Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 января 2012 г.)

Наука: Филология

Секция: Русская литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Ромайкина Ю.С. К ИСТОРИИ СОТРУДНИЧЕСТВА Л. АНДРЕЕВА В АЛЬМАНАХЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ШИПОВНИК» // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

К ИСТОРИИ СОТРУДНИЧЕСТВА Л. АНДРЕЕВА В АЛЬМАНАХЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ШИПОВНИК»

Ромайкина Юлия Сергеевна

преподаватель, СГТУ им. Гагарина Ю. А., г Саратов

E-mail: orel-55555@yandex.ru

 

Ярким и по-своему уникальным явлением в литературе первой четверти ХХ века можно назвать появление литературно-художественных альманахов издательства «Шиповник» (1907—1917). Специальное внимание к этому издательскому предприятию С. Ю. Копельмана и З. И. Гржебина было уделено в работах В. А. Келдыша и О. Д. Голубевой, в историко-литературных комментариях к переписке М. Горького и Л. Андреева [2], других писателей  начала ХХ века (Б. К. Зайцев, А. М. Ремизов). Множество рецензий на книжки альманаха рассыпаны по периодическим изданиям, среди них выделяются отзывы литературных критиков Ю. Айхенвальда, К. Чуковского, Д. Философова, Антона Крайнего и т. д.. Между тем, вопрос об организации и литературно-издательской истории альманаха «Шиповник» требует систематизации уже известных данных, накопления новых фактов, уточнения многих литературных позиций, не говоря уже о том, что концептуальное осмысление художественной целостности и ценности альманаха — дело отдаленного будущего.

В предлагаемой статье в первом приближении предполагается затронуть тему участия Л. Андреева в качестве постоянного сотрудника альманаха в издательстве «Шиповник». Не проясненными представляются нам причины, способствовавшие разрыву Л. Андреева с горьковскими сборниками «Знания» и уходу писателя в альманах «Шиповника», характер взаимоотношений редактора с организаторами нового издания, внутриредакционные контакты.

Издательство «Шиповник» было организовано в 1906 г. в Санкт-Петербурге (располагалось по адресу: ул. Николаевская, д. 31) скрипачом С. Ю. Копельманом (1881—1944) и художником-карикатуристом, графиком и издателем З. И. Гржебиным (1869—1929). О С. Ю. Копельмане сохранилось мало сведений. Известно, что, будучи студентом Сорбонны, он находился под следствием за ввоз в Россию социал-демократической литературы. От ссылки в Восточную Сибирь его спасла революция 1905 года. З. И. Гржебин также подвергался репрессиям: в период с 1905 по 1906 год он отбыл тюремное заключение за редактирование сатирического журнала «Жупел», инициировал и выпускал многие периодические издания, а после первой мировой войны основал журнал «Отечество». Предпринимательскую жилку З. И. Гржебина отмечали многие современники. Так, З. Н. Гиппиус, не стесняясь в выражениях, писала в 1919 году: «Гржебин даже любопытный индивидуум. Прирожденный паразит и мародер интеллигентской среды. Вечно он околачивался около всяких литературных предприятий, издательств, —но в общем удачи не имел» [3, с. 33]. В историю же книжного дела вошел как талантливый издатель, организатор и знаток книжного рынка России и Русского Зарубежья.

Ужесточение цензурных законов в начале XX века способствовало расцвету альманахов. Для выпуска новых периодических печатных изданий надо было получить предварительное разрешение местной администрации или Главного управления по делам печати, а иногда даже и самого министра. Для выпуска альманахов особого разрешения не требовалось, 26 апреля 1906 года Указ о «Временных правилах для неповременной печати» отменил предварительную цензуру для непериодических изданий. 

«Шиповник» выпускал книги из различных областей знания: литературы и искусства, философии, политики. С 1907 года издательство приступило к выпуску собственного альманаха. С 1907 по 1917 г. было издано 26 книг.

В вопросах политики издатели придерживались радикальных взглядов. В. Е. Беклемишева, литературный секретарь издательства «Шиповник» и жена С. Ю. Копельмана, писала в воспоминаниях: «Политическая позиция издательства определялась изданием книг: Г. Плеханов, Н. Г. Чернышевский, К. Маркс — «К критике политической экономии», А. Луначарский — «Религия и социализм», «Историко-революционный альманах» и т. д.» [8, с. 258]. Упоминает она и круг авторов литературно-художественных альманахов: «Не случайно вокруг «Шиповника» группируется ряд писателей, и среди них такие имена, как: Андреев, Блок, Белый, Брюсов, Зайцев, Пришвин, Ремизов, Сологуб, Сергеев-Ценский, Чапыгин. Приглашением этих писателей в альманахи выявлялась литературная и художественная позиция руководителей издательства» [8, с. 258]. Разброс имен довольно большой — авторы-символисты и неореалисты. Трудно вообразить литературную программу издания, в котором печатались произведения Ф. Сологуба и А. Серафимовича, А. Куприна и А. Ремизова…

Л. Андреев сразу же занял ведущее положение в литературно-художественном альманахе издательства «Шиповник». Так, рецензент «Русского богатства» назвал писателя «камнем, на котором зиждется новая литературная церковь» [цит. по: 1, c. 320]. В. Е. Беклемишева вспоминала: «В «Шиповнике» Леонид Николаевич принимает близкое и длительное участие. Некоторое время он был редактором альманахов. Конечно, всех присылаемых рукописей он не читал, но большинство сборников составлено при его ближайшем участии» [8, с. 235]. С С. Ю. Копельманом Л. Андреев встречался в гостях у архитектора А.А. Оля, сделавшему писателю проект дачи в Финляндии. А. А. Оль был женат на сестре Л. Андреева Римме. Писатель, приезжая в Санкт-Петербург, часто у нее останавливался, так как в городе у него не было постоянной квартиры. Этажом выше Олей жили С. Ю. Копельман и В. Е. Беклемишева.

О. Д. Голубева и В. А. Келдыш, анализируя взаимоотношения Л. Андреева и М. Горького, противопоставляют два издательства: «Знание» и «Шиповник». Считается, что основатели «Шиповника» переманили Л. Андреева, заставив его уйти из «Знания». Между тем, причины такого поступка просматриваются как в личности  писателя, так и в новых подходах к издательскому делу самого «Шиповника».

Об этом прямо высказывалась В. Е. Беклемишева: «Получая за свои произведения большие гонорары, Леонид Николаевич всегда следил за тем, чтобы его полистная плата была выше, чем плата другим писателям. Происходило это не от жадности к деньгам, а от желания сознавать себя первым» [8, С. 235]. Покинув «Знание», Л. Андреев в 1908 году заключил с «Шиповником» трехлетний договор, по которому две трети всех своих произведений (за исключением больших пьес и объемных романов) он должен был отдавать издательству. С. Ю. Копельман и З.И. Гржебин брали на себя обязательство выплачивать Л. Андрееву ежемесячный аванс. «Шиповник» также сохранял за собой «право…первого обращения…за рукописью» [8, c. 140]. С выходом четвертой книги альманаха в 1908 году в течение двух лет писатель являлся редактором «Шиповника».

30 декабря 1909 г. Л. Андреев заключил договор с петербургским издательством «Просвещение», существовавшим при финансовой поддержке Библиографического института Мейера (Лейпциг). По этому договору писатель продал издательству все свои сочинения за сто тысяч рублей и право перепечатки новых произведений за тысячу рублей с листа. Однако Л. Андреев продолжал публиковаться в альманахе «Шиповника», устранившись при этом от участия в его редактировании. Здесь были напечатаны семнадцать произведений писателя, среди которых рассказы «Тьма», «Сын Человеческий», «Рассказ о семи повешенных», повесть «Мои записки», роман «Сашка Жегулев», пьесы «Жизнь Человека», «Тот, кто получает пощечины», «Письма о театре» и другие). Л. Андреев печатался в «Шиповнике» от самого первого до самого последнего альманашного выпуска, в шестнадцати книгах из двадцати шести.

Помимо преимуществ чисто коммерческого характера, «Шиповник» избавлял своих авторов «от стеснительной направленческой требовательности» [5, c. 199], подбора их в зависимости от «направления» печатного органа. В основе составления сборников лежал принцип эклектизма, т. е. соединения разнородных художественных элементов. Как сказал один из авторов — С. Юшкевич, «Шиповник» «взял курс реалистически-декадентский» [цит. по: 1, c. 317]. В альманахе печатались писатели-реалисты (А. Куприн, И. Бунин, В. Муйжель, А. Чапыгин, А. Толстой, М. Пришвин) и авторы символистского круга (А. Блок, В. Брюсов, А. Белый, К. Бальмонт, Г. Чулков, Ф. Сологуб, Н. Минский).

А. Блок, подводя литературные итоги за 1907 год, упомянул о новом художественном издании: «Составителями альманахов «Шиповник» руководит только один принцип: собрать наиболее интересное и характерное, что может дать современная беллетристика, живопись, лирика и драматургия, притом и русская и иностранная» [цит. по: 5, С. 199]. Поэт считал, что подобный принцип «смахивает на беспринципность» [цит. по: 5, С. 199], но тут же задавался вопросом: «…где найти твердые принципы, на основании которых можно сказать с уверенностью, кого принять и кого изгнать?» [цит. по: 5, С. 199]

В. А. Келдыш говорит о возникновении в начале XX века на стыке реализма и модернизма отдельных художественных явлений, «отличающихся своеобразно двойственной природой — переходной, «промежуточной» [4, С. 261]. Речь идет о «новом реализме». В качестве примера исследователь приводит творчество Л. Н. Андреева, Б. К. Зайцева и А. М. Ремизова, которое показательно отразилось в альманахах издательства «Шиповник».

Сам Л. Андреев не относил себя к определенной литературной группировке. В письме к Г. И. Чулкову от 6 декабря 1906 года он писал: «Я всегда хотел, и особенно хочу теперь, стоять вне каких бы то ни было программ. Я хочу быть свободен как художник, а программа связывает, и это мне ненавистно» [7, с. 14].

«Охотясь» за Л. Андреевым во время написания «Жизни Человека», З.И. Гржебин призывал писателя расширить рамки своего творчества: «Знаете ли Вы, что такое «Шиповник»? ... смелое, новое, идущее вперед издательство; у него свои пути в искусстве. «Знание» — отжило. Вам тесно в этих серых сборниках. Вы — наш. «Шиповник» делает эпоху в искусстве…» [цит. по: 4, c. 263]. В письмах к М. Горькому З. И. Гржебин не упоминал о привлечении к новому издательству символистов, поэтому сначала писатель благосклонно отозвался о «Шиповнике» и даже согласился сотрудничать в нем, так как уже писал для издаваемых З. И. Гржебиным «Жупела» и «Адской почты». Но вскоре М. Горький узнал не только об интригах З. И. Гржебина, направленных на переманивание в свой альманах «знаниевцев», но и о сплетнях, подрывавших престиж горьковского издательства. В одном из писем к К. П. Пятницкому М. Горький замечает: «Из Питера пишут: Гржебин рассказывает, что Знание не платит по векселям и скоро обанкротится. Действует он энергично» [цит. по: 1, с. 317].

В начале 1907 года на Капри между М. Горьким и Л. Андреевым велись переговоры о передаче последнему редактирования сборников «Знания». Он как будто согласился и 22 января писал А. Серафимовичу: «С осени я переезжаю в СПб. и становлюсь редактором знаниевских «Сборников» [2, c. 287]. Л. Андреев считал, что надо привлекать новых сотрудников, «на одних старых никуда не уедешь, жизнь уходит от них… необходимо пригласить теперь же: Блока, Сологуба, Ауслендера, еще кой-кого» [2, c. 284]. На данное предложение последовал резкий отказ М. Горького, который был непреклонен в нежелании видеть в качестве сотрудников своих сборников «юношу, переделывающего на русский лад дурную половину Поля Верлена» [2, c. 287] и «старого кокета Сологуба,.. склонного к садизму» [2, c. 287]. В письме от 13 августа 1907 года Л. Андреев отказался вести сборники «Знания», указывая причиной «различное отношение наше к писателям и более того — различное отношение к самой задаче сборников» [2, c. 290].

По мнению Л. Андреева, альманахи должны стоять выше распрей литературных группировок, «направленчество» в издании не может выступать определяющим принципом в отборе материала, а задачей сборников должна являться «свободная человеческая мысль, вечно пытующая, вечно ищущая, и как лучшее выражение ее — искусство, литература» [2, c. 292]. А. Блок и Ф. Сологуб «литературу… любят, быть может, больше, чем мы (реалисты. — Ю. Р.), — ибо утверждают ее самоценность» [2, c. 292]. Кроме того, Л. Андреев сделал вывод, что редакторство «должно быть единоличным, а не коллективным» [2, c. 292].

Однако из приведенных высказываний неверно было бы заключить о сочувственном отношении Л. Андреева к символистскому движению. Как уже отмечалось ранее, писатель стоял вне литературных группировок. Более того, к сотрудникам «Северных цветов» относился крайне враждебно, называя их парикмахерами от искусства, «которые весь мир завивают, как пуделя — бога, как пуделя, черт в завитушках. И завитушки мелкинькие, и слова маленькие, маленькие, какое-то вырождение слов. Такие маленькие. И не зря печатаются они мелким шрифтом — крупный для них невозможен» [7, c. 21]. Отчасти враждебность Л. Андреева к «декадентам» объяснялась задетым самолюбием, так как они критиковали его довольно ядовито. Из символистов писатель выделял лишь А. Блока, А. Белого, Ф. Сологуба.

М. Горький отнесся к известию о том, что Л. Андреев стал редактором альманахов издательства «Шиповник», сначала весьма миролюбиво. В октябре 1907 года он писал С.П. Боголюбову: «Леонид уходит в «Шиповник»? Ну, что ж, это понятно, — он настолько вырос, что пора ему играть самостоятельную роль. Пускай попробует. Боюсь только, что его околпачат» [цит. по: 5, c. 199]. Постепенно осознав несовместимость «Знания» и «Шиповника», М. Горький стал выражаться резче. В январе 1908 года он писал К. П. Пятницкому: «Андреев ушел совсем? Если так, я был бы рад. Его «Тьма” и «Царь-Голод»— вещи, которые возмущают меня. Многописание ему вредно, не менее, чем слава, видимо, отравившая слабый желудок молодого человека» [цит. по: 5, c. 199].

Многие современники были на стороне Л. Андреева, сочувственно относились к литературной позиции писателя. Г. И. Чулков в предисловии к «Письмам Леонида Андреева» (1924) отмечал: «Андреев всегда страшился, как бы ему не утратить своей самостоятельности, как бы ему не подпасть под чье-нибудь влияние» [7, c. 10], а в послесловии сетовал: «В литературе Андреев был так же бесприютен и одинок, как и в жизни. Издавался он в «Знании» Максима Горького, а потом в «Шиповнике», потом кое-что издал в «Издательстве писателей», но своего литературного кружка у него не было. Везде он был случайным гостем и внутренно ни с кем не был связан» [7, c. 43—44].

К. Чуковскому размолвка Л. Андреева с М. Горьким казалась закономерным развитием отношений писателей: «Та литературная группа, среди которой он (Л. Андреев. — Ю.Р.) нечаянно оказался в начале своего писательского поприща: Горький, Чириков, Скиталец, Куприн — была внутренне чужда Леониду Андрееву. То были бытописатели, бытовики, волнуемые вопросами быта, а не бытия, а он среди них был единственный, кто задумался о вечном и трагическом» [6, с. 89].

Таким образом, уход писателя из реалистического «Знания» был вполне закономерен, так как Л. Андреев стоял вне группировок, считал, что искусство не может ограничиваться рамками «направленчества», ценил литературный талант во всех его проявлениях. М. Горький же был непреклонен, принципиален в своих убеждениях и отказывался от компромиссов. Предприимчивые издатели С. Ю. Копельман и З. И. Гржебин, чувствуя меняющуюся литературную эпоху, смогли повернуть кризисную ситуацию в выгодную для себя сторону. Обладающий деловой хваткой З. И. Гржебин нагнетал конфликт и, в итоге, ему удалось переманить Л. Андреева к себе в «Шиповник», что сделало альманах событием в истории русской литературы.

 

Список литературы:

1.        Голубева О. Д. Из истории издания русских альманахов начала ХХ века // Книга. Исследования и материалы.М.: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1960. Вып. 3. С. 314—327.

2.        ГорькийиЛеонидАндреев: Неизданнаяпереписка / Публ. В. Н. Чувакова, А. И. Наумовой// Литературное наследство. М.: Изд-во «Наука», 1965. Т. 72. 630 с.

3.        Гиппиус З. Н. Собр.соч. Т.9: Дневники 1919—1941. Из публицистики 1907—1917 гг. Воспоминания современников. М., 2005 [электронный ресурс] —Режим доступа. —URL: http://az.lib.ru/g/gippius_z_n/text_0070.shtml

4.        Келдыш В. А. Альманахи издательства «Шиповник» // Русская литература и журналистика начала XX века. М.: Изд-во «Наука», 1984. 367 с.

5.        Кен Л. Н., Рогов Л. Э. Жизнь Леонида Андреева, рассказанная им самим и его современниками. СПб.: ООО «Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2010. 432 с.

6.        Книга о Леониде Андрееве. Воспоминания Горького, К. Чуковского, А. Блока, Георгия Чулкова, Б. Зайцева, Н. Телешова, Евг. Замятина, А. Белого. Берлин; СПб.; М.: Изд-во З. И. Гржебина, 1922.193 с.

7.        Письма Леонида Андреева.Л.: Колос, 1924. 47 с.

8.        Реквием: Сборник памяти Леонида Андреева. М.: Изд-во «Федерация», 1930. 282 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий