Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 марта 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Львова Л.В. ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ ПЕВЦА-АКТЕРА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ОСОБЕННОСТИ  ПОСТАНОВКИ  ПЕВЧЕСКОГО  ДЫХАНИЯ  ПЕВЦА-АКТЕРА

Львова  Людмила  Владиславовна

доцент  кафедры  музыкального  и  вокального  искусства,  Институт  танца  ФГБОУ  ВПО  «ГАСК»  г.  Москва

E-mail: 

 

Голос  эстрадного  певца,  как  голос  любого  исполнителя,  связанного  с  использованием  пения,  обязательно  требует  корректировки  и  должен  быть  оснащен  всеми  известными  техническими  вокальными  приемами.  Другое  дело,  что  эти  приемы  должны  быть  предназначены  именно  для  данного  рода  пения,  необходимо  учитывать  особенности  передачи  музыкальной  информации  в  формате  эстрадного  звучания  голоса  исполнителя.

В  настоящее  время  эстрадное  пение  становится  все  более  популярным  и  является  одним  из  востребованных  видов  отдыха  народных  масс.  Поют  все,  что  хотят  и  как  хотят.

Многочисленные  залы  «караоке»  и  любительские  вокальные  школы  переполнены.  Совершенно  ясно,  что  во  главе  этого  массового  движения  должны  встать  профессиональные  музыканты-педагоги  эстрадного  вокала,  от  которых  во  многом  зависит  что  и  как  будут  исполнять,  с  кого  брать  пример.  Воспитание  культуры  общества  неотъемлемо  с  повышением  уровня  музыкальной  культуры.

Песня  —  самый  массовый  и  распространенный  музыкальный  жанр.  По  песням  прошлых  лет  можно  изучать  историю  страны,  в  них  отображены  вкусы  и  пристрастия,  а  также  традиции  народа.  Современное  песенное  искусство  вызывает  состояние  недоумения.  Создается  впечатление,  что  одна  и  та  же  песня  переписывается  по-разному.  Слова  почти  одинаковые  и  все,  за  редким  исключением,  со  словами  любви  сомнительного  качества.  Есть  композиторы,  которые  радуют,  но  их  очень  мало. 

Молодые  эстрадные  певцы  должны  не  только  уметь  разбираться  во  многочисленных  музыкальных  эстрадных  жанрах  от  бибопа  до  рэпа,  необходимо  также  воспитать  в  молодых  эстрадных  певцах  ту  самую  духовность  и  нравственность,  которая  затем  поможет  им  в  правильном  выборе  и  исполнении  репертуара.  Что  касается  композиторов,  наша  страна  с  нетерпением  ждет  появления  на  музыкальном  небосклоне,  таких  как  были  Колмановский,  Френкель,  Афанасьев,  Аедоницкий  и  т.  п. 

Концепции  чувственно-образного  воспитания  эстрадного  певца

Певческий  голос  —  это  дар,  и  его  надо  раскрывать.  Можно  сказать,  что  певческий  голос  это  цветок,  который  можно  вырастить.  Но  делать  эту  нужно  правильно.  В  дальнейшем  будем  отталкиваться  от  этого.  В  первую  очередь,  конечно,  надо  развивать  эмоционально  —  психическую  сферу  певца.

Певческий  голос  —  эмоционально  духовная  сфера,  озвученная  при  помощи  голосовых  связок.  Связки  не  делают  голос,  а  лишь  трансформируют  его  наружу.  И  чем  естественней  они  это  сделают,  тем  чище  и  ярче  будет  голос.  Сила  же  звуковой  подачи  зависит  только  от  количества  вырабатываемой  энергии  певца,  а  не  от  силы  зажима  голосовых  связок.  При  таком  подходе  к  пению  голос  не  устает,  верхние  ноты  звучат  без  напряжения,  так  как  связки  тянутся  спокойно,  без  усилия.

Для  того  чтобы  получить  хороший  качественный  звук,  он  должен  быть  сначала  очень  четко  и  правильно  предвосхищен,  то  есть  рожден  в  сознании  со  всеми  свойствами,  красками,  и  энергетический  посыл  должен  быть  точный.  Автор  называет  этот  момент  —  первозвук.  Материализоваться  в  певческий  первозвук  может  только  при  участии  энергии,  желании  услышать  этот  звук. 

Получается  схема:  первозвук  —  предвосхищенный  в  сознании  звук  —  хочу  (желание  сказать)  —  певческий  звук.

Надо  отметить,  что  образное  мышление  должно  быть  развито  очень  хорошо.  Ярко  и  свободно  должна  работать  психическая  энергия  для  того,  чтобы  молодой  певец  овладел  этим  самым  продуктивным  и  естественным  навыком  пения.  Эти  моменты  должны  слиться  воедино. 

Авторские  методические  советы  начинающим  преподавателям  эстрадного  вокала

Преподавательская  вокальная  деятельность  должна  происходить  систематично.  Очень  важно  для  педагога  относится  к  каждому  уроку  ответственно  и  всегда  ставить  на  уроке  цель.  Цель  должны  быть  выполнимой,  нельзя  сразу  сделать  все.  В  вокале  самый  главный  дидактический  принцип,  «от  простого  к  сложному»,  актуален  как  нигде.  Задачи  выполнения  цели  должны  быть  сформулированы  четко  и  понятно.  Очень  важно,  чтобы  учащийся  ушел  с  урока,  добившись  поставленной  педагогом  цели.  На  следующий  урок  он  придет  окрыленный  и  двинется  дальше.  Также  важно,  чтобы  воспитанник  нашел  в  себе  свои  краски,  запомнил  свои  голосовые  ощущения  (педагог  должен  на  них  акцентировать  внимание),  а  не  подражал  преподавателю,  это  плохой  путь.  С  учеником  надо  искать  вместе  его  собственный  голос,  его  собственные  голосовые  краски.

Но  вот  взгляд  на  вокальное  мастерство  и  на  исполнительство  надо  передавать  от  преподавателя  к  ученику.

Хочется  поделиться  своим  взглядом  на  педагогический  процесс  совершенствования  голоса  эстрадного  певца.  Человеческий  голос  на  взгляд  автора  это  действие,  связанное  с  человеческой  магией.  Определяющим  фактором  голоса  является  чувственно-эмоциональный  мир  человека.  Певческий  голос  —  это  единственный  в  мире  инструмент,  который  находится  внутри  человеческого  организма  и  по  струнам  его  водит  смычком  из  желания  и  психической  энергии.  Понимая  все  это,  автор  намеренно  уходит  от  принятой  формулировки  «постановка  голоса».  Само  по  себе  это  словосочетание  имеет  сомнительный  смысл.  Можно  поставить  танец,  можно  поставить  мизансцену,  можно  научить  учащегося  правильно  ставить  кисть  руки  на  клавиатуру.  Но  там,  где  задействована  эмоционально-психическая  сфера,  в  первую  очередь  надо  пользоваться  образными  представлениями.  Это  и  есть  метод  обучения  на  основе  чувственно-образного  восприятия  звука.  Учить  можно  на  уровне  познания  и  запоминания  определенных  навыков,  но  учить  на  уровне  чувственного  восприятия  гораздо  легче  и  правильнее.  Знания  не  просто  запоминаются,  а  входят  в  образно-чувственную  память  навсегда.  По  этому  принципу  уже  давно  идет  изучение  многих  предметов,  от  математики  до  иностранных  языков.  Настало  время  и  обучению  пения  встать  на  эти  же  рельсы. 

Получается,  что  мы  должны  апеллировать  к  чувственной  стороне  восприятия  наших  воспитанников.  Многие  талантливые  педагоги  и  раньше  говорили,  что  для  того,  чтобы  правильно  вдохнуть  без  перебора  воздуха  нужно,  как  будто  испугаться  в  момент  вдоха.  Это  и  есть  образный  подход.  Вот  только  дальше  начиналась  неразбериха.  Во  время  пения  надо  уметь  правильно  выдыхать,  чтобы  распределить  воздух.  Очень  многие  учат  выдыхать  животом  и  вдыхать,  отодвигая  живот.  Многие  делают  упор  на  расслаблении  мышц  живота  для  спокойного  выдоха.  Другие  же  наоборот,  учат  напрягать  низ  живота.  И  с  теми,  и  с  другими  автор  категорически  не  согласна.  На  взгляд  автора  это  неэффективный  метод,  требующий  сосредоточиться  на  мышцах  живота.  Отсюда  примитивное  исполнение,  зажим  горла  и  нижней  челюсти.  Как  может  певец,  обуреваемый  страстями  исполнения  передачи  смыслового  образа  следить  за  равномерным  выдохом,  да  еще  и  расслаблять  или  напрягать  низ  живота!  Эстрадный  певец  это  всегда,  в  первую  очередь,  актер,  а  потом  вокалист.  И  надо  максимально  приблизить  момент  вдоха  и  выдоха  к  исполнению,  включить  его  в  ткань  образа,  сделать  его  одной  из  красок  в  актерской  палитре  певца. 

На  практике  надо  научить  исполнителя  открыться  для  разговора,  то  есть,  научить  его  перед  вдохом  «захотеть  сказать»,  и  тогда  звуки  разговорной  и  вокальной  речей  совпадут,  будет  достигнута  цель  —  «спеть,  как  сказать».  Для  эстрадного  исполнителя  это  один  из  определяющих  моментов  в  пении  —  естественность  слова.  Итак,  первое  слово  получилось  естественным  и  тембральным,  ведь  посыл  его  был  не  от  голосовых  связок,  а  от  нутра.  Тем  самым  был  осуществлен  глубокий  продых  без  усилий. 

Для  того,  чтобы  дальше  продолжить  музыкальную  фразу,  надо  суметь  сохранить  дыхание.  Сделать  это  просто.  В  момент  вдоха  —  открытия  (открывается  внутренний  объем)  надо  раздвинувшиеся  мышцы  ребер  и  спины  удержать,  зафиксировать  и  после  прозвучавшего  первого  звука  начать,  по  мере  проговаривания  слов,  покачивать  или  как  если  бы  пелась  колыбельная  на  «а».  Длинная  «а»  должна  перейти  на  раздвинутые  ребра.  Если  мы  на  «а»  начнем  покачивать,  раздвигать  ребра  в  сторону,  «а»  будет  тянуться  не  голосовыми  связками,  а  дыхательным  объемом.  Итак,  происходит  как  бы  прокачивание  межреберными  мышцами  звука,  который  тянется  за  ними.  Это  все  естественным  образом  снимает  напряжение  с  мышцы  горла,  так  как  человеческий  организм  не  может  контролировать  одновременно  два  и  более  напряжений.  По  такой  схеме  звук  получается  мягкий  и  наполненый,  естественный  и,  что  важно,  контролируемый  мышцами  ребер  и  спины.  На  такой  звук  удобно  наложить  любую  актерскую  краску.  Мышцы  ребер  и  спины  берут  голос  исполнителя  под  уздцы,  и  им  можно  управлять. 

Таким  образом,  певческое  дыхание  —  это  естественный  маленький,  с  актерской  окраской  вдох  и  удержанный  мышцами  ребер  и  спины  контролируемый  выдох,  где  доза  выпуска  воздушного  напора  определяется  покачиванием  ребер  и  энергетической  подачей.

Так  нам  удалось  встроить  дыхание  певца  —  исполнителя  в  его  сценическое  действие.

Получается,  вокальное  дыхание  как  будто  не  выходит  наружу,  а  распределяется  по  золотому  сечению  от  одной  стороны  до  другой.  Оно  удерживается  от  насильственного  выдоха,  но  по  мере  проговаривания  слов  все  -  равно  медленно  выходит  наружу,  не  расширяя  щель  между  голосовыми  связками,  и  они  смыкаются  в  спокойном  режиме.  Еще  великий  Карузо  говорил:  «работа  певца,  это  работа  грузчика».  Думается,  что  он  имел  в  виду  напряжение  мышц  спины  и  ребер  при  пении,  а  силу  напряжения  сравнивал  с  ощущением  тяжести  на  спине. 

Подытожим.  Правильное  певческое  дыхание  контролируется  межреберными  мышцами,  прокачивая  его,  удерживают  неукротимый  выдох,  дозируют  и  распределяют  его.  Мышцы  ребер  и  спины,  совместно  раздвигаясь,  образуют  звучащий  внутренний  объем  (открыт  грудной  резонатор).  Открытый  внутренний  объем  дает  доступ  к  вибрации  внутренних  органов,  что  только  прибавляет  к  тембру  новые  краски,  обеспечивает  полноценность  звука.  Длинные  ноты  тянем  не  голосовыми  связками,  а  усилением  напряжения  дыхания  в  мышцах  ребер  и  спины.  Ощущение  напоминает  зависание  в  узком  коридоре  на  расставленных  руках,  упирающихся  в  стены,  стараясь  их  раздвинуть.  Гласные  при  пении  могут  быть  разными,  а  напряжение  в  ребрах  одинаковое.  Уже  ничто  кроме  ребер  и  спины  не  сможет  напрячься.  Свобода  горла  и  нижний  челюсти  достигнута.  Голос  приобретает  полноценное  звучание  с  устойчивой  высокой  формантой. 

Дыхательные  упражнения

Дыхательные  упражнения  выполняются  попеременно,  каждое  по  десять  минут.  В  начале  обучения  выполнять  два  раза  в  день,  затем  один  раз  в  день  по  сорок  минут  весь  комплекс. 

Выполнение:

Вдох  будем  именовать  открытием  внутреннего  объема.

1.   Упражнение  на  удержание  межреберных  мышц  для  создания  внутреннего  объема.

Открыться  (как  будто  открыть  внутри  глаз),  зафиксировать  открытие  межреберными  мышцами,  нижняя  челюсть  упала  к  подбородку,  будто  сломалась  в  суставе,  язык  упал  вместе  с  ней.  Затем  закрыть  рот,  не  поднимая  нижней  челюсти  с  языком.  И  так  стоять,  не  выдыхая,  чувствуя  внутреннюю  наполненность  воздушным  объемом.  Можно  проверить  рукой  нет  ли  выдоха  через  нос.  Дело  в  том,  что  выдох  все-равно  будет,  так  как  носовые  отверстия  открыты,  но  этот  выдох  ненасильственный,  а  строго  дозируемый  мышцами  ребер  и  спины.  Именно  от  такого  вдоха  дальше  надо  прокачивать  дыхание.

2.   Упражнение  на  развитие  и  укрепление  межреберных  мышц.

Выполняется  со  свободно  открытым  ртом.

Открыть  рот  и  начать  раздвигать  и  сдвигать  ребра  (покачивать),  стараться  почувствовать,  что  при  раздвижении  их  получается  непроизвольный  выдох.  Выполнять  упражнение  десять  минут.  Вначале  полезно  просто  пошевелить  ребрами,  чтобы  ощутить  их.

3.   Упражнение  на  «глубоко  падающий  слог».

Читать  вслух  стихи  поэтов,  чувствующих  музыку  стиха  (Пушкин,  Лермонтов,  Есенин  и  других),  ощущая  гул  в  груди  с  расслабленной  нижней  челюстью.  Длинные  гласные  тянуть  ребрами.  Длинные  слоги  прокачивать  межреберными  мышцами.  Очень  важно  следить  за  тем,  чтобы  губы  при  чтении  были  совсем  свободные. 

4.   Упражнение  на  использование  воздушной  струи.

Открыться  и  через  плотно  сомкнутые  губы,  как  при  свисте,  пустить  воздушную  струю,  упираясь  в  раздвигающиеся  ребра  и  спину.  Не  доводить  напряжение  до  предела.  Упражнение  выполнять  десять  минут. 

 

Список  литературы:

  1. Дмитриев  Л.Б.  «Методические  взгляды  Э.  Барра»,  ГМПИ  им.  Гнесиных  1975  г.
  2. Клип  О.Я.  «Задачи  постановки  голоса  эстрадного  певца»  МПГУ,  Москва  2005  г.
  3. Кравченко  А.М.  «Секреты  бельканто»  Софт  Эрго  1993  г.
  4. Малютин  Е.М.  «Экспериментальная  фонетика  и  научное  обоснование  постановки  голоса»,  г.  Орел,  1924  г.
  5. Сет  Рикс  «Как  стать  звездой»  аудио-школа  для  вокалистов,  Москва,  11902/Г-21  а/я  568,  ГИД
  6. Станиславский  К.С.  «Психотехника  актерского  искусства»  (Антология)  Редактор-составитель  доктор  философских  наук  Басин  Е.Я.  2010  г.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.