Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 09 ноября 2011 г.)

Наука: Филология

Секция: Русский язык. Языки народов Российской Федерации

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Борисова А.В. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СТИХИЙ (ВОДА И ОГОНЬ) В РУССКИХ ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СТИХИЙ (ВОДА И ОГОНЬ) В РУССКИХ ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Борисова Анна Владиславовна

аспирант Башкирского государственного университета, г. Уфа,

E-mail:

 

Наименования стихий представляют особый интерес при изучении языка, культуры того или иного этноса, поскольку указанные понятия являются первичными для человеческого сознания, ведь наиболее древние представления людей соотносились с представлениями о природе в целом и со стихиями в частности.

Пословицы, по определению В.И. Даля, – «краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи, а сама о себе говорит» [3]. Пословица, по мнению ученого, –  «складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поученье, в принятых, ходячих выраженьях; условный оборот речи, обычный способ выражаться» [3]. Таким образом, исходя из данных определений, можно заключить, что как пословицы, так поговорки теснейшим образом связаны с бытом этноса, его жизнью, следовательно именно в этих малых фольклорных жанрах обнаруживают себя мировоззренческие концепции русского народа.

Рассмотрим, как репрезентируются такие стихии, как вода и огонь, в русских пословицах и поговорках. Наши предположения проиллюстрируем соответствующими примерами.

Пословицы и поговорки с компонентом вода. Большая часть пословиц и поговорок с данным компонентом характеризует воду как разрушительную силу. Об этом свидетельствуют такие выражения, как Вода и мельницу ломает, Воды и царь не уймет, Жди горя с моря, беды от воды, От воды всегда жди беды, И царь воды не уймет, Всегда жди беды от большой воды и т.д. В связи с этим в русской паремической традиции имеют место советы-предостережения, такие как: Не суйся в воду, не изведав броду, Огню и воде не верь, С огнем не шути, с водой не дружись, ветру не верь, Не мути водою случится черпать и т. д. Угроза воды для людей заключалась в возможности затопления, отсюда и упоминания о «полой воде», о «большой воде».

Но вместе с тем вода играла большую роль в жизни человека, о чем свидетельствуют такие пословицы и поговорки, как  Хлеб батюшка, водица матушка, Хлеб да вода блаженная еда, Что за беда, коли пьется вода, Огонь и вода – царь и царица и т. д.Таким образом, наряду с хлебом, вода является для человека пищей, источником жизненных сил. Следует также отметить в этой связи то, что вода в русских пословицах и поговорках рассматривалась как признак незначительности человека, который ее употребляет (Не велики лица, испейте и водицы, Пьешь и воду: не барского роду и т. д.), а также как наиболее простой вид напитков (И худой квас лучше хорошей воды). В русских пословицах и поговорках вода употреблялась и как синоним слову «ерунда» (пустые разговоры): Говорит воду, а во рту сухо.

Вода также воспринималась людьми как«движущаяся» стихия, чем и было обусловлено указанное выше разрушительное воздействие воды на окружающее пространство. Такое свойство воды можно обнаружить в таких пословицах и поговорках, как Богатство вода: пришла и ушла, Где вода была, там и будет; куда деньга пошла, там и скопится, Где много воды, там больше будет; где много денег больше будет, Под лежач камень и вода не течет и т. д. «Движение» воды передается такими глаголами, как «пришла», «ушла», «течет», «была», «будет» и др.

Древние славяне в целом и русский  народ в частности приписывают воде очистительные свойства, и данные представления о воде не могли не найти соответствующего языкового подтверждения. Так, вода способна очищать от болезней, от бед: С гуся вода, с тебя худоба, на пустой лес, на большую воду; Стряс беду, как гусь воду и т. д.

Вода в пословицах и поговорках представлялась как среда обитания нечистой силы. Данный тезис можно проиллюстрировать следующими примерами: В тихой воде омуты глубоки, Работа не черт, в воду не уйдет, Быть так: все бесы в воду, да и пузыри вверх и др.

По мнению русского народа, вода – «сильная», «мощная» стихия, что непосредственно связано с ее разрушительными свойствами, со  способностью воды прибывать и убывать (большая и малая вода). Это находит отражение в следующих выражениях русского языка: Будь здорова, как вода, богата, как земля, плодовита, как свинья, Будь здорова, как вода, плодовита, как земля, Мир силен, как вода, а глуп, как дитя (как свинья).

В русском языке можно обнаружить большое число пословиц и поговорок, характеризующих место воды в земледелии: Без воды зима не станет, Весной ведро воды ложка грязи; осенью ложка воды ведро грязи, Много снегу много хлеба; много воды много травы и др.

Таким образом, представления русского народа о воде, получившие свое отражение в языке, носят противоречивый характер. С одной стороны, она чрезвычайно важна для жизни человека, даруя ему жизненные силы и являясь необходимым компонентом в процессе земледелия, питая землю водой; с другой стороны – она способна оказывать разрушительное воздействие на земли, орошаемые ею, а также является выражением безродного человека, употребляющего самый простой из напитков – воду.

Пословицы и поговорки с компонентом огонь. Паремические выражения с компонентом огонь в русском языке представлены в меньшей степени, чем с компонентом вода. Возможно, это обусловлено степенью важности  этих стихий в жизни древних людей.

Огонь в русских пословицах и поговорках в первую очередь представлен как разрушающая стихия.Данный тезис можно подтвердить следующими примерами из русских пословиц и поговорок:  С огнем и водой шутки плохи, Море, и огонь, и жена – три зла, Около огня обожжешься, около воды обмочишься и т. д.

 Поэтому в паремических выражениях русского языка можно обнаружить следующие советы: Не шути огнем, обожжешься, Не топора бойся, а огня и т. д.В связи с этим необходимо отметить, что огонь обладает огромной силой, которой трудно противостоять: даже предметы, не подвергающиеся огню, не могут «устоять» против его воздействия (Против огня и камень трясет, Злато разрушается огнем, а человек – несчастьем). В русских пословицах также нашло отражение такое свойство огня, как быстрая скорость его распространения, которая впоследствии стала сравниваться с работой, сделанной наспех (Скоро огонь горит да вода бежит, На работу огонь, а работу в огонь и т. д.). С распространением огня связана и пословица Нет дыму без огня, которая имеет значение ‘у всего есть своя причина’, однако следует отметить, что данное выражение употреблялось преимущественно в отношении распространения слухов. Боязнь огня ассоциировалась у людей с возможностью пожара, причиной которого огонь может являться (От пожара, от потопа и от злой жены сохрани нас, Господи).

Однако русские пословицы и поговорки не определяют огонь как однозначно отрицательную для человека стихию. Имеют место выражения, характеризующие огонь как непосредственную составляющую человеческой жизни: Огонь и вода – царь и царица, Имей только огонь и соль; все прочее найдешь в Ахасе. Так же, как воде, огню приписывали очистительные свойства. Так, имеет место поговорка-заговор, сопровождавшаяся прижиганием огнем: Огонь, огонь, возьми свой огник!

 Таким образом, огонь, так же, как и вода, воспринимался людьми двояко: с одной стороны, он является разрушительной стихией, с другой –неотъемлемой составляющей жизни древних людей.

В заключение необходимо отметить, что такие стихии, как вода и огонь, обладают значительным числом подобных характеристик. Во-первых, это проявляется в отношении русского народа к указанным стихиям (принятие их как основополагающих, но в то же время боязнь их ввиду ущерба, которые они могут нанести). Во-вторых, общность стихий воды и огня обусловлена их свойствами, которые также нашли отражение в пословицах и поговорках русского этноса. Так, и огню и воде приписывались очистительные свойства, и огонь и вода являются «сильными» стихиями, а скорость распространения огня можно сравнить с движением воды в полноводье.

В перспективе нами планируется рассмотреть, как представлены в русских пословицах и поговорках такие стихии, как земля и воздух.

 

Список литературы:

  1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий. – М., 1995. – 400 с.
  2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.megabook.ru/DictionariesPages. asp?AID=20
  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vidahl.agava.ru/index.htm
  4. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь / В.И. Зимин, А.С. Спирин. – Изд. 3-е, стереотипное. – Ростов н/Д: Феникс, Москва: Цитадель-трейд, 2006. – 544 с.
  5. Снегирев И.М. Словарь русских пословиц и поговорок; Русские в своих пословицах / Предисл. Е. Грушко, Ю. Медведева. – М.: ТЕРРА, 1997. –352 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.