Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 10 сентября 2012 г.)
Наука: Филология
Секция: Русский язык. Языки народов Российской Федерации
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИМЯ ДУША КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНЦЕПТА «ЖИЗНЬ» В ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА
Савко Ольга Владимировна
старший преподаватель БГАИ, г. Минск
Е-mail: kapamar@yandex.ru
Концепт, являясь ментальной сущностью, вербализуется языковыми единицами, которые в совокупности формируют определенное лингво-ментальное поле.
Одной из составляющих концепта является та его часть, которая сформирована «когнитивными признаками, сопряженными с другими ментальными сущностями, ментальными пространствами» [4, с. 13]. Эти когнитивные признаки несут в себе информацию о реальных связях, знания о которых репрезентируются в ментальной сущности концепта, что проявляется во включении в ментальную сущность какого-либо концепта когнитивных признаков других когнитивных сфер, часто совмещенных с базовыми когнитивными признаками. Одной из таких ментальных сущностей, связанных с концептом «жизнь», является душа.
В.И. Даль дал следующее определение понятию душа: «Бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем значении: человек с духом и телом; в более тесном: человек без плоти, существо человека, воображаемое отдельно от тела и от духа, и в этом бестелесный, по смерти своей; в смысле же теснейшем: жизненном смысле говорится, что и у животных есть душа» [1].
Наша цель — выявить на материале поэтических произведений Б. Пастернака 1910—1920-х годов основные метафорические осмысления концепта душа в поэтическом дискурсе в связи с передачей идеи витальности, т. е. показать, как связаны концепты душа ижизнь в ранней лирике поэта.
Среди объективных смыслов субстанции жизнь, составляющих ядро концепта, выделяется сема «полнота проявления духовных сил, внутренняя жизнь человека» [2].
На базе знаний и представлений о человеке как о живом существе происходит концептуализация его внутреннего мира. Данный аспект личности (внутренний мир, психика) обозначается в исследованиях термином «внутренний человек».
Понятие «внутренний человек» известно современной науке очень давно. Ипостаси «внутреннего человека» (душа, сердце, ум) концептуализируются при помощи витальных («жизнь», «смерть», «здоровье», «болезнь», «возраст») и физиологических («голос», «движение» и «покой») характеристик, признаков внешности и характера, а также ментальных («мышление», «разум», «мысль», «мудрость», «просвещение»), эмоциональных («веселье», «печаль», «горесть», «скорбь», «боязнь») и социальных («власть», «подчинение», «богатство/бедность») признаков. В наибольшей степени признаками «внутреннего человека» обладает душа.
Объектом лингвистических исследований имя душа является уже давно. Е.В. Урысон определяет душу как «орган внутренней жизни человека, т. е. всего того, что не связано непосредственно ни с физиологией, ни с деятельностью интеллекта. Это средоточие внутреннего мира человека, его истинных чувств и желаний — всего жизненно важного для данной личности» [6, с. 15]. Исследователь полагает, что душа отождествляется с личностью человека, с его сущностью, с его внутренним «я», то есть с самым ценным, что есть у человека. Согласно Е.В. Урысон, «душа невидима и нематериальна. Она связана с дыханием и локализована в груди. Это орган жизни человека … она делает человека живым» [6, с. 15—16].
Раскрытие внутреннего мира человека — одна из «вечных» тем в литературе и искусстве. Поскольку концепт душа занимает, по мнению исследователей, одно из центральных мест в русской языковой картине мира, совершенно естественно предположить, что он широко используется и в поэтическом языке при создании художественной картины мира.
Лексема душа относится к частотным языковым единицам, употребляемым Б. Пастернаком в произведениях рассматриваемого периода (23 контекста). Анализ словоупотреблений лексемы душа в сборниках «Начальная пора» (далее — НП), «Поверх барьеров» (далее — ПБ), «Сестра моя — жизнь» (далее — СМЖ), «Темы и вариации» (далее –— ТВ) показал, что самое большое их количество (16) содержится в стихотворениях книги СМЖ.
Это свидетельствует о том, что в период работы над книгой СМЖ (лето 1917 года) Б. Пастернак придавал особое значение понятию душа, связывая его с концептом «жизнь», имя которого вынесено в заглавие сборника.
Лексема душа употребляется Б. Пастернаком как в традиционном значении «душа — внутренний мир человека» (И без того взошел, зашел В больной душе, щемя, мечась, Большой, как солнце, Балашов В осенний ранний час;И вдруг — из садов, где твой Лишь глаз ночевал, из милого Душе твоей мрака, — плотвой Свисток расплескавшийся выловлен), так и в известных метафорических значениях [5, с. 145—158]:
- «душа — вместилище»: Будешь — думал, чаял — Ты с того утра виднеться, Век в душе качаясь Лилиею, праведница!;
- «душа — сосуд»: Пыльный мак паршивым пащенком Никнет в жажде берегущей К дню, в душе его кипящему, К дикой, терпкой божьей гуще; О детство! Ковш душевной глуби!;
- «душа — сердце»: Им, им — и от души смеша, И до упаду, в лоск, На зависть мчащимся мешкам, До слез — до слез!; О ангел залгавшийся, — нет, не смертельно Страданье, что сердце, что сердце в экземе! Но что же ты душу болезнью нательной Даришь на прощанье?;
- «душа — человек»: И ни души. Один лишь хрип, Тоскливый лязг и стук ножовый; «Не трогать, свежевыкрашен», — Душа не береглась, И память — в пятнах икр и щек, И рук, и губ, и глаз; Не вводи души в обман, Оглуши, завесь, забей; О, вольноотпущенница, если вспомнится, О, если забудется, пленница лет. По мнению многих, душа и паломница, По-моему — тень без особых примет. В стихотворении «Душа» (1915), включенном в сборник «Поверх барьеров», Б. Пастернак персонифицирует душу как женщину с трагической судьбой (вольноотпущенница, пленница, паломница, утопленница, княжна Тараканова). А в стихотворении «Попытка душу разлучить…» душа концептуализируется как близнец, второе «я» поэта: Попытка душу разлучить С тобой, как жалоба смычка, Еще мучительно звучит В названьях Ржакса и Мучкап;
- «душа — воздух»: Душа — душна, и даль табачного какого-то, как мысли, цвета;
- «душа — растение, стебли»: Когда случилось петь Офелии, — А жить так мало оставалось, — Всю сушь души взмело и свеяло, Как в бурю стебли с сеновала. О.Н. Кондратьева отметила, что концепты внутреннего мира человека имеют растительные признаки, которые могут быть представлены морфологическими характеристиками растений (корни, плоды) [3, с. 80—92]. Б. Пастернак, следуя «флористической» логике, использует метафору «душа — лист»: Но даже зяблик не спешит Стряхнуть алмазный хмель с души; Спелой грушею в бурю слететь Об одном безраздельном листе. Метафора «душа — лист» стоит в одном смысловом ряду «поэт — растение — стихи», причем лист («часть растения») сразу вызывает в памяти и лист («бумага, материал, на котором пишут стихи»);
- «душа — сад». Концепт «душа» по аналогии с растениями может быть описан также признаками «места произрастания», такими, например, так сад: Как всякий факт на всяком бланке, Так все дознанья хороши О вакханалиях изнанки Нескучного любой души.
Кроме названных метафор души, поэт использует следующие:
- «душа — клад»: Души не взорвать, как селитрой залежь, Не вырыть, как заступом клад;
- «душа — огонь»: С тех рук впивавши ландыши, На те глаза дышав, Из ночи в ночь валандавшись, Горьмя горит душа;
- «душа — рассудок»: Чей шепот реял на брезгу? О, мой ли? Нет, душою — твой;
- «душа — вихрь»: И только то, что тюль и ток, Душа, кушак и в такт Смерчу умчавшийся носок Несут, шумя в мечтах; Как пред концом в упадке сил С тоски взывающий к метелице, Чтоб вихрь души не угасил, К поре, как тьмою все застелется;
- «душа — птица»: Узнаешь ли гнездо свое, птенчик? О мой лист, ты пугливей щегла!;
- «душа — песня»: О, не бойся, приросшая песнь! («Определение души»);
- «душа — мельница»: Что за смысл в этом пойле? Боже, кем это мелются, Языком ли, душой ли, Этот плеск, эти прелести?
Н.А. Фатеева установила зрительно-ассоциативные «очертания» концепта «душа» у Б.Пастернака: «Душа существует только в концептуальной сфере и не закреплена ни за одним объектом действительности, или, точнее, может быть «вложена» в любые» [8, с. 61]. В качестве «вместилищ» исследовательница перечисляет: груша (по форме напоминает сердце), лист, птенчик, щегол, шёлк, песнь. Таким образом, в лирике Б. Пастернака душа, как зеркало, отражает весь вещный мир, в котором существует человек.
Этимологически лексема душа связана с концептуально значимыми понятиями воздух, дыхание, духота [7, с. 556]. Именно с дыханием ассоциируется жизненное начало. В стихотворениях всех четырех сборников достаточно много лексем с такой семантикой: воздух (19 словоупотреблений), душный (9), дышать (7), вздох (6), недышащий (4), вдохновение (2), духота (3), воздушный (3), дыханье (2), дыша (2), дышав, дышаться, дохнувший, вздыхать, вдохнуть, надышаться, невыдохшиеся духи, вдохновитель, задохнуться, задыхаясь, задохшися, душистый и др.
Опосредованно через дыхание душа связана и с творческим началом — вдохновением: Люди, как море в краю лопарей, Льдами щетинится их вдохновение; О детство! Ковш душевной глуби! О всех лесов абориген, Корнями вросший в самолюбье, Мой вдохновитель, мой регент!
Итак, душа невидима и нематериальна, она представляется как орган жизни человека, находящийся внутри тела, именно душа делает человека живым. В лирике Б. Пастернака имя душа имеет немалое количество семантических реализаций, как традиционных (внутренний мир, совокупность характерных черт, свойств, присущих человеку, орган, помогающий поэту ощущать невидимый, мистический мир), так и индивидуально-авторских (душа приобретает черты двойника автора, женщины (само предназначение которой — дарить жизнь), птицы, растения — и живет самостоятельной жизнью). Душа наделяется автором витальностью, осмысляется метафорически как живое существо и обретает зрительно-ассоциативные очертания (груша, лист, шёлк), связывается с дыханием и жизненно важными для поэта вдохновением, творческим началом.
Таким образом, в поэтическом дискурсе Б. Пастернака концепт «душа» в своих метафорических осмыслениях связан с концептом «жизнь» и отражает сложную систему духовно-нравственных измерений картины мира автора, его ощущений, системы ценностей, внутренней духовной жизни.
Список литературы:
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: современное написание // 4 т. Т. 1: А-З. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
- Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. // http://www.efremova.info/
- Кондратьева О.Н. Душа, сердце, ум. // Антология концептов / Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. Том 1. — Волгоград: Парадигма, 2005. — 352 с. С. 80—92.
- Концептосфера русского языка: ключевые концепты и из репрезентации (на материале лексики, фразеологии и паремиологии): проспект словаря / Под общ. ред. проф. Л.Г. Бабенко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. — 340 с. С. 13.
- Общий перечень рассматриваемых образных уподоблений души дается в работе Михеев М. «Душа» в наивной мифологии русского языка // Фразеология в контексте культуры. М.: Яз. рус. культуры, Кошелев, 1999. — 333 с. С. 145—158.
- Урысон Е.В. Дух и душа: к реконструкции архаичных представлений о человеке. // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М., 1999. С. 11—25.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. // В 4 т. М.: Прогресс, 1986. — Т. 1. — С. 556.
- Фатеева Н.А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке / Предисл. И.П. Смирнова. М., 2003. — С. 61
дипломов
Оставить комментарий