Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 июня 2012 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
К ВОПРОСУ О НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКА В КЛАССЕ ГИТАРЫ
Зубарев Анатолий Сергеевич
Академия культуры и искусств г. Улан-Удэ
Мастерская эстрадного искусства г. Санкт-Петербург
Школа искусств №2 г. Сургут
E-mail: anatoly_zubarev@mail.ru
Проблема нехватки преподавателей-гитаристов общеизвестна, её актуальность не вызывает сомнений. Так, если в центральных городах их число растёт, то на периферии классы гитары ведут, в основном преподаватели других специальностей, которые в результате «калечат», «уродуют» учеников. Анализ выступлений поступающих в музыкальные колледжи показывает, что многие из них не владеют правильной посадкой и постановкой рук, не говоря уже о массе других недостатков.
При подготовке ученика к игре на инструменте и на начальном этапе обучения большое значение, определяющее весь испытательный процесс, имеют следующие психофизиологические факторы:
- «осознанный» хватательный рефлекс;
- осознанное напряжение и расслабление мышц;
- ощущение веса обеих рук.
Хватательный рефлекс (о котором человек вспоминает и который применяет, например, в случае резкого торможения автобуса и т. п ) шлифовался миллионы лет. Это — совершенный и безотказный механизм. Практика показывает, что если начинающегося посадить за инструмент, попросить извлечь, например, указательным пальцем звук и при этом не объяснить, как должен действовать палец, то он сделает это с помощью второй и третьей фаланги. Кисть, как правило, сильно приближена к струнам. Некоторые могут извлечь звук с помощью всей руки, кисти, и даже вращательном движением кисти (при этом палец выглядит как крепкий крючок) и т. п. А для качественного звука необходимо движение пальца от первой фаланги (от основания пальца, иначе- от пястного сустава). В этом случае пальцы приводятся в действие более крупными мышцами- звук получается упругим, полным, эмоционально насыщенным .
Формирование «осознанного» хватательного рефлекса у ученика требует постоянного контроля, как со стороны педагога, так и обучаемого. Некоторые преподаватели начинают обучение приёмом апояндо. Этим приёмом звукоизвлечения достигается плотное и глубокое звучание инструмента. Позже, когда выучены ноты, и ученик начинает бегло читать с листа, педагоги переходят к изучению произведений с преобладанием двухголосия, арпеджио и другой специфической для гитары многоголосной фактуры. Но у ученика с первых уроков вырабатывается стереотип: одноголосие — «апояндо». В процессе исполнения ещё несформировавшаяся рука начинает интенсивно менять своё положение при переходе от одного способа игры к другому, меняется качество звука и общий звуковой баланс произведения. Правая рука начинает «скакать и прыгать». От этой привычки порой очень трудно избавиться в течение долгого времени. В этом случае хорошо видно, как пальцы правой руки начинают движение от первой фаланги. Необходимо учитывать одну психологическую особенность: как только к игровому движению пальца правой руки добавляется какой-то новый элемент (например, участие в игре пальца левой руки совместно с пальцем правой руки), то пальцы правой руки могут «забыть» играть от первой фаланги, то есть технические трудности в одной руке вызывают сопутствующие мышечные напряжения в другой.
Основным приёмом игры на классической гитаре является «тирандо». Всю мировую гитарную литературу можно сыграть единственным способом, в отличие от «апояндо», где данный приём применяется для выделения отдельных нот, одноголосной мелодии или относительно непродолжительного пассажа.
Хороший и надёжный результат в деле формирования «осознанного» хватательного рефлекса даёт выполнения упражнений, разработанных И. Назаровым для развития пальцев и кистей исполнителя.
При освоении техники игры пальцами правой руки ученика надо учить сознательному контролю напряжения и расслабления мышц. Десятилетние ученики довольно хорошо понимают принцип напряжения-расслабления на примере работы сердца, в котором за зажатием (напряжение) следует равный ему по времени отдых (расслабление).
Отметим важный аспект, связанный с постановкой правой руки.
В библиотеках, в нотных отделах книжных магазинов продаются школы и самоучители для шестиструнной гитары известных авторов: П. Агафошина, А. Иванова-Крамского, М. Каркасси, Э. Пухоля, Е. Ларичева, Н. Кирьянова, П. Вещицкого. В этих школах и самоучителях даётся описание постановки правой руки: «поместив предплечье на корпус гитары» (Э. Пухоль), «правую руку следует положить на верхний край кузова» (П. Агафошин), «предплечье правой руки должно опираться на верхнюю часть корпуса гитары» (Н. Кирьянов), «правая рука ниже локтевого сгиба должна быть положена на обечайки» (П. Вещицкий), «верхняя часть предплечья (у локтя) кладётся на ребро нижней части инструмента» (А. Иванов-Крамской).
Именно эту методическую литературу чаще всего используют в своей работе с учениками преподаватели-неспециалисты. Но в этих описаниях нет тонкостей постановки руки. А эти тонкости заключаются в том, что руку нужно чувствовать всю от плеча, « держа её как бы навесу, хотя предплечье и касается корпуса гитары». Нельзя опираться на корпус гитары всем весом руки.
На практике, однако, чаще всего учащийся удобно располагает предплечье на корпусе гитары, и рука таким образом выключается из игры. Необходимо стремится к тому, чтобы рука весела свободно и непринужденно от плеча. Кстати, это же нужно и левой руке, так как многие учащиеся на начальном этапе обучения стремятся дать возможность левой руке «отдохнуть» на грифе
Для того чтобы руки действовали естественно и непринужденно от плеча, необходимо сформировать ощущение веса, тяжести рук.
В теле человека находятся несколько тысяч мышц. При любом движении рукой многие мышцы стремятся помочь ей. Поэтому при подъёме руки человек не чувствует тяжести самой руки. Целенаправленные физические действия могут помочь сформировать ощущение веса руки. В результате, при подъёме рук будут работать в основном плечевые мышцы (дельтовидные).
Можно предложить следующие упражнения:
- Медленно поднимать перед собой вытянутую правую руку до уровня плеча. Руку поднимать плечевой мышцей. Кисть и пальцы немного опущены. Просчитать до пяти и мгновенно расслабить плечевую мышцу. Рука упадёт. Упражнение делать до десяти раз. То же проделать левой рукой, а затем — двумя руками одновременно. Упражнение лучше делать вечером, когда организм расслаблен и лучше почувствует вес руки.
- Медленно поднять руки в стороны плечевыми мышцами и медленно махать ими, «как птица крыльями».
В заключение необходимо отметить, что для освоения непринуждённой посадки, осознанного и естественного положения рук на инструменте потребуется, конечно, немало сил и терпения, но результат того стоит.
Список литературы:
- Агафошин П.С "Школа игры на шестиструнной гитаре", 1928- 204 с.
- Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара: Справочник.- М.: Композитор, 1999.- 216 с.
- Иванов-Крамской А.И «Школа игры на шестиструнной гитаре» Изд. «Музыка» 2006 — 154 с.
- Каркасси М. «школа игры на шестиструнной гитаре», 1990- 152 с.
- Кирьянов Н. «Искусство игры на классической шестиструнной гитаре» (1 часть) Изд. «Тороповъ», 2002-159 с
- Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: Тезисы Пятой международной научно-практической конференции: 10-11 апреля 2010 г.- Тамбов: изд-во Першина Р.В., 2010.-177 с.
- Назаров И. основы музыкально-исполнительской техники и метод её совершенствования. — Л., 1969., С. 50-54.
- Пухоль Э. «Школа игры на шестиструнной гитаре», 1983.- 58 с.
дипломов
Оставить комментарий