Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 марта 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Теория и история искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Баженова А.Е. КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ ИЛИ СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ В ИСКУССТВЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ ДЕТСКОЙ КНИГИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. № 3(46). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

КОНФЛИКТ  ПОКОЛЕНИЙ  ИЛИ  СМЕНА  ПРИОРИТЕТОВ  В  ИСКУССТВЕ  ИЛЛЮСТРАЦИИ  ДЕТСКОЙ  КНИГИ

Баженова  Анастасия  Евгеньевна

аспирант  кафедры  рисунка,  Российский  государственный  педагогический  университет  им.  А.  И.  Герцена,  РФ,  г.  Санкт-Петербург

E-mailnastyabagenova@gmail.com

 

CONFLICT  OF  GENERATIONS  OR  A  CHANGE  PRIORITIES  IN  ART  ILLUSTRATION  OF  CHILDREN’S  BOOKS

Bazhenova  Anastasia

graduate  student  of  Drawing  department,  The  Herzen  State  Pedagogical  University  of  Russia,  Russia,  St.  Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  анализу  развития  искусства  иллюстрации  детской  книги  в  1960—1980-х  гг.,  с  учетом  влияния  западноевропейского  варианта  постмодернизма.  Рассмотрены  основные  причины  возникновения  «конфликта  поколений»  в  отечественной  художественной  культуре  указанного  периода.

ABSTRACT

This  article  analyzes  the  development  of  the  art  illustration  of  children's  books  at  1960-1980,  with  the  influence  of  Western  European  version  of  Postmodernism.  The  main  cause  of  the  "clash  of  generations"  in  Russian  artistic  culture  the  period.

 

Ключевые  слова:  искусство  иллюстрации;  детская  книга;  постмодернизм;  художественная  культура.

Keywords:  art  illustration;  children's  book;  Postmodernism;  artistic  culture.

 

Иллюстрация  детской  книги  всегда  являлась  прямым  отражением  явлений,  происходивших  в  других  видах  пластических  искусств,  в  литературном  пространстве  и  социальной  сфере  своей  эпохи.  Смена  приоритетов  в  отечественной  художественной  культуре  в  1960-х—1980-х  гг.  оказала  значительное  влияние  на  развитие  искусства  иллюстрации  и  обусловила  неоднозначный  по  своим  итогам  процесс  смены  и  (или)  совмещения  поколений  иллюстраторов.

В  чём  заключается  суть  конфликта  поколений,  вечных  разногласий  и  споров  между  старшими  и  младшими?  Полагаем,  если  речь  идет  о  сфере  пластических  искусств,  в  активном  расширении  художественного  пространства  и  поиске  новых  изобразительных  средств  учениками,  заметим,  не  всегда  обоснованными,  которые  подвергают  сомнению  «классические»  традиции  учителей,  не  желающих  или  не  готовых  мириться  с  изменившимся  порядком  вещей.  Между  тем,  на  пути  преодоления  догм  и  патриархального  уклада,  случаются  не  только  ценные  находки  —  в  инвариантности  стилей,  техник  иллюстрирования,  стилизации  элементов,  интерпретации  образов  литературных  персонажей,  но  и  досадные  утраты.  Таковыми  можно  считать,  потерю  самобытности  отечественных  художественных  школ  книжной  иллюстрации  (московская  школа  Б.А.  Дехтерёва  и  ленинградская  школа  В.В.  Лебедева,  и  др.),  а  также  преемственности  в  профессиональной  подготовке  новых  поколений  иллюстраторов.

В  конце  1950-х  гг.  изменения  в  социокультурной  и  политической  сферах  определили  иной  вектор  и  задали  новый  темп  развития  всем  видам  искусств.  В  истории  нашей  страны  указанный  период  был  охарактеризован  как  «оттепель».  Расширение  культурных  связей,  международное  сотрудничество  в  разных  областях  знаний  и  деятельности,  формировали  не  только  новые  прогрессивные  представления  об  окружающем  мире,  но  и  новые  стереотипы,  многие  из  которых  бытуют  и  по  сию  пору,  несмотря  на  падение  старых  политических  режимов  и  смену  господствующих  парадигм. 

На  рубеже  1950—1960-х  гг.  шедевры  мирового  искусства,  опыт  зарубежной  науки,  иностранная  литература  в  ее  переводах  стали  доступными  и  для  советских  граждан.  Сообразно  общему  культурному  уровню  растет  и  уровень  предъявляемых  к  произведениям  искусства  требований,  меняются  критерии  их  оценки,  понимание  образов,  трактовки  устоявшихся  художественных  традиций.  На  фоне  этих  метаморфоз  происходят  значительные  «сдвиги»  и  в  искусстве  иллюстрации,  которая  всё  больше  обособляясь  от  станковой  графики,  меняет  ракурс  умозрительного  восприятия  литературных  произведений.

Ряд  исследователей  склонны  рассматривать  трансформацию  отечественной  культуры  указанного  периода  сквозь  призму  развития  постмодернистского  искусства  в  США  (конец  1950-х—1960-е  гг.)  и  в  странах  Европы  (1970-е  гг.)  [5,  с.  162—163].  Характерные  для  него  «консервация  культурных  традиций  прошлого  путем  их  эклектического  сочетания»  и  плюрализм  форм  [4,  с.  215]  находят  свое  отражение  и  в  творчестве  советских  художников.  Поиски  новых  средств  художественной  выразительности  приводят  к  постепенному  отказу  от  тональной  манеры  в  книжной  графике.  Популярность  использования  карандашной  и  угольной  техники  для  иллюстраций,  в  том  числе  и  детской  книги,  была  обусловлена,  во  многом,  скромным  диапазоном  полиграфических  возможностей  того  времени.  Такие  ныне  признанные  метры  книжной  графики  как:  Н.Г.  Гольц,  Г.А.В.  Траугот  (Г.Н.  Траугот  и  его  сыновья  Александр  и  Валерий),  Б.А.  Диодоров,  М.П.  Митурич-Хлебников,  В.А.  Дувидов,  во  второй  половине  1950-х  гг.  предстают  молодым  поколением  художников,  развивавшим  новые  методы  оформления  и  иллюстрирования  детской  книги.  Однако,  осмысление  образного  строя  литературных  произведений,  адаптация  графических  средств  адекватно  их  стилистическим  особенностям,  авторскому  видению  сюжета,  равно  как  возникновение  обобщенно-аллегорических  трактовок  текста  вызвали  шквал  критики  со  стороны  художников  старой  школы.  По  их  мнению,  такое  новаторство  —  не  что  иное,  как  слепое  подражательство  «упадочному»  Западу  [3,  с.  23],  а  реализм  образов  —  приблизительность. 

Позднее,  в  1980-е  гг.,  объективно  оценивая  переходный  период  в  искусстве  1960-х,  поиски  индивидуального  стиля  и  свобода  самовыражения  будут  названы  одними  из  «главных  завоеваний  того  времени»  [6,  с.  67].  Справедливости  ради  отметим,  что  у  художников  старшего  поколения  были  свои  основания  для  претензий.  Появление  новых  технических  возможностей  полиграфии,  разнообразие  стилей,  фактур  и  колорита,  как  когда-то  появление  звука  в  кинематографе,  отодвигает  былые  достижения  на  второй  план,  оставляя  в  тени  тех,  кто  не  смог  или  не  захотел  приспособиться  к  новому  порядку  вещей.  Тем  не  менее,  подобные  изменения  были  обусловлены  не  только  повсеместным  шествием  постмодернистского  искусства,  но  и  генетической  связью  с  положениями,  изложенными  ещё  в  1930-х  гг.  в  трудах  выдающегося  советского  художника-графика  и  теоретика  искусства  В.А.  Фаворского,  опередившего  своё  время.

Художники  1970-х—1980-х  гг.  продолжают  развивать  искусство  иллюстрации  детской  книги  в  русле  новаторских  тенденций.  Большое  внимание  уделяется  дизайну  книги  и  структурным  компонентам  композиции  в  этой  связи.  Несмотря  на  условность  изображаемых  сказочных  образов,  жанровое  своеобразие  иллюстраций  заключалось  в  их  реализме  и  детализации.  Эклектическое  сочетание  стилистических  особенностей  искусства  разных  эпох  было  для  молодых  художников  основой  для  создания  собственного  стиля,  требовавшего  уже  другого  уровня  профессиональной  подготовки  [1,  с.  51].  Ещё  один  аспект,  который  подвергся  критике  со  стороны  «отцов»  —  проблема  преемственности  и  принципов  воспитания  молодого  поколения  [2;  7].  Динамичный  процесс  развития  стилей  и  направлений,  а  также  расширение  спектра  средств  выразительности  приводят  к  тому,  что  в  искусстве  иллюстрации  происходит  наслоение  и  в  некотором  роде  синтез  нескольких  художественных  этапов.  Возрастной  диссонанс  между  представителями  отечественной  художественной  культуры  обозначенного  периода,  также  стал  одной  из  основных  причин  разногласий  и  споров.  Помимо  молодых,  продолжают  работать  художники  старшего  поколения,  которые  не  отказались  от  методов  и  традиций  «сурового  стиля»  1960-х  гг.  Наряду  с  ними  иллюстрируют  произведения  их  коллеги  и  ровесники,  воспринявшие  тенденции  нового  времени  как  творческий  эксперимент. 

Стоит  отметить,  что  смена  приоритетов  в  искусстве  иллюстрации  1960-х—1980-х  гг.  происходила  не  впервые  и  по  сути  не  была  революционной.  Прежде  чем  стать  основоположниками  собственной  школы,  ленинградские  художники  1920-х—1930-х  гг.,  также  испытали  на  себе  волну  критики,  в  том  числе  и  со  стороны  властных  структур.  Многие  исследователи  полагают,  что  стилистические  решения  книжной  иллюстрации  школы  В.В.  Лебедева,  были  во  многом  продолжением  творческих  поисков  представителей  объединения  «Мир  искусства».  Однако,  в  соответствии  с  «генеральной  линией  партии»,  они  были  объявлены  буржуазным  наследием.  И  только  спустя  определенное  время,  когда  изменилась  политическая  и  социальная  ситуация  в  стране,  общество  стало  смотреть  на  процесс  трансформации  художественной  культуры  под  другим  углом. 

Мировые  достижения  художественной  культуры  1960—1980-х  гг.  оказали  неоднозначное  воздействие  на  отечественное  искусство  иллюстрации  детской  книги.  Синтез  различных  приемов  и  средств  выразительности,  декоративных  элементов  и  художественных  традиций  разных  эпох  приводят  не  только  к  появлению  группы  самобытных  художников  своего  времени,  но  и  к  разрушению  целостности  изобразительной  системы  и  нарушению  некого  баланса  между  старшим  и  младшим  поколениями  иллюстраторов  детской  книги. 

 

Список  литературы:

  1. Арзамасцев  А.,  Архипова  А.,  Спирин  Г.  Послушайте  «наследников»  //  Детская  литература.  —  1984.  —  №  6.  —  С.  50—51.
  2. Герчук  Ю.  Непослушные  наследники  //  Детская  литература.  —  1984.  —  №  2.  —  С.  59—64.
  3. Герчук  Ю.Я.  Художественные  миры  книги.  М.:  Книга,  1989.  —  239  с.
  4. Дианова  В.М.  Постмодернистская  философия  искусства:  истоки  и  современность.  СПб.:  ООО  Издательство  Петрополис,  2000.  —  240  с.
  5. Маньковская  Н.Б.  Эстетика  постмодернизма.  СПб.:  Алетейя,  2000.  —  347  с.
  6. Тамручи  Н.,  Васильев  В.  Взрослые  разговоры  о  детской  иллюстрации  //  Детская  литература.  —  1989.  —  №  2.  —  С.  66—71.
  7. Чегодаева  М.  Непослушные  наследники  или  послушные  эпигоны  //  Детская  литература.  —  1984.  —  №  2.  —  С.  64—67.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.