Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Хореографическое искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ФИЛОСОФСКАЯ ФУНКЦИЯ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО ТАНЦА — ИСТОРИЧЕСКОГО ДОСТОЯНИЯ РУССКОГО НАРОДА
Буксикова Ольга Борисовна
д-р искусствоведения, профессор, зав. Кафедрой Теории и Методики хореографического искусства Белгородский Государственный Институт Искусства и Культуры, РФ, г. Белгород
Андрющенко Светлана Леонидовна
магистрант Кафедры Теории и Методики хореографического искусства Белгородский Государственный Институт Искусства и Культуры, РФ, г. Белгород
THE PHILOSOPHICAL FUNCTION OF RUSSIAN FOLK DANCE AS THE HISTORICAL FORTUNE OF THE RUSSIANS
Olga Buksikova
doctor of Art history, Professor, Head of Theories and Principles of Choreographic Art Chair, Belgorod State Institution of Art and Culture, Russia, Belgorod
Svetlana Andryshchenko
master’s Degree Student of Theories and Principles of Choreographic Art Chair, Belgorod State Institution of Art and Culture, Russia, Belgorod
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены моменты формирования мировоззрения русского народа. Выделены некоторые характерные особенности его философии и их отражение в русском фольклорном танце. Описано выражение народного воззрения на Мир средствами пластических движений традиционного русского танца. Отмечена философская функция русского фольклорного танца — национальной ценности русского народа.
ABSTRACT
The article deals with moments of the Russians mindset formation. Some defining characteristics of its philosophy and their reflection in Russian folk dance are pointed out. The expression of national views on the world by means of plastic movements of traditional Russian dance is described. The philosophical function of Russian folk dance as a national value of the Russians is distinguished.
Ключевые слова: мировоззрение русского народа; формирование традиционной художественной культуры; смысловое содержание русского фольклорного танца; русский «космизм»; русская «соборность»; гарант сохранения культурного пространства русского мира.
Keywords: the Russians mindset formation; formation of traditional artistic culture; meaning of Russian folk dance; Russian “cosmism”; Russian “collegiality”; a warranter of cultural space preservation of Russian world.
На заре развития человечества во времена формирования способности человеческого мозга к абстрактному мышлению появилась возможность переноса определённого мировосприятия на художественную деятельность человека. На данном этапе произошло рождение народного художественного творчества, содержащего элементы, несущие символическое значение. Оно развивалось одновременно с формированием мифологической картины мира, присущей народу, создавшему созвучный ему продукт фольклорного творчества. Параллельно во времени появлялись в сознании данного народа и основные мифологические образы, позже вошедшие в религиозную систему и культурное наследие этого народа. Человек той ранней эпохи ощущал тесную физическую и духовную взаимосвязь с окружающим миром, видел одухотворённость Вселенной, создавал олицетворение её в виде проявления различных божественных стихий, наделённых человеческими чертами и качествами. Этот процесс можно наблюдать в системе верований русского народа. Например, в обожествлении Космоса, небесных светил, земли, воды, огня, деревьев, животных, птиц, рыб, т. е. всего того, что окружало человека. Стали появляться мифические танцы, посвящённые этим «живым», обожествляемым существам.
На основе этих наблюдений и переживаний создаются разнообразные хороводы, движения которых повторяют символические линии и фигуры, связанные с объектами Природы и их движением во Вселенной. Точно такие же линии мы можем видеть и в русском орнаменте. Так, приглядевшись к пластике и рисунку русского народного хоровода, мы обнаружим траектории круга (символ солнца или его движения на небосводе), восьмёрки (символ бесконечности), волны (символ водной стихии). «Исследователи выделяют особые орнаментальные хороводные танцы, среди которых значатся хороводы фигурные, узорчатые, рисунчатые и кружевные» [3. с. 77].
Русский танцевальный фольклор веками передавался нефиксированным способом, от одного живого носителя к другому, от поколения к поколению. В отличие от профессионального искусства фольклорные традиции составляли (хотелось бы сказать составляют и теперь) неотъемлемую часть повседневной жизни народа, его мировоззрения, быта, труда, распорядка дня, года и т. д. В фольклорных танцах ярко выражены эстетические и нравственные идеалы народа, его понятие морали, восприятие мира, ощущается любовь к своей родной земле, прослеживается отношение к женщинам, к детям, а также своеобразие народа-творца как «коллективного художника», и похожего на другие народы, и отличного от них. Фольклор всегда был основой для сочинения произведений искусства, «ибо в нём заключена вся жизнь народа, его история, мифология, верования, философия, психология, культура, характер народа. Народный танец был и до сих пор остаётся той неисчерпаемой копилкой, из которой художники будут черпать свои замыслы снова и снова» [5. с. 68].
А для детей — это живой источник знаний, свод принципов, законов взаимодействия человека с миром, человека с человеком, человека с Богом. Можно сказать, что народный фольклорный танец для наших детей — это воспитание нравственности, пробуждение сознания совести, прививание доброты, любви к Родине, понимание законов природы, проникновение в тайны мироздания, раскрытие в себе бездонных, глубоких взглядов, формирование высоких творческих способностей, приобретение умения красиво, гармонично двигаться по жизни, созидая и развивая нашу цивилизацию. А главное, что даёт народный танец детям — это раскрытие детского сердца и укрепление душевно-духовных сил.
Традиционное народное мировоззрение пронесло сквозь тысячелетия и удивительным образом сохранило понимание человека, как проявление божественного начала во Вселенной. Человек с древних времён выступал сотворцом божественных Космических процессов, постоянно протекающих в Природе. Космос понимался людьми в бесконечном движении, взаимодействии и чередовании процессов созидания и разрушения, гармонично связанных друг с другом цикличным чередованием, подобно дню и ночи. Считалось, что от участия человека в этих процессах напрямую зависел результат осуществляемых и желаемых перемен. Поэтому каждое событие на бытовом уровне жизни людей сопровождалось ритуальными действиями, обрядами, праздниками. Каждое событие, связанное с цикличностью либо в жизни человека, либо в жизни Природы становилось актом Космическим, призванным и способным поддержать существование и устойчивость Мира и сохранить гармонию во взаимоотношениях с ним человека. В связи с этим в народе появляются ритуальные танцы, в которых человек занимает активную позицию в проектировании будущих грядущих событий. До наших дней дошли обрядово-ритуальные танцы, посвящённые праздникам на стыке цикличных перемен в жизни человека, а также цикличных перемен в жизни Космоса. («Карачун» в самые короткие дни декабря, «Масленица» в дни весеннего равноденствия, «Купала» в самые долгие дни лета и Дни благодарения, празднование нового годичного цикла в дни осеннего равноденствия). Человек не отделял себя от жизни Космоса, а напротив, встречал вместе с ним все события Вселенского масштаба. «Жизнь по сильным точкам года становится для тебя нескончаемым странствием по миру магии, полному сражений и обретений, ожиданий и встреч» [2. с. 3]. При этом каждому празднику, посвящённому очередному «переходу» соответствовали свои строго определённые танцевальные традиции.
Благодаря сохранению и развитию фольклора прогрессивное человечество может вдохновляться национальными идеями и черпать знания, отшлифованные веками. Так в середине XIX века учёные, писатели, поэты и другие деятели искусств России активно стали обращаться к народному фольклору и извлекли из него характерное для русского народа видение Мира как единого организованного пространства — Космоса. В результате взаимодействия естественных и гуманитарных знаний на почве самобытной культуры России возникло своеобразное мировоззрение, которое получило название «русского космизма» ( Косми́зм — греч. κόσμος — «организованный мир»). Русское понимание мира в этом смысле отличалось оптимистическим взглядом на будущее и предполагало его осознанное проектирование. Духовный, научный и творческий потенциал философии «русского космизма» повлиял на развитие науки, техники и искусства и в ХХ в. Термин «космическая философия» употреблялся Константином Циолковским. На его основе совершались великие открытия в космонавтике, создавались художественные произведения, отличающиеся позитивным взглядом на будущее человечества, появились педагогические теории гуманного воспитания. Да и в наши дни «русский космизм» продолжает оставаться привлекательным для наших современников.
Так, с помощью фольклора, народ формировал в самом себе философию русского традиционного творчества, его миропонимание и мироощущение, характерное и свойственное только ему, глубоко индивидуальное и неповторимое… «Философия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно: любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира» [7] [8] [9]. Пользуясь определением философии, мы можем и в наши дни рассмотреть смысловое содержание русского фольклорного танца как некой системы символов, отражающих миропонимание, его принципиальные основы и взаимоотношение между Человеком и Космосом, сложившейся традиционно и передаваемой из поколения в поколение. «Существует много знаковых систем, которые создал человек, изобрёл для общения и взаимопонимания. При невербальном общении, утверждает И.Г. Есаулов, происходит акт чувственного мышления. Отсюда для хореографа танец — это одна из невербальных систем духовного освоения мира, его сущности, систем общения и передачи информации, воспитания и познания, действующая во времени, пространстве, в ритме, темпе, определённой форме, атмосфере звуков, цвета, света (колорит), красоты [1. с. 26].
Таким образом, русский фольклорный танец мы можем отнести к естественным образом исторически сложившемуся виду духовной деятельности, в котором пластика человека выражает его воззрения на мир, мироустройство, на самого себя, на отношения человека и Мира, как действительного, так и мифического. «Танец — один из самых древнейших видов искусств. Танец раскрывает внутренний мир человека, передаёт эмоционально-эстетическую оценку бытия средствами выразительных движений человеческого тела» [5. с. 67]. Можно сказать, что каковы танцы русского народа, таково его искусство, таково и его миропонимание…. Благодаря тщательному отбору знаний, бесчисленное множество поколений пронесли и сохранили сквозь века и тысячелетия в танцевальном фольклоре характерную особенность мировоззрения русских, определяющую их индивидуальность, являющуюся национальной ценностью, позволяющую отличить себя от других. С одной стороны в традиционном танце заложено мировосприятие русского народа, знания бесчисленного количества поколений, собираемого по крупицам, содержатся мечты и чаяния предков. С другой стороны в танце выражается настроение исполнителя, его характер, его эмоциональное состояние, его мечты и его философия. И только здесь и сейчас, в настоящем мы видим великолепное соединение и прошлого и будущего, воплощённое в едином творческом порыве, выраженное движениями тела и устремлениями души русской. Это явление подчёркивает особенность русской культуры и русской философии — «соборность» — совместное творчество поколений. А также совместное творчество каждого отдельного исполнителя фольклора с одной стороны и целого народа с другой. «Под народной же волей понимается воля не только всех живущих в данное время индивидов, но и та воля, которая поддерживает жизнь народа среди сменяющихся поколений. Так раскрывается в полном объеме скрепляющее нацию воедино сотрудничество поколений». Поэтому жизненно необходимо и важно, «чтобы народ понимал свою историческую преемственность в потоке чередующихся времен. Из чувства этого и вызревает главный гормон общественного бытия, вера в свое национальное бессмертие» [4. с. 3.].
Можно отметить, что принцип русской соборности в фольклоре отразился и в характере русского танца, и в его рисунке, и в его движениях (хороводы, танки, массовые пляски «всем миром»). «Художественное русское народное творчество есть не что иное, как главное и активное действие личностного и исторического начал, связь индивидуальности исполнителя и всего рода человеческого, выражение исторически непреходящего и мгновенного, ощущение всеобщности и конкретности, получивших отражение в танцевальном фольклорном произведении» [6].
Русский фольклорный танец несёт в себе особенность менталитета, национальной психологии, содержит особое мировоззрение, понимание отношений человека и Мира. А это и есть философская функция, определяющая целостное восприятие мира как народом в целом, так и отдельным индивидуумом, являющаяся гарантом сохранения целостности культурного пространства русского народа как нации, его уникального мировоззрения с характерными особенностями и неповторимым колоритом. В этом то и состоит великая ценность русского фольклорного танца, его народное достояние, позволяющее идентифицировать себя в современном мировом сообществе, дающее шанс нынешнему поколению мыслить родными категориями, пользоваться исконно русскими принципами в понимании и восприятии Мира.
Список литературы:
- Буксикова О.Б. Традиционные игры и танцы в хореографическом искусстве народов Восточной Сибири: семантика и интерпретация. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. — 186 с.
- Грашина М.Н. Языческий календарь. Миф, обряд, образ / М.Н. Грашина, М.С. Васильев. М.: Вече, 2013. — 384 с.
- Качаева М.А. Сокровища русского орнамента / М.: Белые альвы, 2008. ISBN 978-5-91464-014-6, — 208 с.
- Леонов Л. Раздумья у старого камня // Роман-газета. 1987. № 13.
- Мурашко М.П. Классификация русского танца: Монографическое исследование/ М.П. Мурашко. М.:МГУКИ, 2012. — 552 с.
- Научная библиотека КиберЛенинка: [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-esteticheskiy-aspekt-sobornosti-pri-osmyslenii-natsionalnogo-istoriko-kulturnogo-dostoyaniya-m-sholohov-l-leonov-v-solouhin#ixzz3GrOOhpp0 дата обращения — 22 октября 2014.
- Философия // Кругосвет: [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%EB%EE%F1%EE%F4%E8%FF дата обращения – 22 октября 2014.
- Философия // Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%EB%EE%F1%EE%F4%E8%FF дата обращения – 22 октября 2014.
- Philosophy // Philosophy Dictionary; Philosophy // Columbia Encyclopedia [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%EB%EE%F1%EE%F4%E8%FF дата обращения — 22 октября 2014.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий