Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 марта 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ермакова С.С. О ТРАКТОВКЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОЭТИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МУЗЫКОЗНАНИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXX междунар. науч.-практ. конф. № 3(70). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 5-10.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

О ТРАКТОВКЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОЭТИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МУЗЫКОЗНАНИИ

Ермакова Светлана Сергеевна

доц. Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева,

РФ, г. Чебоксары

ON THE INTERPRETATION OF THE MUSICAL POETICS IN DOMESTIC MUSICOLOGY

Svetlana Ermakova

associate professor of I.Y. Yakovlev Chuvash state pedagogical  university ,

Russia, Cheboksary

 

АННОТАЦИЯ

Цель статьи – определить подходы к разработке проблемы музыкальной поэтики в современном отечественном музыкознании. Анализ музыкальных исследований показал, что в трактовке музыкальной поэтики выделяются два подхода: структурно-содержательный и содержательно-смысловой.

ABSTRACT

The purpose of the article - to define approaches to the development of musical poetics problems in modern domestic musicology. Analysis of musical research has shown that there are two approaches in the treatment of a musical poetics: structurally and substantively meaningful-meaningful.

 

Ключевые слова: музыкальная поэтика; двусоставность художественного содержания; художественный мир произведения.

Keywords: musica poetica; pronged artistic content; art world works.

 

В настоящее время накоплен значительный опыт музыкально-поэтологических исследований, что свидетельствует о формировании теории музыкальной поэтики.

Научно-исследовательский аппарат поэтики тщательно разработан в литературоведении. Фундаментальным качеством поэтики является созидание пространства духовной культуры. Современная литературная поэтика активно развивает идею двусоставности художественного содержания, обладающего «поверхностным» – предметно-образным и «глубинным» уровнями и их иерархии. Она фиксируется не как обобщенная установка, но обнаруживает себя в каждой категории: проблеме образа, героя, персонажа, автора и авторской субъективности, художественной тематики, сюжета, мотива, художественного знака и символа. Идея двусоставности художественного содержания конкретизируется в парах понятий: познавательный и этический, сюжетный и идейный, образный и духовный, материально-чувственный и духовный аспекты содержания и других. Музыкознание во многом опирается на эти разработки в  трактовке структуры музыкальной поэтики как художественного мира произведения и как науки, его изучающей.

В отечественном музыкознании в настоящее время выделяются два подхода к разработке проблемы музыкальной поэтики. Один из них отмечен грамматическим анализом выразительных средств музыки, содержательным рассмотрением музыкальных структур, жанров. Определим этот подход как структурно-содержательный. Второй подход связан с изучением строения музыкального содержания, выделением в «художественном мире произведения» его «духовного содержания» (В. В. Медушевский), познанием «духовного слоя музыки» (М. Г. Арановский). Обозначим этот подход как содержательно-смысловой.       В современных учениях музыкальное содержание рассматривается с позиции знаковой трактовки (теория музыкальной семантики), с точки зрения образно-эмоциональных значений или – в рамках музыкально-поэтологических исследований – с позиции устремленности сквозь образные значения к предельному смыслу.

Корпус музыкально-поэтологических работ выстраивался с начала XX века. Само понятие «поэтика» появляется в работах Б. Л. Яворского и Б. В. Асафьева, но, скорее, в качестве метафоры, нежели научного термина.

Примечательным событием в истории исследования задач поэтики явилось издание в 1942 году курса лекций «Музыкальная поэтика» И. Ф. Стравинского. Эта книга – практически первый музыкально-эстетический труд, посвященный специальному изучению вопросов музыкальной поэтики. В ней композитор четко формулирует мысль об иерархии музыкального содержания [7].          

В дальнейшем, проблема музыкального содержания рассматривалась в отечественном музыкознании в рамках исторических и теоретических исследований: теории интонации, жанра, классических методов анализа, музыкально-эстетических размышлений о форме и содержании. Акцент на содержательном аспекте музыкального сочинения стал ставиться с 60-х годов XX столетия, когда музыкознание восприняло мощное «семиотическое» влияние со стороны теории литературы.

В рамках структурно-содержательного подхода изучаются конкретные музыкально-поэтологические категории: пространство и время, стиль, жанр, сюжет, фабула, персонаж, композиция. Примером такого подхода могут служить работы С. И. Савенко, В. И. Немковской.

С. И. Савенко в статье «Заметки о поэтике современной музыки» определяет задачу музыкальной поэтики как обобщение наблюдений в выводах историко-стилевого характера, которые позволят «увидеть в музыкальной культуре часть общей картины современной духовной жизни» [5, c. 5].       

В. И. Немковская в диссертационном исследовании «Персонаж как категория музыкальной поэтики» ориентируется на те определения поэтики, в которых художественная структура произведений рассматривается в аспекте смыслопорождения. Музыковед выделяет многослойность содержательной структуры музыкальных персонажей в жанре Concerto grossi ХХ века, обладающей «внешним» и «внутренним» рядом [4].

В русле содержательно-смыслового подхода музыкально-поэтологические исследования посвящены проблеме организации структуры музыкального содержания. Понятие «художественный мир произведения» является одним  из ключевых в методологическом аппарате «Логики музыкально композиции» Е. В. Назайкинского [3]. В его идеальном пространстве,  в трактовке музыковеда, развертываются музыкальный сюжет, эстетические ценности, идеи и образы, музыкальный смысл. Музыкальное содержание, отмечает музыковед, включенное в философско-эстетический контекст, имеет иерархическую структуру.

Проблема структуры музыкального содержания рассматривается  наряду с музыкально-поэтологическими исследованиями в рамках разработки теории музыкального содержания в трудах В. Н. Холоповой, Л. П. Казанцевой, теории музыкальной семантики в работах Л. Н. Шаймухаметовой.

В. Н. Холопова выделяет в структуре музыкального содержания девять уровней [6]. Некоторые из них можно объединить в следующие группы: содержание жанра, музыкальной формы, драматургии образуют средства музыкального содержания; интерпретация произведения и его восприятие слушателем составляют социальный аспект музыкального содержания; содержание идей исторической эпохи, национальной школы, композиторского стиля создают культурно-исторический контекст музыкального содержания. Данная систематизация, пояснение автором объема уровней показывает, что в основу рассмотрения структуры музыкального содержания В. Н. Холопова положила принцип культурно-исторической типологии.

Разработанная Л. П. Казанцевой теория музыкального содержания опирается на «последовательный, горизонтальный» принцип рассмотрения его структуры [1, с. 16]. Он выявляет культурно-исторические аспекты содержания. Наряду с «горизонтальным», музыковед выделяет «вертикальный» принцип рассмотрения структуры музыкального содержания, при котором смысловые единицы низшего уровня созидают смыслы более высокого уровня [1, с. 16–19].

Взаимодействие «горизонтального» и «вертикального» векторов анализа содержательной структуры наиболее отчетливо прочерчивается на высших уровнях классификации – темы и идеи. Сами темы и идеи музыкального искусства Л. П. Казанцева располагает на разных уровнях, образующих иерархическую систему. Первый, нижний уровень составляют темы, имеющие исключительно музыкальную, профессионально-технологическую  специфичность. Темы следующего, более высокого уровня сближают музыку с другими видами искусства и обладают общехудожественной спецификой. К самым сложным и проблематичным темам музыковед относит темы третьего уровня – специфичность которых лежит в сфере духовного опыта человека  [1, с. 232].

Высшим звеном иерархической структуры музыкального содержания в типологии Л. П. Казанцевой является идея [1, с. 256]. Уровни идей в ее классификации терминологически соответствут  уровням тем. Музыковед выделяет идеи нижнего уровня – музыкально-художественные, среднего – общехудожественные и верхнего – эстетические, социальные, философские, этические, религиозные [1, с. 263]. Идею и тему музыкального содержания объединяет, по мысли музыковеда, «концентрированность содержания... и высокая степень обобщенности» [1, с. 263]. Отличие же состоит в том, что «тема находится в познавательном аспекте произведения, а идея – в его оценочной плоскости, где интеллектуальное начало возрастает» [1, с. 263].

Обобщим рассмотрение аспектов структуры музыкального содержания, разработанных Е. В. Назайкинским, В. Н. Холоповой, Л. П. Казанцевой, и методов его анализа. В их основе лежит принцип культурно-исторической типологии музыкального содержания, анализ его планов: жанрово-стилевого, образно-эмоционального, социально-бытового и других. В суждениях музыковедов проступает важный методологический принцип: аналитическая устремленность к выражению духовных ценностей мира и жизни, бытийно-мировоззренческих универсалий, проявленных в музыкальном содержании.

В русле содержательно-смыслового подхода существуют работы, которые подчеркивают вертикальный, глубинно-смысловой уровень музыкального содержания, определяют способы его освоения. Таковыми являются, в первую очередь, исследования В. В. Медушевского. Работы В. В. Медушевского значимы своим вкладом в теорию интонации. Их объединяет связующая идея: устремленность к слышанию и аналитическому выражению духовного мира музыки высокой традиции, который воплощен на всех уровнях структуры музыкальных произведений. Уже музыкальный звук, по мысли В. В. Медушевского, в глубине своей содержит логосы бытия, мироощущение эпох, культуру, человека; в нем скрыты векторы любви, веры, надежды [2, с. 28–33]. И далее, в процессе временного развертывания художественных миров музыки духовные энергии окутывают все последующие ее уровни: интонацию, интонационный синтаксис, сюжетно-композиционную организацию.

Понятие «художественный мир музыкального произведения» указывает на организацию содержания музыки. В этой связи оно является одним из ключевых и важнейших с точки зрения разработки теории музыкальной поэтики. Исследователь выделяет два способа построения художественных миров музыки в исторической типологии. Один, представленный искусством «канонической традиции» развертывает смысловой мир музыки в пространстве духовного умосозерцания. Другой, выраженный искусством «динамической традиции», сосредоточен на внешних, конкретно-чувственных реалиях жизни. Однако, несмотря на различие субъектов двух художественных миров музыки, их объединяет, по Медушевскому, единый предмет: «невидимое, логосы бытия и их отражения в сердце человека», то есть духовное «я» («мы») музыки [2, с. 66–67]. В этой онтологии музыки высокой традиции запечатлена подлинная, духовная глубина музыкального содержания. Отметим: трактовка В. В. Медушевского  художественного мира музыки основывается на идее пронизанности всех его уровней духовными энергиями, несущими глубокий миросозерцательный смысл. При этом важным в развертывании художественного мира музыки является не столько иерархия, сколько динамика его структуры: каждый уровень устремлен к выражению высшего – генерального миросозерцательного смысла.

Таким образом, на основе анализа музыкально-поэтологических работ и работ по структуре музыкального содержания можно сделать следующие выводы. Отечественная теория музыкальной поэтики находится в стадии интенсивного формирования. В разработке проблемы музыкальной поэтики в отечественном музыкознании  выделяются два подхода: структурно-содержательный и содержательно-смысловой.

 

Список литературы:

  1. Казанцева М.Л. Основы теории музыкального содержания : учеб. пособие. – Астрахань: ИПЦ «Факел» ООО «Астраханьгазпром», 2001. – 368 с.
  2. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: исследование. – М.: Композитор, 1993. – 262 с.
  3. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. – М.: Музыка, 1982. – 319 с.
  4. Немковская В.И. Персонаж как категория музыкальной поэтики: Автореф. дис. канд. Искусствоведения. М., 2002. – 25 с.
  5. Савенко С.И. Заметки о поэтике современной музыки // Современное искусство музыкальной композиции. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. – Вып. 79. – М., 1985. – С. 5–16.
  6. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства : учеб. пособие. – СПб.: издательство «Лань», 2000. – 320 с.
  7. Шахназарова Н.Ф. «Музыкальная поэтика» Игоря Стравинского // Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита. – М.: Сов. композитор, 1975. – С. 18–83.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.