Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2014 г.)
Наука: Филология
Секция: Русская литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
А.Н. ПЛЕЩЕЕВ: «ДЕДУШКИНЫ ПЕСНИ» — ЦИКЛИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
Баранова Галина Николаевна
учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 25» РФ, г. Омск
E-mail: barlen@yandex.ru
A.N. PLESHEYEV: CYCLIC STRUCTURE OF “THE GRANDFATHERS SONGS”
Baranova Galina
teacher of Russian and Literature Lycée № 25, Russia, Omsk
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию особенностей архитектоники лирической контекстовой формы А.Н. Плещеева. Она рассматривается с учетом жанровой эволюции и в контексте литературного процесса первой половины XIX века. Анализ показывает, как происходит сдвиг в поэтике жанровых форм в рамках индивидуальной художественной системы и обнаруживает непосредственные связи процесса жанровой трансформации в лирике Плещеева со сменой культурных парадигм в русской литературе.
ABSTRACT
The features of the architectonics of the lyric context form of A.N. Plesheyev’s are investigated in the article. The architectonics is examined within account of genre evolution and in the context of literary process in the early XIX century. The analyses allow observing the change in the poetry of genre forms within the individual artistic system and reveal direct connections of the process of a genre transformation in Plesheyev lyrics with the change of cultural paradigms in Russian literature.
Ключевые слова: текст; контекст; жанр; цикл; книга; лирика; литературный процесс.
Keywords: text; context; genre; cycle; book; lyrics; literary process.
Важное место в творчестве Алексея Николаевича Плещеева (1825—1893) занимала детская литература и в частности поэзия. Несомненный успех имели сборник «Подснежник. Стихотворения для детей и юношества А.Н. Плещеева» (1878) и «Дедушкины песни. Стихотворения для детей А.Н. Плещеева» (1891). Некоторые произведения из них стали хрестоматийными («Старик», «Бабушка и внучек», «Весна» и др.). Поэт принимал активное участие в издательском деле именно в русле развития литературы для детей. Если говорить о периоде появления детской тематики в творческой деятельности А.Н. Плещеева вообще, то следует указать, что впервые и непосредственно «дети» вошли в его поэзию еще в 1861 году. Тогда совместно с Ф.Н. Бергом был издан сборник-хрестоматия «Детская книжка», затем в 1873 году — сборник произведений для детского чтения «На праздник». А.Н. Плещеев охотно печатал собственные стихи для детей, сотрудничая в журналах «Семья и школа», «Детское чтение», «Современник», «Отечественные записки».
Однако поэтика детских стихотворений автора до сих пор остается, пожалуй, менее разработанной областью в его литературном наследии. Из исследователей, занимавшихся изучением творчества поэта, лишь немногие обращались к его детской поэзии (Ю.И. Айхенвальд, А.Р. Мазуркевич, Л.В. Миронова, И.А. Щуров). Анализируя творчество А.Н. Плещеева, Ю.И. Айхенвальд писал о том, что в произведениях поэта «любовь к детям и к молодости вообще — это не чувство среди других чувств; это — миросозерцание, центральный момент души». Автор работы считал А.Н. Плещеева «нравственным завещателем; который смотрел на свои ошибки и горечи как на испытания, посланные для того, чтобы страдавшие писатели спасли от них последующую человеческую очередь — детей, юношей, юниц» [1, c. 278].
Выявим наиболее существенные моменты лирической структуры «Дедушкиных песен» для предварительной постановки вопроса о статусе издания (о степени художественной целостности, слитности составляющих его текстов).
Для литературы середины XIX века были характерны такие явления как цикл и циклизация. Они занимали одно из приоритетных направлений в творчестве многих поэтов названного периода. Свою лирику как систему цикловых структур организует и А.Н. Плещеев.
В настоящее время большинство определений контекстовой формы строится на принципе нахождения в нем того или иного централизующего начала, «скрепляющего» отдельные произведения в целое. Будь то единство жанра, цельность мотивного комплекса или специфика субъектного плана, — на всех этих уровнях, по мнению большинства цикловедов, должна проявляться авторская концепция, реализующая единство авторской личности.
Последнее подготовленное для детей дошкольного и младшего школьного возраста издание А.Н. Плещеева вышло в Москве, было отпечатано в типографии И.Д. Сытина. Внешне книга оформлена просто. На ее обложке представлен портрет поэта преклонных лет. Это акцентирует внимание на продуманном художественном единстве дизайна и заглавия книги — «Дедушкины песни». Читатель может предположить, что формой выражения авторского сознания, скорее всего, будет собственно автор, который и является «дедушкой». Действительно, в последние годы жизни в своей детской поэзии А.Н. Плещеев предстает в образе благообразного, убеленного сединами старца, находившегося в дружеских отношениях с маленькими читателями, понимавшего их и понимаемого ими, горячо любящего их и любимого детьми «дедушки».
В составе книги двадцать стихотворений, семнадцать из которых озаглавлены номинативно: «Весна», «Ненастье», «Цветок», «Ребенку» и другие. Три — по первой строке произведения: «Напрасно птички, вас мое…», «Капля дождевая…», «Перед ветхою избенкой…». Написаны они в разное время, в период с 1858 по 1878 годы. Ранее стихи печатались отдельно в других изданиях. Стихотворение «Птичка» (1858), например, впервые появилось в журнале «Русский вестник», в «Современнике» были напечатаны «Тучи» (1863), в «Отечественных записках» - «Детство» (1873).
Тексты в книге расположены не в хронологической последовательности: первый из них написан в 1861 году, следующий — в 1858, последний — в 1877 году. Стихи, вошедшие в центральный массив книги, датированы 1870, 1878, 1872, 1860, 1863, 1875, 1873 годами. Это свидетельствует о том, что книга-цикл представляет собой собранную автором вторичную структуру. Она основана на идейно-тематическом содержании, жанровой доминанте, соединенной сквозными образами, внутреннем единстве смыслового пространства и других «межстихотворных скрепах» (В.А. Сапогов), дающих возможность наблюдать «текстовое развертывание авторской системы» (О.В. Мирошникова).
Стихотворения, составившие метажанр, с полной отчетливостью помогают понять, почему для детей А.Н. Плещеев был хорошо знакомым дедом, дедушкой, образ которого так часто мелькает на страницах его книги и который выражает идею задуманного целого. «Деды и внуки сходятся между собой, начала и концы жизни встречаются», — пишет Ю.И. Айхенвальд, характеризуя детскую поэзию А.Н. Плещеева [1, c. 279]. О том, как подобная встреча происходит в действительности, и повествует автор «Дедушкиных песен». В стихотворении «Детство» он обращается к этому периоду своей жизни.
Мне вспомнились детства далекие годы
И тот городок, где я рос,
Приходского храма угрюмые своды,
Вокруг него зелень берез.
……………………………
Там долго веселый наш крик раздавался,
И не было играм конца;
Там матери нежный упрек забывался
И выговор строгий отца [2, c. 182].
Проходят годы, и перед усложнившейся реальностью исчезает ребенок, развивается, мужает в житейских трудностях взрослый человек. Но дитя «перестает жить» в нем не совсем. Оно иногда воскресает и манит к себе как далекое воспоминание, как церковный вечерний звон. И это второе детство встречается с вновь появившимся другим, потому что
…там, за оградой, все так же сирени
Цветут, и опять вечерком
Малютки на старой церковной ступени
Болтают, усевшись рядком [2, c. 184].
Два детства, соприкасаясь, образуют общность, между ними рождается прочное взаимопонимание, возникают постоянные интересы. Вот тогда-то в кругу внуков восседает дедушка и рассказывает им свои песни и сказки:
Про лису, про колобок,
Да про квакушку-лягушку,
Да про мышкин теремок [2, c. 208].
Однако, и это естественно, А.Н. Плещеев не стремится в своих стихах для детей к адекватному копированию собственной биографии и своего жизненного опыта. Поэт как конкретная реальная личность и образ автора, являющийся динамическим образом художественного единства, целостности, — не одно и то же. В «Дедушкиных песнях» мы находим и другие формы авторского сознания: лирический герой («Мой садик»), автор-повествователь («Детство»), лирический персонаж («Зимний вечер»). В поэтической стихии книги А.Н. Плещеева они реализуют на всех уровнях текста ее художественную циклическую сущность, связывая между собой отдельные стихи-фрагменты в единое произведение, в единую «песню чистого сердца» (Ю.И. Айхенвальд).
Для стихотворений поэта как циклового единства, объединенных темой детства, гуманными мотивами, субъектной сферой, где преимущественно действует лирический персонаж — ребенок, свойственна простота, жизненность ситуаций, предельная ясность образов.
Каковы же дети в книге поэта? Как и в реальной жизни, они подвижные, шаловливые, шумные, везде успевающие, всем интересующиеся, а также добрые, отзывчивые, умеющие сострадать всему живому. Вот перед нами плещеевский Ваня, во что бы то ни стало желавший учиться в школе, из стихотворного рассказа «Бабушка и внучек». Резвый Вася, потихоньку сбежавший с Жучкой от няни в поле («Завтра!»). Нищий одинокий мальчик, судьба которого изначально сложна. Смерть матери заставляет его осознать, что рассчитывать на чью-либо помощь бессмысленно. И уже потеряв надежду на поддержку, он неожиданно получает ее от бедного старика, который делится с ним последним куском хлеба, так как таких людей, как они, может понять «видно, не сытый, а только голодный» («Нищие»). Таковы и подобны им многие лирические персонажи «Дедушкиных песен» А.Н. Плещеева, которые дают отчетливое представление, как по-разному представлен в книге мир ребенка.
Для всей поэзии автора, в том числе и для детских стихов, характерны элементы критического восприятия действительности с глубокими раздумьями о противоречивости, сложности человеческой натуры, о преобладающем значении в жизни человека его духовно-нравственных устремлений. Для отражения этого в своем творчестве А.Н. Плещеев очень часто обращался к стихотворениям с ярко выраженными эпическими компонентами.
Стихи для детей в решении этой проблемы не стали исключением, поэт определял их как правдивый рассказ о жизни. А стремление к достоверному изображению реальности требовало от него необходимой ориентации на те или иные жанровые формы. В основном, они лироэпические: стихотворные рассказы и очерки, картинки, зарисовки, сценки из повседневной жизни. На такой выбор жанра в «Дедушкиных песнях» иногда конкретно указывал сам автор, например, «Ненастье. (Картинка)», «Завтра! (Сценка из вседневной жизни)». К жанру стихотворного рассказа или очерка, где собственно автор или лирический персонаж соединяют отдельные произведения в целое, в книге можно отнести стихотворения «Бабушка и внучек», «Детство», «Ожидания», «Перед ветхою избенкой...», двучастную форму «Нищие». К жанру пейзажной зарисовки с социальным компонентом принадлежат стихотворения «Весна» (1861), «Птичка», «Весна» (1872), «Капля дождевая...» и др.
Многие стихотворения А.Н. Плещеева различных жанров были положены на музыку композиторами. Это свидетельствует о том, что стихи поэта необычайно лиричны, мелодичны, организованы так, что обладают гармоническим слиянием поэтического и музыкального замысла. Из двадцати стихотворений, включенных в книгу «Дедушкины песни», семь в то же время являются и музыкальными произведениями: «Весна» (1872), «Капля дождевая...», «Мой садик», «Цветок», «В бурю», «Зимний вечер», «Легенда».
Все детские стихотворные произведения поэта построены на сюжете, который прост и в жизни обычен. Он помогает Плещееву развивать, например, мотивы деятельного сочувствия, сопереживания обездоленным. Таковы стихотворения «Весна» (1861), из которого читатель узнает, что с приходом весны, любимого времени года автора, символизирующего пробуждение новых молодых сил, творческое и духовное обновление, «позабудет бедный горе», «Птичка» (1858), которая горемыке-бедняку богом в отраду послана издалека, для него она принесла песню надежды и примирения. Мысль о внимании к бедным слышится и в коротком восьмистишии, переведенном поэтом с немецкого языка (из Морица Гартмана) «Капля дождевая...» (1860), сюжет которого тоже незамысловат.
Капля дождевая Говорит другим: «Что мы здесь в окошко Громко так стучим?» |
Отвечают капли: «Здесь бедняк живет, Мы ему приносим Весть, что хлеб растет» [2, c. 186]. |
В заключительном стихотворении книги-цикла «Легенда» автор рассказывает о том, что у Христа-младенца был сад и в нем он взрастил много роз. Когда же розы расцвели, Христос пригласил в свой сад еврейских детей, те сорвали по одному цветку, и весь сад был опустошен.
«Как ты сплетешь теперь венок?»
В твоем саду нет больше роз!»
«Вы позабыли, что шипы
Остались мне», — сказал Христос.
И из шипов они сплели
Венок колючий для него,
И капли крови, вместо роз,
Чело украсили Его [2, c. 187].
Это очень характерный для поэта символ: розы — другим, шипы — себе. А.Н. Плещеев всегда был рад за тех, кого венчали розы детства, молодости и счастья. Пусть собственная молодость ушла — да возродится она в другом! Собственная жизнь прожита — да будет же благословенна новая!
Так плещеевские сюжеты стихов для детей дают возможность развиваться ситуативно-фабульному внутреннему движению в произведении, а также создавать композиционную динамичность книжного единства.
Таким образом, все стихотворения книги-цикла поэта, составленной из ранее написанных и напечатанных произведений, соединяясь и взаимодействуя, подчиняются однородной жанрово-тематической доминанте. Они организуют динамическую структуру, образуют единое смысловое поле, единый текст песен, в котором художественно, реалистично, целостно представляют мир ребенка, отраженный в определенных идеалах и требованиях к миру, воссозданных в поэтической концепции А.Н. Плещеева.
Список литературы:
- Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М.: Республика, 1994. — 592 с.
- Плещеев А.Н. Стихотворения. Проза. М.: Правда, 1988. — 464 с.
дипломов
Оставить комментарий