Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 января 2012 г.)
Наука: Филология
Секция: Русская литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
«СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ОГАРЕВА» 1856 Г.: АРХИТЕКТОНИКА И ПОЭТИКА
Баранова Галина Николаевна
магистр, преподаватель БОУ «Лицей № 25» г. Омска
Расцвет поэтической деятельности Н.П. Огарева пришелся на знаменитые 40-е годы, которые П.В. Анненков в своих мемуарах метко назвал «замечательным десятилетием». Огарев, принадлежа этому десятилетию, раскрывал новые грани своего творчества. Его искренняя поэзия выражала настроения и многие чувства самого поэта и его современников, показывала кризисное состояние последекабрьской эпохи, сложный процесс духовного формирования нового поколения русской интеллигенции в его наиболее существенных чертах.
Литература для Огарева всегда была общественным делом. Именно поэтому личное и общее неразделимо в его лирике. В воспоминаниях Огарев писал: «Я избрал себе литературную деятельность. С тех пор жизнь моя получила смысл, занятие, направление» [2, c. 617].
Первая публикация стихотворений («Старый дом» (1839), «Кремль» (1840)) состоялась в мае 1840 г. в журнале «Отечественные записки». Затем осенью того же года в «Литературной газете» появился «Деревенский сторож», которого тотчас заметил Белинский и назвал произведением истинной поэзии.
Результатом поэтической деятельности 1840-х, а также итогом лирического творчества 1850-х гг. стала книга поэта «Стихотворения Н. Огарева», вышедшая из печати в Москве в 1856 г. в издательстве К. Солдатенкова и Н. Щепкина.
Читатели и критики получили возможность представить себе поэзию Огарева как некое единое целое, т. к. поиски новых художественных решений, новых жанровых средств выражения лирического сознания продолжали волновать автора, выстраивавшего свою поэтическую систему, на протяжении всей творческой деятельности. Такое стремление представить целостность личностного мировидения посредством организованной контекстовой, чаще всего, книжной, формы было актуальным для целого ряда поэтов (А.Н. Майкова, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, А.Н. Плещеева и др.), в том числе и для Огарева.
История издания книги такова. В середине марта 1856 г. Огарев выехал за границу. Наблюдение за публикацией поручил своему другу, поэту Н.М. Сатину. Отбор материала был произведен самим автором до отъезда, однако Сатин дополнительно включил в издание несколько стихотворений, бывших к этому времени в его распоряжении. Вероятно, это были шесть стихотворений, которые позже, по разным причинам, не вошли в авторское лондонское издание 1858 г. Этот поступок вызвал недовольство со стороны Огарева [1, c. 788] Таким образом, в книге оказалось 83 стихотворения, созданные за период с 1839 г. до начала 1856 г. 61 произведение озаглавлено номинативно, три – начальными буквами слов, 18 – по первой строке.
Они расположены не в хронологическом порядке. Первые 30 стихотворений в основном написаны в 1841-1842 гг. Два из них – в 1839 г., четыре – в 1840 г., два – в 1843 г., одно – в 1856 г.
Десять последних произведений издания датированы преимущественно 1856 г., за исключением трех – 1855 г. Остальной массив публикации создавался в разные периоды времени: с конца 30-х гг. до 1856 г. 59 стихотворений написаны Огаревым в 1840-е гг., 24 – в 1850-е гг.
Можно предположить, что такое расположение поэтического материала «задано» автором намеренно с целью воплощения идеи фабульно-временной последовательности. Меняются местами периоды времени и выстраиваются в соответствии с «реальностью» субъективного «я».
Книга автобиографичная. Это, в сущности, воспоминания Огарева, изложенные в поэтической форме. Заглавия стихотворений, их идейно-тематическое содержание, мотивный комплекс, субъектная организация, тональность настолько связаны с личностью автора, что по ним можно узнавать о событиях всех этапов его жизни. Произведения, составившие книгу поэта, передают исторические моменты в судьбе Огарева и современного ему общества конца 30-х – начала 50-х гг. История в них излагается в соответствии с общественно-политической обстановкой в России той эпохи. Она была обусловлена подавлением движения декабристов, конкретными фактами биографии поэта (ссылкой, арестами в 1834 г., 1850 г., надзором), процессом Петрашевского, революцией 1848 г. на Западе. Попытку воплощения современного состояния жизни в новой художественной возможности, поэтической книге этапного типа, мы и наблюдаем в «Стихотворениях Н. Огарева» 1856 г.
Выражение умонастроений автора представлено в ней группами стихотворений, акцентирующих их проблемно-тематическую основу объединения. Это современное общество и светский человек в нем («GuteGesellschaft», «Fashionable» и др.). Друзья, любимые женщины и взаимоотношения между ними («Друзьям», «К***», «Немногим» и др.). Действительность в России и заграничные путешествия («Я наконец оставил город шумный…», «Неаполь», «Прощание с Италией», «Отъезд» и др.). Красота, гармония, вечность мироздания («Фантазия», «Звуки», «Полдень», «Вечер» и др.). Мгновения в жизненном потоке, чаще всего, дисгармония в общественных и личностных отношениях людей («Исповедь», «Хандра», «Fatum», «Монологи», «Обыкновенная история» и др.). Жизнь простого народа и приобщение к ней автора («Кабак», «Младенец», «Изба» и др.).
Поэт 1840 – начала 1850-е гг. близок Лермонтову, для которого, как и для Огарева, основной проблемой творчества была передовая личность эпохи, ее внутренний мир и взаимоотношения со средой. Тип такой интеллектуальной личности, живущей общими проблемами человечества и своей нации, становятся для Огарева исходной позицией в его споре с веком. С наибольшей лирической силой и полнотой путь развития подобного героя мы можем проследить в авторском цикле «Монологи», помещенном в издании. В нем с особенной экспрессией и драматизмом раскрыта история внутренней борьбы и душевных противоречий человека, его мучительных, страстных исканий и пережитого им духовного кризиса, который разрешился утверждением нового понимания жизни: «Я отстоял себя от внутренней тревоги, / С терпением пустился в новый путь, / И не собьюсь теперь с рассчитанной дороги - / Свободна мысль, и силой дышит грудь» [1, c. 223]. Лирический герой, ищущий, наделенный стремлением не мириться с ложью окружающей жизни, с чистыми помыслами является связующим звеном всей книги автора.
Целостность макроструктуры создается и за счет переплетения различных мотивов. Они могут быть представлены следующим образом: любовь и общественный долг поэта, путешествия и обретение знаний, расставания в любви и укрепление дружбы, пути-дороги и воспоминания, встречи и прощания и т. д.
Композиционный прием «контрастного соседства» стихотворений, их частей также способствует художественному единству контекста. Огарев ставит рядом «Деревенского сторожа» и «Fashionble» («Светского человека»), «Полдень» и «Кабак», «В альбом» и «Младенца» и др. Так он организует внутреннее ситуативно-фабульное и ассоциативное движение в публикации.
Выделенные произведения, а также «Изба», «Дорога» и другие, подобные им, характерны сами по себе уже своими заглавиями. Благодаря этим заглавиям, содержанию стихов мы узнаем о деревенском стороже-бедняке, о пьющем с горя крестьянине, о смерти младенца, о вечере в бедной крестьянской избе и т. д. Это круг тем названных стихотворений, написанных за несколько лет до появления в печати созданий такой же тематики Некрасова. Объективный, лирически воспринимаемый мир России, народной жизни в целом, русской природы входили в огаревскую поэзию. В письме к М.Л. Огаревой автор писал: «Да, мне многое и многое хочется схватить из поэтической грусти и жизни России… И именно надо спуститься в низший слой общества. Тут-то истинная народность, всегда трагическая» [3, c. 457].
Особая направленность этой поэзии Огарева, «низкие» темы, «сюжетное» повествование в лирическом произведении, конкретность в описаниях, лирические диалоги выделяли ее из общей стихотворной массы книги. Более того, композиционно «рассыпанные» по изданию, они звучали особенно диссонансно в лирическом окружении.
Немногие вошедшие в московскую публикацию поэмы Огарева («Неаполь», «Ночь»», «Африка», «Зимний путь») еще больше оттенили указанные стихотворения в контексте автора. Следовательно, книга 1856 года несла в себе и протестантские мотивы лирики Огарева, на что указывал Н.Г. Чернышевский, давая рецензию на это этапное издание поэта.
К циклообразующим факторам, подтверждающим его книжный тип, следует отнести и кольцевую композицию произведений, которая характерна для поэзии Огарева вообще, так строятся многие стихотворения рассматриваемой книги («Nocturno», «Кабак», «Обыкновенная повесть» и др.)
Публикация открывалась программным стихотворением-посвящением «Друзьям» (1840). Нам известно, как трепетно относился к понятию «дружба» Огарев, какой святостью он наполнял это чувство. Тема дружбы проходит через всю лирику автора («Воспоминания детства», «Старый дом», «На севере туманном и печальном…», «Искандеру», «Мертвому другу» и др.). Поэтому понятно, почему в 1839 г., вернувшись из ссылки, с дороги, он почти сразу же с этим стихотворением адресовался к друзьям. «Мы в жизнь вошли с прекрасным упованьем, / Мы в жизнь вошли с неробкою душой, / С желаньем истины, добра желаньем, / С любовью, с поэтической мечтой…» - писал им Огарев [1, c. 136]. Особо обращала на себя внимание концовка произведения. Она резко акцентировала взгляды и настроения поэта. В ней одновременно вопрос и ответ, которые не оставляли сомнения в социальных симпатиях автора и его друзей. Именно для воплощения в жизнь этих симпатий автор в 1856 г., когда должна была выйти из печати книга, покидал Россию, многие друзья оставались на родине. Стихотворение «Друзьям» было и прощальным посланием им. Заканчивался российский этап творчества Огарева. Завершающими произведениями циклической структуры явились стихотворения, а также поэма «Зимний путь», символикой и мотивами которых становились «отъезд», «путь», реально предстоящие поэту, что свидетельствует о продуманной композиции издания.
В лирике поэта того периода возникал устойчивый мотив дороги. Герой изображался человеком, постоянно находившимся в пути, переживавшим трагедию выбора, потерявшим почву, не имевшим корней, расстававшимся со многими надеждами и иллюзиями, считавшим смысл жизни – служение избранному делу.
Характерной особенностью книги является высокой степени лиризм как внутренний принцип раскрытия поэтического содержания. Названный фактор срабатывает даже в том случае, когда автор создает произведения повествовательного жанра, такие как очерк («Кремль», «Младенец»), лиро-драматические рассказ или сцена («Забыто», «Бегство»), новелла («Обыкновенная история»), зарисовка («На мосту»), портрет («Портреты») и др. Это внутреннее лирическое развитие формирует циклическую художественную цельность макроструктуры. Обогащаясь социальным чувством, лиризм становится основой поэтической системы Огарева.
Таким образом, издание стало печатным первенцем поэта, его этапным лирическим сборником. В созданной книге явления действительности давали читателям яркое авторское представление «о времени и о себе», в каждое стихотворение входила история жизни, не отдельный эпизод, а этап биографии, при этом «ссумирующая» лирика, соединенная циклизацией, становилась аналитической, приобретала очерковую окраску, корреспондировала поэтическую концепцию Огарева.
Список литературы:
1. Огарев Н. П. Стихотворения и поэмы. Л., 1956. С. 136.
2. Огарев Н. П. Записки русского помещика. // Пассек Т. П. Из дальних лет. Воспоминания: в 2 т. М., 1963. Т. 2. С. 617.
3. Письмо Н. П. Огарева к М. Л. Огаревой (1841) // Гершензон М.О. Образы прошлого. М., 1904. С. 457.
дипломов
Оставить комментарий