Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 09 ноября 2011 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Теория и история искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мельникова И.И. ИСТОРИОГРАФИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАВРОПОЛЬЯ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОРИОГРАФИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАВРОПОЛЬЯ

Мельникова Инна Ивановна

к. ист. н., доцент ФГБОУ «СГУ», г. Ставрополь

E-mail: stv-inna@yandex.ru

 

История духовной жизни на Ставрополье рассматривалась как в контексте исторического развития всего северокавказского региона, так и являлась предметом отдельного исследования в специальных работах по этой теме. Можно выделить дореволюционную, советскую и современную историографию данной проблемы.

Для более четкого разграничения проблемно-хронологической типологии в каждом периоде необходимо проследить историю духовной культуры в целом и  культуру  региона,  историю  фольклора и фольклор Ставрополья.

 В дореволюционной историографии духовная культура в период освоения Кавказа продолжала освещаться в комплексе с историей, этнографией, филологией. Центром внимания исследований  XIXв. стал народный быт: песни, обряды, пословицы, поговорки, предания, приметы, другие явления духовной народной культуры. Столь широкий взгляд был обусловлен историей внешней политики государства и связанных с ней государственных границ. Интерес к фольклору стимулировал его изучение. С этой точки зрения создавалось большинство трудов того времени. Наиболее фундаментальные из них - М. Забылина, И.М. Снегирева, А.В. Терещенко, Н.И. Костомарова [8]. Они описывали не только быт, нравы и обычаи, т. е. бытовую культуру, но и приводили художественные тексты песен, обрядов, поверий, примет. Параллельно усиливался интерес к изучению исторического, национально-этнического менталитета. Флоровский Г.В. объяснял такой интерес к фольклору пробуждением исторического чувства [27].

К изучаемой теме обращались историки, этнографы, филологи. Они дали представление о культурно-историческом  ландшафте, который объясняет причины и историко-возрастную стилистику фольклора XIX в. Ценны они тем, что авторы показали целесообразность создания источников для последующих исследователей. Собиратели по существу сформировали базу для изучения регионального фольклора. Примерами записи произведений устного народного творчества и отношения к народной поэзии служат сборники песен черниговских малороссов Глуховского уезда в этнографическом исследовании И. Абрамова, исторические песни малорусского народа с объяснениями Антоновича В. и Драгоманова Д., песни терского казачества [10].

Такой комплексный подход прослеживается в трудах П. Зубова «Картины Кавказского края», Е. Маркова «Очерки Кавказа» [9]. Авторы этих работ дали описание  заселяемого  края  не  только в историческом, но и в статистическом, финансовом, этнографическом, географическом и торговом отношениях. Аналогичные исследования продолжались и в XXвеке в трудах Трофимовой Ю., Виноградов  В.Б., Косвена М.О. [25].

В дореволюционный период в печати появляются статьи местных исследователей, освещающих историю, этнографию, экономику, быт и фольклор. Среди них выделим наиболее содержательные: «Народная песня» С. Рокотова, «Народ и его песни» Н. Ивановича, «Картины из народной жизни донских казаков» Краснянского М.Б. и др. [21].

Тенденция обстоятельного анализа духовной культуры продолжалась в начале XXвека в трудах Л.В. Македонова, Г.Н. Прозрителева, Ф.А. Щербины, Е.П. Савельева [13]. Милюков П. представил историю русской культуры начала XXвека в виде очерков, затрагивающих экономический, государственный, сословный строй в России [15]. 

Для собирания кубанского фольклора в начале XX в. был рекомендован учитель А.А. Кошиц. Его письмо в статистический комитет  и сегодня представляет интерес современных исследователей. Уже в то время автором ставился вопрос о методике сбора песен: записывать их во всех вариантах, затем выделять общие как самые устойчивые, а варианты рассматривать как местные редакции.

Изложенные рекомендации не утратили своего значения и по сей день. Процесс собирания и научной обработки опубликованного песенного фольклора XIXв. составляет важную страницу культурной и научной жизни Предкавказья.

Однако в силу ряда объективных причин он и в настоящее время является недостаточно изученным. Отсутствует музыкальный напев почти во всех публикациях народных песнях Ставрополья. Трудности в изучении фольклора составило позднее и более длительное заселение Предкавказья и сложный состав его населения, а также отсутствие специалистов для сбора и обработки компонентов духовной культуры.

Решить проблему специалистов должна была музыкально-этнографическая комиссия при отделе Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ). Она пришла к существенному выводу о том, что в целом музыкальное образование необходимо пересмотреть. Уже тогда предлагалось изучать народную музыку и ее значение; анализировать тексты и формы русских народных песен, ритм, строй, мелодику, народные инструменты, историю развития народной песни и ее отношение к песням других народов России. Заметим, ученые XIXвека оценили необходимость взаимосвязи русской песни с песнями других народов.

Историки, этнографы и другие специалисты, проводившие  обработку собранных материалов, к началу XXвека уже имели план собирания фольклора. Но развернувшиеся дискуссии вокруг этого предмета исследований продолжались и на протяжении всего XXвека.  За это время вышло много статей и монографий, авторы которых раскрывали его суть с разных сторон  и подчеркивали необходимость изучения [6].

Фольклор Предкавказья, являясь самостоятельным крупным единым художественно-стилевым разделом в русскоязычной традиции, одновременно распадается на несколько региональных: Донской, Кубанской, Терской областей и Ставропольской губернии. Большая часть работ посвящена казачеству. Это очерки истории казачества, его хозяйства, материальной и духовной культуры [3].

Неоценимый вклад в изучение донского, кубанского и терского казачества  дореволюционного периода внесли работы В.А. Потто, И.Д. Попко, П.П. Короленко, К.К. Абаза и др. [20]. Обращение к этим трудам объясняет историю каждой группы казачества, содержание песенного фольклора, позволяет понять мечты и стремления, выраженные в поэтических текстах.

В 70-е гг. XXвека в работах Анохиной Л.А., Рабиновича М.Г. приоритет отдавался изучению городской культуры [1]. Периодические издания того времени публиковали новейшие исследования своего времени, вызывавшие большие полемические споры. Например, статьи Громыко М.М., в которых автор рассматривал культуру крестьянства XVIII– XIX вв. как предмет исторического исследования, принцип историзма в изучении воспроизводства традиции малых социальных групп; Чижиковой Л.Н. по этнокультурной истории южнорусского населения в журналах «Этнографическое обозрение», «История СССР» [7].

Последующие работы, особенно конца XXв., касались духовной культуры в целом, духовной жизни советского села, характеризовали культуру современной деревни [5].

К фольклору и ко всей музыкальной культуре на Ставрополье даже в начале XX в. обращались не часто. В крае не было специалистов в этой области. Статьи И. Колотыгиной и А. Мосолова, по сути, стали отправной точкой в исследованиях данной проблемы [12]. Колотыгина И. впервые в небольшом историко-этнографическом очерке сформулировала причины своеобразия песенного фольклора Ставрополья на примере станиц Баклановской и Расшеватской. А. Мосолов дал сравнительную характеристику ставропольских песен с кубанскими и терскими.

Постепенное возрождение казачества в 90-е гг. XX в. и проблемы, возникающие в связи с этим, послужили толчком к появлению ряда публикаций. Например, статья Багдасаровой А.Б. о песенном фольклоре, раскрывающей этнические особенности культурной жизни казаков; Бубнов А.И., Богданов А.Б., выступившие с докладом об обычаях казачества на IIIВсероссийской научно-практической конференции в Ставрополе в 1993 г. [2].

Значительный вклад в изучение традиционной культуры внесла монография профессоров Невской Т.А. и Чекменева С.А. «Ставропольские крестьяне» [18]. Очерки историков, знакомя с культурой и бытом ставропольского крестьянства дореволюционного времени - начала XX в., дополнили взгляд автора на исследуемую тему. Намного раньше было опубликовано исследование Невской Т.А. «Традиционная и современная свадьба сельского населения Ставрополья» [19].

Интерес представляет диссертация Фроловой Г.Г., рассматривающая народно-поэтическое творчество послевоенного Ставрополья [26]. Значительно дополняют исследуемый материал диссертации Великой Н. Н,  анализирующей этнокультурные процессы в Восточном Предкавказье XVIII– XIX вв.,  Колесникова В.А. по истории линейного казачества [4].

Ряд исследований Мирзоева Г.М., Романенко Л.В., Айбазовой Ф.У., Фединой А.И. касаются особенностей культуры региона, городской культуры Ставрополья XIX– нач. XX вв., развития духовной культуры Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны, формирования историко-культурной региональной традиции черноморского казачества [16]. Исследование современных словесно-музыкальных традиций вызвало необходимость изучения диссертации Сорокиной А.Ю. по истории развития народного творчества на Ставрополье [23].

В ряде общих работ по истории Ставрополья фольклорная традиция рассматривалась в контексте общероссийской и региональной истории. Это  «Очерки истории Ставропольского края», «Край наш Ставрополье», «История городов и сел Ставрополья», «Ставропольский край в истории России» А.И. Кругова и другие [11].

Этнографические экспедиции XX в. пополнили небольшое количество публикаций, касающихся региональной музыки. Первая из них, организованная в 1967 г. Московским музыкально-педагогическим институтом им. Гнесиных, записывала в Благодарненском, Изобильненском, Новоалександровском, Грачевском, Шпаковском районах [22]. По результатам этих экспедиций Всероссийское хоровое общество выпустило несколько репертуарных сборников [24].

С открытием в 1979 г. народно-хорового отделения в Ставропольском краевом музыкальном училище продолжилось собирание песенного фольклора в Александровском (с. Круглолесское, Грушевское), Красногвардейском (с. Красногвардейское), Изобильненском (ст. Баклановская), Петровском (с. Константиновское), Шпаковском (с. Дубовка, ст. Темнолесская) районах Ставропольского края. Определенный вклад в изучение народного творчества в последнее десятилетие внесли работы, опубликованные краевым Домом народного творчества [17].

Для исследования исторических корней казачьего песенного фольклора, сравнительного анализа, автором был собран полевой материал конца XX– начала XXIвека в Новоалександровском, Шпаковском, Новопавловском  Изобильненском и др. районах Ставропольского края. Эти результаты легли в основу диссертационного исследования  «Духовная культура Ставрополья XIX– XX вв. (на примере фольклорных традиций)» [14].

Таким образом, историографический обзор позволяет констатировать, что,  несмотря на многочисленность публикаций, затрагивающих отдельные историко-культурные вопросы, анализ устного народного творчества в ряде работ отсутствует, нет обобщающего исследования историко-культурной фольклорной традиции Ставрополья.

Культурное, духовное и национальное возрождение нашего народа сегодня, как никогда, нужно для его выживания. Оно не только скрепляет связь времен и соединяет в единое целое разные поколения людей, не только формирует художественный и эстетический вкус, нравственные ценности, но и активно способствует воспитанию национального самосознания и чувства патриотизма.

 

Список литературы:

  1. Анохина Л.А. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем // Л. А. Анохина, М. Н. Шмелева; АН СССР, ит-т этнографии им. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 1977. – 359 с.; Рабинович М. Г. Очерки этнографии русско-феодального города: Горожане, их общественный и домашний быт. – М.: Наука, 1978. – 328 с.
  2. Багдасарова А. Б.О некоторых этнических особенностях культурной жизни казаков: Песенный фольклор // Проблемы возрождения казачества. Сб. статей IIВсероссийской науч.- практ. конференции – Ставрополь, 1992. – С. 70-75; Бубнов А.И., Богданов А.Б. К вопросу об обычаях казачества // Проблемы возрождения казачества. Сб. статей IIIВсероссийской науч.- практ. конференции. – Ставрополь, 1993. – С. 27.
  3. Бентковский И.В. Гребенцы. Исторические исследования. 2-е изд.- М.,  1889. – 39 с.;  Броневский В. История Донского войска. Описание Донской земли и  Кавказских Минеральных вод. - СПб., 1834. - Ч.3. – 214 с.; Ткачев Г.А. Гребенские, терские и кизлярские казаки: книга для чтения в станичных и полковых школах, библиотеках и командах. – Владикавказ, 1911. – 240 с.;  Терское казачество в прошлом и настоящем: Памятка терского казака // Сост. М.А. Караулов. – Владикавказ, 1912. – 386 с.
  4. Великая Н.Н. Политические, социально-экономические, этнокультурные процессы в Восточном Предкавказье (XVIII-XIX вв.): Автореф. дисс… докт. истор. наук. – Ставрополь, 2001. – 54 с.;  Колесников В.А. Формирование и функции линейного казачества Кубани в конце XVIII-  1861 г.: Дисс… канд. истор. наук..  – Ставрополь, 1996. – 26 с.
  5. Великий П.П. Духовная жизнь советского села. – М.: Мысль, 1982. – 207 с.;  Духовная культура современного села: Межвузовский сб. науч. трудов // Отв. ред. А.В. Воронцов. – Л.: ЛГПИ, 1982. – 162 с.; Кудрина Т.А. Культура современной деревни: (на материалах РСФСР) – М.: Мысль, 1980. – 182 с.;  Гапонова Л.В. Социально – философские проблемы развития духовной культуры развития села: Автореф. дисс… канд. философ. наук. – Ставрополь, 1999. – 20 с.
  6. Горелов А.А. Принципы историзма и некоторые проблемы изучения русского фольклора // Русский фольклор. Л.: Наука, 1976. – Вып. 16. – С. 250-262;  Аксюк С. Творчество и фольклор // Советская музыка, 1956. – № 5. – С. 27-33; Русский фольклор. Историко-этнографические исследования по фольклору // Сб. ст. памяти С.А. Токарева. – М.: Восточная литература РАН, 1994. – 274 с.; Христиансен Л.Л. Нерешенные вопросы фольклористики // Советская музыка, 1956. – № 8. – С. 24 - 33; Земцовский И.И. Песня как исторический феномен // Народная песня. Проблемы изучения. Сб. науч. трудов Ред. В.Е. Гусев, сост.- ред. И.И. Земцовский. – Л., 1983. – Вып. 6. – 135 с.;  Гошовский В. Народная музыка как источник исторической информации // У истоков народной музыки славян. Очерки по музыкальному славяноведению. – М.: Советский композитор, 1971. – 304 с.
  7. Громыко М.М. Культура русского крестьянства XVIII-XIX вв. как предмет исторического исследования // История СССР, 1987. – № 3. – С. 39 - 60; Историзм как принцип изучения воспроизводства традиций в малых социальных группах // СЭ, 1985 - № 2. – С. 72 - 81;  Чижикова Л.Н. Этнокультурная история южнорусского населения // ЭО, 1998. – № 5. – С. 27- 44.
  8. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4-х ч. – М.: Изд-е книгопродавца Березина М., 1880 – 616 с.;  Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды – М., 1837. –   Вып. 1. – 246 с.; М., 1838. – Вып. 2. – 143 с.;  Терещенко А.В. Быт русского народа М.: Тера, 2001. – 416 с.;  Костомаров Н.И. Об историческом значении южнорусского народного песенного творчества // Беседа, 1872. – № 4,5,8,10,11,12.
  9. Зубов П. Картина Кавказского края, принадлежащего России в историческом, статистическом, этнографическом, финансовом и торговом отношениях: В 4-х ч. – СПб., 1835. – 270 с.;  Марков Е. Очерки Кавказа: Картины Кавказской жизни, природы и истории. – М.: Изд-во М. О. Вольфа,  1887. – 2-е изд. – 591 с.
  10. Исторические песни малорусского народа с объяснениями Вл. Антоновича, М. Драгоманова. – Киев, 1874. – Т. 1. – 336 с.
  11. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 г. – Ставрополь, ИПКРО, 1996. – 304 с.;  Из истории земли Ставропольской // Сб. статей под ред. Н.Д. Судавцова. – Ставрополь: СГУ, МО РФ, 1995. – Вып. 1. – 112 с.; 1996. – Вып. 3. – 80 с.; 1997. – Вып. 4. – 83 с.; Материалы по изучению Ставропольского края. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1949-1976. – Вып. 1-14; Кочура Д.В. Наш край в годы Великой Отечественной войны // М-во образования РФ. – Ставрополь: СГПУ, 1995. – 39 с.; Край наш Ставрополье: Очерки истории // Науч. ред. Д.В. Кочура, В.П. Невская. – Ставрополь: Шат-гора, 1999. – 528 с.; Очерки истории Ставропольского края. В 2-х т. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1986. – Т.1. – 379 с.; Чекменев С.А., Кузнецов М.В. На земли вольные, кавказские: Исторический  очерк. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1985. – 173 с.;  Колесников В.П. Донцы на Кубани. К 200-летию со дня основания Григорополисской, Темнолесской и Воровсколесской станиц. – Ставрополь: «Юркит», 1995. – 93 с.; Русская народная проза Дона и Северного Кавказа о гражданской войне и социалистическом строительстве // Сост., вст. статья и коммент. В.С. Кирюхин – Махачкала: ДНЦ РАН, 1991. – 194 с.
  12. Колотыгина И. Песни Ставропольского края. Исторический очерк // Музыкальный фольклор. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 15. – М., 1974. – С. 65 - 78;  Мосолов А. В степях Ставрополья // Советская музыка, 1965. – № 3. – С. 98 - 102.
  13. Македонов Л.В. В горах Кубанского края: Быт и хозяйство жителей нагорной полосы Кубанской области. – Воронеж, 1908. – 103 с.; Прозрителев Г.Н. Из прошлого Северного Кавказа. – Ставрополь, 1914.  – С. 1 - 18. Прил.: Ведомость сост. генерал - поручиком, правящим должность Саратовского и Кавказского генерал-губернатора Потемкина. О первоначальном поселении крестьян по открытии наместничества с. 1-10; Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска // Репринтное воспроизведение издания 1910-1913 гг. – Краснодар, Советская Кубань, 1992. –  Т. 2. – 854 с.; Савельев Е.П. История казачества: Историческое исследование // Репринтное  воспроизведение издания 1915-1916, 1918 гг. – Р-н/Д.:  Памятники Отечества, 1990. – Вып. 1 - 3. – 442 с.
  14. Мельникова И.И. Духовная культура Ставрополья XIX– XX вв. (на примере фольклорных традиций): Дисс… канд. истор. наук. – Ставрополь, 2004. – 207 с.
  15. Милюков П. Очерки истории русской культуры. В 3-х т.  – М.: Прогресс, 1993. – Т. 1. – Ч. 1-2. – 528 с.
  16. Мирзоев Г.М. Особенности развития культуры в многонациональном регионе: Автореф. дисс… канд.  культур. наук. – Краснодар, 1999. –  27 с.  Романенко Л.В. Развитие городской культуры Южно-Русской провинции в XIX– начале XXвека (на примере Ставрополья и Терека): Автореф. дисс… канд. истор. наук. – Ставрополь, 2002. – 27 с.;  Айбазова Ф.У. Развитие духовной культуры народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-1945 гг.): Автореф. дисс… канд. истор. наук. – Ставрополь, 1997. – 21 с.; Федина А.И. Формирование историко-культурной региональной традиции черноморских казаков: Автореф. дисс… канд. культур. наук. – Краснодар, 1998. – 26 с.
  17. Музыка народной души // Сост. В. Алексеева, Л. Бобрышова. – Ставрополь, 1995. – 39 с.; С Разгиру гора // Сост. Л. Бобрышова, Н. Дмитриева. – Ставрополь, 1997. – 56 с.; Якоби Л.А. Ставропольские напевы. – Ставрополь, 1998. – 80 с.; Казачья сторона. Сборник фольклорных песен Курского района – Ставрополь, 2003. – 90 с.
  18. Невская Т.А., Чекменев С.А. Ставропольские крестьяне: Очерки хозяйства, культуры и быта. – Пятигорск, ТОО «Кинт» 1994. – 164 с.
  19. Невская Т.А. Традиционная и современная свадьба сельского населения Ставрополья  // СЭ, 1982. –   №1. –  С. 89 - 100.
  20. Потто В.А. Два века Терского казачества (1577 - 1801). Репринтное издание. – Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. – 235 с.;  Попко И.Д. Терские казаки со стародавних времен: Исторический Очерк: Гребенское войско. – СПб, 1880. – Вып. 1. – 431 с. (Приложение с. 435- 516); Короленко П.П. Кубанские казаки // Кубанский сборник. – Екатеринодар, 1893. – Т. 3. – С. 1- 18; Абаза К.К. Казаки: донцы, уральцы, кубанцы, терцы: Очерки из истории стародавнего казацкого быта в общедоступном изложении для чтения в войсках, семье. – СПб., 1899. – 368 с.; Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: В 2-х т. // Репринтное воспроизведение издания 1910-1913. – Т. 1.: История края. - Екатеринодар, 1910. – 700 с.
  21. Рокотов С. Народная песня. – Кавказский край, 1910, 4 июня;  Иванович Н. Народ и его песни. - Кубанский курьер, 1911, 31 июля;  Краснянский М.Б.  Картины  народной жизни донских казаков. – Новочеркасск, 1871. – 140 с.;  Финагин А. В. Русская народная песня. – Петроград, 1923. – 35 с.
  22. Русские народные песни, записанные на Ставрополье // Сост. Л.А. Якоби. – Ставрополь, 1997. – 88 с.; Казачьи песни Ставрополья // Сост. В. Чернявский – Ставрополь: ООО «Интелект», ООО «ЮРКИТ», 2007.
  23. Сорокина А.Ю.  История развития народного творчества Ставрополья и Кубани (1945-985 гг.): Автореф. дисс… канд. истор. наук. – Ставрополь, 2003. – 21 с.;
  24. Сторонка родная // Сост. Е. Зосимова. – М., 1974. – 58 с.; Русская народная песня. Хрестоматия С. Браз. – М., 1975. – 120 с.; Воспой, воспой в саду соловьюшек // Сост. Т. Новикова. – М., 1985. – 56 с.; Зоренька-зарница // Сост. А. Антипова. – М., 1989. – 60 с.
  25. Трофимова Ю. Терские казаки (история, традиция, нравы). За веру, волю, Отечество – Пятигорск: «Кинт», 1989. – 110 с.;  Виноградов В.Б. Из истории и культуры Кубани – Армавир, 1997. – 80 с.; Косвен М.Ю. Этнография и история Кавказа: Исследования и материалы. – М.: Изд-во Восточная литература, 1961 – С. 49 - 208.
  26. Фролова Г.Г. Народное поэтическое творчество послевоенного Ставрополья: Автореф. дисс… канд. филолог. наук. – Моск. пед. ин-т им. Потемкина. – М., 1954. – 15 с.
  27. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. – М.: Аграф, 1998 – 432 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.