Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 декабря 2011 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА КАК КОМПОНЕНТ МЕДИАСФЕРЫ
Сорока Наталья Владимировна
аспирант КГУКИ, г. Краснодар
E-mail: soroka3@yandex.ru
В современном социуме музыка — одно из наиболее массовых явлений. Огромные потоки музыкальной информации сопровождают современного человека, активно влияют на слуховой музыкальный опыт и воспринимаются им как неизбежность. Музыка является мощным средством эмоциональной регуляции человека. Рост стрессовых ситуаций в обществе вызывает психологическую нестабильность и дезорганизацию. Разработка приемов борьбы с этими явлениями важная задача социологов, практических психологов, культурологов, музыковедов, педагогов. Одним из таких приемов является использование функциональной музыки в различных сферах человеческой деятельности.
Приступая к рассмотрению данного вопроса, обратимся к генезису понятий «медиасфера» и «функциональная музыка». Формирование термина «медиасфера» связано с объединением в нем двух начал: медиа и сфера, каждое из которых имеет определенное смысловое значение.
«Термин медиа происходит от латинских medium (средство, посредник), media (средства, посредники) и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК — средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет) и/или СМИ (средства массовой информации)» [7, с. 3].
Предлагаем другой вариант данного определения «Медиа — (мн. ч. от лат. medium — промежуточное, посредствующее, посредник) — средства осуществления коммуникации между различными группами, индивидуумами и (или) доставки любых содержательных продуктов аудитории. Медиа многочисленны и включают в себя средства массовой информации (газеты, журналы, книги, телевидение, кабельные сети, радио, кинематограф), отдельные носители информации и данных (письма, аудио- и видеозаписи на любых носителях, компакт-диски), а также коммуникационные системы общества (телеграф, телефон, почта, компьютерные сети)» [9].
Сфера — одно из значений: область, пределы распространения чего-либо, среда [6].
Термин «функциональная музыка» появился в 40-е годы XX столетия и закрепился за музыкой, сопутствующей трудовой деятельности (И.А. Гольдварг). Формирование термина «функциональная музыка» (ФМ) связано с объединением в нем двух начал: музыки и функции. Применительно к музыке функция — осуществляемое действие в определенной системе, ее свойства можно оценивать по объективным данным — результатам воздействия на практическую деятельность и состояние человека. Поскольку использование ФМ получило широкое распространение в разных сферах человеческой деятельности, то в теории функциональной музыки встречаются различные ее определения: «индустриальная музыка», «промышленная музыка», «торговая музыка», «военная музыка», «звуковой дизайн» и другие, которые объединены в единый термин — «функциональная музыка» как наиболее емкое и подвижное абстрактное понятие. Литературные данные свидетельствуют о наличии различных подходов к рассмотрению понятия ФМ как системы воздействия на организм человека.
В определении, данном в Википедии, функциональная музыка позиционируется как музыка, создаваемая для профессионального использования в местах продаж, торговых помещениях или на производствах; как музыка, являющаяся мощным «маркетинговым» инструментом управления настроением покупателя, мотивирующая его к приобретению товара [8].
Это определение не отражает всех аспектов функциональной музыки. Определение функциональной музыки словаря «Клиническая психология» значительно шире: «Функциональная музыка — применение музыки в профилактике, лечении, повышении эффективности трудовой, учебной деятельности, пр., опирающееся на эмпирические наблюдения физиологов о воздействии музыки на различные системы организма. Сам термин Ф. м. связан с предложенным В.М. Бехтеревым пониманием ее лечебного регулирующего влияния. В результате клинических наблюдений и специальных исследований установлено, что способность музыки непосредственно воздействовать на эмоциональный мир человека — изменять его настроение, снижать тревогу и напряженность — делает музыку важным средством профилактики, лечения (в комплексе с другими средствами) заболеваний» [3].
Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыкотерапия и функциональная музыка имеют много общего, так как используют воздействие музыки на психику человека. В то время как в первом случае музыка применяется с лечебными целями для воздействия на психику больного, измененную во время болезни, во втором случае применение музыки направлено на уменьшение утомляемости и стимулировании умственных процессов у здоровых людей. В обоих случаях воздействие музыки основано на двух особенностях психики: эмоциональной восприимчивости, и непроизвольном, но властном подчинении заданному музыкой ритму. Это можно объяснить тем, что большинство физиологических, биофизических и биохимических процессов в организме человека протекает ритмично. Эти ее свойства были давно замечены и так же давно успешно использовались для стимулирования трудовой и умственной деятельности.
Область применения функциональной музыки в современном социуме
«Вопрос о функциональности музыкального искусства, как и других искусств, сводится к целям и областям его использования. Как бы кому ни хотелось, музыка слушается и исполняется, во-первых, в самых разных местах и ситуациях, а во-вторых, и в главных — с самыми разнообразными целями, далеко выходящими за рамки простого развлечения, получения эстетического наслаждения или духовного развития» [4].
Изучение механизмов воздействия музыки на психофизиологические процессы, эмоциональное состояние стимулировали интерес к использованию результатов на практике, то есть внедрению в процесс деятельности человека. Для определения критериев классификации функциональной музыки необходимо обобщить некоторые положения, наиболее часто анализируемые в работах психологов и искусствоведов. Речь идет о таком параметре как сфера применения функциональной музыки.
Среди функций музыки в одной из классификаций названы следующие: стимулирующая, седативная, церемониальная (включая ее применение в религиозных, военных ритуалах и др.), коммерческая (включая применение в труде, в местах торговли), терапевтическая, образовательная. Очевидно, подобная классификация, несмотря на феноменологическую полноту, страдает отсутствием системности: в ней смешаны цели и сферы применения музыки. Для систематизации представлений о функциях музыки, т. е. целях, с которыми она используется, мы предлагаем выделить несколько уровней ее воздействия на человека [5] (см. табл. 1).
Таблица 1
Уровень воздействия |
Цели использования |
Биологический |
· Смягчение физического дискомфорта, уменьшение болевых ощущений; · Влияние на различные физиологические процессы (кровообращение, дыхание, внутреннюю секрецию, иммунитет и др.); · Терапия болезней, повышение эффективности различных методов лечения при комплексном их применении. |
Психофизиологический |
· Преодоление однообразия стимуляции органов чувств; · Повышение физической работоспособности; · Улучшение функций восприятия, внимания, памяти, сенсомоторных реакций; · Повышение уровня бодрствования, преодоление сонливости; · Релаксация, ускорение засыпания. |
Психологический |
· Улучшение настроения, создание положительных эмоций (тимогенная функция); · Снижение тревожности, отвлечение от неприятных мыслей (анксиолитическая функция); · Избавление от скуки или пресыщения какой-либо деятельностью; · Выявление и отреагирование - внешнее выражение — накопившихся переживаний (функция катарсиса); · Изменение состояния сознания, создание ощущений погружения в «другую реальность». |
Ценностно-смысловой |
· Воодушевление на выполнение какого-либо дела, способность вызывать энтузиазм и т.п.; · Формирование мировоззрения, системы ценностей, направленности личности; · Развитие нравственных качеств человека. |
Социально-психологический |
· Улучшение способности к общению, повышение контактности, преодоление явлений аутизма; · Сплочение, объединение коллектива людей, улучшение их взаимоотношений; · Влияние на поведение больших и малых групп. |
Эта классификация сугубо психологическая. Определив основные прикладные функции музыки, опишем основные сферы направлений ее функционального действия, образующихся как целенаправленно, так и стихийно.
Остановимся на следующей классификации функциональной музыки:
1. Музыкальная терапия.
2. Функциональная музыка на производстве.
3. Функциональная музыка в местах торговли.
4. Функциональная музыка в спорте и туристическом бизнесе.
5. Функциональная музыка в образовании и воспитании.
Выразительная, спокойная музыка небольшой громкости создает благоприятные условия для плодотворной умственной деятельности. Функциональная музыка дает положительный физиологический и психологический эффект, она повышает целенаправленность действий, уменьшает отвлекаемость и посторонние разговоры во время выполнения работ, помогает ослабить вредное воздействие накапливающегося утомления.
Прослушивание передачи функциональной музыки оказывает более выраженное влияние на работоспособность учащихся во время контрольных и самостоятельных работ, чем выполнение ими равной по длительности гимнастики. Предполагается, что музыка более сильный стимулятор рабочей доминанты, чем мышечная активность.
Целью использования функциональной музыки является повышение качества выполняемых работ. Основные задачи функциональной музыки:
·Повышение физической работоспособности;
·Улучшение функций восприятия, внимания, памяти, сенсомоторных реакций;
·Повышение уровня бодрствования, преодоление сонливости;
·Улучшение настроения, создание положительных эмоций;
·Снижение тревожности, отвлечение от неприятных мыслей;
·Избавление от скуки или пресыщения какой-либо деятельностью.
Использование функциональной музыки предполагает учитывать следующие факторы:
·Функциональная музыка должна восприниматься как звучащий фон на периферии сознания. Она должна быть приятной, приносить удовольствие и вызывать состояние легкого возбуждения. Более активное ее восприятие может привести к отвлекаемости.
·Назойливо-ритмичная или скучная и однообразная музыка быстро надоедает и вызывает раздражение. Так же непригодны и массовые песни, вызывающие желание более активно следить за исполнением и подпевать им. Они легко могут вызвать нежелательные ассоциации и связанные с ними переживания. Музыка с текстом, как правило, отвлекает, поэтому предпочтительнее симфоническая, инструментальная или эстрадная музыка.
·Важный фактор, от которого зависит степень влияния музыки — это громкость. Под громкую музыку на выполнение физических и умственных упражнений уходит примерно на 20% больше времени.
·Для «включающей» музыки нужно использовать бодрые жизнерадостные мелодии.
·Период музыкального вещания должен занимать 30‑35 минут. Непрерывное звучание утомляет, усиливает усталость и раздражительность.
·Полезный эффект значительно снижается от частого повторения одной и той же программы. Сначала пропадает интерес, затем вырабатывается своеобразный иммунитет, возникает безразличие и стимулирующий эффект прекращается: музыка вызывает неприятие, раздражение. Для того чтобы этого не произошло, необходимо иметь богатую и разнообразную фонотеку.
·Большое значение для эффективности восприятия функциональной музыки имеет техническое оснащение, акустическое и музыкальное качество записи.
Комплексный характер воздействия музыки является основой ее полифункциональности. В «функциональном» воздействии ведущим является эмоциональный компонент, который, обеспечивая интеграцию восприятия и переживания музыкального образа, оказывает положительное влияние на динамику психической настроенности человека, а вследствие этого — и на продуктивность деятельности. Эти выводы позволяют нам считать возможным осуществление целенаправленного воздействия средствами музыки на организм человека с целью стабилизации физиологического и эмоционального состояния, реконструкции его поведения.
Список литературы:
1. Гольдварг И.А. Музыка на производстве. — Пермь: Кн. изд-во, 1971. —110 с.
2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. — М.: изд. МИП «NB Магистр», 1993, — 190 с
3. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с. (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского).
4. Леви М.В. Музыка для жизни. Функциональная музыка как явление современной культуры сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта. [электронный ресурс] — режим доступа — URLhttp://www.levi.ru/houses/mus_apteka/max_funct_music.shtml
5. Леви М.В. Функциональная музыка как явление современной российской культуры. Аналитический обзор. [электронный ресурс] — режим доступа — URL: http://doctor-art.ru/?p=252&lang=bg
6. Толковый словарь иноязычных слов, 2004.[электронный ресурс] — режим доступа — URL: http://slovari.yandex.ru/сфера%20синоним/правописание/
7. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности [Текст] / А.В. Федоров. — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. — 64 c., с. 3
8. Функциональная музыка // Википедия. [электронный ресурс] — режим доступа — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
9. Экономический словарь [электронный ресурс] — режим доступа — URL: http://www.slovarus.ru/?di=175683
дипломов
Оставить комментарий