Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 января 2012 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Хореографическое искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЭКЗЕРСИС И ЕГО РОЛЬ В ГАРМОНИЧНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Богдан Ирина Григорьевна
преподаватель ритмики и хореографии, ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж,г. Киселёвск
E-mail: miron71203@yandex.ru
Значительную роль в развитии гармоничной личности играет танцевальное искусство. Танец создаёт положительный настрой, формирует культуру тела, наполняет бодростью и энергией, поднимает жизненный, эмоциональный тонус. Как подчёркивал К. С. Станиславский, «внешняя пластика основана на внутреннем ощущении движения, энергии».
Данные психофизиологии свидетельствуют о теснейшей связи психической и моторной деятельности. На совершенствование психической деятельности существенное влияние оказывает танцевально-пластическое развитие. Понимание механизма происхождения нервных процессов приводит к осознанию возможности совершенствования двигательного аппарата в необходимом направлении [2, с. 7].
Занятия студентов, проводимые в Киселёвском педагогическом колледже, дают благоприятные возможности для развития гармоничной личности, воспитания двигательной культуры и совершенствования пластичности тела, то есть постоянного и целенаправленного тренинга своего психофизического аппарата средствами музыкально-хореографического искусства.
Исходными позициями для воспитания пластичности тела, развития двигательной культуры занимающихся являются танцевальные упражнения — экзерсис. В данной статье нами будут показаны возможности танцевального экзерсиса для гармонизации личности, развития психофизических качеств студентов, его роль в учебном процессе.
«Достижение в танцевальном экзерсисе полной координации всех движений человеческого тела заставляет в дальнейшем воодушевлять движения мыслью, настроением, то есть придавать им ту выразительность, которая называется артистичностью», так профессор Ваганова определяла направление учебного процесса в обучении экзерсису. Достижение совершенного по форме и органично связанного с музыкой исполнения элементов упражнений и комбинаций экзерсиса — его педагогическая цель [5, с. 11].
Экзерсис — это постоянная и последовательная тренировка костного и суставно-мышечного аппарата, а также психическая настройка обучающихся, способствующая развитию волевых качеств, двигательной памяти, ритмичности, музыкальности. Это освоение танцевальной техники, закладывающей основы выразительного движения. Экзерсис создает основной пластический фундамент. Он дает возможность обучающемуся развивать двигательный аппарат, подчиняя это обучение совершенствованию пластических и художественных возможностей [5, с. 5].
Экзерсис в современном виде — отточенная, совершенная и унифицированная система элементов, упражнений и комбинаций, созданная в процессе длительного хореографического опыта. Все элементы экзерсиса прошли естественный отбор, «выжили» и вошли в его состав как действительно необходимые элементы, наиболее конкретно и целенаправленно развивающие и тренирующие психофизический аппарат обучающегося.
Естественно, что экзерсис подчинён основной задаче хореографического воспитания — созданию «музыкального тела», способного выражать сущность музыкального произведения в танцевальной пластике.
Экзерсис складывается из двух компонентов:
1. Элементы и упражнения классического и народно-сценического танца.
2. Музыкальный материал, на основе которого исполняются элементы и упражнения экзерсиса.
Специфическое воздействие этих компонентов сливается в единый процесс пластического, танцевального развития участника. Соединение движений и музыки создаёт ту художественную основу, которая в процессе развития и усложнения становится зерном будущего танца, то есть создание художественного образа посредством музыкально организованных движений.
Элементы экзерсиса составляют азбуку танцевальной лексики. Каждый элемент — простейшее и конкретное пластическое положение тела танцующего, включающее характерные элементы частей тела: рук, ног, корпуса и головы.
Элементы экзерсиса — это та техника, из которой создаётся танец. Техника, воспитанная при совершенствовании элементов и упражнений экзерсиса, становится основой для воплощения в пластических формах танцевальной композиции, подчинённой законам создания художественного образа и необходимой для выполнения сценической задачи.
Важнейшим условием является идеально правильное выполнение танцевальных движений. Организм танцующего, подчинённый условиям регулярного тренажа, совершенствуется. Непрерывное развитие этой «правильности» создаёт совершенную в смысле «скульптурности» форму тела и способствует точному выполнению танцевальных действий [1, с. 126].
Совершенствование элементов экзерсиса — сложный процесс. Навык возникает только при условии соединения двух факторов: постоянных тренировок и целенаправленной умственной деятельности обучающегося, чьи воля, внимание, память направлены на выполнение поставленной задачи. Экзерсис дает возможность достичь высокого уровня координации движения, что крайне необходимо. Танцевальные занятия способствуют развитию и совершенствованию психофизических качеств, необходимых будущему педагогу — силы, ловкости, ритмичности, музыкальности и танцевальности [4, с. 123].
Экзерсис даёт возможность достичь высокого уровня координации движений, что крайне необходимо танцующему в связи с большой трудностью освоения танцевальной техники. Поэтому занятия экзерсисом проводят так, чтобы выработать у танцовщика способность быстро и точно воспроизводить названные или показанные элементы танца, создавать нужный динамичный стереотип.
Таким образом, занятия танцевальным экзерсисом способствуют развитию и совершенствованию психофизических качеств, столь необходимые будущему исполнителю (сила, ловкость, ритмичность, музыкальность).
Особая ценность экзерсиса заключается в том, что он позволяет образно совершенствовать такие признаки движений, как темп, размер, направление, количество повторений, характер и мышечное усилие, что по существу является главной задачей в воспитании и совершенствовании пластичности.
Танцевальный экзерсис состоит их двух разделов:
1. экзерсис, основанный на классическом танце;
2. экзерсис, основанный на народно-сценическом танце.
Танцевальный экзерсис, основанный на классическом танце, давно показал право на первое место в освоении танцевального искусства.
Система пластической выразительности, именуемая «классический танец», в результате длительной эволюции и совершенствования нашла наиболее полное эстетическое выражение в России.
В основе классического танца лежат движения, заимствованы из народных и бытовых танцев, а также пластика и завершённость форм античной скульптуры. Все элементы классического танца основаны на биомеханическом принципе — «выворотности ног».
Своеобразие танца основано на синтезе элементов экзерсиса. Овладение элементами классического танца подобно овладению гаммой, состоящей из семи нот и являющейся основой музыкального произведения.
Своеобразным стержнем, на основе которого развивались другие танцевальные экзерсисы, является классический экзерсис. Это комплекс элементов, способствующих наиболее правильному и гармоническому развитию тела. Он является главным средством в развитии двигательного аппарата, оказывает серьезное воздействие на развитие силы мышц, их эластичность, подвижность суставно-мышечного аппарата. Классический экзерсис является главным средством освоения танцевального искусства. Одним из свойств танцевального классического экзерсиса следует признать его способность исправлять природные недостатки: сутулость (упражнения на развитие плечевого сустава и мышц, приводящих в движение плечевой пояс); «косолапие» (упражнения, основанные на принципе выворотности ног); недостаточность мышечного слоя. Он способствует выработке правильной осанки, столь необходимой каждому участнику танцевального коллектива.
Роль танцевальной «муштры» в исправлении недостатков высоко оценивал К. С. Станиславский: «Я ценю ещё класс танцев за то, что он отлично выправляет руки, ноги, спинной хребет и ставит их на место…» [3, с. 67].
Развитиюмускулатурыслужаттакиеупражнения, какbattement tendu, battement releve lent, battement developpe. Кроме этого, развитию мышечного слоя способствует увеличение количества повторений определённых элементов экзерсиса.
Для устранения сутулости применяются упражнения на развитие плечевого сустава и мышц, приводящих в движение плечевой пояс, а также мышцы, выполняющие движения свободной верхней конечности. Такими упражнениями являются элементы, связанные с постановкой ног, корпуса, рук и голени (в первую очередь portdebras).
Элементы классического экзерсиса являются основой для выработки прекрасной осанки. Эту особенность экзерсиса очень точно подметил К. С. Станиславский, оценивая танцевальные приёмы развития, управления и постановки корпуса. Он писал: «В приёмах балетной муштры я ещё ценю один момент, имеющий важное значение для всей дальнейшей культуры тела, для его пластики, для общего постава корпуса и для манеры» [6, с. 37].
Для выработки правильной осанки важное значение приобретают упражнения, тренирующие мышцы, удерживающие позвоночник и приводящие его движения, особенно мышцы, выпрямляющие позвоночник, и мышцы брюшного пресса. Особое значение приобретают в выработке осанки такие элементы, как demi, grandplie, battementfondu, battementrelevelent, battementdeveloppeportdebras, прыжки. В дальнейшем эта выработанная в экзерсисе осанка может видоизменяться и обогащаться на материале народных танцев.
Поскольку народный танец составляет основу репертуара хореографического коллектива «Академия» Киселёвского педагогического колледжа, возникает естественная необходимость обучения участников технике народно-сценического танца, развития способности быстро осваивать различные по стилю, манере и национальной орнаментике танцевальные комплексы.
Освоение движений народно-сценического экзерсиса, основанного на элементах народного танца, является важнейшим видом учебной работы. Особенностью народно-сценического экзерсиса является активность движения на опорной ноге. Народно-сценический танец развивает у студентов те мышцы, суставы и связки, которые упражнениями классического экзерсиса развиваются недостаточно. В первую очередь это относится к голеностопному суставу и мышцам, приводящим его в движение, а также коленному суставу и соответствующим мышцам. Кроме того, происходит значительное совершенствование функций нижних конечностей как опорного, рессорного и толкательного аппарата мышц, приводящих в движение плечевой пояс и верхние конечности.
Часть элементов народно-сценического экзерсиса возникла на основе элементов классического танца и классического экзерсиса.
Народно-сценический экзерсис развивает у танцовщика те мышцы, суставы и связки, которые были, не полностью развиты упражнениями классического экзерсиса. В первую очередь это относится к голеностопному суставу и соответствующим мышцам. Важнейшей особенностью народно-сценического экзерсиса является активность движения на опорной ноге, это касается коленного сустава, мышц голени и мышц, приводящих в движение суставы стопы. Кроме того, происходит значительное совершенствование функций нижних конечностей как опорного, рессорного и толкательного аппарата мышц, приводящих в движение плечевой пояс и верхние конечности (характерные portdebras).
В народно-сценическом экзерсисе применяется принцип контрастности, то есть чередование различных по нагрузке упражнений и элементов, что позволяет развивать танцевальность, выразительность исполнения в воспроизведении манеры и стиля народных танцев.
Экзерсис классический как основа развития двигательного аппарата и народно-сценический как основа подготовки к исполнению танцевальных композиций есть учебно-тренировочный комплекс, направленный не только на гармоничное развитие участника, но и на выразительное исполнение танца.
Таким образом, экзерсис классический как основа развития двигательного аппарата и народно-сценический как основа подготовки к исполнению танцевальных композиций — есть учебно-тренировочный комплекс, направленный не только на гармоничное развитие студента, но и на выразительное исполнение танца. Длительное и последовательное, а также грамотное выполнение элементов и упражнений экзерсиса, создают устойчивые танцевальные навыки, гармонично развивают скелетную мускулатуру, совершенствуют вестибулярный аппарат, инерцию.
Многие педагоги-хореографы предлагают на начальной стадии обучения осваивать значительное количество сложных элементов и упражнений. Однако по нашему мнению, при этом неизбежно страдает качество танца, поскольку исполнение отличается приблизительностью и не выполняет своей основной роли — активного развития скелетной мускулатуры. Недостаточно развиваются мышцы, суставы и связки, что наносит вред психофизическому развитию обучающихся.
Анализ результатов танцевального экзерсиса позволяет сделать следующие выводы:
· он является основным, тренирующим и пластическим комплексом гармонического развития;
· совершенствование элементов танцевального экзерсиса должно основываться на профессиональной хореографической методике с учетом физических особенностей и возраста;
· танцевальный экзерсис положительно влияет на исправление физических недостатков, помогает вырабатывать необходимую правильную осанку.
Танцевальный экзерсис позволяет формировать и развивать качества, необходимые участнику танцевального коллектива, специальные навыки и умения, активно развивать хореографическую технику; способствует совершенствованию средствами музыкально-хореографического искусства двигательных навыков и умений.
Таким образом, реализуется важная воспитательная функция хореографии — подготовка исполнительского уровня обучающегося. Выполнения этой задачи внесёт определённый вклад в эстетическое воспитание участников, будет способствовать гармоничному развитию студентов педагогического колледжа.
Список литературы:
1. Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. — М.: Искусство, 1987. — 556 с.
2. Грачёва Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. — СПб.: Речь, 2005. — 60 с.
3. Есаулов И. Г. Хореодраматургия. Искусство балетмейстера. — Ижевск: Изд. дом «Удмуртский ун-т», 2000. — 320 с.
4. Захаров Р. В. Сочинение танца. Страница педагогического опыта. — М.: Искусство, 1983. — 237 с.
5. Самодеятельное хореографическое искусство в клубе /Под ред. Ю. И. Громова. — СПб: СПб гуманитарный ун-т, 1988. — 100 с.
6. Станиславский К. С. Собрание сочинений Т. 3. — М.: 1955. — 504 с.
дипломов
Оставить комментарий