Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 мая 2016 г.)

Наука: Филология

Секция: Русская литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Табакова З.П. ПАТРИОТИЗМ КАК БАЗОВЫЙ КОНЦЕПТ РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 5(60). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 66-75.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПАТРИОТИЗМ КАК БАЗОВЫЙ КОНЦЕПТ РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

Табакова Зинаида Петровна

проф., д-р филол. наук, проф. кафедры русского языка и литературы,

Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева,

Республика Казахстан, г. Петропавловск

PATRIOTISM AS A BASIC CONCEPT OF RUSSIAN MENTALITY

Zinaida Tabakova

professor, Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of Russian and Literature, M. Kozybayev North-Kazakhstan University,

Kazakhstan, Petropavlovsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются контенты русского патриотизма как базового концепта русской ментальности. Считая, что поэзия отражает не только реальные события, но и духовно-нравственные черты русской нации, автор в своих утверждениях опирается на исторические факты (например, Брусиловский прорыв в Первой мировой войне) и описание их в поэтических текстах, формирующих историческую память народа.

ABSTRACT

The paper deals with the contents of the Russian patriotism being a basic concept of Russian mentality. Taking into the consideration the idea of the poetry’s ability to reflect not only real events, but spiritual and moral traits of the Russian nation as well, the author makes some proposals based on historical facts (e. g. Brusilovskiy breakthrough in First World War) and theirs descriptions which form the nation’s historical memory.

 

Ключевые слова: ментальность; концепт; патриотизм; историческая память; Брусиловский прорыв.

Keywords: mentality; concept; patriotism; historical memory; Brusilovskiy breakthrough.

 

Мы – русские! Какой восторг!

А. Суворов

 

В эпоху глобализации проблемы ментальности приобрели особый интерес в научных работах смежных дисциплин. В языкознании вопросы ментальности решаются посредством разработки структуры и семантики концептов, составляющих представление о ментальности разных этносов. Лингвистическая наука сравнительно недавно приступила к разработке когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, что объясняет отсутствие стройной концептологии и существующие противоречия в решении спорных вопросов данной науки. Острые дискуссии начинаются уже с момента определения дефиниции концепта. В данной статье мы не будем вдаваться в дискуссию по определению концепта. Наша точка зрения на концепт и его семантическую структуру изложена в ряде работ, в том числе в работе [12], назовём только основные контенты, по нашему мнению, определяющие концепт: понятие слова, представляющего концепт; контент ментального содержания; этноконтент; контент мировой культуры (универсальное содержание контента) и индивидуально-авторский компонент.

Ментальность мы понимаем как присущие определённому социуму общие черты мировоззрения и характера его представителей, что определяет уклад жизни, поведение представителя национального сообщества. Через традиции и воспитание ментальные черты передаются от поколения к поколению и таким образом влияют на формирование личности и судьбу человека. Это не означает, что все члены социума имеют идентичную ментальность. Люди в разной степени принимают и усваивают традиции и ценностные установки своего этноса. В связи с этим, считая патриотизм определяющим концептом русской ментальности, мы не утверждаем, что он в равной степени присущ всем, кто считает себя русским. Патриотизм как сакральное понятие характеризует русский народ как единую общность и проявляется наиболее ярко в годину тяжёлых испытаний, требующих единения народа, героизма и жертвенности его носителей. Патриотизм – духовная категория, от которой зависит судьба страны и людей, населяющих её. Нравственно-этические идеалы русского человека воплощаются в прекрасных произведениях поэтов, где они наполняются особым эмоциональным чувством автора, и эти чувства, приобретя филигранную обработку в стихах, нередко переложенных на музыку, становятся задушевными песнями-гимнами Родине, приобретающими силу воплощённого в слове духа народа. Такой силой национальной исторической памяти обладают многие поэтические тексты. Например, стихотворение Николая Рубцова «Звезда полей» [8]. Звезда в его стихотворении вызывает ассоциацию с Вифлеемской звездой из библейских преданий, указавшей путь к Богу. Звезда полей Н. Рубцова «горит, не угасая, // Для всех тревожных жителей Земли». Однако автор воспринимает её как Звезду-покровительницу России: он верит, что только здесь она горит всего ярче, и это наполняет поэта несказанным чувством и верой в будущее: Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей.

Песня на стихи Н. Рубцова, музыка и исполнение Игоря Петрова, не оставит равнодушным человека, в чьём сердце есть хотя бы искорка любви к своему Отечеству.

Патриотизм как часть общественного сознания формируется с детских лет. Семантика этого концепта включает несколько контентов. Следуя нашей теории структуры семантики концепта, выделим контент понятие, для определения которого нет необходимости проводить самостоятельное исследование, так как контент-понятие носит универсальный характер, тождествен слову и его определение дано в разных толковых словарях. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова находим следующее определение патриотизма: «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [7, с. 453]. Кроме контента понятие, концепт патриотизм включает и другие определяющие контенты. Опираясь на тексты русской поэзии, постараемся описать основные черты русского патриотизма. Эпиграфом к статье мы взяли известные слова великого полководца Александра Суворова, потому что в них кратко заявлено о гордости человека за свою принадлежность к русскому народу. Быть русским – это чувство радости, переходящее в восторг, но это и большая ответственность. Быть русским не заслуга, – это дар божий, это судьба. Судьба – жить на просторах родной страны, любить эту землю, как мать родную; судьба – защищать свой отчий дом, своё Отечество, как защищали его твои отцы и деды; нелёгким трудом добывать «хлеб наш насущный» и при всех тяготах жизни оставаться справедливым и в гневе и в радости. Истоки русского патриотизма обусловлены ценностями русского человека, среди них главная – семья. В семье формируется отношение к своим родителям, мера любви к которым со временем становится мерой любви к своей Родине-матери, своему отчему (отцовскому) дому и Отечеству. В семье человек познаёт свой родной язык, в котором воплощается душа народа и её историческая память. Любовь к родному языку становится важной чертой русского патриотизма. В суровые годы Великой Отечественной войны Анна Ахматова пишет ставшее хрестоматийным стихотворение «Мужество» [1, с. 208], в котором есть такие удивительные строки:

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

                                                              Навеки!

Поэт, перечисляя потери народа в годы войны, считает, что нельзя потерять свой язык, объединяющий общество в единую нацию, сохраняющий в памяти народной историю и осуществляющий связь поколений. Без языка нет народа, «Без языка и колокол нем» – гласит народная мудрость. У Ярослава Смелякова есть прекрасные слова, внушающие нам надежду, что мы, как и наши прадеды, сохраним наш родной язык великим и могучим:

Вы, прадеды наши, в недоле,

мукОю запудривши лик,

На мельнице русской смололи

заезжий татарский язык [10, с. 775].

Концепт патриотизм включает любовь к природе, на лоне которой живёт русский человек. Зависимости ментальных черт человека от проксемики, географического пространства обитания, уделено большое внимание во многих исследованиях философов. О влиянии проксемики на русского человека, в первую очередь её больших и недостаточно освоенных пространств, писали зарубежные и русские учёные. В подавляющем большинстве этих работ отмечается негативное влияние этих факторов на ментальные черты русского человека. Философы приписывают ему в результате общения с природой чувство подавленности и даже тоски душевной. Рассуждая о влиянии проксемики на мировоззрение человека, Н. Бердяев в книге «Судьба России» [2, с. 16], сопоставляет её воздействие на отношение к обустройству жизни немца и русского. Симпатии автора явно на стороне западного человека, которому «чужда и противна славянская безбрежность». Трудно поверить утверждению философа, что германцу нравятся всюду границы и что ему доставляет удовольствие самому добавлять их, что он презирает русского за то, что тот «не знает ничему меры и места». С утверждением, касающимся презрения немцем русского человека, пожалуй, можно согласиться. Однако возникает естественный вопрос: «Если так чужда и даже противна славянская безбрежность, то почему столько раз в истории немцы шли, чтобы захватить и покорить эти необъятные земли России?» Проблемам воздействия необъятных российских пространств на ментальность русских мы посвятили несколько работ на материале поэтических текстов. Наши исследования показали, что русский человек воспринимает русские просторы не только без тоски и уныния, а наоборот, они вызывают у него чувства гордости и радости [11]. Для подтверждения этой мысли приведём отрывок из стихотворения Анны Ахматовой:

На сотни вёрст, на сотни миль,

На сотни километров

Лежала соль, шумел ковыль,

Чернели рощи кедров.

Как в первый раз я на неё,

На Родину глядела.

Я знала: это всё моё –

Душа моя и тело.

                                          С самолёта [1, с. 221].

Странным представляется и вывод Н. Бердяева: «Германец чувствует, что его не спасёт Германия, он сам должен спасти Германию. Русский же думает, что не он спасёт Россию, а она его спасёт». Логичнее предположить, что западный человек с его пунктуальностью и привычным немецким призывом к порядку более склонен к выполнению приказов, которые, естественно, исходят от власти. Русские же всегда побеждали благодаря народному порыву, когда на защиту вставала вся страна, достаточно вспомнить наиболее патриотичную песню времени Великой Отечественной войны «Священная война», которую маршал Жуков назвал бессмертной:

«Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!»

               Автор В.И. Лебедев-Кумач (возможно А.А. Броде)

В народной исторической памяти не забыт и подвиг простого крестьянина Ивана Сусанина, который шёл на погибель ради России: «Снег чистый чистейшая кровь обагрила, // Она для России спасла Михаила» [9]. Рядом поставлено одно прилагательное (чистый) в разных формах сравнительной степени. Но можно ли сравнить степень чистоты снега и только что пролитой крови? Чистота снега – это его белизна, которую можно сравнить с белизной снега на открытых пространствах и в глухом лесу. Но чистоту крови нельзя определить по цвету. В переносном смысле о человеке можно сказать, что он благородных кровей или, как говорили в старину, голубой крови, в стихотворении кровь оценивается явно не по её физическим качествам, а по нравственным оценкам самого человека. Чистейшая кровь – это кровь человека, жертвующего своей жизнью ради спасения своей Родины.

В концепте русского патриотизма особое место занимает контент исторической памяти. Русский человек воспринимает жизнь, в том числе и собственную судьбу, в потоке истории своей страны. Солдатам, победившим в Великой Отечественной войне, Анна Ахматова посвятила стихотворение, в котором назвала по именам этих победителей:

«Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою отдали за други своя»,

Незатейливые парнишки –

Ваньки, Васьки, Алёшки, Гришки –

Внуки, братики, сыновья!» [1, с. 210].

В июле 1941 года поэтесса написала стихотворение «Клятва», где от лица своего народа заявила:

«Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит».

                                                           Клятва [1, с. 207].

Гениальный поэт, Ахматова очень точно определила связь прошлого («клянёмся могилам») и будущего («детям клянёмся»), потому что для русского человека не бывает священнее клятвы перед ушедшими и перед детьми.

В немногословных стихах А. Ахматовой патриотические чувства представлены в единстве ощущений самого автора и людей разных поколений России. Истоки русского патриотизма, долготерпения русского человека и его готовности к самопожертвованию кроются в осознании кровной связи своей судьбы с судьбой своей страны. Эта аксиома проверена и закреплена на протяжении тысячелетней истории России. Поскольку России на протяжении всего её исторического периода приходилось вести постоянную борьбу за своё существование, у её народа ген исторической памяти передавался от поколения к поколению. А. Ахматова, описывая события Великой Отечественной войны, видит их в цепи исторических событий: «Словно вся прапамять в сознание // Раскалённой лавой текла» [1, с. 217]. Неологизм поэта подчёркивает материализацию духовного сознания и роль исторической памяти в мировоззрении и ощущении русского человека. Творчество самой поэтессы подтверждает её прапамять, в стихах о пережитой ею войне, которую она воспринимает в исторической ретроспективе России:

«По той дороге, где Донской

Вёл рать великую когда-то,

Где ветер помнит супостата,

Где месяц, жёлтый и рогатый, –

Я шла, как в глубине морской …

Шиповник так благоухал,

Что даже превратился в слово,

И встретить я была готова

Моей судьбы девятый вал» [1, с. 272].

Русский патриот хорошо осознаёт, что его личная жизнь не может быть благополучной в лихие для своей страны времена. Эти мысли под пером поэта А.С. Кушнера получили отточенность выражения, ставшего прецедентным текстом, включённым в «Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений» [13]:

«Времена не выбирают,

В них живут и умирают».

События современной истории России также подтверждают эту тенденцию. Санкции, информационные войны, планы изоляции России, попытки внести раскол в обществе не приводят к задуманному противником результату. Русский народ осознаёт, что пока плохо его родине, ему счастья не будет. На современном этапе это понимание проявляется не только в терпеливости в условиях материальных трудностей, переживаемых страной санкций, но и во всплеске интереса к изучению исторических событий, чтению исторической научной и художественной литературы, популярности исторических материалов в интернете, проведению мероприятий, представляющих ретроспекции сражений, в которых решалась судьба России. Создаются исторические произведения разных жанров, в том числе поэтические. Стихи пишут все, от известных поэтов до седеющих ветеранов, для публикации «народных творений» создаются специальные сайты в интернете.

Русская история богата событиями, но одни из них широко известны, а другие в силу идеологических установок долгое время замалчивались. Ю. Галкин справедливо пишет:

«Как много в России забытых героев,

Доверчивых, честных, Великих сынов» [4].

Пришло время рассказать о героизме и воинской доблести простых русских солдат в годы Первой мировой войны, уделить почётное место в исторической памяти «забытой Славе войны Мировой»:

Защитник Отечества, – воин святой,

Крючков, Иванков, Щегольков и Астахов, –

Забытая Слава «войны Мировой!» [6].

Для поколений двадцатого века эта война оставалась неизвестной войной. Но живы потомки тех солдат, что легли на полях сражений Первой мировой войны, и они в меру своего таланта и своего представления о давно минувших событиях стараются восполнить эти пробелы в памяти народной, вспоминая рассказы своих близких:

По круче, сквозь горные цепи,

С оказией царских подвод,

Шагал в том начале столетья,

Мой дед по дороге вперёд [5].

Внуки не могут смириться с тем, что история умалчивает о жестокой войне, неслучайно названной Первой мировой войной. Люди требуют справедливой памяти о героизме участников в такой негероической, но такой кровопролитной войне. В трактовке советских историков она была представлена как империалистическая, чуждая интересам русского народа, и по своей сути это правда. Но это только часть правды, полуправда, так как на войне гибли миллионы русских солдат. Потомки должны сохранить память о погибших, сражавшихся за свою Родину и свой народ. Бесславный выход России из той замалчиваемой долгие годы войны не перечёркивает славы русского солдата и славных побед русского оружия.

В 2016 году исполняется 100 лет со времени Брусиловского прорыва, единственного сражения, вошедшего в историю не по названию места боя, а по имени полководца, под чьим командованием был осуществлён знаменитый прорыв. Это был подвиг русских солдат. Войска Антанты не могли прорвать укрепления немецко-австрийских войск, окопное противостояние затянулось. Затяжная война изматывала солдат. Наконец после долгих согласований штаб принял план генерала А.А. Брусилова, суть которого заключалась в том, чтобы начать прорыв не в одном месте, как это было принято в военной тактике того времени, а сразу в нескольких точках. Командующий Юго-Западным фронтом А. Брусилов дал задание каждой из четырёх армий начать прорыв одновременно в нескольких местах, определённых генералами армий. Выступление началось 22 мая (по старому стилю) 1916 года. Новая тактика, предложенная А. Брусиловым, не давала врагу возможности сосредоточить все силы в одном месте. Надежда у противника оставалась только на линию укрепления, которую они считали непреодолимой. Русским противостояло мощное оборонное укрепление из трёх полос. В каждой полосе были 2–3 линии хорошо укреплённых окопов с убежищами, способными выдержать любые снаряды. Перед окопами тянулись проволочные заграждения в 2–3 полосы по 4–16 рядов. На некоторых участках по ним пропускался ток, подвешивались бомбы, места возле них минировались. Между полосами также устраивались разного рода «ловушки»: волчьи ямы, рогатки, засеки. Немецко-австрийские военачальники считали, что для прорыва такой обороны нужны более значительные силы, чем их было у русских. Однако миф о неприступности обороны был развеян благодаря воинскому таланту генерала А. Брусилова и патриотизму русских воинов. Фронтовая операция стала самой успешной наступательной операцией, ознаменовавшей перелом в ходе войны. Новая тактика, предложенная и успешно осуществлённая генералом Брусиловым, вошла в практику военных сражений и помогла победить фашистов в годы Великой Отечественной войны.

Поэт Юрий Анатольевич Галкин, описывая это сражение, старается во всех деталях рассказать о подвиге солдат, выполнивших приказ своего полководца:

По линии фронта шёл бой рукопашный,

Позицию взяли, и снова вперёд,

Страшись, Фердинанд: «суд подходит твой страшный»,

Россию на подвиг Брусилов ведёт! [4]

Сражение было тяжёлым и кровопролитным, «где даже земля превращается в ад», но, как пишет Сергей Брандт, «назад в атаке ходу нет» [3]. Отвага солдат сметает казалось бы неприступные заграждения противника, однако победа даётся ценой неисчислимых потерь.

Не страх сминает загражденья,

А острие стальных штыков.

Господь роняет с сожаленьем,

Господь роняет с сожаленьем

Слезу на скошенность полков.

Найдут потом в грязи листочек,

Пробит осколком наизлёт.

В крови густой обрывок строчек,

В крови густой обрывок строчек:

«Бог нас хранит и Русь спасёт».

                          Защитникам Отечества. Брусиловский прорыв

В этом году страна будет отмечать столетний юбилей Брусиловского сражения, и верится, что он будет отмечен не только конференциями и публикациями, но и прекрасными стихами и поэмами, достойными наших предков, сложивших головы за святую Русь.

Тема патриотизма как базового концепта русской ментальности включает в себя такие контенты как любовь к природе родного края, национальную историческую память, уважение своих родителей, чувство долга и ответственности за будущее детей. Ментальной чертой русского человека является его глубокая вера в высшую справедливость, умение ценить свой русский язык и гордиться успехами своей культуры. Русскому свойственна широта души, умение любить и ценить верность, самым позорным для него и самым большим грехом считается предательство. Иуда, конечно, продолжает жить и делать за тридцать сребреников своё грязное дело в любую эпоху и в любом человеческом обществе, но этот концепт в русском сознании и культуре требует особого исследования.

 

Список литературы:

  1. Ахматова А. Сочинения в 2-х томах, Т. 1. – М., 1990.
  2. Бердяев Н. Судьба России. – М., 1997.
  3. Брандт С. Защитникам Отечества. Брусиловский прорыв. – [Электронный ресурс] // Стихи.ру: сайт. – URL: www.stihi.ru/2015/08/13/5492 (Дата обращения: 07.04.2016).
  4. Галкин Ю. – [Электронный ресурс] – // Мой Алтай: сайт. – URL: http://myaltai.ru/culture/galkin (Дата обращения: 06.04.2016).
  5. Галкин Ю. – [Электронный ресурс] – // Стихи.ру: сайт. – URL: www.stihi.ru/2013/03/08/5731 (Дата обращения: 07.04.2016).
  6. Галкин Ю. – [Электронный ресурс] – // Стихи.ру: сайт. – URL: www.stihi.ru/2013/03/08/5746 (Дата обращения: 07.04.2016).
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1975.
  8. Рубцов Н. Русская советская поэзия 50–70-х годов. Хрестоматия. – Минск, 1982.
  9. Рылеев К.Ф. Иван Сусанин. // Думы. – М.: «Наука», 1975. Серия «Литературные памятники», С. 69–72.
  10. Смеляков Я. Три века русской поэзии. – М., 1979, С. 769–777.
  11. Табакова З.П. Проксемика и проблемы русской ментальности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – М.: «Академия естествознания», 2015 г., № 5, С. 742–747.
  12. Табакова З.П., Овчинникова К.Н. Структура и топология концепта «музыка» в поэтическом тексте. // Вестник Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова, 2013, № 1-2, С. 169–175.
  13. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. / Под редакцией В. Серова. – М.: «Локид-пресс», 2003 г.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом