Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 12 ноября 2012 г.)

Наука: Филология

Секция: Русская литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ САМАРСКОЙ ПОЭТЕССЫ АЛЁНЫ АМОСОВОЙ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ САМАРСКОЙ ПОЭТЕССЫ АЛЁНЫ АМОСОВОЙ

Целищева Лариса Владимировна

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 124, г. Самара

E-mail: 

Гундорова Елена Юрьевна

канд. пед. наук, учитель музыки МБОУ СОШ № 124, г. Самара

E-mail: egundor@yandex.ru

 

Нам бы души пустить свои в рост,

Стал понятен бы смысл изначальный.

Алёна Амосова.

 

Самарская поэтесса Алёна Амосова (Елена Константиновна Елизарова) прожила короткую, но очень яркую жизнь (1974—2004), жизнь, полную физических и нравственных страданий, духовных исканий, осмысления своего места в этом мире. Неизлечимая болезнь, развившаяся вследствие реакции организма на трагическую смерть матери, погибшей на глазах четырехлетней девочки от руки отца, была её тяжёлым крестом. Она несла его терпеливо, мужественно, ежедневно совершая подвиг во имя жизни. Алёна оставила о себе добрую память и свои стихи, которые многим полюбились за мудрость, искренность, чистоту и свет. При жизни вышло два сборника поэтессы — «Живи надеждой» и «Птица белая». Третий, «Я для всех останусь тайной…», — уже после её смерти [1]. Поэзия была для Елены Константиновны средством служения Богу и людям. Стихи, как подчеркнул её первый учитель на поэтической стезе А.Д. Степанов, помогали ей выживать [9]. В своей автобиографии она написала: «Стихи — часть моей жизни <...> Строчки слагает моя душа, и я не могу позволить, чтобы хоть одна из них была фальшивой. В каждом стихотворении живёт надежда, а вместе с ней живу и я» [1, с. 12].

Духовные искания привели Алёну Амосову к ответу на вопрос: что является смыслом жизни? Это, в её понимании, вечный путь к небесам:

 

Мы с приходом на этот свет

Вечный путь к небесам начинаем.

Спорить с мудростью смысла нет

Мы с рождения к смерти шагаем.

Двух похожих дорог не найти,

Каждый сам заплетает тропинки,

На которых садам цвести,

На которых резвятся пылинки…

(«Сами мы выбираем пути».)

 

Но следом за этим возникает другой вопрос: как преодолеть этот путь? Строчки стихов поэтессы, которые мы привели здесь в качестве эпиграфа, помогают ответить и на него: восхождение к Богу должно происходить внутри человека посредством духовного роста. Об этом писали и говорили Святые Отцы Церкви. Знаменитая книга «Лествица, возводящая на небо» игумена Синайской обители преподобного Иоанна, названного в честь своего замечательного творения Лествичник, показывает путь к жизни на небесах. Преподобный отец представил его в виде лествицы (лестницы), состоящей из тридцати ступеней, что численно равно возрасту Господнему по плоти. 30 ступеней— 30 степеней духовного совершенства, своеобразные скрижали духовные, возводящие от земного к небесному. Интересно, возможно это совпадение, но Елена Константиновна прожила 30 лет на этой земле и оставила нам строчки, где описан путь её духовного роста:

 

…я с чистой страницы теперь начинаю,

Мне это сегодня позволит зима.

Я вверх по ступенькам свой путь продолжаю,

И радуюсь, что поднимаюсь сама.

А там за спиной, уходящая в небо,

Дорога осталась земной серпантин.

С запутанным, но не обманчивым следом,

Дорогу осилившим, следом моим…

(«Светлое».)

 

Преподобный Ефрем Сирин в своих творениях описывает две лестницы, ведущие в разные стороны и к разным целям — лестницу добра и лестницу зла. Лестница добра образуется так: «Сердце чисто — от любви Божией, любовь — от радости, радость — от кротости, кротость — от смирения, умиление — службы боязнены, служба — от Господняупования, упование — отправые веры и непорочные, вера — от послушания, послушание — от беззлобия. Корень же всем сим добродетелям — беззлобие» [7, с. 73]. Алёна Амосова выбрала для себя путь спасенья от земной суеты —путь жизни по лестнице добра:

 

Мне нужно научиться быть незлой,

Прощать других и улыбаться солнцу,

Понять Творца, любовь испить до донца

Мне нужно научиться быть незлой…

(«Мне нужно научиться быть незлой…».)

 

Алёна любила Всевышнего, обращалась к нему с молитвой, ходила в храм, исповедовалась. Это и помогло ей услышать голос с небес, понять замысел Творца, ощутить незримую связь с ним:

 

Мне голос слышался с небес,

Он моё имя называл.

Реальный мир в тот миг исчез,

А кто-то ждал, а голос звал.

(«Мне голос слышался с небес».)

 

Отражением сущности человека является нетленнаядуша. В противовес бездушью живая душа может болеть, плакать («Отчего так болит душа»), петь («Синяя птица»). Трактуя известную пословицу о том, что «Чужая душа — потёмки», Елена Константиновна писала:

 

…Тогда лишь душа потёмки,

Когда в сердце солнца нет.

(«Чужая душа».)

 

Другими словами, душа у человека тёмная, если в сердце нет Бога. Поэтесса представляла душу в своих произведениях многогранно: и в образе человека, одетого в скромное платьишко («Исповедь»), и в образах белой, чёрной, синей птиц («Птица белая», «Синяя птица»). Остановимся более подробно на образе души-птицы.Белые птицы, особенно голубь, считаются кроткими, святыми в отличие от птиц семейства вороновых. Как известно из народных преданий, ворон создан дьяволом. Эта птица связана со смертью и миром мёртвых. Характер её хищный, кровожадный [8, с. 90—91]. Поэтому часто души злых людей представляются в облике ворон. В стихах Алёны они являются вестниками смерти. В стихотворении «Птица белая» поэтесса представила себя в виде несмелой, непримет­ной, простой, чужой и даже убогой белой птицы с израненной душой. Она непокорна лишь одной смерти:

 

Я птица белая…

Я неприметная.

Живу в простых мечтах.

Жду в жизни светлого…

Пусть непокорная,

Печаль в глазах таю,

Но песню чёрную

Не ждите. Не спою.

(«Птица белая».)

 

Характеристика, которую здесь дала себе поэтесса, может быть обобщена до понятия «кротость». Из толкований Епископа Феофана на послания св. апостола Павла мы узнаём, что кротость — это «многообъятная добродетель, ничем противным не возмущаю­щаяся и никого ничем не возмущающая… Она прямая дщерь смиренномудрия…» [4, с. 239]. Свои стихи здесь Алёна называла песнею. И эта смиренномудрая, кроткаяпесня белой птицы — о светлой жизни, о радости, о простых мечтах.

Мотив страдания составляет сердцевину многих сочинений Алёны Амосовой. Он проистекает из её жизни, полной тяжёлых переживаний. Согласно Священному писанию и учениям Святых отцов, скорби признаются величайшим даром Божиим. «Когда душа находится под тяжестью скорбей и утесняема бывает искушениями, то подвигается на слезы, а слезы очищают душу и делают ее жилищем Всесвятого Духа…», пишет св. Симеон Новый Богослов [6, c. 108]. Время скорби это лучшее время «для попечения о душе», а, следовательно, о своём духовном росте.

«Скорбь рождает терпение», утверждает св. Иоанн Златоуст. Терпение болезней есть высшая добродетель и высший подвиг мученичества. Объясняя этот тезис, Святой отец писал: «…имея постоянного и вместе с тобою живущего палача эту чрезмерную болезнь, ты терпишь страдания более тяжёлые, чем те, когда кого влачат, терзают и мучат палачи, и кто когда терпит самые крайние бедствия» [3, с. 284]. Благодаря глубокой, искренней вере в Бога Алёна научилась терпению. Вот как она об этом писала в одном из своих замечательных стихотворений:

 

…Она судьбе в глаза смотрела смело,

Смеялась, плакала, искала и ждала.

«Терпи», — сказал Он ей. Она терпела.

«Живи надеждой!» И она жила…

И пела песни. Грела чьи-то души.

И ночью звёздной, падая в цветы,

Кричала в небеса ему: «Послушай

Одну из песен, что послал мне Ты».

(«Живи надеждой».)

 

Смиренномудрие, кротость и долготерпение — вот тот венец высших христианских добродетелей и высшее счастье, которыми одарил Елену Господь. Смиренномудрие в христианстве иначе называется нищетой духовной. «Нищие духом» люди понимают величие деяний Бога и ясно осознают, что все блага в этом мире получены от Него (как то: жизнь, здоровье, силы, способности, знания и т. д.), а сам ты ничто без Его благодати. Иначе так называется жизнь по первой заповеди блаженств: «Блажени нищи духом, яко тех есть царствие небесное». По сути, это первое условие для духовного роста. Второе условие — христианская кротость. Господь обещал кротким, что они наследуют землю, т. е. сохранятся внастоящей жизни, а в будущей будутнаследниками небесного отечества: «Блажени кротцыи, яко тии наследят землю».

Важнейшим принципом жизни христианки Елены было выпол­нение Божиих законов и заповедей блаженств. Людские же законы жестоки и нелепы. Часто они противоречат законам Божиим. Вот как выразила эту мысль поэтесса:

 

Мне привыкнуть пора к жизни этой

И к её нелепым законам.

Я тянусь через тучи к свету,

Но, бывает, так далеко он.

Мне б притронуться к солнцу рукою,

Облачиться в наряд из света.

И расстаться с тревожным покоем,

Позабыв про людские запреты.

Кто придумал их? Просто люди.

Их законы небезупречны,

Всех когда-нибудь нас рассудит

Мудрость Вечная. Мудрая Вечность.

(«Мне привыкнуть пора к жизни этой».)

 

В своих произведениях Елена Константиновна призывала и других людей жить по-христиански:

 

Люди были глухонемые

И не слышали плач ребёнка

Приглушён был дорожной пылью

Голосок его нежный, тонкий.

А они спешили куда-то,

Раздражённые этим плачем.

И забыли, что жили когда-то

По-другому. Совсем иначе.

Что умели прощать обиды,

В сердце не было зла и мести,

А теперь большинством забыты

Чувство долга и чувство чести.

А вы ищите что-то снова,

И шагаете через души,

Друг на друга глядите сурово

И уходите, недослушав.

Как же так! Что же дальше будет?

Оглянитесь плачет ребёнок.

Вы же добрыми были, люди!

И как смех бывал его звонок.

(«Люди».)

 

Как у любого человека, были и у Алёны искушения. Их она представила в стихотворении «Странные гости» под именами Обман и Зависть. Что же такое обман и зависть? В.И. Даль обманом называет «ложь, выдаваемую за истину» [2, с. 278]. Согласно краткому объяснению некоторых грехов, помещённых в книге «Полная исповедь», «ложь, лесть, лукавство — пороки, свойственные дьяволу, ибо дьяволесть отец лжи и лукавства» [5, с. 352]. Ложь как порок является злом. Тот, кто встает на путь обмана, оказывается на лестнице зла. Эта лестница образуется, по мысли преп. Ефрема Сирина, так: «Ненависть — от ярости, ярость — от неверствия, неверство — от жестокосердия, жестокосердие — от слабости, слабость — от чревоугодия, объедение — от гордости, леность — от нетерпения, нетерпение — от велеречия, и прочие злобы сами себе содержатся. Корень же всем сим зависть» [7, с. 73]. Скифский мудрец, спрошенный, по какой причине всегда люди печальны, ответил, «ибо не только о своих бедах печалятся, но и о чужих удачах» [7, с. 76]. Завидующий осуждает, клевещет, лжёт, льстит, наговаривает… Удивительным кажется, что молодая девушка, не имевшая достаточного жизненного опыта, обладала духовностью и зрелостью мудреца. Вслед за Господом, напоминая людям, она призывала:

…Не осуждайте, люди,

И вам не бывать судимым.

Нет одинаковых судеб,

Но ходим под Богом Единым.

(«Не осуждайте, люди…».)

В данном контексте вспоминаются Первая, о которой мы уже говорили, и Девятая заповеди. Девятая заповедь гласит: «Не послушествуй на друга твоего свидетельства лжи» Чтобы судить о ком-либо, надо и самому быть чистым от грехов. Но без греха только Бог Он и есть единый судья. Нам, грешным, Христос повелел бесконечно прощать людей. Елена Константиновна в своих стихах и сама часто просила прощения, и молила об этом других:

Прощение это прощание,

Прощание с болью обиды.

С красивыми лжеобещаньями

И с чувством, что всеми забыты…

…Прощение это прощание,

Прощание с днями печали.

И это конец ожиданию,

И встреча, которой так ждали.

(«Прощение».)

В своей автобиографии Елена Константиновна написала: «…я находила и нахожу в себе силы, несмотря на проблемы со здоровьем, жить активной жизнью…» [1, с. 10]. Её сильно волновала судьба молодых людей, которые в силу обстоятельств были так же, как и она, серьёзно больны. Она стала инициатором клуба общения для них «Вис Виталис», что в переводе звучит как «Жизненная сила». Девизом они выбрали известное латинское выражение: Dumspiro, spero(пока дышу, надеюсь). Этот клуб стал примером для других, т. к. это результат победы над недугом, скукой, одиночеством. Пусть Алёна и её друзья не обладали физическим здоровьем. Их здоровье другого плана — духовное, что гораздо важнее.

Описанный выше поступок Елены Константиновны характе­ризует её как женщину милостивую и милосердную. Милостивым или милосердным, по В.И. Далю, называютчеловека «доброго, сострадательного, мягкосердого, снисходительного, ласкового, доброжелательного» [2, с. 227]. «Блаженни милостивии, яко тии помилованы будут». Милосердные люди, имея сострадание к нуждаю­щимся людям, оказывают возможную милостыню. Милостыня, как указывает апостол Павел, не должна быть только деньгами, «но и словами, делами, телесным трудом и всем прочим». Но на первое место Апостол поставил учение, советы, потому что они служат «пищею душе» [4, с. 270]. В той милостыне, которую творила Алёна Амосова по отношению к своим родным, близким, тяжело больным людям, читателям своих стихов, проявлялась сущность настоящей деятельной любви к человеку.

Апостол Павел призывал христиан: «О всем благодарите. Сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас» [4, с. 34]. И Алёна благодарила.Стихи поэтессы — гимн благодарности Господу, земной жизни, своей судьбе, способности творить, любить, быть доброй. В этом проявилась великая мудрость простой девушки-поэтессы:

 

Я говорю своей судьбе: «Спасибо

За прожитый нескучно новый день…

За всепрощение Господне вечное

И за неповторимый этот час…

…За море, что в волшебном сне привиделось,

За строчки, что цепочкой на листок,

Что зла не затаила, не обиделась,

За мудрости живительный глоток.

(«Я говорю своей судьбе…».)

 

Жизнь и творчество самарской поэтессы Алёны Амосовой — яркий пример духовно-нравственного развития личности в настоящее время. В её поэзии отразились основные жизненные принципы христианина: любовь к Богу, людям, миру; выполнение Божиих законов и заповедей; благодарение, милосердие, всепрощение, наконец, преодоление всех скорбей через смиренномудрие, долготер­пение и кротость.

 

Список литературы:

  1. Амосова А. Я для всех останусь тайной: Сборник стихотворений. — Самара, 2005.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. / Под ред. Л.В. Беловинского. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 576 с.
  3. Митрополит Иоанн (Снычев). Духовные крупицы из творений святителя Иоанна Златоуста. — Самара, 1997. — 351 с.
  4. Митрополит Иоанн (Снычев). Ключи разумения епископа Феофана. Книга I. — Самара, 1997. — 312 с.
  5. Полная исповедь. Подготовка к таинству исповеди по наставлениям святых и подвижников благочестия (с объяснением грехов). — М.: Ковчег, 2007. — 400 с.
  6. Протоиерей Валентин Мордасов. Об искушениях, скорбях, болезнях и утешении в них [Текст] / протоиерей В. Мордасов. —М.: Благовест, 2003. —272 с.
  7. Скурат К.Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. — М.: ИЭОПГКО, 2006. — 128 с.
  8. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Международ. отношения, 2002. — 512 с.
  9. Степанов А. Стихи помогали ей выживать // Социальная газета. — 2005. — 2 июля.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий