Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2012 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
УЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗА В ДЕТСКОМ РИСОВАННОМ ЖУРНАЛЕ «СИБИРЯЧОК»
Пронина Людмила Александровна
Магистрант, ИрГТУ, г. Иркутск
E-mail: Pronina_lusia@mail.ru
Рисованный детский журнал — это самостоятельное, массовое, литературно-художественное, периодическое издание. Журнал это единый организм, ориентированный на определенный возраст и своеобразное восприятие. Художники, литераторы, полиграфисты в тесном союзе создают журнал, сохраняя индивидуальность и общность стиля.
Оформление журнала — это одна из областей графики, где есть взаимосвязь с литературой, публицистикой и т. д. Журнал — коллективное творчество. Под одной обложкой собираются десять, двадцать авторов и художников. Разные издания адресованы разным людям. В мире искусства детский журнал занимает особое место.
Детские иллюстрированные журналы всегда ориентированы на восприятие ребенка, непосредственный контакт с детьми достигается при помощи рисунка. Рисунок является основным залогом привлекательности и успеха журнала для юных читателей, которые либо плохо, либо совсем не умеют читать.
В век интеренет-технологий тема рисованного детского журнала актуальна как никогда, рисованные журналы постепенно уходит в прошлое, на их место приходят электронные интернет-журналы. Но повсеместно заменить бумажный вариант нельзя, так как только он способствует развитию тактильности и моторики ребенка. Сейчас практически невозможно найти «старые» журналы за 1990—2000 года. А современные журналы к сожалению в большинстве представляют собой сурагат — комиксы, ужастики, нет ничего того, что могло бы развивать художественный вкус ребенка, его эстетические возможности, обучать и помогать в интеллектуальном развитии.
При работе над статьей мы преследовали цель раскрыть узнаваемость образа в графическом дизайне рисованного детского журнала конца XX века, на примере журнала «Сибирячок».
Новизна рассматриваемой темы в том, что впервые была сделана попытка провести искусствоведческий анализ одного из популярных рисованных детских журналов Сибири.
В 1989 году в городе Иркутске Восточно-Сибирским книжным издательством, было выпущено два литературно-художественных детских альманаха «Сибирячок». Для них предоставили свои произведения сибирские писатели Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Геннадий Машкин, Василий Стародумов и другие.
После удачного выхода в свет альманахов было принято решение о попытке создания детского рисованного журнала для читательской аудитории в возрасте от 5 до 12 лет.
Тогда, в непростые 90-е годы, никто и не думал о создании детского журнала. Шутка ли, люди выживали, как могли. Распадались государственные учреждения, многим не платили по полгода зарплату. Но именно в это время, в 1991 году, в свет вышли первые номера рисованного детского журнала «Сибирячок».
Изначально журнал печатался на плотной шероховатой бумаге не лучшего качества, что, по-видимому, объяснялось тяжелым финансовым положением редакции. Из-за низкого качества бумаги, в первую очередь страдало качество печати, иллюстрации получались тусклые, отличающиеся от замысла художника. С 1997 года в журнале меняется бумага, но, к сожалению, только в обложке. Внутри бумага оставалась серой и плотной, по ощущениям напоминающей картон. Тираж журнала небольшой — 5000 экземпляров, шесть номеров в год.
Прежде для детей Сибири никто и никогда не создавал ничего подобного, и «Сибирячок» стал «первопроходцем».
Журнал, завоевал любовь и признание читателей и стал лучшим детским изданием не только в Сибири, но и за пределами России. За основу было решено взять образ Сибирячка, но если в альманахах Сибирячок больше напоминал куклу, то в журнале образ должен был ассоциироваться с живым мальчиком, которого можно перенести и в книгу, и в мультфильм, и в театр. «Сибирячок» — потому, что родился в Сибири, на Байкале, потому, что это символ чистоты природы и естественности.
Герой «Сибирячка» — родился из скорлупы кедрового орешка. Маленький, сказочный, смешной персонаж, рожденный фантазией трех людей — писателем Марком Сергеевым, художником Александром Муравьевым и редактором областного издательства Светланой Асламовой.
Девиз журнала: «Каждому сибирячку — по «Сибирячку». Главной темой журнала стала любовь к природе, чтобы показать детям прекрасный мир, который их окружает: это и необъятные просторы сибирской тайги, и подводный мир Байкала, и красота родного города. О красоте края рассказывает игровой персонаж — леший Кеша, с помощью ученых-натуралистов Бориса Вержуцкого и Семена Устинова. Особое место занимают в журнале сказки о животных, рассказы о народных обычаях, праздниках, о жемчужине Сибири — озере Байкал.
«Сибирячок» верен главной традиции детской российской литературы ХIХ века — «развлекая, поучай».
В рубрике «Красочный мир» рассказывается о картинах художников, понятных душе ребенка, например, И. Сурикова «Взятие снежного городка», или Б. Кустодиева «Масленица».
Краеведение — это сильная сторона журнала, где богато представлена и сибирская история, и природа, и сказочное богатство народов Сибири. В «Маленькой энциклопедии Сибирячка» авторы отвечают на вопросы юных читателей: «Почему вода в Байкале чистая?», «Какие бывают санки?», «Что такое сибирская кедровая сосна?», «Как живут и чем питаются зимой пушистые зверьки тайги?».
Каждый персонаж журнала несет определенную функцию. Например, боцман Сарма — это бывалый байкальский моряк, который все знает о «славном море», «внук» популярного радиогероя, юнги Захара Загадкина.
Вместе с читателями герои журнала путешествуют по миру. Они уже побывали в Англии, Германии, Франции и Монголии. Благодатная почва для «Сибирячка» расширяется с каждым годом — его маршруты пролегают не только в сибирских широтах, но и по всей стране, достигая ближнего и дальнего зарубежья. И, конечно, совместное существование этой веселой семейки возможно только благодаря творческой фантазии редакционного коллектива и авторов.
«Сибирячок» привлекает к себе творческих людей, талантливых молодых художников, это А. Самарин, Я. Лисицина, Е. Монохонов, Т. Муравьев, А. Суриков и другие близкие друг другу по манере художественного выполнения детских рисунков. Журнал «Сибирячок» ярко проиллюстрирован. Стилистически он выдержан в одном ключе, благодаря главному художнику Александру Муравьеву, который создает художественный имидж журнала, хорошо узнаваемый на протяжении многих лет. Все персонажи журнала подвижны, образны, характерны, населенный мир страниц дружелюбен, увлекателен. Познавательные материалы даны часто в игровой манере, в форме веселых картинок, поделок, вырезок.
Наряду с рисунками, выполненными талантливыми художниками во главе с главным художником Александром Муравьевым, «на равных» представлены рисунки детей, стихи, сочинения, рассказы, выбранные в результате конкурсов. Главная задача журнала заключается в том, что бы воспитать талантливого читателя.
Композиция первых номеров журнала, например, номера «три» за 1992 год была построена следующим образом: лицевая и оборотная сторона обложки существенно отличались друг от друга, между ними не было ни общего фона, ни образа Сибирячка. На оборотной стороне обложки было только краткое обращение к читателям и исходные данные журнала, но в тоже время в развороте обложка представляла собой один целостный организм. Это достигалось за счет того, что белая полоса лицевой стороны плавно переходила в общий фон оборота обложки.
На лицевой части обложки, преобладает вертикальный ритм, здесь же наблюдаем и элемент повторения. Изображенный в центре композиции мальчик, занимающий одну треть обложки, существенно отличается от маленького мальчика, изображенного во главе названия журнала. Но, в изображенных мальчишках, ребенок без труда узнает образ любознательного и веселого «Сибирячка». Образ Сибирячка сразу стал позиционировать себя, как довольно успешный бренд, его маленькое изображение в начале названия способствует узнаваемости на протяжении всего периода существования журнала.
Особого внимания заслуживает логотип журнала, авторский шрифт выполнен в ломаном ритме и в необычной цветовой гамме. Ломаный ритм логотипа придает журналу ассоциацию движения, у ребенка на подсознательном уровне возникает желание перевернуть страницу и увидеть продолжение сюжета, показанного на обложке. Но при этом сами изображения на обложке достаточно статичны.
Цветовая гамма, использованная в логотипе, сочетает в себе несколько основных цветов — это зеленый, преобладающий цвет в данном журнале, желтый, голубой и красный. Цвет нанесен диагональными полосами, и это усиливает имитацию движения. Автор применяет в написании названия тень, за счет чего достигается объемность изображения. Ритм движения слева направо задается с первой же разворотной иллюстрации при помощи летящих снежков, и приостанавливается только на иллюстрациях Е. Монохонова к стихотворениям Ивана Молчанова — Сибирского. В его разворотных иллюстрациях композиция строится так, что у ребенка складывается ощущение, что мир вокруг так же забавен и фантастичен, как и в иллюстрации.
Первые номера журналов, в том числе и № 3 за 1992 год, открывают иллюстрации члена союза художников, книжного иллюстратора С. Н. Элояна, который оформил «народный календарь». В каждом номере располагались иллюстрации двух месяцев, в анализируемом нами номере это иллюстрации «Июнь-хлеборост» и «Страдник-июль». Каждый месяц «Народного календаря» — это разворотная иллюстрация, где левая иллюстрация — это стилизованный календарь. По краю овала вписаны число день недели, а в его внутренней части — рассказ о месяце июне. В правой иллюстрации художник с помощью стилизации создает образное представление о прочитанном. На наш взглядэти иллюстрации рассчитаны на детей в возрасте от 3-х до 8 лет .
Так как, журнал был создан в первую очередь для сибиряков, то он преследует задачу; рассказать о природе, которая нас окружает, например, история Светланы Волковой про то «Как Сибирячок искал в тайге свой цветок». Две разворотные иллюстрации знакомят читателя с цветами, которые можно встретить в лесу. Если на первой разворотной иллюстрации художник изображает Сибирячка среди травы и насекомых, то на следующей изображены все цветы, с которыми встречается Сибирячок в поисках «своего цветка». К каждому нарисованному цветку вдоль стебля располагается название. Иллюстрация выполнена цветными карандашами, что позволяет каждую деталь прорисовать до мелочей.
Журнал знакомит нас не только с природой, но и с обитателями леса, озера Байкал, и неба. Ярким примером является иллюстрация «Гости с юга», где правою полосу занимает иллюстрация, а левая полоса отдана рассказу о птицах, населяющих Приангарье.
Заканчивает журнал рубрика «Почта Сибирячка», где главный герой отвечает в среднем на два письма от читателей. Сибирячок, летящий на ласточке с почтой, завершает журнал в том же динамичном ритме, в котором и начинались иллюстрации.
Постепенно в журнале появляются и другие персонажи помимо Сибирячка. Это и Леший Кеша, отвечающий за тайгу, и боцман Сарма, рассказывающий о реках и озерах, шутник Анти Ох и его помощница Натка Облатка, и робот Урсик, который рассказывал детям о космосе и технических установках. Задача всех этих героев — многогранное развитие детей.
С 1993 года композиция обложки журнала изменяется. Во-первых, на лицевой обложке появляются изображения не только Сибирячка, но и других героев, которые стали занимать почти все свободное пространство. Во-вторых, меняется оборотная обложка, в ее оформление автор вводит либо рисунки и стихи детей, либо загадки, либо дает возможность детям вырезать и склеить игрушки своими руками, а в некоторых случаях художник дополнительно вводит и образ Сибирячка. Также применяется элемент повторяемости и в рисунке фона. Иногда на обложке может располагаться обращение к читателю, или рекламно-информативные материалы.
Вместе с композицией обложки была изменена и цветовая гамма логотипа. В 1993 году он стал таким, каким мы привыкли его видеть. Выбранная цветовая гамма символична, она передает сочную сибирскую листву, яркое солнце и чистоту Байкальских вод. Повторение цвета в логотипе образно отображает тему Сибири, так как «Сибирячок» был создан в Сибири и для сибиряков.
Пример оригинальной композиции журнала, можно наблюдать в одном из номеров за 1997 год, который был посвящен истории Иркутской и Читинской области. В этом номере на фоне лицевой обложки, выполненной в виде карты Иркутской области, изображен друг Сибирячка, умный мальчик Библиош. Оборотная же сторона обложки представлена в виде кроссворда, где все вопросы связаны с историей Иркутской и Читинской области.
Журнал открывает разворотная иллюстрация А. Муравьева «Славные в Сибири имена», где восемь известных исторических личностей знакомят юных читателей с исследователями, землепроходцами, и, конечно, с основателем Иркутского острога. Под каждым портретом дается краткая биографическая справка, а для более любознательных читателей здесь же можно прочитать, где ребенку найти более полную информацию. Но самая главная ценность этого номера — это «Атлас Сибирячка», где можно наблюдать сочетание познавательных жанров. Сочетая разные жанры в интерактивной форме, перед ребятами представлена карта Иркутской области, по которой им предлагается пропутешествовать вместе с Сибирячком. Сначала рассказ Сибирячка представляет ребятам народы, проживающие в Сибири. А затем животных и рыб, обитающих в данной местности. Данный материал представлен художником в картинках в доступной форме. Такой наглядный материал имеет ценность не только для младшего школьного возраста. Но и такой наглядный материал представленный художником, будет иметь ценность для преподавателей начальных классов в изучении богатств нашего края. Для самообучающихся детей такой материал, представленный художником, можно считать лучшим средством в изучении богатств нашего края.
Журнал будет интересен аудитории любого возраста где все касающиеся темы родного края выполнены в спокойном ритме, особое внимание юных читателей притягивает вид спокойного Байкала, более быстрый ритм журнал начинает набирать с полосных иллюстраций А. Муравьева и Е. Монохонова к частушкам, а также с иллюстрации У. Карагод к сказке «Медвежья Яблочко».
Стоит отметить такую деталь, что некоторые номера конца XX века посвящены истории, и не только истории нашего города, или страны, но и истории соседних государств, например, Китая, Монголии.
Так, например журнал № 2 за 1995 год под названием «Мы живем в Азии».
Художники и писатели изображают два мира: реальный и воображаемый, которые преобладают в тесном единстве.
Превращая вымысел в реальность и наоборот, художник помогает ребенку увидеть образ чужой страны и сделать его близким и понятным.
Подводя, итог в анализе детского рисованного журнала «Сибирячок», отметим, что узнаваемость образа достигается не только за счет изображения маленького Сибирячка в начале логотипа, но и с помощью оригинального авторского стиля, ритма и цветовой гаммы.
Несмотря, на большой художественный коллектив, где каждый художник рисует в своей манере и стиле, все иллюстрации подчинены единой стилистике журнала. Грамотно выверенная композиция, авторский стиль, ритм и цвет журнала все это помогают ребенку узнать свой любимый журнал в киосках союзпечати среди огромного разнообразия печатной продукции.
Список литературы:
- «Сибирячок» вып. № 1. Сказки, рассказы, стихи и загадки для октябрят. /Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. — 120 с. илл.
- «Сибирячок». вып. № 2. Сказки, рассказы, стихи и загадки для октябрят. /Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989.—128 с. илл.
- «Сибирячок», ж/л, 1991.—№ 1—6
- «Сибирячок», ж/л, 1992.—№ 1—6
- «Сибирячок», ж/л, 1993.—№ 1—6
- «Сибирячок», ж/л, 1994.—№ 1—12
- «Сибирячок», ж/л, 1995.—№ 1—12
- «Сибирячок», ж/л, 1996.—№ 1—12
- «Сибирячок», ж/л, 1997.—№ 1—12
- «Сибирячок», ж/л, 1998.—№ 1—12
- «Сибирячок», ж/л, 1999.—№ 1—12
- «Сибирячок», ж/л, 2000.—№ 1—12
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий