Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 июня 2012 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСКУССТВО АККОМПАНЕМЕНТА В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ
Титова Елена Викторовна
преподаватель, Сургутский музыкальный колледж, г. Сургут
E-mail: tilena13@mail.ru
Современная музыкальная педагогика выдвигает ряд самых серьезных требований к подготовке музыкантов-исполнителей и преподавателей специальных инструментов. Среди них можно выделить те, без которых невозможно стать высококвалифицированным педагогом, и те, без которых даже хороший специалист может не быть ярким, неповторимым музыкантом-исполнителем.
Сложный и многогранный процесс подготовки музыкантов на различных исполнительских отделениях (инструменты народного оркестра, струнные, духовые и ударные инструменты и т. д.), которые являются основными для студентов, включает в себя овладение инструментом — фортепиано.
Предмету «Фортепиано» уделяется большое внимание на всех исполнительских отделениях музыкального колледжа. Курс обучения включает в себя освоение навыков игры на фортепиано, сольное исполнение музыкальных произведений, игра в ансамбле, владение аккомпанементом.
Искусству аккомпанемента принадлежит значительная роль в образовательном процессе. Эффективность учебного процесса, прежде всего , зависит от четкой формулировки целей обучения, которые, в свою очередь, подчиняются специфике конкретной деятельности учащегося после окончания музыкального колледжа и в то же время определяют содержание обучения. Исходя из этого, программные требования содержат те методические установки, которые помогут достичь оптимального результата при коротком сроке обучения. Этому способствует, в первую очередь, наличие репертуарных списков вокальных и инструментальных аккомпанементов, рекомендуемых для прохождения на протяжении всего периода обучения:
- аккомпанементы, ставящие определенные учебные задачи, в частности, техническое освоение фортепианной партии, навыков ансамблевой игры, т. е. поиск наиболее удобных приемов исполнения;
- произведения, рекомендуемые для чтения с листа, отобранные для развития приобретенных навыков аккомпанемента и предназначены для расширения музыкально-эстетического кругозора.
Что такое аккомпанемент? В словаре В.И. Даля аккомпанемент определяется как вторенье, подголосок, сопровождение, подыгрывание [2]. Однако, в середине XX века, слово «аккомпанемент» (в переводе с французского означает «сопровождать») приобретает более определенную формулировку, означая музыкальное сопровождение, дополняющее главную мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту (певцу, инструменталисту) и углубляющее художественное содержание произведения. Аккомпанемент исполняется на фортепиано, баяне, гитаре и т. д., а также ансамблем и оркестром.
Аккомпанемент зародился в античной и средневековой профессиональной музыке, когда вокальная мелодия сопровождалась унисонным или октавным удвоением одного или нескольких инструментов. Его роль была второстепенной и иногда необязательной. С развитием гомофонно-гармонического склада в конце XVI— начале XVII в. аккомпанемент понимается как гармоническая опора мелодии. В инструментальной и вокальной музыке XIX— XX вв. аккомпанемент часто выполняет равноправную партию ансамбля — углубляет психологическое и драматическое содержание музыки, создает выразительный и иллюстративный фон, «договаривает» невысказанное солистом (в фортепианных партиях романсов С. Рахманинова, М. Мусоргского, Ф. Шуберта и др. композиторов) [4, стб. 80]. Следовательно, партия аккомпанемента является не менее значительным фактором художественного воздействия, чем сольная партия какого-либо произведения и аккомпанемент не является второстепенной ролью.
Эффективности концертмейстерской подготовки студентов способствует установление межпредметных связей, поскольку без прочной опоры в области знаний теории, гармонии, без усвоения таких понятий, как стиль, жанр, форма, музыкальный образ, исполнительская интерпретация, невозможно развитие творческих навыков.
Специфика аккомпаниаторской деятельности включает в себя несколько аспектов: прежде всего, нужно хорошо владеть инструментом фортепиано, усвоить законы ансамблевого исполнения, знать специфику инструмента своего партнера (законов звукоизвлечения солирующего инструмента или тембровые особенности певческого голоса), уверенное знание нотного текста как солирующей партии, так и партии сопровождения.
Основное, чему нужно уделить внимание, заключается в выработке у студента правильного представления о роли концертмейстера (аккомпаниатора). Солист и аккомпаниатор исполняют однопроизведение, и каждый исполнитель выполняет свою роль. Во время совместного музицирования рождается общий для них исполнительский план: создание гармонически целостного образа музыкального произведения.
Воплощение содержания музыкального произведения обычно требует внимательного исполнительского анализа со стороны солиста и концертмейстера, ибо содержание и форма неотделимы друг от друга и образуют синтез.
Продолжительность освоения фортепианной партии зависит от уровня технической подготовки студента и степени её трудности: ведь концертмейстер должен довести владение аккомпанемента до автоматизма в такой степени, чтобы свободно контролировать партию солиста. Нередки случаи, когда солист, в силу определенных обстоятельств (волнение, чувство ответственности и т. д.), может внезапно остановиться, сбиться с темпа, забыть слова, не вовремя вступить, перескочить через несколько тактов. В этом случае концертмейстер должен выручить солиста во всех этих случаях: где-то подыграть нужную ноту, повторить или растянуть свое вступление, если исполнитель запаздывает. Все это должно быть сделано «без швов», незаметно для слушателя.
В практической музыкально-педагогической деятельности не только концертмейстера, но и любого музыканта, умение читать нотный текст с листа и аккомпанировать с листа неоценимо, т.к. оно дает возможность свободно прочитать незнакомое произведение без предварительной подготовки на уроке при самостоятельной работе с учеником или в непредвиденной ситуации (например, отсутствие концертмейстера, неожиданная ситуация на концерте). Развитие данного навыка — достаточно сложный, длительный процесс. Аккомпаниатору необходимо выработать умение безостановочного исполнения, научиться воспринимать музыкальный материал в целом, а не отдельными фразами. Ему нужно научиться быстро вникать в замысел сочинения, ясно предвидеть линию развития музыкального образа, прочувствовать характер музыки, фактуры и ритмическим изменениям.
Большую пользу для развития навыков чтения с листа аккомпанементов приносит читка с листа несложных фортепианных пьес. На этом этапе формируется умение предвидетьисполнительские задачи, охватывать фрагменты музыкального текста в одно целое произведение. Но следует подчеркнуть, что читая с листа сольные фортепианные произведения, обучающийся играет всю фактуру, охватывая ее компоненты, заключенные в двухстрочном изложении.
Когда студент уже овладел этим первичным навыком, он может переходить к чтению аккомпанементов, где появляется партия солиста. При этом задача усложняется — здесь нужно видетьвсю музыкальную фактуру, а не только свою партию. Если при чтении с листа следить лишь за своей партией, можно разойтись с партнером. Таким образом, художественная задача окажется невыполненной.
В Сургутском музыкальном колледже в курсе освоения дополнительного инструмента — фортепиано уделяется особое внимание разделу «аккомпанемент». Работа над развитием аккомпаниаторских навыков и чтения с листа проходит систематично, планомерно, учитывая индивидуальную профессиональную подготовку играющего. Составлены сборники с примерами музыкальных произведений, начиная от самых несложных пьес (для студентов с начальной фортепианной подготовкой) и до репертуара концертных исполнений.
Итак, чтение с листа — это органическая составная часть общего музыкально-исполнительского потенциала, и без этого умения ни один исполнитель не сможет стать музыкантом — художником. Во вступительной статье к сборнику «О работе концертмейстера» М.А. Смирнов пишет: «Вопросы чтения с листа приобретают сегодня особо острое, истинно драматическое звучание — и отнюдь не для одних аккомпаниаторов. Отсутствие у подавляющего большинства студентов этих необходимых умений — тревожный симптом слабого интереса молодых пианистов к музыкальному искусству в широком плане, а часто и показатель их низкого профессионального уровня. Обилие звуковоспроизводящих средств рождает опасность пассивного восприятия музыки — изучения её только на слух. Истинное же знание литературы возможно лишь там, где студент самостоятельно проигрывает произведение за инструментом. Наконец, трудно сделаться и подлинным педагогом, если не владеешь большим и разнообразным репертуаром. А этого нельзя достичь без относительно свободного, беглого чтения нот» [5, с. 5]
Итак, что же должен уметь студент, осваивающий искусство аккомпанемента? Прежде всего, он должен стать исполнителем — музыкантом, хорошо владеющим навыками игры на фортепиано, быть органичным, чутким в ансамбле с солистом. Уметь раскрыть художественный образ произведения на основе точного прочтения нотного текста и собственного исполнительского опыта.
Список литературы:
- Гофман И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре / И. Гофман. — М.: «Классика - XXI», 1998
- Даль В. Толковый словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //http://slovardalja.net/
- Кубанцева E.И. Концертмейстерский класс / Е.И. Кубанцева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
- Музыкальная энциклопедия. М., 1973. Т. 1
- Смирнов М.А. О работе концертмейстера. Вступительная статья / М. Смирнов // О работе концертмейстера: Сб. статей / Ред. М. Смирнов. — М.: Музыка, 1974. — С. 3-8.
- Шендерович Е. В концертмейстерском классе: размышления педагога / Е. Шендерович. — М.: «Музыка», 1996. — 206 с.
дипломов
Оставить комментарий