Статья опубликована в рамках: LXVII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 26 декабря 2016 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФИЛОСОФИЯ «ТАЙЦЗИ» В АУДИОВИЗУАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XX–XXI ВВ.
PHILOSOPHY OF TAI CHI IN AUDIOVISUAL ARTS OF THE 20TH and 21ST centuries
Han Lujiao
post-graduate student of the Belarusian State University of Culture and Arts,
Belarus, Minsk
АННОТАЦИЯ
Цель статьи заключается в выявлении специфики воплощения китайской философии «Тайцзи» в аудиовизуальном искусстве XX–XXI вв.: кино, телевидении, театрализованных представлениях. В статье анализируются китайские мультипликационные телеспектакли, основанные на идеях философии «Тайцзи» («Тайцзи» и «Рост муравьев Тайцзи»), и их роль в современной китайской культуре. Автор также рассматривает особенности применения техники китайской монохромной живописи, основу которой составляет теория «Инь и Ян», в анимационном фильме «Головастики ищут маму». В статье приводится пример отражения философии «Тайцзи» в американском мультипликационном фильме «Кунг-фу Панда». Дается характеристика выдающихся произведений, основанных на слиянии философии «Тайцзи», «Тайцзицюань» и театрального искусства.
ABSTRACT
The aim of the article is to reveal the specificity of the Chinese philosophy of “Tai Chi” embodiment in the audiovisual arts of the XX–XXI centuries: cinema, television, theatrical performances. The article analyzes the Chinese animated dramas based on the ideas of the philosophy of “Tai Chi” (“Tai Chi” and “The Growth of Tai Chi Ants”) and their role in modern Chinese culture. The author also considers the features of the application of technology of Chinese monochrome painting, which is based on the theory of “Yin and Yang”, in the animated film “Tadpoles looking for their mother”. The author gives an example of the reflection of «Tai Chi» philosophy in the American animated film «Kung Fu Panda». The article characterizes outstanding works based on the confluence of the philosophy of “Tai Chi”, “Taijiquan” and theater.
Ключевые слова: философия и символ «Тайцзи»; «Тайцзицюань»; теория «Инь-Ян»; аудиовизуальное искусство; мультипликационный телеспектакль, китайская монохромная живопись, синтез искусств.
Keywords: the philosophy and the symbol “Tai Chi”; “Taijiquan”; the theory of “Yin-Yang”; audio-visual arts; cartoon teleplay, Chinese monochrome painting, arts synthesis.
Основа философии Китая – это философия «Тайцзи», в ходе тысячелетий развития в ней не просматривалось времени ослабления, напротив, в начале XXI столетия она добилась блестящих успехов. Содержание идеи философии «Тайцзи» изменило современный Китай, при этом сохраняя свой начальный вид и соединяясь с современным китайским обществом, культурой, искусством и другими элементами. Глубокая философия «Тайцзи» наполняется языком прошлых эпох, шаг за шагом эволюционируя к успеху современной эпохи, форме и легкому пониманию письменности. Слово «Тайцзи» уже означает не только философию прошлых эпох, уже сейчас в большей степени стала означать китайскую традиционную культуру. Внутри страны и за границей деятели искусства сами создают элементы китайской традиционной культуры «Тайцзи», например, «символика Тайцзи» и «тайцзицюань». В начале XXI столетия развивается одно из основных направлений философии, культуры и искусства – «Тайцзи».
Аудиовизуальное искусство, которое представлено кино, телевидением, театрализованными представлениями, воспринимается одновременно как зрительно, так и через органы слуха, и содержит в себе эстетические каноны [2, с. 6].
Со времени зарождения киноискусства в 1895 г. на протяжении более ста лет эстетика киноискусства развивалась и обогащалась. В результате не только значительно расширилась эстетическая привлекательность киноискусства, но киноискусство также сформировало свои собственные эстетические характеристики, что сделало его наиболее выразительным видом искусства ХХ в. Телевидение, как современное средство массовой информации, а одновременно и молодое аудиовизуальное искусство, проникло во все сферы человеческой жизни, оказало огромное влияние на реальность современного общества.
Одной из уникальных форм выражения в экранных искусствах XX–XXI вв. стала форма, основанная на идеях философии «Тайцзи». Например, мультипликационный телеспектакль под названием «Тайцзи» (Рисунок 1), изображающий пятитысячелетнюю историю Китая, вышел на экран в октябре 1999 г., режиссер Цай Минцинь. Источником вдохновения для художника-мультипликатора стал символ «Тайцзи», который был воплощен художником в образе главного героя-рассказчика. Главный герой представляет собой фантастическое существо, напоминающее зайца, тело которого имеет окраску символа «Тайцзи» (Рисунок 2). В данном мультипликационном телеспектакле изложение истории показано в связи с развитием философии «Тайцзи» и ее влиянием на культуру Китая. Таким образом, благодаря этому произведению в легкой и доступной форме дети могут получить знания о культуре, истории Китая и философии «Тайцзи».
Рисунок 1. Мультипликационный телеспектакль «Тайцзи»
Рисунок 2. Герой мультипликационного телеспектакля «Тайцзи»
Содержание сюжета мультипликационного телеспектакля «Рост муравьев Тайцзи» (Рисунок 3) направлено на воспитание стойкости характера у детей. Создание данного мультипликационного телеспектакля финансировалось инвестиционной компанией «Тянься Тайцзи» («Поднебесная – Тайцзи»), располагающейся в провинции Хэнань – родине «Тайцзицюань». Мультфильм рассказывает о жизни муравейника, символизирующего собой школу Чэн – одну из школ «Тайцзицюань». Таким образом, сюжет мультфильма отражает развитие «Тайцзицюань» в Китае. Главного персонажа – Муравья Тайцзи – отличает храбрость, ум, уверенность в себе. Мультфильм воспитывает в детях лучшие качества характера и мотивирует их к духовным поискам.
Рисунок 3. Мультипликационный телеспектакль «Рост муравьев Тайцзи»
В монохромной живописи применятся теория «Инь и Ян», что формирует философскую основу живописи. В анимационном фильме «Головастики ищут маму» (Рисунки 4, 5) была применена уникальная китайская монохромная живопись, что, несомненно, привело к инновации в мультипликации. «Головастики ищут маму» (1960 г.) – это первый китайский мультфильм, который был создан при помощи рисунка тушью – производство Шанхайской анимационной студии (в 1960 г.). Мультфильм выполнен в стиле рисунка тушью Ци Байши, и это уже не шаблонная детская американская «мультяшка», а галерея оживших живописных шедевров. Одно только анимирование двух креветок, выполненных в сложнейшей китайской технике рисунка тушью, говорит об удивительном уровне технической виртуозности и является свидетельством триумфа анимационной техники [3, с. 400].
Рисунок 4. Первый китайский мультфильм «Головастики ищут маму»
Рисунок 5. Первый китайский мультфильм «Головастики ищут маму»
В западных фильмах также можно обнаружить отражение философии «Тайцзи», так называемую «культурную тень «Тайцзи». В качестве характерного произведения можно назвать мультипликационный фильм «Кунг-фу Панда» (2008 г.) (Рисунки 6, 7) американских режиссеров Марка Осборна (Mark Osborne) и Джона Стивенсона (John Stevenson). Главной темой этого комедийного американского кино, в котором рассказывается о древнем Китае, является «Тайцзицюань». В мультфильме рассказывается история главного персонажа А Бао (кит. 阿宝), большой панды, которая проходила обучение китайскому «Тайцзицюань», училась глубокому пониманию философии «Тайцзи», теории «Инь и Ян» спокойствию движений, единству природы и человека. Благодаря изучению «Тайцзицюань» и философии «Тайцзи» А Бао превращается в настоящего героя и защитника отечества. Фильм полон китайских традиционных культурных элементов, мультфильм «Кунг-фу Панда» изобилует пейзажами с китайской спецификой. Мультфильм завершается сценой, изображающей торжество добра над злом: в небе взрываются фейерверки, центральный фейерверк изображает символ «Тайцзи». Кинорежиссер Джон Стивенсон никогда не видел настоящую панду, однако в силу своей любви к китайской философии «Тайцзи» создал анимационный фильм «Кунг-фу Панда», который стал любим не только китайскими зрителями, но и завоевал признание мировой аудитории [1, с. 38].
Рисунок 6. Персонаж мультипликационного фильма «Кунг-фу Панда»
Рисунок 7. Фрагмент мультипликационного фильма «Кунг-фу Панда»
В синтетическом театральном искусстве объединяются многообразные виды искусства, такие, как литература, живопись, скульптура, музыка, танец и другие. Основная эстетика театрального искусства воплощается в синтезе выразительных средств, «проживании» ситуации в реальном времени, эмоциональности восприятия.
Театральный спектакль «Символ Тайцзи» (Рисунок 8) показывался в Пекине с 11 по 13 октября 2013 г. Это театральное представление состояло из отдельных выступлений артистов, демонстрировавших синтез различных видов искусств с философией «Тайцзицюань». Так, например, молодая балерина Ван Ябинь (кит. 王亚彬) исполнила танец в стиле тайцзицюань. Ма Цзенцзюнь (кит 马建超) – признанный мастер тайцзицюань в Китае – продемонстрировал искусство «Тайцзицюань» под современную музыку. Еще один мастер «Тайцзицюань» Чин Фун (кит. 清风) исполнил номер, показывающий мастерство «Тайцзицюань» с использованием хрустального шара.
Рисунок 8. Афиша театрального спектакля «Символ Тайцзи»
Еще одним примером синтеза философии «Тайцзи» и театрального искусства является театральное представление «Легенда Тайцзи» (Рисунок 9) в исполнении театральной группы Отдела пропаганды и агитации песни и пляски города Цзяоцзо провинции Хэнань. Режиссерами этого театрального представления стали Чэн Вэй-я (кит. 陈维亚), который в 2008 г. режиссировал церемонию открытия Олимпийских игр, и Чжи У-ин (кит. 职武营), 12-ый последователь школы Чэн Ши «Тайцзицюань».
Философия «Тайцзи» объясняется через реальную историю персонажей. Дизайн сцены, костюмы актеров, величественная музыка в сочетании с великолепным освещением сцены, и трогательная история поражают зрителя. Спектакль рассказывает об истории Чэнь Цзягоу (родовой деревни семьи Чэнь, где сформировался стиль «Тайцзицюань» семьи Чэнь), основателе «Тайцзицюань» Чэнь Вантине (кит. 陈王廷) и его жизненном опыте. В спектакле используется комбинация тайцзицюань и традиционной танцевальной культуры провинции Хэнань. Постановочный танец полностью впитывает в себя особенности культуры района Чжунюан, при этом обладая ярко выраженной манерой провинции Хэнань.
Рисунок 9. Театральный спектакль «Легенда Тайцзи». Фрагмент
Таким образом, на основании анализа рассмотренных выше произведений, мы можем утверждать, что анимационное искусство (в частности, мультипликационные спектакли «Тайцзи», «Рост муравьев Тайцзи», мультипликационные фильмы «Головастики ищут маму», «Кунг-фу Панда») способствует более глубокому пониманию философии «Тайцзи» подрастающим поколением Китая, а выдающиеся произведения, основанные на слиянии философии «Тайцзи», «Тайцзицюань» и театрального искусства, благодаря насыщенному содержанию и образности, ярким персонажам, популяризируют идеи этой древней философии среди молодежи (театральные спектакли «Символ Тайцзи», «Легенда Тайцзи»).
«Тайцзи» является ядром и символом китайской традиционной и современной культуры Китая. В начале XXI в. философия «Тайцзи» продолжает активно развиваться в современной культуре и искусстве Китая, трансформируясь в различных видах искусства, обогащая их художественный язык и средства выразительности.
Список литературы:
- Брайт Дж. Кунг-фу Панда. – Пекин: Детская литература, 2008. – 80 с. (на китайском языке).
- Лян Шао. Новые размышления о символе Тайцзи. – Хайнань: Культура и искусство, 1991. – 232 с. (на китайском языке).
- Сунь Лицзюнь. Китайский мультипликационный телеспектакль. – Хайнань: Искусство, 2011. – 425 с. (на китайском языке).
дипломов
Оставить комментарий