Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 09 ноября 2011 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНО-ПЕСЕННОГО ИСКУССТВА НОГАЙЦЕВ
Гагуа Лейла Ахмедовна
старший преподаватель кафедры музобразования КЧГУ, г. Карачаевск
E-mail:Beka-09@yandex.ru
Статья опубликована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 11-14-09009 а/ю).
В последние десятилетия проявляется повышенное внимание исторических и музыковедческих наук к многочисленным народам России - их этногенезу, этнокультурным процессам, этнической общности. В данном контексте особый интерес представляет духовная культура ногайцев - тюркоязычного этноса, имеющего древние генетические корни, самобытные традиции, обычаи, богатый и неповторимый музыкальный фольклор.Современные ногайцы (самоназвание «ногайлар») проживают дисперсно в разных регионах Российской Федерации (Дагестане, Карачаево-Черкесии, Чечне, Ставропольском крае, Астраханской области) и за ее пределами (Казахстане, Румынии, Турции, Афганистане).Часть ногайцев растворилась среди этнородственных народов: казахов, татар.
Этническую основу ногайцев составили тюркские племена,с древних времен обитавшие на обширных территориях Евроазиатского континента. Современные ногайцы, проживающие на территории России, делятся на этнические группы: караногайцы (Дагестан и Чечня); кубанские ногайцы (Карачаево-Черкесия, Кочубеевский район Ставропольского края); ачикулакские - ембойлуки, етишкульцы, етисанцы (Нефтекумский и Степновский районы Ставропольского края); астраханские или поволжские - кундровские, юртовские, карагаши (Астраханская область).
Ногайский язык относится к кипчакской группе тюркских языков, и совместно с казахским и каракалпакским языками образует кипчакско-ногайскую подгруппу.Важность данных сведений в контексте обозначенной нами проблемы обусловлена тем фактом, что национальный язык и его диалектные особенности имеют непосредственную связь с песенным фольклором народа, в совокупности образующие его неповторимый национальный стиль.
Этническая неоднородность, дисперсность расселения, соседство с разноэтническими культурами определи специфику традиционного музыкального фольклора ногайцев, разностильного и богатого музыкальными диалектами. Изучение истории, быта и культуры народа позволит решить проблему его самоидентификации, а также понять специфику многочисленных ногайских этнических субгрупп, представляющих сложную и неоднородную картину, и являющихся объектом бурных споров ученых разных научных направлений.
Народно-песенное искусство ногайцев - составная часть, как их общеэтнической музыкальной культуры, так и культуры географических регионов — Восточной Европы и Западной Азии, осмысление которых возможно посредством изучения культуры каждого отдельно взятого этноса и в сравнении друг с другом. И даже поверхностное рассмотрение отдельно взятых элементов ногайского музыкального фольклора в сравнении с фольклором этнородственных народов- казахов, каракалпаков, киргизов, татар, узбеков, - подтверждает их типологическую идентичность. Однако работа в этом направлении до сих пор не ведется, а наши наблюдения единичны.
Справедливости ради следует отметить, что до настоящего времени была осуществлена попытка собирания музыкального фольклора ногайцев (в основном кубанской и астраханской этнических групп), но этот материал не обработан, не опубликован и не исследован в полной мере.Существующая же обобщающая литература не дает целостного представления о музыкальном фольклоре ногайцев. В первых публикациях народных песен астраханских и оренбургских ногайцев, относящихся к XIXвеку (В.А. Мошков) [5],осуществлена попытка нотировать и систематизировать ногайские народные песни. Следующее обращение к песенному наследию астраханских ногайцев относится ко второй половине XX в. (М.Н. Нигмедзянов «Народные песни волжских татар») [6]. К современным исследованиям, посвященным музыкальному наследию астраханских ногайцев, относятся кандидатские диссертации Н.Г. Гайнуллиной «Эпическая традиция ногайских татар Астраханской области» [1] и А.Р. Усмановой «Этномузыкальные параллели татар и тюркских этнических групп (ногайцев-карагашей, туркмен и казахов)» [7]. Отметим, что изучение музыкального наследия астраханских ногайцев осложняется противоречивостью мнений ученых по вопросу этнической принадлежности астраханских ногайцев. Одни исследователи считают их татарами, другие – ногайцами, А.Р. Усманова же предлагает считать «…юртовских татар ногайского происхождения переходной татаро-ногайской локальной этнографической группой, входящей в состав астраханских татар; а ногайцев-карагашей – локальной этнографической группой, входящей в состав ногайского этноса, этническая общность которого находится в республиках Дагестан и Карачаево-Черкесия» [7, с. 8]. Наши экспедиционные материалы по музыкальному фольклору астраханских ногайцев подтверждают мнение А.Р. Усмановой: ранний традиционный музыкальный фольклор ногайцев-карагашей близок музыкальному фольклору северокавказских ногайцев, а фольклор позднего формирования растворился в фольклоре соседних татар. Однако наши беглые наблюдения требуют серьезного научного осмысления.
Песенное наследие ногайцев других регионов получило освещение в работах музыковедов А.А. Даурова [2] и Б.Б. Кардановой [3, 4]. Работа А.А. Даурова «Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии» - первое исследование музыкального фольклора кубанских ногайцев в контексте культуры народов Северного Кавказа. В работах Б.Б. Кардановой освещены различные аспекты музыкального фольклора ногайцев: жанровая специфика народных песен и инструментальных наигрышей, музыкальный фольклор различных локально-этнических и др.
Музыкальный же фольклор ногайцев, проживающих в других регионах Северного Кавказа (Ставропольском крае, Чечне, Северной Осетии), Румынии, Казахстана, Турции, Афганистана до сих пор не изучался. Причин тому множество: неблагополучные, в плане политической и экономической ситуации, регионы проживания ногайских этнических субгрупп (чеченские ногайцы живут отдельными селениями в Щелковском районе Чечни, а селения дагестанских ногайцев расположены на незначительном расстоянии от чеченских ногайцев); отсутствие статуса субъектообразующей народности в автономных регионах; отсутствие профессиональных научных кадров, желающих заниматься исследовательской работой; отсутствие (не желание) финансирования на местах этномузыковедческих исследований и т. д.
В результате научных командировок в регионы компактного проживания ногайцев (Ставропольский край, Чечня, Дагестан), осуществленных в 2011 г. в рамках научного проекта РГНФ «Народно-песенное искусство ногайцев: генезис и системно-структурная организация», было обнаружено полное отсутствие любого рода литературы по культуре ногайцев, а наши вопросы о причинах такого состояния, вызывали у библиотечных работников откровенное недоумение.
Таким образом, все обозначенные факторы обусловливают необходимость собирания, еще сохранившихся в народной памяти, образцов песенного фольклора, ведения комплексных и системных исследований в данном направлении. Неизученность многих аспектов ногайской народной музыки дает возможность исследователям ставить самые различные цели и задачи. Одним из приоритетных направлений может статькомплексное изучение обрядовой и бытовой традиции ногайцев как части духовной культуры народа.Такая целевая установка предполагает решение множества исследовательских задач:изучение ногайской народной обрядности как системы, выявление принципов их функционирования в быту;составление целостной классификации ногайских народных песен, как приуроченных, так и неприуроченных жанров;рассмотрение современного бытования музыкального фольклора ногайцев.
Другим, на наш взгляд, перспективным направлением может стать изучение неприуроченных вокальных жанров: музыки богатырского эпоса и лироэпических поэм-дестанов, историко-эпических и героико-эпических песен, необрядовой лирики и др. И в этом случае будет уместна постановка следующих исследовательских задач: изучение жанровой специфики эпических произведений; составление целостной классификации эпических произведений; изучение и анализ музыкально-стилевых особенностей эпических произведений; изучение средств художественной и музыкальной выразительности эпических жанров;рассмотрение современного бытования эпических жанров ногайцев.
Требуют отдельного осмысления многие теоретические вопросы ногайской песенности: ладовая организация, ритмическая специфика, принципы формообразования, этномузыкальные связи, музыкальные диалекты и др. При рассмотрении теоретических вопросов существенную помощь могут оказать труды ведущих отечественных ученых, в которых освещены общетеоретические проблемы народной музыки: Б.В. Асафьева, Э.А. Алексеева, Т.С. Бершадской, В.С. Виноградова, В.М. Жирмунского, Л.А. Мазеля, Е.В. Назайкинского, Ф.А. Рубцова, Ю.У. Тюлина и др. Методологической основой исследований по ногайской этномузыкологии мы рекомендуем выдвинуть положения ведущих отечественных музыковедов, фольклористов: Е.А. Гиппиуса, В.Е. Гусева, И.И. Земцовского, А.Н. Сохора и др., а также труды исследователей музыкальных культур народов Северного Кавказа, Средней Азии и Закавказья: В.М. Беляева, Б.Г. Ерзаковича, И.М. Жордании, А.В. Затаевича, Б.Б. Кардановой, Л.А. Киваловой, Х.С. Кушнарева, А.Б. Кунанбаевой, М.Н. Нигмедзянова, А.И. Рахаева и др.
При изучении историко-этнографических основ культуры и быта, целесообразно опираться на труды историков и фольклористов, внесших определенный след в вопросы ногаеведения: В.А. Алексеева, С.Ш. Гаджиевой, Р.Х. Керейтова, И.X. Калмыкова, С.X. Калмыковой-Джанибековой, Б.-А.Б. Кочекаева, А.И.-М. Сикалиева и др. Кроме литературы на русском и ногайском языках может быть использована многочисленная литература на других тюркских языках, а также дореволюционные и зарубежные источники, написанные арабской и латинской графикой (песенный сборник Османова, сборник песен румынских ногайцев и др.).
Таким образом, народно-песенное искусство ногайцев – культурное наследие Восточной Европы и Западной Азии - находится в начальной стадии своего научного осмысления. Дальнейшее системное изучение этого духовного наследия народа в русле общетюркского и общекавказского ареалов должно стать приоритетным направлением в современном этномузыкознании.
Список литературы:
- Гайнуллина Н.Г. Эпическая традиция ногайских татар Астраханской области: автореф. дис. …канд. искусствоведения. – Казань, 2003. – 24 с.
- Дауров А.А. Музыкальная культура народов Карачаево-Черкесии. – Черкесск, 1974. – 84 с.
- Карданова Б.Б. Детские песни ногайцев//Фольклор народов Карачаево-Черкесии. – Черкесск, 1991. - С. 150-164.
- Карданова Б.Б. Некоторые музыкально-стилистические особенности ногайских народных песен //Фольклор народов Карачаево-Черкесии. – Черкесск, 1988.- С. 93-113.
- Мошков В.А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края //Известия общества археологии, этнографии и истории. - Казань, 1893-1901. - Т. XII. - С. 1-67; T. XIV. - С. 265-296.
- Нигмедзянов М.Н. Народные песни волжских татар. - М.: Советский композитор, 1982. -130 с.
- Усманова А.Р. Этномузыкальные параллели татар и тюркских этнических групп (ногайцев-карагашей, туркмен и казахов) Астраханской области: дис. …канд. искусствоведения. - Астрахань, 2008. – 216 с.
дипломов
Оставить комментарий