Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 10 декабря 2012 г.)
Наука: Филология
Секция: Русская литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТИПА «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА» В РАННЕЙ ПРОЗЕ А.Я. ПАНАЕВОЙ
Куянцева Оксана Александровна
преподаватель
Запорожского национального технического университета,
г. Запорожье
Е-mail: glamdring@i.ua
Во второй трети ХІХ века в русской литературе на смену романтизму приходит реалистическое направление, это обусловливает активный поиск «героя времени», характер которого соответствовал бы новой эстетической системе. В художественных произведениях авторы отражают социально-психологические типы, сформированные под влиянием окружающей действительности. Наиболее полно трагедия мыслящей личности отразилась в разработке типа «лишнего человека»: эти герои, как правило, осознают свое интеллектуальное и нравственное превосходство над обществом, испытывая скептицизм, отчуждение от официальной России, от родной дворянской среды, кроме того, им присуще несоответствие убеждений и совершаемых действий.
Такие писатели, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев и А.И. Герцен, обращаются к изображению «лишних людей» одними из первых. А.Я. Панаева, писательница и мемуаристка второй половины ХІХ века, также пишет ряд повестей и романов, в которых показывает этот литературный тип. Несмотря на то, что на сегодняшний день ее творческое наследие является полузабытым (хотя публиковалось в таких крупных петербургских журналах, как «Современник», «Нива», «Живописное обозрение», «Исторический вестник»), важно отметить, что оно было заметным явлением в истории русской литературы, а галерея «лишних людей», созданная в ее произведениях, существенно дополняет литературный процесс 1840—1850-х гг.
Изучением творчества А.Я. Панаевой в ХХ—ХХІ вв. занимались такие литературоведы, как У.М. Долгих [1], К.С. Курова [2], С.В. Татаркина [7], в их работах содержится ряд наблюдений над женской характерологией прозы писательницы, однако вопрос о мужской типологии не являлся ранее объектом специального анализа. Цель данной статьи — рассмотреть особенности репрезентации типа «лишнего человека» в ранней прозе А.Я. Панаевой (повесть «Пасека», романы «Домашний ад» и «Русские в Италии»).
Понятие «лишний человек» вошло в русскую литературу после публикации И.С. Тургеневым повести «Дневник лишнего человека» в 1850 г., но литературный тип начал формироваться намного раньше. Первое воплощение он получил в образе Онегина («Евгений Онегин» А.С. Пушкина), дальнейшее развитие — в образе Печорина («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова).
А.Я. Панаева в своей ранней повести «Пасека» продолжает эту литературную традицию. В произведении чертами «лишнего человека» наделен один из главных героев — Атавин. В его характере доминирующими являются такие качества, как мужественность, смелость, решительность. Он с первого взгляда привлекает внимание главной героини Белки, девушки, воспитанной на пасеке и приехавшей с мужем в Петербург. Герою льстит внимание дикарки, которая еще не приобрела светский лоск. Белка — одна из многих его жертв, поскольку герой не испытывает к женщинам искренних чувств. Атавин не способен любить и иметь душевные привязанности, он искореняет в себе эти порывы (как проявление собственной слабости), завоевывает сердце девушки только для того, чтобы «с торжеством смеяться над страданиями бедной жертвы» [5, с. 65].
Многие черты сближают Атавина с Печориным, главным героем романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин — романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли. Он получил хорошее образование, обладает высокими стремлениями к общественной деятельности и к свободе, но нигде не может найти себе места, применение своим недюжинным силам. В отношениях с женщинами он, как и Атавин, не находит гармонии, так как постоянно ищет ярких ощущений. Любовь Бэлы так же быстро становится ему скучна, как и внимание княжны Мери: «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой» [3, с. 35].
Еще одна черта, сближающая Печорина и Атавина, — они оба состоят на военной службе, много пробыли на Кавказе, однако отношение к службе у героев различно. Печорина вполне устраивает скромный чин прапорщика, он искренне подшучивает над военными амбициями своего сослуживца Грушницкого. Герой повести А.Я. Панаевой, напротив, именно в службе находит свое призвание, но трагедия его характера заключается в том, что он умеет лишь воевать, даже в повседневной жизни преклоняется только перед силой, в любви ждет сильную женщину, которую бы не смог подчинить себе: «Не из таких был Атавин, чтобы тронуться беззащитностью; он преклонялся перед одной силой» [5, с. 75]. Атавин — «лишний человек» в светском обществе, ему чужда праздность и фальшивость, сущность его характера выражена в словах Белки: «Атавин был из тех людей, которые не могут никому, не исключая и самих себя, дать счастья…» [5, с. 93].
Дискуссия о дворянском герое в русской литературе возникла в связи с выходом в свет ранних произведений И.С. Тургенева. «Лишний человек» в интерпретации писателя — это дворянский интеллигент, лучший человек своего времени, который испытывает разлад с действительностью в силу своей исключительности. Главный его недостаток — несоответствие убеждений, призывов и реальных действий.
К анализу тургеневских «лишних людей» обращается Н.Г. Чернышевский в статье «Русский человек на rendez-vous», опубликованной им в ответ на повесть «Ася». В работе критик анализирует образ положительного героя, в характере которого, однако, проявляются такие негативные качества, как трусость и нерешительность в отношениях с возлюбленной. Н.Г. Чернышевский проводит параллель между повестью «Ася» и такими произведениями И.С. Тургенева, как «Рудин» и «Фауст», а также с «Сашей» Н.А. Некрасова, что позволяет ему сделать вывод о типичности подобных персонажей.
А.Я. Панаева также не остается в стороне от проблемы, в романе «Домашний ад» писательница указывает на типичность «лишнего человека» для русской литературы: «Теперь таких людей в России много, и недаром русская повесть в известном кругу не может обходиться без них, могут быть только вариации, уклонения…» [4, с. 50]. Отметим, что роман А.Я. Панаевой был опубликован одновременно с «Асей» И.С. Тургенева, что свидетельствует об умении писательницы наблюдать социальные противоречия в явлениях окружающей действительности.
В романах «Домашний ад» и «Русские в Италии» «лишним человеком» выступает Бегичев, богатый помещик, единственный наследник старинного дворянского рода. Эти произведения А.Я. Панаевой близки роману «Кто виноват?» А.И. Герцена, поскольку оба писателя освещают проблему пагубного влияния среды на формирование характера героя. И Бельтов, и Бегичев обладают незаурядными способностями, но праздная жизнь развращает их.
В романе А.Я. Панаевой главный герой наделен умом от природы, но растет в окружении «раболепной и праздной дворни», «сластолюбивых уездных жалких гостей», «гувернеров разных наций, но с одинаковым презрением к русским», все это делает его более похожим на «дрессированную породистую лошадь, чем на человека» [4, c. 50]. Бегичев критично оценивает прошедшую молодость, потраченную на развлечения, понимает, что его испортило богатство, но не стремится что-либо изменить в своей жизни. По его мнению, бедных людей воспитывают для дела, удел богатых — вести паразитирующий образ жизни.
Еще одна типичная черта в характере «лишнего человека» Бегичева — невозможность самореализации, поскольку герой боится любых потрясений, разочарований. Автор так его характеризует: «Он походил на капиталиста, который прячет свои сокровища, не находя для них обращения, или на игрока, которому мелкая игра скучна, а большая страшна, и, Бог весть, по силам ли?» [4, с. 50].
Литературовед К.С. Курова, анализируя этот образ, приходит к мысли, что «Бегичеву писательница отказывает в стремлении к благородным поступкам и деяниям» [2, с. 44], следовательно, А.Я. Панаева, по мнению исследовательницы, снимает проблему «лишнего человека» как интеллектуально развитой личности, противостоящей окружающей среде. На наш взгляд, трудно согласиться с подобной трактовкой образа, поскольку Бегичев демонстрирует неравнодушие к судьбе своей страны. Уезжая в путешествие по Европе, он дает себе обещание после возвращения на родину заняться судьбой крестьян, дать им вольную, оборудовать для них фабрику, построить в деревне школу, запретить беременным женщинам тяжелые работы, то есть осознает целый ряд остроактуальных проблем, решение которых было необходимо для дальнейшего процветания России. Как и многим «лишним людям», Бегичеву присущ разлад слова и дела: со временем он признается себе в слабоволии, в неспособности реализовать задуманное.
Образ Бегичева близок образу Рудина из одноименного романа И.С. Тургенева, опубликованного на два года раньше, чем произведение А.Я. Панаевой. Оба героя много говорят о будущих экономических преобразованиях, но ничего не делают для того, чтобы способствовать реальным изменениям в обществе. Кроме того, и Рудин, и Бегичев проявляют слабость и нерешительность в отношениях с женщинами. Тургеневский герой не может взять на себя ответственность за женщину, он предлагает возлюбленной покориться судьбе и закончить их отношения, боясь общественного осуждения. В романе А.Я. Панаевой главный герой расценивает любовные отношения как способ избавления от скуки. Тайный роман Бегичева и Катишь заканчивается трагично: девушка пытается покончить с собой, ее выгоняет из дома приемная мать. Через много лет, путешествуя по Италии, молодые люди вновь встречаются. Катишь — невеста генерала Каразина, для нее это выгодная партия. Узнав об этом, Бегичев из зависти назначает ей свидание, поле которого Катишь готова отменить помолвку, но герой отказывает ей в помощи в самый ответственный момент, слабоволие не позволяет ему взять на себя обязательства перед девушкой.
Существенное отличие в образах Рудина и Бегичева заключается в том, что герой романа И.С. Тургенева заканчивает жизнь на баррикадах, преодолев собственное бессилие, тогда как Бегичев так и не находит в себе силы решиться на активные действия, понять, в чем его призвание.
Итак, А.Я. Панаева органично воспринимает современную ей литературную традицию и в таких ранних произведениях, как повесть «Пасека», а также романы «Домашний ад» и «Русские в Италии», уделяет особое внимание разработке типа «лишнего человека». Характерные черты (отчуждение от официальной России, от родной дворянской среды, скептицизм, разлад слова и дела) сближают художественные образы Атавина и Бегичева, созданные писательницей в этих произведениях, с образами Печорина (роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова) и Рудина (одноименный роман И.С. Тургенева). Наблюдения над репрезентацией типа «лишнего человека» в прозе А.Я. Панаевой не исчерпывают проблему изучения мужской характерологии в произведениях писательницы. Дальнейшей разработки требует вопрос о специфике таких социально-психологических типов, как «герой-развиватель» и «новый человек».
Список литературы:
- Долгих У.М. Жизнь и литературное творчество А.Я. Панаевой (1820—1893). Автореф. дис. … канд. филол. наук. — Л.: ЛГПИ, 1977. — 19 с.
- Курова К.С. Творчество А.Я. Панаевой в 60-е годы // Ученые записки КГУ: Язык и литература. — Киев, 1952. — Том XIV. — Вып. 1. — С. 39—58.
- Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени // М.Ю. Лермонтов Собрание сочинений. В 4-х т. Т. 4. Проза; Письма. — М.: Худож. лит., 1984. — С. 7—143.
- Станицкий Н. Домашний ад // Современник. — 1857. — Т. 65. — С. 29—114.
- Станицкий Н. Пасека // Современник. — 1849. — Т. 18. — № 11. — С. 5—94.
- Станицкий Н. Русские в Италии // Современник. — 1858. — Т. 2. — С. 291—365.
- Татаркина С.В. Творчество А.Я. Панаевой в литературном контексте ХIХ века: гендерный аспект. Автореф. дис. … канд. филол. наук. — Томск: ТГПУ, 2006. — 24 с.
дипломов
Оставить комментарий