Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 марта 2013 г.)

Наука: Филология

Секция: Русский язык. Языки народов Российской Федерации

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Закирова Р.М. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ МЕТАФОР И СИМВОЛОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. АБСАЛЯМОВА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ОСОБЕННОСТИ  УПОТРЕБЛЕНИЯ  МЕТАФОР  И  СИМВОЛОВ  В  ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  А.  АБСАЛЯМОВА

Закирова  Рамила  Мазитовна

канд.  филол.  наук,  доцент  филиала  федерального  государственного  автономного  образовательного  учреждения  высшего  профессионального  образования  «Казанский  (Приволжский)  федеральный  университет»  в  г.  Набережные  Челны

E-mailrambattal@mail.ru

 

В  развитии  любого  национального  литературного  языка  значительную  роль  играют  писатели,  поэты  —  мастера  художественного  слова.  «Писатель  —  носитель  и  творец  национальной  культуры  речи.  Пользуясь  общенародным  языком  своего  времени,  он  отбирает  и  в  соответствии  со  своим  творческим  замыслом  объединяет  разные  средства  словарного  состава  и  грамматического  строя  своего  родного  языка»,  —  писал  академик  В.В.  Виноградов  [1].

Насколько  образно  мыслят  поэт,  прозаик,  драматург,  настолько  сильно  воздействуют  на  читателя  плоды  их  творчества.  Стремясь  к  образному  изображению,  писатели  посредством  лексических  изобразительных  средств  языка  используют  слова  в  переносном  смысле.

Анализ  художественных  средств  не  что  иное,  как  самое  детальное  изучение  содержания  художественного  произведения  в  его  наиболее  конкретных  формах.  Именно  в  содержании  произведения  отражается  и  философия  писателя,  и  широта  его  жизненных  взглядов,  и  индивидуальные  художественные  особенности  его  творчества.  Следовательно,  изучение  литературного  текста  произведения  —  самая  надежная  основа  для  глубокого  познания  творческой  индивидуальности  писателя. 

Творческий  путь  А.  Абсалямова  неразрывно  связан  с  развитием  татарской  литературы,  являющейся  частью  многонациональной  литературы.  Он  известен  как  публицист,  очеркист,  автор  рассказов,  повестей,  шести  романов. 

Благодаря  самобытному,  гибкому  перу,  фиксирующему  все  тончайшие  нюансы  человеческой  души  и  природы,  каждый  читатель  Абсалямова  становится  сопричастным  писательскому  поиску  истины,  собирающему  воедино  мир,  раздробленный  войнами  и  хаосом  в  человеческих  отношениях.

А.  Абсалямов  в  своих  произведениях  широко  употребляет  слова  в  переносном  значении  с  целью  создания  образа.  Эти  тропы  придают  наглядность  изображению  тех  или  иных  предметов,  явлений.  Широко  и  умело  использованный  прием  метафор,  символов  и  других  изобразительных  средств  придает  его  произведениям  глубокое  философское  содержание. 

Раскрывая  чувства,  переживания,  психологические  моменты,  мировоззрения,  характер  персонажей,  их  отношение  к  окружающей  действительности,  изображая  явления  природы  и  освещая  общественные  положения,  метафора  способствует  раскрытию  идеи  произведения. 

В  романе  «Грянет  гром»  все  художественные  компоненты,  в  том  числе  и  метафору,  автор  подчиняет  одной  единственной  цели  —  изображению  кануна  «грозового  дождя»  в  жизни  России.  Одной  из  особенностей  творчества  писателя  является  заложение  основной  идеи  в  название  произведения.  «Күктә  болытлар  яшәрә  башлаган  инде.  Күп  тә  үтмәс,  бөтен  дөньяга  дәһшәт  салып,  шул  ук  вакытта  кыюларга  өмет  биреп,  яшен  яшьнәр,  күк  күкрәр.»  («Г.г.»,  398)  (В  небе  начали  сгущаться  тучи.  Пройдет  совсем  немного  времени,  грянет  гром,  его  услышат  во  всем  мире,  он  придаст  надежду  смелым).

В  романах  «Вечный  человек»,  «Газинур»,  «Орлята»  А.  Абсалямов,  используя  метафоры  «каменный  мешок»,  «вертеп»,  «пропасть  ада»,  описывает  бесчеловечные,  жестокие  унижения  советских  военнопленных  в  концлагерях,  ужасы  войны,  тяготы,  страдания  и  лишения,  которые  причинил  фашизм  советскому  народу.

В  романе  «Газинур»  от  лица  одного  из  персонажей,  изображая  быт  бугульминских  богачей,  автор  посредством  метафоры  «пауки»  показывает,  как  они  «высасывали  кровь»  русских,  чувашей  и  татар  из  окрестных  деревень. 

В  творчестве  А.  Абсалямова  наряду  с  общенародными  устойчивыми  метафорами  имеют  место  метафоры,  принадлежащие  только  одному  ему.

К  индивидуальным,  авторским  метафорам  писателя  относятся  «Кан  ордены»  тагып  йөрүче  ишәкләр»  (ослы  в  «Орденах  Крови»),  «сугыш  алласы»  (бог  войны),  «канатсыз  лачыннар»  (бескрылые  соколы),  «бәхет  буразнасы»  (счастливая  борозда),  «прожекторларның  ак  кылычлары»  (белые  сабли  прожекторов).  Посредством  метафоры  «ослы  в  «Орденах  Крови»  автор  подразумевает  фашистов-кровопийц,  которые  зарабатывали  награды  за  лишение  жизни  советских  воинов,  грудью  вставших  за  освобождение  своей  Родины  от  фашистской  нечисти.  «Когда  вижу  этих  ослов,  увешанных  «Орденами  Крови»,  по  спине  начинают  мурашки  бегать». 

“Тик  вышкалардагы  прожекторлар  гына  лагерь  эчен  ак  кылычлары  белән  ара-тирә  айкап  алгалыйлар.”  (Только  прожектора  на  вышках,  размахивая  белыми  саблями,  освещали  территорию  лагеря).  С  помощью  метафоры  “Прожекторларның  ак  кылычлары”  (белые  сабли  прожекторов)  автор  хочет  показать,  что  на  вражеской  стороне  даже  источник  света  —  прожектор  —  превращается  в  орудие  убийства,  так  как  прожектора  предательски  способствовали  мгновенному  расстрелу  пленных,  как  только  последние  попадали  под  его  лучи.

Такие  меткие  изобразительные  средства  являются  отражением  времени,  в  котором  живет  автор,  его  языка  и  культуры.  Эти  индивидуальные  тропы,  видимо,  рождаются  тогда,  когда  новые  идеи,  мысли  автора  требуют  новых  способов  изображения,  т.е.  они  уже  не  вмещаются  в  рамки  традиционных  образов. 

Мир  образов,  созданный  А.  Абсалямовым,  становится  еще  богаче  путем  использования  условного  образа  —  символа.  В  его  произведениях  часто  встречаются  такие  символы,  как  җил  (ветер),  болыт  (облако),  диңгез  (море),  трава  (үлән),  күк  (небо),  дулкын  (волна),  Идел  (Волга),  кош  (птица)  и  другие. 

Символ  «ветер»  относится  к  числу  самых  часто  употребляемых  существительных  в  словаре  А.  Абсалямова  на  всех  этапах  его  творческого  пути.  Удивляет  многообразие  созданных  писателем  образов  ветра.  Каких  только  эпитетов  он  не  использовал  для  изображения  этой  стихии.  Он  (ветер):  җиләс  (прохладный),  салмак  (медленный),  назлы  (нежный),  кайнар  (горячий),  ирекле  (свободный),  үле  (мертвый),  встречается  даже  «тиле  җил»  (дурной  ветер).

Символичность  употребления  автором  образа  «облако»  проявляется  и  в  названии  произведения  «Плывут  облака»,  где  оно  воплощает  надежды  узников  на  победу  и  светлое  будущее  человечества. 

В  романе  «Вечный  человек»  калын  боз  (ледяная  толща)  —  это  фашистский  застенок,  дулкын  (волна)  —  сила  народа,  мощь:  «Бухенвальдның  калын  бозлары  челпәрәмә  килер  һәм  дулкыннар  иреккә  омтылырлар»  (Скоро  ледяная  толща  Бухенвальда  расколется  и  волны  вырвутся  на  простор). 

В  романе  «Вечный  человек»  природа  вселяет  надежду  в  измученных  узников,  в  частности  главному  герою  Баки  Назимову.  Увидев  у  застенков  фашисткой  тюрьмы  единственную  зеленеющую  травинку,  у  Баки  на  душе  становится  легче,  на  душе  появляется  надежда.  “Күр  әле,  шунда  да  үсә  бит!”  —  диде  ул  үз-үзенә,  күз  аллары  ничектер  яктырыбрак  китте.  —  “Корымагач,  үсә  шул,  корыган  үлән  генә  яз  киләсен  көтми,  Реммер  әфәнде!”  («Смотри-ка,  земля  здесь  утрамбована,  на  дворе  глубокая  осень,  а  она  растет!»  —  подумалось  Баки.  Взгляд  его  просветлел,  на  душе  стало  легче.  «Не  высохла,  зеленеет!  Только  высохшая  трава  не  ждет  весны.  Вы  слышите,  господин  Реммер?  —  мысленно  проговорил  Назимов».).  Сама  природа  в  тяжелые  минуты  приходит  на  помощь  Баки.  Она  как  бы  говорит  ему,  что  можно  жить  и  бороться  даже  в  условиях  Бухенвальда,  поддерживает  в  нем  веру  в  жизнь,  в  свободу.

Таким  образом,  с  помощью  метафор,  символов  и  других  изобразительных  средств  А.  Абсалямов  сумел  создать  неповторимые  образы.  Стилевые  особенности  писателя  находятся  в  прямой  зависимости  от  глубины  и  емкости  слов  и  их  сочетаний,  характера  созданных  им  образов,  выбора  тех  или  иных  речевых  фигур.  Это  вызвано  тем,  что  в  тексте  задействована  не  столько  семантика  слова,  а  его  широкий  культурный  и  символический  фон,  его  ассоциативные  связи.

 

Список  литературы:

  1. Виноградов  В.В.  О  языке  художественной  литературы/  В.В.  Виноградов.  —  М.:  Гослитиздат,  1959.  —  183  с.
  2. Әпсәләмов  Г.  Газинур.  Роман.  —  Казан:  Татар  китап  нәш.-ты,  1976. 
  3. Әпсәләмов  Г.  Сүнмәс  утлар.  Роман.  —  Казан:  Татар  китап  нәш.-ты,  1969.  —  664  б. 
  4. Әпсәләмов  Г.  Мәңгелек  кеше.  Роман.  —  Казан:  Татар  китап  нәш.-ты,  1961.  —  350  б. 
  5. Әпсәләмов  Г.  Агыла  болыт  .  Роман.  —  Казан:  Татар  китап  нәш.-ты,  1980.  —  264  б
  6. Әпсәләмов  Г.  Алтын  йолдыз.  Роман.  —  Казан:  Татар  китап  нәш.-ты,  1971.  —  626  б.
  7. Ак  чәчәкләр  бүләк  итте:  Габдрахман  Әпсәләмов  турында  истәлекләр.  —  Казан:  Мәгариф,  2001.  —  159  б.:  рәс.  б-н
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.