Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 января 2012 г.)

Наука: Филология

Секция: Литература народов стран зарубежья

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ СЕРБСКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ СЕРБСКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Зенкевич Ирина Валерьевна

доцент МГППУ, г. Москва

E-mail: syrkevich@rambler.ru

 

 

Сербский романтизм второй половины XIX века (50-70ых гг.) неразрывно связан с событиями 1848 года, который прогремел по всей Европе. Революция началась во  Франции, вскоре волнения охватили Вену и Пешт. 15 марта 1848 г. началось народное восстание в Пеште, имевшее целью ликвидировать гнет Габсбургов и феодально-крепостнический строй. Воеводина (область, населенная сербами, входившая в состав Австрийской империи) не осталась в стороне от революционных событий. Сербские крестьяне требовали решить земельный вопрос, а горожане предлагали планы сербо-венгерской договоренности о политическом статусе сербов в Венгрии. Венгерское правительство отказалось предоставить сербам самостоятельность, ссылаясь на концепцию целостности Венгрии. Тогда массовое вооруженное восстание сербов против венгерских властей возглавил митрополит Иосиф Раячич. В мае 1848 г. на Скупщине в городе Сремские Карловцы была провозглашена автономия Воеводины, которая включала в себя Банат, Бачку, Срем и Бараню; а Раячич провозглашен патриархом. Кроме того, было сформировано правительство и местные народные комитеты, которые взяли власть в Воеводине в свои руки. Венгры не признали этих решений и ввели войска в Воеводину. Митрополит Раячич во время тайных переговоров с австрийским императором поддержал подавление венгерской революции.  Началась сербо-венгерская война. Сербы, проживавшие в составе Оттоманской Империи, стараниями министра внутренних дел Илии Гарашанина, тайно поддержали события в Воеводине, посылая военную и финансовую помощь воеводинским сербам. Хорваты приняли решение о солидарности с восставшими против мадьяризации сербами. Это стало ярким примером сплоченности славянских народов. Австрийское правительство, желавшее подавить венгерскую революцию, признало решение Воеводины об автономии и обещало признать независимость края. В 1849 году была создана отдельная провинция Сербская Воеводина и Темешский Банат, в которую входила большая часть населенных сербами земель в Австрийской Империи; подчинялась эта провинция Вене. При этом требования сербов не были удовлетворены: функции правителя (воеводы) взял на себя император; и сербы не составляли численного большинства в провинции, поскольку почти половину ее занимали румынские земли. Такое положение дел не отвечало интересам ни сербов, ни румын. Более того, в 1854 году официальным языком провинции был объявлен немецкий. В 1860 году провинция Сербская Воеводина и Темешский Банат была ликвидирована, и сербские территории вновь попали под власть Венгрии. А в 1867 году появилось государство Австро-Венгрия.

После 1861 г. вопрос национального самосознания сербов в Воеводине стоял очень остро, поскольку эта территория продолжает находиться в составе венгерской части империи Габсбургов. Господствовавшая в Венгрии идея о единой политической нации способствовала тому, что венгерский центр стремился подавить национальные стремления сербов, усиливая политику мадьяризации. В такой ситуации Сербам была необходима
поддержка со стороны национальной культурной элиты, писателей и деятелей  науки.

Город Нови Сад, центр Воеводины, становится важным очагом сербской культуры. Здесь в 1861 г. открывается сербский театр, в 1864 г. сюда переезжает из Пешта Матица Сербская и издаются журналы «Сербска летопис», «Седмица», «Матица», «Даница», «Млада Србадия».

Сербские политические деятели не оставляют попыток восстановить автономию Воеводины, берут курс на либерализацию жизни края. В этот период в Нови Саде возникает культурно-просветительская организация «Омладина» («Объединенная Омладина сербская») («Молодежь») (1866-1872). Ее члены происходили в основном из городского сербского населения, проживавшего на территории Австрии; но были среди них и либерал-демократы из Сербского княжества (Св. Маркович). Это было первое организованное движение сербов, которое имело свою программу. «Омладина» выступала за развитие сербского народа по собственному уникальному пути, за освобождение и объединение всех сербов. В 1869 году появилась первая сербская политическая партия – сербская народная свободная партия (либералы). Помимо политических требований (автономии, политических свобод, федерализации государства) ее программа содержала и национальные: признание сербского языка на тех территориях, где сербы составляют большинство. В этой связи внимание к сербскому прошлому, к сербскому крестьянству, которое еще сербский просветитель В.С. Караджич считал основой всего сербского, выходит на первый план. Сербский патриотизм, таким образом, строился на исторической основе, уходил своими корнями во времена, когда сербы имели великую державу. На первый план выходит культ героического прошлого сербов и ненависть к врагам сербов, особенно к туркам, а образцом для литературного творчества становятся сербские народные песни, сербский фольклор как памятник былому могуществу народа.  Писатели подчеркивают воспитательное значение народной поэзии, например, Лаза Костич считал, что при определенных обстоятельствах народная поэзия может заменить религию [3, стр. 287]. Существенными сюжетными мотивами сербской литературы стали описание Косова и его героев, смелых гайдуков-борцов, свободной Черногории, прославление сербского царя Душана и его мощной державы. Таким образом, романтизм этого периода – это не только литературно-художественное, но и общественно-политическое течение, внутри которого происходил важный процесс осознания сербов себя как нации и необходимости формирования собственного национального государства [2].

Стремление к анализу и осмыслению окружающей действительности и социальной жизни приводит к развитию в сербском романтизме 60-70 гг. XIXвека двух основных тенденций: утверждения общественной функции литературы и необходимости анализа социальных противоречий (в творчестве Якшича и Змая) и отказа от общественной миссии литературы, утверждения индивидуалистического романтического начала с выходом  к «чистому искусству» (в творчестве Костича).

Пробиваются в сербскую литературу и другие содержательные пласты, и мотивы из европейского романтизма: внимание к личности и ее проблемам,  культ Востока, смерть и любовь, сон и явь. Само время ставило перед сербскими поэтами второй половины XIXвека задачу: осознать свое место в мире, вписать сербскую литературу в мировой литературный процесс.

Сербской литературе этого периода были близки творчество Байрона с его ненавистью к тирании и национальному рабству, с его восточными поэмами, в которых затронута тема христианско-турецких отношений, Ш. Петефи с его любовью к народной поэзии, активной борьбой за свободу своего народа от угнетателей, Шекспира с его мастерским описанием страстей человеческих и жизни на изломе эпох. Неудивительно, что героическая поэма появляется в сербской литературе после 1848 года. Она вобрала в себя черты народной эпической песни в описании битв, подвигов героев, соединив их с описанием личных переживаний лирического героя, которые часто совпадают с чувствами самого автора. Ее зарождение неразрывно связано с нарастанием патриотических настроений в обществе, вылившихся в выступления 1848 года, а развитие происходило на фоне утверждения романтической концепции о выражении национального духа в народном эпосе и истории [4]. Поэты не оставались вечно в сфере своих внутренних переживаний о мире, но и обращали свой взор вокруг себя, пытались осознать, освоить окружающую действительность. Так рождалась поэма как своеобразная сложная форма лирического переживания реального мира [1]. Более того, сербская романтическая литература ко второй половине XIX века уже имела свой собственный опыт. Сербские романтики Джура Якшич, Лаза Костич, Йован Йованович Змай наследуют и продолжают традиции Бранко Радичевича, который в своем творчестве воплотил бунтарские идеи европейского романтизма и национальный дух сербского фольклора.

Уровень развития сербской лирической поэзии усилиями поэта Б. Радичевича, например, был уже довольно высок, что также способствовало развитию поэмы, поскольку свидетельствовало о наличии богатого поэтического языка. Кроме того, в это время появляются переводы европейских поэм на сербский язык: например, поэма Байрона «Гяур» была переведена в 1855 году Аце Поповичем Зубом, «Витязь Янош» Ш. Петефи и «Демон» М.Ю. Лермонтова появились в переводе Йована Йовановича Змая в 1855 и 1863 гг. соответственно.

Таким образом, сербская романтическая поэма второй половины XIX века наследует от романтизма первого периода устремленность к национальным истокам, обращение к опыту европейского романтизма в его бунтарском аспекте. Второе поколение романтиков продолжает традиции поэм Б. Радичевича и П.П. Негоша. Кроме того, само время борьбы, когда особенно важны героические примеры из прошлого, подталкивало романтиков к освоению крупных форм. 

 

Список литературы:

1.        Вулетиh В. Проблеми типологииjе у рускоj и српскоj книжевности. Нови Сад, 1973.

2.        Живковиh Д. Европске оквири српске книжевности. Кн.3. Београд, 1970.

3.        Скерлиh J. Омладина и нена книжевност. Београд, 1966.

4.        Српска книжевност у книжевноj критици. Епоха романтизма. Приред. Зоран Глушчевиh. Београд, 1972.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.