает  этого  знания.  Раскрывая  один  за  другим  секреты  судьбы  Елены  Довган,  Адриян  приходит  к  пониманию  того,  что  и  в  его  собственной  памяти  и  знании  о  себе  есть  много  пробелов  и  вопросов,  на  которые  ответы  уже  не  даст  никто:  «И  всё-таки,  почему  я  Адриян?...  Как-то  неуютно  думать,  что  я  этого  уже  не  узнаю.  Что  уже  не  у  кого  спросить…  Они  оставили  тебя  одного,  хранители  твоих  секретов…  и  ты  обречён  вечно  вертеться  здесь,…  ничего  о  себе  не  зная  и  не  понимая»  [1,  с.  387].  Эрих  Фромм  полагал,  что  любая  из  форм  любви  предусматривает  некий  набор  элементов,  к  которым  он  относил  заботу,  уважение,  ответственность  и  знание  [6,  с.  10].  А  как  обнаружилось,  знания  себя  героям  как  раз  и  не  хватало.  Любовь,  что  так  неожиданно  соединила  двоих  совсем  разных  людей,  привела  героев  к  пониманию,  что,  чем  больше  они  знают  о  своём  прошлом,  тем  больше  власти  они  имеют  над  своим  настоящим,  тем  лучше  они  видят  и  понимают  себя  и  других.  Это  свидетельствует  только  о  том,  что  базовый  вопрос  об  онтологической  безопасности  индивида  сводится  к  необходимости  интегрированности  прошлого,  настоящего  и  будущего  [2,  c.  48].  Мы  разделяем  точку  зрения  М.  Заковоротной,  что,  чем  подробнее  описано  историческое  прошлое,  тем  вероятностнее  модель  будущего.  Прошлое,  настоящее  и  будущее  становятся  интегральными  притягивающими,  которые  стабилизируют  психологическое  состояние  человека  [2,  c.  48].

В  процессе  поиска  истины  о  давно  забытых  событиях  прошлого,  герои  «раскапывают»  отдельные  картинки  из  жизни  Гели  (Елены  Довган)  и  молодого  парня  по  имени  Адриян,  как  и  герой  романа,  которые  вместе  служили  в  подполье  на  стороне  УПА.  Оказывается,  что  раскопанная  ими  история  —  это  история  жгучей  и  трагической  любви,  да  к  тому  невероятно  запутанной.  Писательница  излагает  её  так,  что  складывается  впечатление,  будто  «стори»  о  любви  шестидесятилетней  давности  развивается  вместе  со  «стори»  Адрияна  и  Дарины,  только  в  другом,  не  менее  реальном,  измерении.  Эти  «плёнки»  время  от  времени  накладываются,  в  зависимости  от  степени  сближения  двух  измерений,  то  есть  по  мере  раскрытия  правды  о  прошлом.  Так,  Адриан  в  своих  сновидениях  становится  свидетелем  чужой  жизни,  борьбы,  смерти  и  любви.  И  оказывается,  что  его  тоже  видят  и  к  нему  обращаются. 

К  нему  приходит  понимание  того,  что  пережили  Адриян  и  Геля  во  времена  Второй  мировой  и  кто  стал  наследником  их  любви.  Герои  проходят  сквозь  сложные  перипетии  предательства  и  верности,  познают  цену  дружбы  и  доверия,  платят  жизнью  за  свои  убеждения.  Сошлёмся  на  мнение  американского  психолога  Р.  Мея,  которое  подтверждается  как  контекстом  всего  романа,  так  и  развитием  сюжета,  что  именно  момент  смерти  есть  критерием  истинности.  Именно  в  этот  момент  человек  способен  ощутить  глубокую  любовь,  осмыслить  ценность  дружбы,  ответственности,  верности  [3,  с.  71].  Ученый  считал,  что,  заглянув  в  лицо  смерти,  человек  получает  толчок  к  развитию,  толчок  к  самоосмыслению  [3,  с.  72].  Поэтому,  можно  утверждать,  что  именно  близость  смерти  из-за  предательства  человека,  которому  доверяли,  открывает  Геле,  какая  она  настоящая  любовь.  Выбор  Адрияном  и  Гелей  героической  смерти  в  бою,  был  клятвой  верности  любви  во  всех  её  формах  и  проявлениях,  любви,  что  дарит  жизнь  и  никогда  не  умирает.  Смерть  тела  не  была  концом,  она  была  очищением,  исправлением  ошибок  и  «всё  было  так,  как  должно  быть,  жизнь,  приближалась  к  концу,  как  снаряд  в  стволе,  гладко,  как  по  высшей  воле,  и  всё  в  ней  укладывалось  в  свои  пазлы»[1,  с.  567].

Любовь  Адрияна  и  Гели  своей  чистотой  и  искренностью  отводит  их  от  предательства.  Они,  выбирая  смерть,  обессмертили  свою  любовь,  что  нашла  продолжение  в  соединении  сердец  третьего  поколения  —  Адрияна  и  Дарины,  даря  начало  новой  жизни  —  их  ребёнку:  «Такое  чувство,  как  будто  нам  досталась  чья-то  чужая  любовь.  Чья-то,  когда-то  неосуществлённая…»  —  делится  своим  предположением  с  АдрияномДарина  [1,  с.  535].  Собранные  отрывки,  осколки  кадров-картинок  жизни  Гели  и  Адрияна  сложились  в  пазл  под  названием  «потеряннаястори  о  предательстве».  Как  объясняет  Дарина,  предательство  бывает  разное:  «Родины.  Любви.  Себя».  А  предательство  —  это  «путь,  что  ведёт  к  смерти…»  [1,  с.  815],  победить  которую  может  только  настоящая  любовь. 

Именно  пройдя  цепочку  модусов  «любовь-предательство-смерть-жизнь»  герои  обретают  понимание  себя  и  вечных  истин.  Они  находят  правду  о  своем  прошлом,  раскапывают  семейные  секреты,  но  самый  важный  секрет,  который  передают  им  в  наследство  Геля  и  Адриян,  —  это  секрет  любви:  «…жизнь  длилась,  пока  её  наполняла…живая  влага  чьей-то  любви…»  [1,  с.  31].  Тема  любви  в  этом  романе  играет  важную  роль.  Раскрывая  её,  писательница  показывает  взаимосвязь  поворотов  судьбы  человека  через  разрешение  вопроса  о  своих  корнях,  формирование  национальной  и  личностной  идентичности. 

Аналогично,  как  и  герои  О.  Забужко,  герои  Дж.  Фойера  также  перерождаются  под  влиянием  силы  любви,  проходя  тот  же  путь:  любви  и  предательства,  смерти  и  новой  жизни,  данной  любовью.  Особенно  примечательны  трансформации  внутреннего  состояния,  которые  происходят  с  главным  героем  дедом  Александра  Перчова  (Алекса)  Али.  Благодаря  этому  персонажу  Дж.  Фойер  показывает  значительность  любви  и  её  влияние  на  судьбу  того  или  другого  человека.  Дед,  с  которым  Фойер  знакомит  своих  читателей  в  начале  романа,  это  старый  человек,  с  нелёгким  характером,  всегда  чем-то  недовольный.  Этот  сварливый  человек  особенно  не  любит  евреев,  но  причину  такой  нелюбви  никто  не  знает,  а  сам  он  никогда  ничего  не  объясняет.  Хочется  отметить,  что  атмосфера  в  этой  семье  далеко  не  лучшая:  каждый  член  семьи  существует,  как  будто,  сам  по  себе,  со  своими  мечтами,  снами,  настроениями,  совсем  не  интересуясь  другими.

Всё  меняется  после  путешествия,  в  которое  против  своей  воли  отправляется  дед  в  качестве  водителя,  а  вместе  с  ним  внук  Алекс  в  качеcтве  переводчика  для  молодого  еврея,  который  прибыл  в  Украину  из  Америки  на  поиски  женщины  по  имени  Августина,  спасшей  во  время  Второй  мировой  войны  его  деда  от  смерти.  И  хотя  дед  Алекса  не  хочет  ехать  искать  затерянный  городок  Трачимброд,  сын,  желая  подзаработать,  лишает  его  выбора,  не  обращаявнимания  на  сетования  старика. 

Первый  этап  перерождения  приходит  вместе  с  воспоминаниями,  когда  Сафран  (еврей)  показывает  старое  фото,  на  котором  изображены  его  дед  и  женщина  по  имени  Августина  с  семьей.  Увиденное  им  фото  меняет  отношение  нашего  героя  к  путешествию.  Он  хоть  и  с  опаской,  но  начинает  принимать  участие  в  поисках  Августины.  На  наш  взгляд,  именно  девушка  на  фото  (возможно,  юношеская  любовь  деда)  есть  первым  лучиком,  который  начинает  освещать  угасшие  чувства  героя  и  те  события  прошлого,  которые  он  всю  жизнь  старался  забыть,  умертвить,  как  и  самого  себя.  Кроме  этого,  как  и  в  романе  Забужко,  именно  женщина  на  фотографии,  символизирующая  любовь,  становится  той  фатальной  силой,  которая  даёт  толчок  к  самопознанию  и  самоочищению  героя.  Такое  совпадение  сюжетных  и  тематических  схем  можно  рассматривать  как  яркое  типологическое  сходство  исследуемых  романов.  Более  того,  в  обоих  романах  путь  идентичности  героев  есть  путём  ретроспективным,  то  есть  героям  нужно  вернуться  назад,  в  прошлое,  пережить  всё  то,  что  было  тайным  и  забытым,  и  лишь  тогда,  они  будут  иметь  возможность  на  полноценное  существование  в  дне  сегодняшним. 

Именно  такой  путь  самоидентификации  проходит  дед  Али.  Он,  который  стремился  освободиться  от  прошлого,  понял:  прошлое  настигло  его.  Когда  они  нашли  Августину,  стало  ясно,  что  любовь  из  его  сердца  никуда  не  ушла,  что  всё,  что  случилось  —  не  вымарать  из  памяти,  что  ему  самому  никогда  не  убежать  от  себя:  «Он  так  много  улыбался,  и  я  не  совру,  когда  скажу,  что  я  никогда  раньше  не  видел,  чтобы  он  так  много  улыбался…»  [7,  с.  147—148]  —  делился  своими  наблюдениями  Алекс.  Эта  женщина,  хоть  и  назвалась  Листой,  для  деда  была  Августиной,  она  была  любовью,  которая  еще  могла  спасти  его:  «Мы  смотрели  на  неё  так,  будто,  весь  мир  и  будущее  существовали  благодаря  ей»  [7,  с.  148].  Эрих  Фромм  отмечал,  что  важны  не  причины,  которые  рождают  любовь,  а  то,  что  происходит  с  человеком,  какие  внутренние  изменения  происходят  в  нём,  как  раскрывается  его  душа  [6].  Эта  женщина  дала  возможность  раскрыться  Али,  а,  следовательно,  спасти  свою  душу.  С  другой  стороны,  этот  образ  сюжетно  не  обыгрывается  автором  (он  не  подаёт  историю  любви  Августины  и  Али,  как  делает  это  Забужко),  а  обращает  его  в  символ:  утраченное,  потерянное  чувство,  обретение  которого  даёт  шанс  на  перемены  и  самоидентификацию.

Как  оказалось,  дед  Алекса  родился  здесь,  а  не  в  Одессе,  как  он  говорил  всем.  Родная  земля,  когда-то  любимая  им  женщина  возвращают  его  в  прошлое,  к  тому  событию,  которое  он  старался  вырвать  из  памяти  и  своей  жизни,  но  это  оказалось  невозможным.  В  беседе  с  внуком  дед  говорит,  что  его  привидения  всегда  с  ним:  «Они  (привидения)  находятся  на  внутренней  стороне  моих  век»  [7,  с.  246].  Под  влиянием  путешествия,  воспоминаний  и  чувств,  что  нахлынули  на  него  со  всех  щелей  его  «разбитой»  души,  неожиданно  даже  для  себя  дед  рассказывает  историю  предательства  и  убийства  друга  во  времена  Второй  мировой  войны  ради  своего  спасения  и  спасения  своей  жены  и  сына.  Дед  выдал  немцам  своего  лучшего  друга,  он  предал  его,  чтобы  спасти  свою  семью,  и  оправдывал  свой  выбор  тем,  что  просто  любил  своего  сына:  «…  я  любил  его  так  сильно,  что  я  сделал  любовь  невозможною,  и  мне  жаль  тебя,  и  жаль  Игу,  и  вы  должны  простить  меня…»[7,  с.  251]. 

Необходимо  отметить,  что  образ  деда,  процесс  его  раскрытия  и  самоидентификации,  позволяет  обратиться  к  некоторым  антропологическим  выводам.  Так,  общечеловеческие  ценности,  такие  как  дружба,  патриотизм,  моральность  (религиозность)  могут  терять  своё  значение  в  ситуациях,  когда  человек  должен  выбирать  между  жизнью  и  смертью.  В  большинстве  случаев,  любовь  к  жизни,  инстинкт  самосохранения  оказываются  сильнее,  и  человек  выбирает  жизнь.  Но  осуждать  за  это  человека  мы,  наверно,  не  имеем  права,  ибо  невозможно  быть  полностью  уверенным  на  счёт  собственного  выбора  в  такой  ситуации.  С  другой  стороны,  Дж.  Фойер  очень  убедительно  изобразил  деградацию  человеческой  личности,  которая  отказалась  от  вечных  ценностей.  Предательство  друга  убило  всё  живое  в  нём.  Дед  утратил  способность  ощущать,  любить,  верить,  лишив  и  родных,  и  своего  сына  этого:  «Я  так  сильно  хотел  для  него  спокойной  жизни  без  смерти  и  без  выбора,  и  без  позора.  Но  я  не  был  хорошим  отцом,…  я  был  самым  плохим  отцом.  Я  стремился  отстранить  его  от  всего  злого,  а  вместо  этого  сам  делал  одно  зло  за  другим»  [7,  с.  247].

Путешествие  в  Трачимброд  оказалось  спасительным  для  героя  романа.  Проходя  тяжёлый  путь  самопознания  и  самоидентификации  через  любовь  (что  стала  толчком  к  исповеди),  предательство  и  смерть,  герой  постиг  подлость  своего  поступка  не  только  по  отношению  к  другу,  но  и  к  себе  и  своим  родным,  отняв  у  них  право  на  память  и  любовь.  Впуская,  наконец,  правду  в  своё  сердце  и  открывая  её  своему  внуку,  дед  не  только  обрёл  себя,  но  и  желаемый  покой.  Кроме  того,  исповедь  деда  изменила  и  Алекса.  Он  также  постиг  силу  любви  и  прощения.  Вернувшись  домой,  дед  покончил  с  собой,  что  для  него  оказалось  желаемым  спасением.  Смерть  тела  освобождает  утомлённую  душу  и  дает  ей  новую  жизнь:  «Я  переполнен  счастьем,  а  это  то,  что  я  должен  сделать,  и  я  это  сделаю…  Я  уйду  бесшумно,  я  открою  дверь  в  темноту,  я  сделаю  это»[7,  с.  276].  Его  жизнь  пришла  к  концу,  но  он  всё  успел:  попросил  прощение  и  получил  его,  он  возвратил  любовь  в  своё  сердце  и  в  сердце  своего  внука,  а  еще  он  дал  Алексу  напутствие:  «Старайся  жить  так,  чтобы  всегда  говорить  правду»  [7,  с.  275].

Таким  образом,  в  исследуемых  романах  ярким  типологическим  сходством  является  развитие  проблемы  любви  через  цепочку  модусов:  любовь-предательство-смерть-жизнь.  И  в  одном  романе  и  в  другом  любовь  выступает  как  сила,  что  дает  толчок  к  самоидентификации  героев,  и  как  путь  (свой  для  каждого  героя),  что  ведёт  к  ней.

Другим  типологическим  сходством  романов  есть  то,  что  в  обоих  романах  любовь  проявляет  себя  в  следующих  формах:  любовь  к  женщине,  товарищеская,  родительская  любовь,  патриотизм,  любовь  к  родной  земле,  а  её  антропологичность  раскрывается  в  простой  человеческой  потребности  любить  и  самоидентифицироваться  через  любовь.  Ещё  одним  важным  выводом  будет  понимания  того,  что  потеря  любви  —  это  всегда  потеря  духовных  основ  человеческой  жизни  и  себя  как  сознательной  и  значимой  личности. 

В  романах  любовь  играет  важную  сюжетную  роль.  Облечённая  в  разные  символические  формы,  она  как  будто  подтягивает  к  себе  все  сюжетные  ходы:  открывая  скрытые  структуры  в  психике  и  сознании  героев,  обнаруживает  взаимосвязь  поворотов  судьбы  человека  с  его  корнями  и  способствует  формированию  самосознания  героя.

Итак,  компаративный  анализ  романов  даёт  право  утверждать,  что  любовь  в  исследуемых  текстах,  проявляет  себя  не  только  как  самая  значительная  ценность  и  духовный  оплот  индивида,  но  и  как  путь  становления  и  самоидентификации  героев.

 

Список  литературы:

  1. Забужко  О.  Музей  покинутихсекретів:  роман.  —  К.:  Факт,  2009.  —  832  с.
  2. Заковоротная  М.В.  Идентичность  человека.  Социально-философские  аспекты:  монография.  —  Ростов-н/Д.:  Издательство  Северо-Кавказского  научного  центра  высшей  школы,  1999.  —  82  с.
  3. Мей  Р.  Любов  і  воля.  —  К.:  Ваклер,  1997.  —  384  с.
  4. Тульчинський  Г.Л.  Постчеловеческаятелесность  и  неантропоморфнаяперсонология  //  Перспективыметафизики:  классическая  и  неклассическаяметафизика  на  рубежевеков  —  СПб.:  Алетейя,  2000.  —  415  с.
  5. Фромм  Э.  Иметь  или  быть?  /  Эрих  Фромм.  —  М.:  Прогресс,  1986.  —  238  с.
  6. Фромм  Е.  Мистецтволюбити:  дослідженняприродикохання.  —  Харків:  Педагогіка,  1990.  —  160  с.
  7. Foer  J.S.  Everything  is  illuminated.  —  New  York  :  Houghton  mifflin  company  boston,  2002.  —  289  p.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.