Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 февраля 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Игнатьева Е.Н. ЯКУТСКИЙ ЭПОС — ОЛОНХО В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 2(45). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ЯКУТСКИЙ  ЭПОС  —  ОЛОНХО  В  ТВОРЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ

Игнатьева  Елена  Николаевна

педагог  дополнительного  образования  Центр  развития  творчества  детей  и  юношества  Таттинского  улуса,  Россия,  Республики  Саха,  г.  Якутия

E-mail: 

 

YAKUT  EPOS  HEROES  —  OLONKHO  IN  THE  CREATIVE  ACTIVITY  OF  SCHOOLCHILDREN

Ignatyeva  Elena

center  of  development  of  creativity  of  children  and  youth  of  the  Tattinsky  ulus?  Russia Republic  of  SakhaYakutia

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  раскрывается  роль  якутского  героического  эпоса  —  Олонхо  в  воспитании  детей.  В  результате  изучения  школьниками  литературного  текста  данного  произведения,  выявлены  образы  его  главных  персонажей.  Изготовлены  сувенирные  изделия  в  виде  кукол.

ABSTRACT

In  article  the  role  of  the  Yakut  heroic  epos  —  Olonkho  in  the  education  of  children.  As  a  result  of  studying  schoolchildren  of  the  literary  text  of  this  work,  images  of  his  main  characters.  Souvenir  products  in  the  form  of  dolls  are  made.

 

Ключевые  слова:   эпос;  персонаж;  сувенир;  национальная  культура;  куклы;  шитье;  школьники;  кружок  шитья.

Keywords:   epos;  character;  souvenir;  national  culture;  dolls;  sewing;  schoolchildren;  sewing  circle.

 

Личность  человека  формируется  и  развивается  в  результате  воздействия  многочисленных  аспектов.  В  этом,  одним  из  главных  направлений  является  воспитание  и  обучение  на  национальных  традициях  родного  народа.  Мудрость  народа,  его  накопленные  веками  богатые  традиции,  его  творческая  сила  и  талант  оказывают  значительное  влияние  на  воспитание  гармонично  развитой  личности  и  стремление  к  самореализации,  развитие  внутреннего  потенциала  человека.  Как  отмечает  Я.А.  Коменский,  воспитание  и  обучение  школьников  начинается  от  «собственных  корней»  [3],  т.  е.,  мы  понимаем,  что  благодаря  истокам  народной  культуры  создается  фундамент,  на  котором  строится  вся  дальнейшая  жизнь  личности. 

Народная  культура  есть  совокупность  систем  ценностей,  уровней  материальной  и  духовной  деятельности  людей,  достигнутых  длительным  историческим  развитием  каждого  народа.  Развитая  культура  с  устойчивыми  прогрессивными  традициями  не  только  представляет  достойно  менталитет  существования,  но  и  органически  вливается  в  пространство  общечеловеческой  культуры  [7,  с.  9]. 

Богата  национальная  самобытная  культура  якутов.  На  наш  взгляд,  совершенно  верно  отмечает  Г.Н.  Волков  о  том,  что  среди  тюркских  народов  наиболее  сохранившееся  культурное  наследие  имеют  якуты.  Кроме  того,  большим  природным  дарованием  наделен  народ  Саха,  особенно  в  искусстве  [2].  Также,  о  таланте  в  искусстве  народа  Саха,  о  его  тонком  вкусе,  о  совершенстве  исполнения  изделий  свидетельствуют  работы  Р.К.  Маака,  В.Л.  Серошевского  [4;  6].

Данные  точки  зрения  подтверждает  и  тот  факт,  что  в  современных  условиях  якутский  народ  очень  бережно,  с  большим  уважением  относится  к  своей  национальной  культуре,  всячески  старается  сохранить  ее  для  будущего  поколения.  Так,  глубокое  философское  содержание,  богатый  литературный  язык  якутского  эпоса  —  Олонхо,  явился  шедевром  нематериальных  достижений  человечества  [6,  с.  12].  Олонхо  —  это  величайшее  произведение,  где  хранится  душа,  богатство  народа  Саха.

Якутский  эпос  —  Олонхо  представляет  большой  интерес  для  детей,  вооружает  знаниями,  дает  неисчерпаемые  возможности  для  развития  творчества,  простора  для  воображений,  создания  новых  идей  в  образовательном  процессе.  Так,  на  протяжении  десятков  лет  деятельности  кружка  «Умелые  ручки»  по  шитью  для  девочек  средних  и  старших  классов,  нами  проводятся  систематическое  ознакомление  с  содержанием  данного  произведения,  изучение  персонажей  Олонхо.  Он  предстает  перед  детьми  как  художественное  воплощение  образов  света  и  тьмы,  добра  и  зла,  их  борьба  между  собой.  Все  доброе,  светлое  связаны  с  именем  богатыря  Айыы  (светлых,  творческих  сил),  а  все  злое,  темное  передается  через  образ  богатыря  Абаасы  (темных,  нечистых  сил).  Олонхо,  представляя  идеи  любви  к  родине,  добру,  защиты  родных  является  патриотическим  произведением. 

Основной  целью  и  задачами  деятельности  кружка  явились  ознакомление  школьников  с  культурой  и  традицией  родного  народа,  привитие  интереса  к  творческому  мастерству,  развитие  внутренних  потенциалов  школьников.

Способность  к  шитью  у  якутских  детей  наблюдается  с  малых  лет.  Своими  легкими  и  нежными  руками  они  с  удовольствием  учатся  создавать  сувениры  —  куклы  различных  героев  Олонхо.  Дети  ознакамливаются  с  традиционной  технологией  шитья  якутских  народных  мастеров,  которая  сохранилась  до  наших  дней.  Особенность  узоротворчества,  разнообразие  используемых  материалов,  технологические  приемы  шитья  наших  предков,  коренным  образом,  отличаются  от  всех  тюркских  народов  [5,  с.  4].

Для  детей  создание  героев  Олонхо  является  кропотливым,  трудоемким  процессом,  поэтому  только  своим  упорством,  усидчивостью  и  волей  преодолевают  возникающиеся  проблемы  в  течение  всей  творческой  работы.  В  результате,  дети  понимают  уникальность  содержания  национального  произведения,  учатся  изобразить  свои  мысли,  видения,  представляя  их  в  своем  изделии,  тем  самым,  дети  чувствуют  свою  сопричастность  к  данному  произведению. 

Чтобы  приобщить  детей  к  эпосу,  якутские  авторы  создают  его  специально  для  детей.  Одним  из  таких  примеров  является  Олонхо  “Монуруур  бого“  (“Мычащий  крепкий”)  С.С.  Васильева-Борогонского  [1].  В  данном  произведении  описывается  ход  борьбы  между  Великим  Богатырем  светлых  сил  —  Монуруур  Бого  и  Богатырями  темных,  нечистых  сил,  уничтожающие  все  живое,  разрушающие  прекрасную,  светлую  землю  —  орто  дойду  (срединный  мир).  Монуруур  Бого  очищает  орто  дойду  от  этих  нечистей  и  создает  на  срединном  мире  изобилие,  красоту,  мирную  и  счастливую  жизнь  людей.  Ниже  представлены  работы  школьников  —  куклы  —  герои  Олонхо  “Монуруур  бого”  С.С.Васильева–Борогонского  (см.  рис.).

 

Рисунок  1.  Главный  герой  Олонхо  —  Монуруур  бозо  (Мычащий  Крепкий)

 

Рисунок  2.  Бык  (Монуруур  Бозо  превращается  в  данного  быка)

 

Рисунок  3.  Айыы  Умсуур  удаган  (Шаманка  Айыы  Умсуур)

 

Рисунок  4.  Стерх  (Айыы  Умсуур  удаган  видоизменяется  в  стерха)

 

Таким  образом,  одним  из  эффективных  методов  воспитания  гармонично  развитой  личности  является  культура  родного  народа.  Удивительное  произведение  якутов  —  эпос  Олонхо  является  одним  из  важнейших  аспектов  в  развитии  творчества,  внутреннего  потенциала  подрастающего  поколения. 

 

Список  литературы:

1.Васильев  С.С.  Борогонскай.  Монуруур  Бозо:  орто  саастаах  оскуола  озолоругар  олонхо  /  Сергей  Васильев-Борогонскай;  И.Ю.  Пестряков  уруьуйа.  Дьокуускай:  Бичик,  2003.  —  88  с.

2.Волков  Г.Н.  Этнопедагогика:  учеб.  для  студ.  сред.  и  высш.  пед.  учеб.  Заведений  /  Г.Н.  Волков.  М.:  Академия,  1999.  —  168  с.

3.Коменский  Я.А.  Избранные  педагогические  сочинения  /  Я.А.  Коменский.  М.:  Педагогика,  —  1982.  —  Т.  2.  —  457  с.

4.Маак  Р.К.  Вилюйский  округ.  2-ое  изд.,  М.  :  «Яна»,  1994.  —  592  с.

5.Петрова  С.И.  Обугэ  танаьа  уонна  итэзэл.  Традиционная  одежда  и  мировоззрение  наших  предков:  Учебно-методическое  пособие.  Якутск:  Бичик,  1999.  —  80  с.

6.Серошевский  В.Л.  Якуты.  Опыт  этнографического  исследования.  Т.2-е  изд.,  М.,  РОССПЭН,  1993.  —  с.  736.

7.Уткин  К.Д.  Культура  народа  Саха:  этнофилософский  аспектю.  /  Художник  М.Г.  Старостин  Якутск:  бичик,  1998.  —  368  с.

8.Художественное  образование  в  культурном  пространстве  Арктики  =  Art  Education  in  Cultural  of  the  Arctic  :  материалы  междунар.  науч.-практ.  конф.,  26—27  нояб.  2009  г.,  г.  Якутск  /  М-во  культуры  Рос.  Федерации,  М-во  культуры  и  духов.  развития  Респ.  Саха  (Якутия),  М-во  науки  и  проф.  Образования  Респ.  Саха  (Якутия),  Аркт.  гос.  ин-т  искусств  и  культуры,  Междунар.  Ун-т  Арктики;  [редкол.:  С.С.  Игнатьева,  кпн  и  др.].  Якутск:  АГИИК,  2009  —  С.  12.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Анна 18.05.2015 00:00
Хорошая статья!!!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.