Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 января 2012 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ХОРОВАЯ МУЗЫКА МОРИСА РАВЕЛЯ
Телкова Наталия Станиславовна
преподаватель, кандидат искусствоведения ФГОУ ВПО Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского ГОУ СПО Московский музыкально-педагогический колледж, г. Москва
E-mail: Natalihome@yandex.ru
«Всякая иная музыка рядом с его музыкой кажется несовершенной»
Ромен Роллан
Хоровые сочинения Мориса Равеля (1875—1937) — уникальное явление в сфере творческого наследия композитора-импрессиониста. Пройдя через страшные годы Первой Мировой войны, его воззрения не утеряли новизны, яркости, самобытности музыкального языка. Многогранное творчество композитора охватывает многие темы связанные с поэтическими картинами природы, народного быта, оригинальными воплощениями человеческих характеров. Равель обращался к темам Испании и Востока, опоэтизированному танцу, сказке, мотивам античного мира и др.
За всю свою жизнь Морис Равель написал более сорока вокально-хоровых опусов. Среди них — полтора десятка отдельных романсов на стихи французских поэтов, замечательные обработки народных песен различных стран, несколько вокальных циклов (часть из них — с оркестровым или ансамблевым сопровождением), кантаты, три песни для хора a cappella, хоровые сцены в опере «Дитя и волшебство», хор без слов в балете «Дафнис и Хлоя» и др.
В начале ХХ века молодой композитор создает несколько кантат — «Мирра» (1901 г.), «Альсиона» (1902 г.), «Алисса» (1903 г.). Все они были написаны в академическом стиле и связаны с участием Равеля в конкурсе на соискание Римской премии [5]. К сожалению его попытки получить премию были безуспешны (наиболее высокий результат в конкурсе — вторая премия в 1901 году).
В 1907—1910 гг. Морис Равель интенсивно работал над балетом «Дафнис и Хлоя» — его вершинным творческим достижением предвоенного периода. В эти годы усиливаются его дружественные контакты с деятелями русского театра, прежде всего с балетной труппой С. Дягилева. В постановке «Дафниса и Хлои» участвовали прославленные мастера «Русских сезонов» — балетмейстер М. Фокин, художник Л. Бакст, исполнители главных ролей — Т. Карсавина и В. Нежинский. Премьера сочинения состоялась 8 июня 1912 г. В театре Шатле (Париж) дирижировал Пьер Монте. Это — подлинный синтез высочайших достижений французского и русского искусства. Равель стремился воспроизвести в своем балете ясную, гармоническую трактовку античности. Композитор называл «Дафниса и Хлою» «хореографической симфонией» и характеризовал следующим образом: «В этом сочинении я задумал дать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воссоздать подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца XVIII века» [3]. В основе сюжета — роман греческого писателя Лонга, который жил в III веке. Некоторые исследователи относят его имя к IV и V векам и не подтверждают подлинность авторства сочинения. Сюжет романа Лонга сильно сокращён и упрощен. В одноактном балете содержится три картины, идущие без перерыва и не разделенные на традиционные номера.
Картина 1. Поляна на опушке священного леса.
1. Вступление и религиозный танец.
2. Общий танец.
3. Гротескный танец Доркона.
4. Легкий и грациозный танец Дафниса.
5. Танец Ликэнион.
6. Ноктюрн. Медленный и таинственный танец нимф.
Картина 2. Лагерь пиратов.
7. Вступление.
8. Воинственный танец.
9. Танец Хлои.
Картина 3. Пейзаж первой картины.
10. Восход солнца.
11. Пантомима.
12. Общий танец.
Также балет был преобразован композитором в две оркестровые сюиты, которые могут исполняться с хором или без него. Музыка от конца 1-й до середины 2-й картины составляет первую сюиту (номера 6,7,8), а 3-я картина полностью вошла во вторую (номера 10, 11, 12). Первое исполнение первой сюиты из «Дафниса и Хлои» состоялось 2 апреля 1911 г. под управлением Габриеля Пьерне в парижских Концертах Колонна. Вторая сюита прозвучала лишь в 1913 году. Каждая из сюит разделена на три эпизода. В них Равель сохраняет ремарки балета, которые играют роль своеобразной программы. Для создания грандиозного произведения композитору понадобился масштабный оркестр — четверного состава с множеством ударных инструментов. Одной из оркестровых красок становится четырехголосный хор, поющий без слов. Сплетение голосов смешанного коллектива (S, A, T, B) великолепно дополняет общее музыкальное звучание и помогает раскрыть образ пиратов. Первоначальное вступление мужского хора построено на острых, колких аккордах с пунктирным ритмом, к которому далее присоединяется женское звучание. Исполнение без слов неравномерно по всему разделу сочинения — от скованного пения с закрытым ртом оно переходит к грандиозному крику на гласной букве «А». Таким образом, Равель показывает буйство пиратской пляски и общее веселье в конце произведения. Музыкальное воплощение «Дафниса и Хлои», как хореографической симфонии, было новаторским для французского балетного театра. В те же годы рождались многие балетные партитуры, но подобным шедевром может считаться только одна из композиций И. Ф. Стравинского [1]. Русские контакты двух композиторов были продолжены в 1913 году их совместной работой над оркестровкой народной драмы М. Мусоргского «Хованщина».
События первой мировой войны глубоко потрясли Равеля. Встревоженный известиями о начавшемся национальном бедствии он работал с удвоенной энергией, торопясь завершить свои планы (трио для фортепиано, скрипки и виолончели, 1914 год). Несмотря на слабое здоровье, он добился зачисления в действующую армию. Из письма — открытки Мориса Равеля к Жану Марно: «Вот уже неделя, как я на фронте. Это далековато от передовой линии, но еще дальше от Парижа. Морально ощущаешь фронт совсем близко. Полеты аэропланов, обозы с людьми, указательные стрелки — все обращено … туда, к гигантской битве. Товарищи возвращаются оттуда поминутно. Немного стихло, снова началось» [4. С. 93].
В годы войны Равель сочинил «Три песни» для хора a cappella (1916 г.) и фортепианную сюиту «Памяти Куперена» (1917 г.). Также к данным произведениям можно отнести симфонический «Вальс», завершенный уже в послевоенное время (1920 г.). Работы этих лет обнаружили важные изменения в творческом мышлении композитора. В новых творениях он чаще обращался к темам фольклорного характера (французским, баскским), искусно использовал старинные жанры. Некоторые новые страницы его музыки своеобразно отражают эмоциональную атмосферу, рожденную переживаниями военных лет.
«Три песни» — единственное сочинение Равеля для хора a cappella. Они явились результатом работы автора над фольклором, хотя и написаны на собственный текст. Композиторский интерес к народному творчеству постоянно расширялся, захватывая мелодии разных стран, различных провинций Франции и Испании. Благоговея перед фольклором, М. Равель, тем не менее, избегал цитатно-этнографического использования народных мелодий. Как правило, это — строгая обработка (гармонизация) народной мелодии или — свободное сочинение в фольклорном духе. Из письма Мориса Равеля к Жану Марно: «Хочу дать Вам одно поручение, конечно, если у Вас есть время. Оно может оказаться очень хлопотным. Речь идет о том, чтобы найти для меня возможно больше данных о народных песнях провинции Валуа. Тексты, музыка, легенды — все пригодится» [4. С. 105]. В 1910 году композитор создал четыре обработки народных песен — французских, испанских, итальянских, еврейских. Они представляли собой «музыкальный ответ» на приглашение участвовать в международном конкурсе, организованном «Домом песни» в Москве, во главе которого стояла известная камерная певица М. Оленина-д’Альгейм. Его обработки были удостоены первой премии.
Три хора образуют своеобразный триптих: шуточная «Николетта», песня-легенда «Три птицы» и «Рондо». Все произведения контрастны и по содержанию и по фактуре письма.
Первый хор — «Николетта» — шутливый рассказ о девушке, данный сюжет, много раз разрабатывался во французской поэзии и фольклоре. Испугавшись серого волка, равнодушно проскользнувши мимо красавца пажа, она с особым трепетом отвечает на призыв богатого старика. Стихи М. Равеля в этом опусе приобретают оттенок изящной иронии. Музыкальное прочтение композитора представляет собой легкое скерцо и имеет куплетно-вариационную форму. Каждая «встреча» главной героини начинается новым разделом произведения. Песня открывается квинтовым ходом от тонического звука C, который тут же перемещается на секунду вверх. Параллелизмами октав автор подчеркивает это перемещение (Fis вносит дорийский оттенок). Данную мелодию можно характеризовать как тему-рефрен, которая проходит во всех голосах на протяжении всего произведения и имеет разную гармонизацию: от простых параллельных трезвучий до форшлагов при появлении «уродливого, старого господина».
Второй хор — «Три птицы» — лирическое, трогательное сочинение, проникнутоеглубокой печалью. Нельзя не услышать в нем прямого отклика на события Первой Мировой войны с ее горестями и утратами. Равель воплотил свои переживания, о которых рассказывают его письма, в музыке высокой простоты и искренности. В хоре используются солирующие голоса (в большинстве — партия Сопрано) — они звучат на фоне спокойного хорового сопровождения, слегка расцвеченного подголосками. Прекрасная мелодия напоминает пение грустных птиц. Движение от C (2-ой октавы) до С (1-ой октавы) играет роль ладовых устоев, хотя тональный центр всего опуса обозначен как f-moll. Автор закрепляет эту переменность в сопровождении, давая цепь квинт (подобие органума).
Хор «Рондо» («Не ходите в лес зеленый») написан для смешанного состава и имеет яркий, искрометный характер. Музыка полна живости и задора, приобретает местами характер скороговорки. Так же подобный эффект достигается путем театрализации сочинения. В произведении происходит некий диалог между «старухами и стариками», «девушками и юношами» («Les vieilles, les vieyx, les filles, les garcons»). Название хора раскрывает форму, хотя и не совсем точно. Рондо как жанр восходит к французской хороводной песне — танцу с движением по кругу и куплетным возвращением музыки. Главная тема носит название «рефрен», т. е. «припев» (или «рондо»). Произведение представляет собой семичастное построение. Схематично это можно изобразить так: A B A1 C A2 D A3. Интересно, что вместе с эпизодами несколько изменяется рефрен. Данная форма немного напоминает «французское виреле» (от старофранцузского vireli — припев, рефрен) [2]. Французские формы музыкального жанра связаны с формами французской поэзии. Рефрен в «Рондо» повторяется четыре раза с маленькими изменениями. Примечательно, что слова повторяются не в рефрене, а в заключительном разделе каждого куплета. Это помогает произведению в объединении формы и смысловому донесению литературного текста. Она является своего рода лейт-темой, которая контрастируя с рефреном, проходит через все сочинение.
Важную роль М. Равель поручил хору в опере «Дитя и волшебство». В сочинении композитор обращается к детской тематике. Либретто написала популярная писательница Г. Колетт. Премьера состоялаяь в Монте-Карло 21 марта 1925 года под управлением В. де Сабаты.
Автор музыки назвал свою оперу «лирической фантазией в двух актах». При всей кажущейся наивности этой сказочной истории композитор прибегает к сложным музыкально-творческим решениям. В опере резко контрастны различные стилевые пласты, которые сталкиваются в данной партитуре. Равель достаточно смело смешивает стили, тем самым открывая путь к «полижанровым» формам музыки второй половины ХХ века. В произведении достаточно много действующих лиц: Дитя (меццо-сопрано), Мать (контральто), Кушетка (сопрано), Китайская чашка (меццо-сопрано), Огонь (колоратурное сопрано), Принцесса (колоратурное сопрано), Кошка (меццо-сопрано), Стрекоза (меццо-сопрано), Соловей (колоратурное сопрано), Летучая мышь (сопрано), Сова (сопрано), Белка (меццо-сопрано), Пастушка (сопрано), Пастух (контральто), Кресло (бас), Стенные часы (баритон), Чайник черного фарфора (тенор), Маленький старичок (тенор-альтино), Кот (баритон), Дерево (бас), Лягушка (тенор), скамья, диван, пуф, качалка, цифры, пастушки, пастухи, лягушки, животные, деревья.
Хор участвует во втором акте — картине ночного сада. В ней преобладают образы птиц и животных: хор лягушек, вальс-бостон кузнечиков и бабочек, хоровод летучих мышей. Заканчивается опера подобием многоголосного мадригала, славящего добрые чувства, проснувшиеся у ребенка. Музыка его прозрачная, нежная, удивительно тонко передает атмосферу доброжелательности и тепла. Полифоническое изложение нисколько не утяжеляет звучание, и хоровая ткань остается ажурной и легкой. Переменный размер вносит в музыку оживление и разнообразие.
Хоровые сочинения Мориса Равеля достаточно сложны для исполнения. Их не часто можно встретить в концертных афишах. Особую сложность представляет исполнение на французском языке, что требует более тщательной работы со стороны руководителя. В некоторых коллективах специально приглашают специалиста по фонетике. Французский язык достаточно неудобен для пения, при этом некоторые фразы и слова по-разному читаются и поются. Западная музыка требует европейской манеры исполнения и более облегченного пения по сравнению с традиционным русским хоровым звучанием.
Список литературы:
1. Балеты И. Ф. Стравинского — «Петрушка», «Жар-птица», «Весна священная».
2. Более подробно: Кюрегян Т. Форма в музыке XVIII—XX веков. М., 1998; Способин И. Музыкальная форма. М., 1980; Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. М., 1980.
3. Морис Равель. Краткая автобиография // Сайт Российского государственного музыкального телерадиоцентра.
4. Равель в зеркале своих писем. Сост. М. Жерар, Р. Шалю, Л., 1988.
5. Римская премия (Prix de Rome) была учреждена в 1803 году и вручалась на вилле Медичи в столице Италии. Многие годы лауреатами премии становились выпускники парижской консерватории, среди них — А. Адан, Г. Берлиоз, Ш. Гуно, К. Дебюсси.
дипломов
Оставить комментарий