Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2012 г.)

Наука: Филология

Секция: Теория литературы. Текстология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Вишневецкая Г.В. РАБОТА НАД КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (ПО РОМАНУ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ») // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

РАБОТА НАД КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (ПО РОМАНУ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»)

Вишневецкая Галина Васильевна

канд. филол. наук, учитель русского языка МОБУ СОШ № 8, г. Таганрог,

Е-mail: Vish_GV@mail.ru

 

В создании смыслового богатства романа И. А. Гончарова «Обломов» большую роль играет использование семантических возможностей слова. В связи с этим представляется целесообразным лексическая работа над значением ключевых слов романа. Подобное небольшое исследование возможно как на этапе прочтения романа, так и на этапе обобщения и подведения итогов по произведению. В данной статье предлагается вариант работы над словами «лень» и «покой», являющимися самыми частотными в романе.

Лень — это важнейший элемент человеческого устройства. Лень диктует пределы любой активности, заставляя постоянно взвешивать, насколько желанна та или иная вещь, чтобы стоило затрачивать усилия на её воплощение.

Лень — это, с одной стороны, состояние, которое, как и многие другие состояния, представляются в языке как стихия, захватывающая человека извне, побеждающая его. Об этом могут свидетельствовать пословицы русского языка («лень-матушка одолела»; «лень раньше нас родилась»; «пришел сон из семи сел, пришла лень из семи деревень»; «лень нападает, одолевает», «лень обуяла» и т. п.). С другой же стороны, лень — это и свойство человека (например, мы иногда говорим «Меня раздражают его лень и глупость»).

Принято считать, что лень — это отрицательное свойство, которое мешает человеку реализовать себя. И некоторые русские слова («лодырь», «лоботряс») действительно, выражают его отчетливо отрицательную оценку. Однако лень же как таковая не вызывает особого раздражения, воспринимаясь как понятная и простительная слабость, а иной раз и как повод для легкой зависти («Ленивому всегда праздник»). Это представление хорошо согласуется с тем, что чрезмерная активность выглядит в глазах русского человека неестественно и подозрительно. Например, пословица «Охота пуще неволи» выражает отчужденное недоумение в адрес человека, развивающего бурную деятельность.

В толковых словарях «лень» определяется как «отсутствие желания работать или делать что-либо, нелюбовь к труду» [3, с. 317].

Однако есть и слова в русском языке, содержащие идею лени, в которых выражена симпатия, граничащая с нежностью (например, «ленивец», «лень-матушка»). Интересно, что слово «лень» первоначально не содержало негативного значения: в русский язык (и в большинство славянских языков) оно пришло из старославянского, где означало «медлительный, медленный, тихий, спокойный». Происхождение же слова латинское: lenis — мягкий, нежный, кроткий.

Нелишним при изучении романа «Обломов» может оказаться и анализ характера русского человека. Многие столетия отшлифовывались лучшие черты нашего народа: терпение и несгибаемая воля, щедрость и доброта, безграничная самоотверженность и трудолюбие. К сожалению, наряду с лучшими качествами в русском человеке могут уживаться и нелицеприятные черты: лень и безответственность.

Известное выражение «Лень — двигатель прогресса» также подтверждает тезис о том, что лень — популярная черта человека. Только ленивому приходит в голову идея, как выполнить неизбежную работу с наименьшими усилиями. Многие изобретения человечества (колесо, лифт в доме, мясорубка, скороварка и др.) призваны облегчить выполнение монотонной и тяжелой работы.

В последние годы появились исследования о пользе лени для продления жизни [2]. В частности немецкий профессор Peter Axt считает, что лень полезна для здоровья: защищает от раннего старения и стрессов.

В фольклоре еще до И. А. Гончарова существовал образ ленивца, подобный образу Обломова (герой былинного эпоса, богатырь Илья Муромец (неслучайно и Обломов назван Ильей Ильичем), пролежавший на печи 33 года; Емеля-дурачок (из русской народной сказке «По щучьему веленью»), лежавший также на печи (как Обломов на диване). Кроме того, отсылки, аллюзии, реминисценции романа И. А. Гончарова встречаются в творчестве А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова и особенно ярко в романе И. Бунина «Жизнь Арсеньева», началом которому послужил рассказ «В хлебах» (1904), названный позже «Сон Обломова-внука» (1915).

Для великого русского поэта А. С. Пушкина слово «ленивец» обозначало поэтическую натуру, отказавшуюся от соблазнов богатства и карьеры ради мирных утех дружбы и любви. Лень воспринимается как состояние, родственное вдохновению и помогающее отрешиться от житейской суеты. Именно такое понимание лени можно найти во всех стихах А.С. Пушкина, где встречается лексема «лень»: «Городок»  (1815); «Мечтатель» (1815); «Моя эпитафия» (1815); «Моему Аристарху» (1815); «Послание Юдину» (1815); «Послание к Галичу» (1815); «К Дельвигу» (1815); «Сон» (1816); «Дельвигу» (1817) и др.

«Любовью, дружеством и ленью  Укрытый от забот и бед,

Живи под их надёжной сенью; В уединении ты счастлив: ты поэт» [5, с. 31].

В стихотворении «Сон» (1816) лень — богиня и царица, благодаря лени поэт творит; краски, кисть, лира — всё отдано ей:

«Приди, о лень! Приди в мою пустыню.

Тебя зовут прохлада и покой; В одной тебе я зрю свою богиню» [4, с. 414].

В стихах Пушкина лень беспечна, свободна, глубока, уединённа, философична, мечтательна, поэтична, лирична, тиха, покойна, сонна, горда, свята, подруга, богиня, царица.

Однако А. С. Пушкин предостерегает, что без творчества, без труда, без движений лень тягостна и мучительна: «Берегитесь вы, о дети, мудрой  лени! / Обманчивой успокоенья тени…»; вся жизнь на диване и постели ведёт к подагре, тоске и болезни; «Средь мирных сёл, без всякого труда. Что ж надобно?  Движенье, господа!» [там же].

Лень воспринимается как состояние, родственное вдохновению и помогающее отрешиться от житейской суеты; лень — спутница творчества.

Таким образом, А. С. Пушкин гармонично объединил лень и творчество, тем самым облагородив слово-понятие «лень», вернув слову первоначальный смысл: медлительный, медленный, тихий, спокойный, мягкий, нежный, кроткий, то есть не суетный, мечтающий.

Главным ленивцем в русской культуре считается Обломов. Он воплощает черты, которые традиционно определяются как свойства русского национального характера. Сочетание «русская лень» столь же стандартно, как «русская душа». Однако русская лень скорее не вялая, не сонная, а мечтательная.

Следует отметить, что пушкинское понимание лени связано с поэтическим трудом, и жить ему не лень. Тогда как в изображении И. А. Гончарова у Обломова помимо мечтательности и ухода от суеты лень становится тяжёлой болезнью, которая привела к тому, что герою стало лень жить.

«— Тебе, кажется, и жить-то лень?  спросил Штольц. А что, ведь и то правда: лень, Андрей» [1, с. 177].

Таким образом, лень для самого И. А. Гончарова — разлагающая и развращающая черта.

Главный герой романа воплощает метафору покоя и идиллии. В поисках покоя и утраченного рая Обломов пребывает всю жизнь. Слова «покой, лень» — самые частотные в романе. На обвинения Штольца Обломов отвечает:

«Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая» [1, с. 187].

В конце жизни Обломов «…был полным и естественным отражением и выражением покоя, довольства и безмятежной тишины; …ему удавалось дёшево отделываться от жизни, выторговать у неё и застраховать себе невозмутимый покой. Он решил, …что жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудрёно, чтоб выразить возможность идеально покойной стороны человеческого бытия…» [1, с. 497].

Слово «покой» здесь многозначно: это и тишина, отдых, бездеятельность, отсутствие движения, беспокойства; это и болезнь (приёмный покой в больнице); это и смерть (вечный покой, покойник).

Таким образом, фигура Обломова символизирует, с одной стороны, связь с вечностью, тишиной, отход от суеты, а с другой — не жизненное, болезненное, смертельное состояние. Неслучайно в описаниях Обломовки и Выборгской стороны покой описывается как «мёртвая тишина и сон, подобный смерти», там нет поэтических трудов и книг.

А в мечтах Обломова истинный покой и счастье, как и у Пушкина, там, где можно услышать музыку, где можно с женой обсудить прочитанное и где беседы с друзьями доставляют радость и умиротворённость.

Спасением для Пушкина был не просто покой, а покой творческий, «обитель дальняя трудов». Концепт «лени» у Пушкина связан с возможностью отойти от шумной суеты света для того, чтобы творить. Обломов же только мечтает об этом, при этом от труда бежит, свой потенциал не реализует и «гаснет». В этом и заключается трагедия героя.

Таким образом, проведенная работа над словами «лень» и «покой» при изучении романа «Обломов» поможет осознать и оценить роман, а также будет способствовать повышению уровня читательского интереса школьников и формированию культуры восприятия художественного текста.

 

Список литературы:

1.        Гончаров И. А. Обломов. // Гончаров И. А. Собрание сочинений: В 4 т. — М., 1981. — Т. 2.

2.        Лень продлевает жизнь [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.aurahome.ru/len.html

3.        Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка — М.: «АЗЪ», 1995. — 928 с.

4.        Пушкин А. С. Воспоминания и дневники. // Собрание сочинений в10-и томах, т. 7. — М., 1976.

5.        Пушкин А. С. Стихотворения. // Собрание сочинений в10-и томах, т. 1. — М., 1974. — 357 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.