Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 марта 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
М.А. ЮДИН НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ДВУХ НАЦИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР: РУССКОЙ И ТАТАРСКОЙ
Бабочкина Татьяна Владимировна
аспирант Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, г. Казань
преподаватель «ГАОУ СПО РТ Альметьевский музыкальный колледж им. Ф.З. Яруллина», РТ, г. Альметьевск
E-mail: tat.babochka@gmail.com
Бражник Лариса Владимировна
научный руководитель, д-р искусствоведения, профессор Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, г. Казань
Творческое наследие Михаила Алексеевича Юдина (1893—1948) — замечательного композитора, деятеля двух национальных музыкальных культур — русской и татарской, а также музыкального образования двух городов — Ленинграда и Казани, оказалось в наше время незаслуженно мало-востребованным. Он относится к числу тех композиторов, чью жизненную и творческую судьбу определило сложное и противоречивое время отечественной истории первой половины XX века. Юдин прожил большую часть своей жизни в Ленинграде. Там он родился, получил образование, там же сформировался и достиг зрелости его композиторский стиль. По первому образованию биолог, М. Юдин пришел к музыке лишь в 25 лет. В Ленинградской консерватории он учился в классе В.П. Калафати, а затем А. М. Житомирского. Оба профессора были учениками Н. А. Римского-Корсакова. Любимой областью творчества Юдина стала хоровая музыка. Для хора им написано свыше шестидесяти монументальных и камерных сочинений. В Ленинграде Юдин раскрылся и как педагог. Он преподавал в консерватории, в музыкальном техникуме и в некоторых музыкальных школах, вел общественно-просветительскую работу. Среди его учеников: Г. В. Свиридов, А. М. Лобковский, А. Г. Корсунская, В. К. Сорокин и др. В 1939 году М. А. Юдин стал профессором Ленинградской консерватории.
В 30-е годы плодотворно развиваются творческие связи композитора с известными исполнителями, в том числе с органистом И. А. Брауде, который в 1932 году исполнил его Концерт для органа с оркестром. Узы дружбы связывали М. А. Юдина с дирижером Е. А. Мравинским, под управлением которого в 1936 году прозвучала его кантата «Песня о весне и радости».
Начало 40-х годов — очень сложный период жизни Юдина, как и всей страны. В 1941 году началась Великая Отечественная война, повлекшая за собой труднейшие испытания, потери от которых были невосполнимыми[1]. Из автобиографии Юдина, написанной от третьего лица, следует, что «первую военную зиму 1941—42 г. Юдин провел в Ленинграде. Несмотря на исключительно трудные условия блокадной зимы, Юдин ведет большую творческую, педагогическую и общественную работу» [1, с. 2]. Весной 1942 года Юдин вместе со своей семьей (женой, дочерью и матерью жены) эвакуируется в Казань[2].
В течение первых месяцев жизни в Казани Михаил Алексеевич тяжело болел, но как только ему удалось восстановить силы, он стал деятельным участником музыкальной жизни города. М. А. Юдина связывает с Казанью не только война. Прежде, живя в Ленинграде, он часто бывал здесь, отдыхал на Волге, кроме того, в Казани проживали родственники его жены. Деятельность Юдина в Казани широка и разнообразна. Едва выздоровев, он сразу же включился в работу организованного в 1939 году Союза композиторов ТАССР. В союзе Михаил Алексеевич консультировал по вопросам оркестрового письма татарских композиторов, среди них — С. Сайдашев, М. Музафаров, Дж. Файзи.
Юдин проявил живой интерес к татарской музыкальной культуре. Вслушиваясь в звучание народных песен и произведений татарских композиторов, он постигал интонационно-ладовое своеобразие татарского мелоса. Постепенно в его творчестве стали появляться произведения, основанные на татарском музыкальном материале: уже в декабре 1942 года он пишет кантату «Яшь патриотлар» ор. 31 на текст А. Файзи для смешанного и детского хоров, солистов и оркестра. Это была первая кантата на татарском языке, успешно исполненная объединенным хором филармонии и оперного театра под руководством И. Аухадеева и получившая высокую оценку в печати. Наряду с монументальными хоровыми сочинениями на татарские сюжеты и темы, он пишет оперу «Фарида» на сюжет татарского поэта К. Наджми, Концерт для скрипки с оркестром с татарской мелодикой, песни и романсы на слова татарских поэтов, обработки татарских народных песен для различных инструментальных составов. В автобиографии М. А. Юдин отмечает, что помимо композиторской деятельности в Казани, он «…ведет музыкально-просветительскую работу, читая лекции о русской классической музыке в Казанском университете, в Доме офицеров, в Филармонии» [1, с. 2]. Также он принимал участие в работе творческой комиссии Союза композиторов, которая изучала и затем рекомендовала произведения композиторов к исполнению. Сам М. А. Юдин за годы жизни в Татарии написал много музыки к спектаклям Большого драматического театра в Казани, ТЮЗ-а, Татарского академического театра, Казанского кукольного театра.
М. А. Юдин стоял у истоков формирования Казанской государственной консерватории. С открытием в 1945 году консерватории Михаил Алексеевич стал деканом двух факультетов — дирижерско-хорового и теоретико-композиторского. Имея большой педагогический опыт, знание и любовь к своей профессии, он становится ведущим профессором консерватории. В его окружении в основном были педагоги, не имевшие опыта вузовской работы. Как отмечает А. Хайрутдинов, М. А. Юдин «…самоотверженно, со свойственной ему щедростью и энергией помогал молодым педагогам в подготовке к занятиям, в построении планов курсов» [4, c. 19]. В учетной карточке педагогического работника, которая хранится в архиве КГК, значится, что Юдин вел композицию, хоровую литературу и чтение партитур [2]. Параллельно, Михаил Алексеевич работал совместителем в Казанском музыкальном училище, где преподавал композицию.
М. А. Юдин сыграл огромную роль в развития музыкального образования в Казани. Вместе со своей ученицей по Московской консерватории А. Г. Корсунской и начинающим, талантливым композитором А. С. Леманом, ему удалось создать «ленинградскую школу» в начале начал теоретико-композиторского факультета Казанской консерватории. Их появление и деятельность стало знаковым событием не только для молодого вуза, но и для города в целом.
В этой «тройке» М.А. Юдину принадлежала особая роль. По словам О. Егоровой — доцента Казанской консерватории, которой посчастливилось учиться у композитора в 1946 году по полифонии, М. Юдин был «Профессором с большой буквы, единственным такого ранга в музыкальном мире Казани. Облик его ассоциировался с известными портретами русских интеллигентов-народников, писателей, просветителей типа П.И. Мельникова-Печерского, В.В. Стасова, Льва Толстого, в которых сливаются черты русского интеллигента с обликом талантливого крестьянина» [3, c. 92]. М. Юдин действительно в своей жизни и деятельности был связан с великим прошлым русской музыки, подтверждением тому является творчество композитора.
В 1945 году за большой вклад в развитие музыкальной культуры Татарии Юдину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств ТАССР. В 1946 году он был награжден медалью «За доблестный труд» в период Великой Отечественной войны.
В последние годы жизни Юдин создает ряд инструментальных сочинений: Сюиту на татарские темы для симфонического оркестра ор. 42, Сонату № 2 для фортепиано, посвященную казанскому пианисту В. Апресову, Второй струнный квартет, Пассакалию и фугу для двух фортепиано, Сонату для скрипки и фортепиано. Одновременно Михаил Алексеевич продолжает работать в области малых вокальных форм: создает три романса на слова А. Ерикеева ор. 40, «Три стихотворения Г. Тукая» (1943), делает обработки татарских народных песен «Саҗида», «Зөбәрҗәт», «Алтын көмеш» («Золото-серебро») для женского и детского хора и фортепиано ор. 41.
Знаток народной песни, автор большого количества мастерских обработок песен разных народов России, Юдин, живя в Казани, проявил себя и как этнограф — собиратель русских народных песен. От народной песенницы, колхозницы Муслюмовского района М. Малкиной он записал 61 песню[3]. В автобиографии М.А. Юдина читаем: «Любовь к народной песне, превосходное знание ее и понимание не только эстетической, но и этической ценности народного творчества характеризуют и творческую и педагогическую работу Юдина» [1, c. 2].
В казанский период творчества композитор продолжает писать и произведения для хора. Препятствием на пути к исполнению его хоровых сочинений в Казани было отсутствие в городе капеллы. Юдин стремился создать коллектив, подобный капеллам больших городов, таких как Государственная академическая капелла Ленинграда, Москвы. Не случайно он становится деканом дирижерско-хорового факультета, а затем приступает к организации в Казани хоровой капеллы. Юдин действительно был мастером хорового письма, и славился этим в Ленинграде. Весть о том, что Юдин решил остаться после войны в Казани, была неожиданной для многих его друзей и коллег, работавших с ним в Ленинграде. Так, дирижер-хоровик В. Степанов в письме от 2.04.1947 года пишет: «Со всей искренностью должен Вам сказать, что я был опечален этим обстоятельством, так как не иметь Вас — такого отличного художника хорового письма, каким являетесь Вы — в семье ленинградских музыкантов-композиторов — это грустно» [7, c. 2].
Работая многие годы в Ленинградской государственной академической капелле, М. Юдин привык писать для хора и непременно слышать свои сочинения, в Казани же не было такой возможности. Идея создания капеллы принадлежала М. Юдину, именно он осуществил набор людей, создал коллектив. Михаил Алексеевич проделал огромный труд по разработке этого проекта. В своем докладе «Создадим хоровую капеллу», сохранившемся в семейном архиве композитора, он формулирует актуальность этой темы, призывает всех профессиональных музыкантов, принять активное участие в создании коллектива [8].
Многие откликнулись, ему удалось собрать коллектив. Однако, не имея профессионального хорового образования, Юдин не мог на высоком уровне продолжать руководить капеллой, обучать певцов. Для этого в 1946 году из Ленинграда был приглашен молодой выпускник дирижерско-хорового факультета консерватории по классу В. Степанова — С. Казачков. Он и продолжил дело, начатое М. Юдиным.
В 1947 году Юдин осуществил поразительный поступок, свидетельствующий о его высокой нравственности, душевной щедрости и глубокой заинтересованности в развитии профессионального музыкального образования в Казани: подарил свою уникальную нотную и книжную библиотеку, с большим трудом вывезенную из блокадного Ленинграда, Казанской государственной консерватории. После смерти М. А. Юдина в библиотеке Казанской консерватории долгие годы работала его жена — Е. А. Юдина.
В настоящее время в Казани исполняются хоровые миниатюры М.А. Юдина, как на русской, так и на татарской национальной основе. Неоднократно звучала его Соната для скрипки с оркестром. В 2003 году в издательстве консерватории вышел в свет сборник ранее не публиковавшихся хоровых произведений композитора. Хочется верить, что музыка этого выдающегося деятеля отечественной музыкальной культуры ХХ века будет звучать и в веке XXI-м.
[1] Во время переездов утеряно большое количество произведений Юдина, изданных и в рукописях.
[2] Подробно путь эвакуации описывает Г.Я. Касаткина [6, с. 36].
[3] После смерти М.А. Юдина в 1948 году этот материал лег в основу дипломной работы Г. Я. Касаткиной «Народная песенница М. Ф. Малкина и ее песни», написанной в 1950 году в Казани под руководством А. Г Корсунской [5].
Список литературы:
- Автобиография М.А. Юдина // Арх. семьи М. А. Юдина. Ед. хр. 21. Л. 2—3.
- Арх. КГК. Оп. 3. Д. 44. Л. 5 [М.А. Юдин. Учетная карточка педагогического работника].
- Егорова О.К. Ленинградская школа «в начале начал» теоретико-композиторского факультета Казанской консерватории// Из педагогического опыта Казанской консерватории, вып. 2. Казань, 2005 — с. 83—94.
- Казанская государственная консерватория (1945—1995). Казань, 1998 — с. 19.
- Касаткина Г.Я. Народная песенница М.Ф. Малкина и ее песни. Дипломная работа (рукопись). Руководитель А.Г Корсунская. Казань, 1950 — 92 с. // РО КГК К-4
- Касаткина Г.Я. Слово и Михаиле Алексеевиче Юдине// Из педагогического опыта КГК. Казань, 1996 — с. 32—44.
- Степанов В. П. Письмо М. А. Юдину от 2 апреля 1947 г. // Арх. семьи М. А. Юдина. Ед. хр. 24. Л. 1—2.
- Юдин М. А. Создадим хоровую капеллу [Доклад для преподавателей и студентов дирижерско-хорового факультета от I 1947] // Арх. семьи М. А. Юдина. Ед. хр. 23.
дипломов
Оставить комментарий