Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 марта 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Стенина О.Ю. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПИАНИСТА-ПРОФЕССИОНАЛА В СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXX междунар. науч.-практ. конф. № 3(70). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 11-15.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПИАНИСТА-ПРОФЕССИОНАЛА В СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ

Стенина Ольга Юрьевна

преподаватель ПК «Камерный ансамбль и концертмейстерский класс» ГАПОУ СПО «Рязанский музыкальный колледж им. Г.и А.Пироговых»,

РФ, г.Рязань

THE SYSTEM OF TRAINING OF THE PIANIST-PROFESSIONAL IN POST-SECONDARY MUSICAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF RUSSIA

Olga Stenina

Teacher, PC "Chamber ensemble and accompanist class" GAPO SPO "Ryazan College of music. G. and A. Pirogov",

Russia, Ryazan

АННОТАЦИЯ

Развитие музыкально-педагогических способностей пианиста в колледжах и училищах России.

ABSTRACT

The development of musical and pedagogical abilities of the pianist in colleges and schools in Russia.

 

Ключевые слова: способности, музыка, педагогика, фортепиано, обучение.

Keywords: ability, music, pedagogy, piano, teaching

 

К середине  XX века в нашей стране была создана система профессионального образования, которой можно было гордиться. Она  опиралась на богатые традиции прошлых достижений, благодаря которым содержание образования на всех ступенях и по всем направлениям находится на достаточно высоком уровне.

В настоящее время проявляется положительная тенденция в области востребованности и популярности музыкального образования. Увеличивается конкурс в престижных ВУЗах России, все больше выпускников музыкальных училищ и колледжей стремятся получить свое высшее образование именно по творческой специальности. В связи с этим встает вопрос о качественном обучении в средне-специальных музыкальных учебных заведениях. Одновременно с этим следует отметить, что, к сожалению, большинство учащихся ограничивает свое музыкальное образование первой ступенью, то есть детской музыкальной школой или школой искусств.

В идеальном варианте эта первая ступень должна представлять собой законченный цикл, готовить ученика к дальнейшей жизни в музыкальном искусстве. Выпускник школы должен понимать музыку разных стилей и жанров и в разной мере владеть инструментом. После окончания  ДМШ и ДШИ большинство детей ,в лучшем случае, могут исполнить одно-два произведения и вспомнить несколько тем из программы музыкальной литературы.

Тот ребенок, который избрал музыку своей профессией, делает ее частью своей жизни, совмещая обучение в общеобразовательной школе с занятиями в музыкальной. С другой стороны, в современном мире многие родители скептически относятся к музыкальным занятиям своих детей и предлагают после окончания школы продолжить обучение в ВУЗах совершенно другой направленности.

Только целеустремленные и уверенные в своем выборе учащиеся могут идти своим выбранным путем и добиваться поставленных целей. Очень радует, что существует немало примеров, когда родители не препятствуют выбору своего ребенка и всячески помогают и направляют его согласно избранному пути.

Человек, поступающий в средне-специальное музыкальное учебное заведение, делает осознанный выбор, считая музыку своей будущей профессией. Многие преподаватели музыкальных школ работают в творческом тандеме с педагогами училищ и колледжей, готовя хорошую базу в лице потенциальных студентов.

Следует хорошо понимать, что уровень обучения и самоотдачи учащегося в колледже или училище по сравнению с музыкальной школой меняется, потому что здесь воспитывают не только музыканта-исполнителя, но и, в первую очередь, педагога, который помимо приобретенных в процессе учебы навыков должен уметь передать их своим ученикам.

В музыкальной педагогике присутствуют как общие принципы педагогики, так и особые формы и методы преподавания. Одним из основных вопросов является проблема взаимодействия учителя и ученика. Для передачи информации о музыке адаптируются формы и методы, сложившиеся в общеобразовательной школе. Для усвоения же самой музыки и овладения практическими музыкальными умениями и навыками требуются особые средства и методики, способствующие лучшему освоению музыкальных дисциплин. Таким образом, на современном этапе развития обучения музыке основной задачей педагога-музыканта является постоянный поиск наиболее результативных методов и путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.

Музыкальная педагогика опирается на активацию творческой активности и инициативности. Педагогу-пианисту необходимо определиться со способами решения поставленных перед ним общепедагогических и узкопрофессиональных задач. Следует отметить, что именно соединение практического метода обучения с аналитическим является основной задачей для педагогов творческих специальностей. В это связи необходимо не только знать методику преподавания своего предмета, но и постоянно развивать свои интеллектуально-творческие способности.

Студенты специализации «Фортепиано» в процессе обучения овладевают комплексом специальных навыков, а также факультативных дисциплин, которые в достаточной степени способствуют достижения оптимальных результатов в соответствии с выбранной специальностью.

Помимо специального инструмента, отдельное внимание стоит уделять занятиям по камерному ансамблю и концертмейстерскому классу, так как эти дисциплины формируют навыки комплексного мышления, способности реагировать на сложившуюся ситуацию, способы взаимодействия и контакта с солистом. Все вышеперечисленные составляющие продуктивно влияют на формирование музыкального мышления и на дальнейшую продуктивную педагогическую деятельность.

Важную роль в развитии грамотной личности музыканта и педагога играет освоение предметов гуманитарного и теоретического циклов, а также музыкальной литературы. Потому что нельзя быть компетентным педагогом, не ориентируясь в истории музыки и не имея четкого представления о гармонической составляющей и особенностях стилистики той или иной эпохи разучиваемого произведения.

Одним из факторов, положительно влияющих на формирование развитой личности педагога-пианиста является отлаженный механизм педагогической практики. Хотелось бы отметить, что подчас педагог-консультант сам проводит занятия, а студент присутствует на пассивной практике. Следует как можно раньше и чаще давать возможность будущему педагогу оставаться один на один с учеником и инструментом. Ведь обучая других, человек всегда обучается сам.

Не стоит забывать и о занятиях методикой обучения игре на фортепиано, так как изучение и сравнение различных фортепианных школ также положительно влияет на студента-пианиста.

В рамках специального инструмента студент фортепианного отделения не должен ограничиваться только технической стороной исполняемых произведений, не ставить «технику» во главу угла, а стараться как можно глубже проникнуть в суть исполняемых произведений. Расширение кругозора, эрудиции, развитие общего интеллектуального уровня, знание истории искусства, чтение художественной литературы, посещение концертов, выставок – все это необходимо при занятиях музыкой.

Важное значение для успешного обучения имеет интерес к обучению и выбранной специальности. Иногда случается так, что в ДМШ или ДШИ ученик занимал призовые места на конкурсах, проявлял интерес к обучению, а поступив в колледж или училище затерялся на фоне других, более способных, как ему кажется, студентах. В таких случаях никогда не стоит опускать руки, а продолжать заниматься и идти к поставленной цели.

Ученик, переступив порог колледжа и став студентом, не всегда понимает меру ответственности и посещает только те предметы, которые, как ему кажется, пригодятся более других в его будущей профессиональной жизни. Необходимо дать установку и объяснить, что помимо предметов, изучаемых в ДМШ, существуют необходимые для изучения дисциплины средне-специального учебного заведения и следует уметь грамотно распределять время на самостоятельные занятия и посещение всех лекций и индивидуальных уроков.

Отдельного внимания заслуживает вопрос сценического волнения, так как из-за этого фактора сломалось немало профессиональных судеб, так как молодые люди, не сумевшие справиться с этим аспектом музыкального творчества, прекратили свое обучение, забрав документы и не вернувшись в профессию. Чуткий и опытный педагог в этом случае должен помочь преодолеть этот момент, возможно, прибегнув к совместной работе с психологом.

 Студенты фортепианных отделений зачастую интроверты, они привыкли быть один на один с инструментом, им присуща некоторая доля эгоизма и ощущение некоторой избирательности и превосходства по отношению к студентам других специальностей. Сама система обучения, преимущественно состоящая из индивидуальных занятий, способствует развитию этих наклонностей, подчас негативно сказывающихся на творческой и человеческой судьбе будущего пианиста и педагога. В этой связи очень важна проблема адаптации в социуме музыканта-пианиста, путь к собственной цели, будь то исполнительская, концертмейстерская или педагогическая деятельность. При позитивном и доверительном сотрудничестве педагогов начального звена и педагогов колледжа или училища, поддержке родителей и родственников, юный музыкант преодолеет все трудности и достойно пройдет весь путь становления личности музыканта во время обучения в средне-специальных музыкальных учебных заведениях.

 

Список литературы:

  1. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей./ В.И.Петрушин. – М.: Пассим, 1994. – 304 с.
  2. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: Учебное пособие под ред. Г.М.Цыпина. – М.:  Изд.центр «Академия», 2003. – 368 с.
  3. Равкин, З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры / З.И.Равкин. // Педагогика. – М., 1995. - №5. – С.87-91.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.