Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 10 октября 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Губайдуллин Ф.Ф. КЛАССИФИКАЦИЯ СЕЛЬКУПСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СЕЛЬКУПСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Губайдуллин Фиргат Фирзатович

аспирант Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова, г. Уфа
преподаватель, Детская школа искусств, п. Толька, Красноселькупского р-на ЯНАО, Тюменская область

E-mail: 

 

Селькупы — один из небольших аборигенных этносов Сибири, проживающий на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, в Красноярском крае и в Томской области [ком. 1]. Климатические и природные условия определяли своеобразие кочевого образа жизни селькупов, а основным видом деятельности на протяжении многих лет являлось оленеводство. Однако по резуль­татам исследований томского этнографа Г.И. Пелих известно о владении селькупами искусством земледелия и обработки метала [2].

Музыкальная этнография эпизодически обращалась к творчеству северных народов, в том числе и селькупов. Уже в XIX веке учёные — путешественники и миссионеры писали об угасании «инородческих племён» и отмечали, что в данном процессе угасания коренного населения большую роль играла ассимиляция северных народов с пришлым русским населением. Это откладывало отпечаток на быте, образе жизни и культуре народа в целом. При таком интенсивно исчезающем состояние этноса особое значение приобретает исследо­вание их музыкальной культуры и, в частности, фиксация сохранившихся народных музыкальных инструментов.

Музыкальная культура малочисленных народов Севера практически не изучена, поэтому сведений о национальных музыкаль­ных инструментах селькупов, очень мало. Это работыроссийских исследователей A.M. Айзенштадта, И.А. Богданова, Т.Ю. Дорожковой, Ю.И. Шейкина, О.Э. Добжанской а так же финских ученых А. Вяйзянена и Я. Ниеми. По сохранившимся обрывочным материалам в периодс XVIIIпо XX в. на территории расселения селькупов, можно судить о достаточно широком наборе селькупских музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты северных народов часто изготав­ливались из природного материала — хорошо высушенного дерева, волоса, травы, жил, кости, листьев. Изготовление инструментов не требует особого мастерства и не занимает много времени.На музыкальных инструментах играли в обычной обстановке и во время религиозных церемоний, где они выполняли функцию шаманской атрибутики, хотя само умение играть на музыкальном инструменте воспринималось, как дар, посланным сверху, и способность вступать в связь с духами, что было характерно только избранникам духов. По сохранившимся сведениям известно, что инструмент, изготовленный самим исполнителем, имел волшеб­ную силу [3, с. 499].

В числе селькупских музыкальных инструментов наиболее часто встречаются разновидности идиофонический варган, из аэрофонов — природные тростники. Наиболее интересны щипковые варианты хордофонов, искусно изготовленные в виде лодки и птицы. По мнению специалистов по этноорганологии, наличие струнных инструментов, говорит о некогда развитой музыкальной культуре народа [2, с. 123]. К сожалению, на сегодняшний день вышеперечисленные музыкальные орудия практически не встречаются в повседневной культуре селькупов и их можно найти в немногочисленных музеях и описаниях.

Следует отметить, что в силу специфики исторического развития было неизбежное заимствование культурных традиций соседних племен: хантов, ненцев, северных и западных эвенков и тесно контактирующих с селькупами кетов. Это во многом определяет сходство их культур и музыкальных инструментов.

В данной статье сделана попытка обобщить известные сведения о селькупских музыкальных инструментах.

В основу систематизации, которые приведены ниже в виде таблиц, были положены основные принципы структурной классифи­кации Э. Хорнбостеля и К. Закса [4].

Таблица 1.

Селькупские народные музыкальные инструменты. Идиофоны

Название инструмента

Конструктивные особенности

Индекс

Классификация

Кунгкыра

Трубчатые соударяемые погремушки

11.232

Набор ударяемых трубок

Поллага*

Два соударяемых куска дерева

111.11

Соударяемые стержни

Табыль-тюры

Шаманский посох

111.21

Ударяемые стержни

Рана

Языковый колокольчик, подвешенный за верхушку

111.242.122

Висячие языковые колокола.

Чючы кункыра

Погремушка из пузыря рыбы

112.1

Встряхиваемые идиофоны или погремушки

Детская погремушка*

Сплетена из прутьев краснопрутника

112.1

Встряхиваемые идиофоны или погремушки

Кутынь*

Шаманский нагрудник, с прикреплёнными звучащими предметами

112.1

Встряхиваемый идиофон

Сонтырыймы, утая

Нанизанные на нить высушенные позвонки рыбы.

112.11

Нанизанные погремушки

Аштэт амд*

(Пеккэт амд)

Звучащие предметы, прикреплённые на рога лося или оленя

112.12

Рамные погремушки

Ракша*

Подвески-погремушки

112.121

Встряхиваемые идиофоны или погремушки

Щумыя*

Косточки черёмухи, помещённые в срезанную трубку дягеля.

112.13

Сосуд-погремушка

Капшит

Колотушка

121.211

Одиночный ударяе­мый стержень

Пынкыр

Язычок крепится на металлической или костяной рамке

121.22

Гетероглотический варган

 

Таблица 2.

Мембранофоны

Название инструмента

Конструктивные особенности

Индекс

Классификация

Нуна*

Барабан в форме цилиндра с натянутой кожей.

211.211.1

Открытый цилиндрический барабан

Пенер (нува)

Шаманский бубен

211.311

Односторонний рамный барабан

 

 

Таблица 3.

Хордофоны

Название инструмента

Конструктивные особенности

Индекс

Классификация

Сонтырса очкын

«Играющий лук» звуковая игрушка у детей

112.11

Музыкальный лук

Сёнтыря ынты

Музыкальный лук, прикладываемый (или прикусываемый) одним концом к зубам

311.121

Моно-геторохордные музыкальные луки

Кагабылько

Разновидность цитры

314.122

Дощечная цитра с резонаторным ящиком

Сондер-по*

Щипковая лютня с корпусом составленная из дощечек

321.321

Чашечная шейковая лютня

Кумбырса

Фрикционная лютня с долблённым корпусом

321.321

Чашечная шейковая лютня

Кага

Фрикционная лютня с квадратным корпусом

321.322

Коробчато-шейковая лютня

Мочипы

(чинг, чикы)

Щипковый струнный инструмент. Шейка под углом к корпусу

322.12

Угловая арфа

 

 

 

Таблица 4.

Аэрофоны

Название инструмента

Конструктивные особенности

Индекс

Классификация

Косыль путы*

(киким ту)

Язычковая пищалка из толстого пера птицы или травы

411

Аэрофоны с перемещением струи воздуха

Тё сумы*

Струя воздуха разрывается при прохождении сквозь край берёзовой бересты

411

Аэрофоны с перемещением струи воздуха

Нуты кикыма

Пищалка язычковая, сделанная из стебля травы

411

Аэрофоны с перемещением струи воздуха

Кымпапо

Симметричная дощечка, вращающаяся на сухожильных нитках

412.22

Вращаемый свободный аэрофон

Сетыля

(сычапо)

Свисток из тальника

421.211.11

Одиночная флейта с наружной щелью

 

 

Данные таблицы пополняется новыми названиями инструментов, что позволяет говорить о широком наборе селькупских музыкальных инструментов.

Комментарии:

1.По переписи 2002 года их насчитывается не многим более 4249 человек (из них на территории Тюменской обл. проживают —1857 человек в Ямало-Ненецком АО — 1797 человек, в Томской области — 1787 человек, в Красноярском крае — 412 человек).

2.«Народы, занимающие северные окраины Сибири и ведущие большей части кочевую жизнь» [1. c. 3].

3.Инструменты, отмеченные знаком * (звездочка), вводятся в научный оборот впервые.

 

Список литературы:

  1. Добрякова А.Ф. Природа и Люди России // Остяки. М.С., Курнинъ и К, 1901. — 32 с.
  2. Пелих Г.И. Селькупы: в сибирской тайге умирает народ // Народы Сибири: права и возможности. Новосибирск: Издательство института археологии и этнографии СО РАН, 1997. — С. 122—129.
  3. Соколова З.П. Фольклор как исторический источник // Ханты и Манси: взгляд из XXI века. М.: Наука, 2009. —С. 488—503.
  4. Хорнбостель Э. Систематика музыкальных инструментов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка / Ред. — сост. Мациевский И.В. М.: Сов. композитор, 1987. — Ч. 1. — С. 229—261.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (4)

# Фиргат 24.10.2012 04:14
С нетерпением жду пожеланий. Если будут.
# Ali Hasan 10.12.2012 18:03
Hello,<br /><br />How are you doing today? we wish you very best for your business.<br /><br />Dear customer we would like to inform you that we are a manufacturer and exporter of Musical instruments and also bagpipers uniform, We offer the best prices of our to quality products for our new customers. So please download the attach file of our best price list for your kind consideration.<br /><br />You can visit our website www.knamuzyka.com and select your desire article with your required quantity so we can provide you more precise data on our products. If you have any question so you can ask frequently.<br /><br /><br />Have a nice day.<br /><br />Best Regards<br />Ali Hassan<br /><br />KNA MUZYKA INT’L,<br /><br />Pakki Kotli Daska Road,<br />Sialkot - 51310,<br />Pakistan.<br />Tel: +92 524 588088|Email: sales@knamuzyka.com<br />W: www.knamuzyka.com
# Александр 27.02.2013 17:07
В таблице грамматически не правильно указаны названия музыкальных инструментов (северные селькупы). Каждое название музыкального инструмента с селькупского языка имеет свой перевод, например, "сыча по" - свистящее дерево. Во многих случаях запутанные названия инструментов и грамматически не правильные. Кроме того, у каждого названия музыкального инструмента необходимо указывать диалект, говор языка на котором дано название инструменту, иначе это сложная и путанная система, так как к примеру, многие приведенные музыкальные инструменты были распространены лишь в южном ареале, а в северном отсутствовали.
# Фиргат 08.03.2013 10:21
Здравствуйте. Спасибо за Коментарии. В дальнейшем постараюсь учесть ваши пожелания. Прошу прошения за ошибки в селькупском языке, в написании статьи я руководствовался словарем Ирикова С.И,а так же записанным на слух слов сообщенные информаторами. По поводу распространение инструментов по ареалам расселения: многие инструменты были мною зафиксированы у как у северных так и у центральных селькупов. Спасибо.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом