Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 21 января 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
О РУМЫНСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ XX ВЕКА
Галущенко Ирина Георгиевна
канд. искусствоведения, профессор Государственной консерватории Узбекистана
E-mail: z.venera-10@mail.ru
Румыния — страна необычайно самобытной художественной культуры. Ее представители — композиторы, исполнители и педагоги — внесли огромный вклад не только в национальную, но и в мировую музыкальную культуру. Феномен румынского музыкального искусства уникален. Происходивший здесь сплав традиций самого различного рода дал интереснейшие проявления во всех сферах музыкального творчества, в том числе и фортепианного. Румынская фортепианная музыка XXвека связана с именами таких композиторов, как Джорже Энеску, Сабин Драгой, Михаил Андрику, Марчел Михалович, Михаил Жора, Пауль Константинеску, Сигизмунд Тодуце, Мирча Кириак, Думитру Бугич, Константин Сильвестри, Дору Попович, Аурел Строе, Богдан Мороянц, Анатол Виеру.
Румынское фортепианное творчество охватывает самые различные стили и художественные манеры — от традиционных, до экспериментальных. Оно органично вписывается в рамки позднеромантического, импрессионистского, неоклассического течений с яркой национальной ориентацией.
Развитие фортепианного искусства Румынии в XXвеке связано с процессами заметного обновления композиторского письма, поисками новых выразительных средств. Для многих румынских композиторов Фортепиано оказалось своего рода творческой лабораторией, именно в сочинениях для этого инструмента нередко впервые использовались те или иные новые стилистические приемы.
Повышение интереса к фортепиано в начале XXвека совпало с активизацией интенсивного собирания и изучения румынского фольклора. Этот процесс нашел отражение в фортепианном творчестве.
Композиторы обратились к созданию программных сюит с использованием народных мелодий, к обработкам национального фольклора для фортепиано. Продуктивно работали в этом направлении композиторы Думитру Кириак-Джоржеску и Эдуард Кауделла. Показательны сюитные циклы, в частности цикл «Миниатюра на народные темы» Сабина Драгоя, Три сюиты Джорже Энеску, в которых старинный жанр обретает новую жизнь, расцвечивается яркими национальными красками.
Излюбленной формой в фортепианном творчестве в XXвеке были отдельные пьесы и циклы миниатюр, связанные с народными песнями и танцами. Такой жанр, как цикл миниатюр, позволяет раскрыть многообразие жизненных явлений через контрастное сопоставление разнохарактерных образов. Образная конкретность и широкое привлечение элементов национального языка делает этот жанр более доступным для слушателей.
Большое место в фортепианном творчестве румынских композиторов занимают пьесы танцевального характера. «Танец, — отмечает Октавиан Лазар Косма, — это специфическая форма художественного воплощения энергии и жизненной силы, представляет собой совершенно оригинальное явление в румынской культуре. Необычное музыкальное и хореографическое богатство танцевальных жанров — следствие взаимодействия различных стилистических направлений, принадлежащих разным эпохам» [4, с. 63].
Характерная черта румынских народных танцев, придающая им особое очарование, — полиритмия, возникающая при соединении музыки, движений и возгласов. Особенно самобытен танец хоро. Он распространен и у других балканских народов, но в Румынии приобрел национальную популярность. Характеризуя этот танец, Иван Мартынов пишет: «Хоро танцуется по кругу, причем, обычно он вовлекает много участников. Размер хоро двудольный, ритм мерный, темп, по большей части быстрый» [2, с. 205].
Важное место занимает хоро в творчестве Джорже Стефэнеску, уделявшего большое внимание фортепиано. Его мать — отличная пианистка — привила будущему композитору любовь к этому инструменту. Шесть пьес под названием «Хоры», написанные для фортепиано, а затем переработанные для оркестра, по сути, представляют собой небольшие поэмы, вдохновленные сельскими пейзажами. Миниатюры цикла имеют выразительные названия: «В горах», «В иные времена», «Слезы», «Среди цветов», «Мечта», «В роще».
Среди произведений танцевального характера особого внимания заслуживает «Добруджский танец» Пауля Константинеску. Динамичный и темпераментный, он создает яркую колоритную картину народной жизни. Черты токкатности придают произведению ощущение неумолимого бега времени. Смены темпов, размера, типов фактуры способствуют обогащению образного содержания сочинения, привнесения в него эпической масштабности.
Следует отметить, что роль Пауля Константинеску в развитии фортепианной музыки Румынии определяется не только собственно художественными достижениями, но и плодотворными идеями новой трактовки рояля, новыми колористическими возможностями инструмента.
Наряду с пьесами танцевального характера в румынской фортепианной музыке разнообразно представлены миниатюры лирико-психологического и лирико-эпического, медитативного склада.
Они написаны с особой теплотой и сердечностью. Для пьес такого рода характерна речитативность, импровизационная свобода мелодического движения. Таковы, к примеру, импрессии Михаила Андрику, привлекающие внимание богатством художественного воображения, утонченным интеллектуализмом музыкального мышления.
В XXвеке румынские композиторы охотно обращались к таким классическим формам, как соната и сонатина. Весомый вклад в эту область внес Джорже Энеску, создавший, три фортепианные сонаты. «Стремление композитора синтезировать достижения западноевропейской музыки с румынским музыкальным фольклором теснейшим образом связано с его фортепианными сонатами», — пишет Евгений Мейлих [3, с. 51]. В сонатах Энеску наглядно выступает сочетание импровизационности со строгой организацией формы и колористическими полосами. «Фактура сонат Энеску, — отмечает О. Фадеева, — изобилует педальными фонами, тонкими узорами фигураций. Гармонический язык, красочный и сложный, на первый план выступает фоническая сторона. Логика функциональных последований заменяется колоритом «многоярусных» звуковых сочетаний, чаще всего нетерцового строения» [5, с. 110].
В фортепианном творчестве Энеску особенно ясно видны новаторские черты его музыки, сплетаются воедино ее многочисленные истоки. Частое использование политональных созвучий, аккордов, усложненных альтерациями и неаккордовыми звуками, придает фортепианной музыке Энеску тонкую колористичность, изысканность выражения. Опираясь на традиции музыкального импрессионизма и неоклассицизма, румынский мастер сумел передать особенности народного музицирования, проникнуть в национальный темперамент и, тем самым, отразить характерные фольклористические тенденции музыки XXвека, ярко выраженные Шимановским, Бартоком, Кодаем, Лютославским. «В произведениях Энеску, — подчеркивает Руфь Лейтес, — был найден органический синтез национальной образности и стилистичности с традициями и новейшими для его эпохи достижениями европейского искусства» [1, с. 157].
Румынские композиторы XXвека Михаил Жора, Пауль Константинеску, Дору Попович, Константин Сильвестри, Тибериу Олах создали оригинальные образцы фортепианных сонат и сонатин, опираясь на национальные и западноевропейские традиции, возрождая классические музыкальные формы. Очень интересна в этом отношении Сонатина Тибериу Олаха, три части которой изобилуют тонкими колористическими находками. Ее грациозный характер подчеркивается акцентной динамикой, мелодией инструментального типа с широкими скачками, динамичными контрастами, свежестью гармонии. Композитор интересно использует возможности полифонического развития.
Необходимо отметить, что многие фортепианные сочинения румынских композиторов насыщены полифоническим развитием. Среди собственно полифонических произведений выделяются Пассакалия Сигизмунда Тодуце и цикл «Прелюдия, интермедия и постлюдия» Богдана Морояну. В этих сочинениях композиторы демонстрируют мастерство владения полифонической техникой письма, расширение образно-смысловых возможностей фортепианной музыки.
Очень интересны Вариации для фортепиано на тему Шумана Михаила Жоры, связанные с первой песней из цикла «Любовь и жизнь женщины» Шумана. В цикле ощутимо влияние не только Шумана, но и Брамса, а также Регера, особенно в шестой вариации. Цикл примечателен как мастерством вариационной техники, так и полифонического письма. Фуга в вариационном цикле образует своего рода «полифонический островок» [4, c. 208].
Самобытную группу румынских фортепианных пьес составляют импульсивно-динамические композиции, предоставляющие пианисту возможности развития художественного воображения, творческой фантазии и звуковой перспективы. Такова, в частности, пьеса AllegrobarbaroАурела Строе, название которой восходит к Бартоку. Румынский композитор создал в ней свою версию архаического народного танца, изобретательно используя разнообразный круг выразительных средств: октавные унисоны, игру регистровых сопоставлений, метроритмическую переменность, нерегулярную акцентность.
Ярким темпераментом, брутальностью характеризуется «Бурлеска»Мирчи Кириака. В этой колоритной, зажигательной пьесе композитор запечатлел народную жанровую сценку, отразил четы народного юмора, используя современный гармонический язык, сферу диссонантной гармонии, динамичные ритмы, почти зримо воссоздающие впечатление массового народного танца.
В пьесе «Кобольд» Константина Сильвестри воплощен сказочно-фантастический образ, созданный народной фантазией. В отличие от Грига, «Кобольд» которого характеризуется сумрачной образностью, в произведении Сльвестри средствами музыкальной выразительности создается образ, приближающийся к легким, изящным фантастическим существам — эльфам. Использование композитором высокого регистра, прозрачной фактуры, скерцозности, создающей ощущение полетности, позволяет усмотреть здесь развитие традиции Мендельсона-Бартольди.
Весьма оригинальна миниатюра «Лиса и журавль» Пауля Константинеску, в которой композитор остроумно воплощает сюжет народной сказки, используя такую структуру, широко распространенную в фольклоре, как пара периодичностей, подчеркивая ее резкой сменой типов фортепианного изложения, подчеркивая тем самым контрастные образы двух персонажей пьесы.
Фортепианные произведения XXвека вошли в репертуар румынских пианистов, в числе которых Кароль Микули, Филип Лазар, Раду Лупу — ученик Г. Нейгауза. Вдохновенным интерпретатором румынской музыки был знаменитый пианист Дипу Липатти, «всегда включавший в свой репертуар произведения румынских композиторов Энеску, Жоры, Андрику, Драгоя, Михаловича» [4, с. 286].
Активное развитие румынской фортепианной культуры в XX веке в таких ее сферах, как композиция, исполнительство и педагогика привело к высоким художественным результатам, ярким творческим достижениям, требующим глубокого изучения. Постижение образного звукового мира румынской фортепианной литературы XXвека, осмысление музыкально-выразительных средств обогащает не только в профессиональном, но и в интеллектуальном, духовном, гуманитарном и общехудожественном отношении.
Список литературы:
- Лейтес Р. Энеску // Музыка XX века. Очерки в двух частях. Ч. 2. 1917—1945. Кн. 5-А. — М.: Музыка, 1980. — С. 148—173.
- Мартынов И. Румынская народная музыка // Мартынов И. О музыке и ее творцах. — М.: Советский композитор. 1980. — С. 181—221.
- Мейлах Е. Джорже Энеску. — Л.: Музыка, 1980. — 80 с.
- Страницы истории румынской музыки. — М.: Музыка, 1979. — 352 с.
- Фадеева О. Камерно-инструментальная музыка Джорже Энеску // Из истории зарубежной музыки. — М: Музыка, 1977. Вып. 2. — С. 90—132.
дипломов
Оставить комментарий