Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 мая 2016 г.)
Наука: Филология
Секция: Русская литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РАЗВИТИЕ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В «ДВОЙНИКЕ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И В «МЕЛКОМ БЕСЕ» ФЕДОРА СОЛОГУБА
EVOLUTION OF THEMES “LITTLE MAN” IN “DOUBLE” OF FEDOR DOSTOEVSKY AND IN “THE LITTLE DEMON” OF FEDOR SOLOGUB
Oleg Ivanov
candidate of sciences, docent of Russian literature department of the Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication of the Southern Federal University,
Russia, Rostov-on-Don
Anna Kostyakhina
student of the Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication
of the Southern Federal University,
Russia, Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
В статье на примере произведений Ф.М. Достоевского и Ф. Сологуба удалось проследить, как менялся классический образ для русской литературы – образ «маленького человека». В ходе работы были выявлены и описаны черты, которые оказались общими для канонического «маленького человека» и героев повести «Двойник» и романа «Мелкий бес». Также много внимания было уделено тем чертам, которые оказались новаторскими и которые позволяют говорить о том, что тип «маленького человека» не статичен, а изменяется с течением времени.
ABSTRACT
In the article on the example of the works of F. Dostoyevsky and F. Sologuba able to see how the changed a classic type Russian literature – the type of the “little man”. At the work they have been identified and described features that were common to the canon of the “little man” and hero of the story “The Double” and the novel “The Little Demon”. Just a lot of attention was paid to the features that were innovative and that allow that type of “little man” is not static but change over time.
Ключевые слова: тип; маленький человек; персонаж; Ф. Достоевский; Ф. Сологуб.
Keywords: type; little man; character; F. Dostoevsky; F. Sologub.
Русская литература богата вечными образами и типами, и, пожалуй, самый известный и узнаваемый из них – тип «маленького человека», с которым мы знакомы со школьной скамьи. Этот тип не статичен, он изменяется вместе с тем, как изменяется литература и общественное сознание. И на примерах произведений Ф.М. Достоевского и Федора Сологуба можно заметить значимые трансформации, которые претерпел этот, казалось бы, канонический образ.
Само определение «маленький человек» – настоящий долгожитель в литературоведении. Исследователи считают, что источником для темы «маленького человека» является, прежде всего, Библия, которая дает смысловой центр этому образу [1]. Все «маленькие люди» имеют в своей основе много общих черт, среди которых:1) невысокое, бедственное и подчиненное социальное положение; 2) страдание, которое происходит от собственной слабости и совершенных ошибок; 3) ущербность личности, убожество и неразвитость; 4) острота переживаний; 5) осознание себя приниженным человеком, стремление утвердить свое право на жизнь; 6) обращение к Богу как единственному источнику справедливости и равенства: только перед Богом одинаково равны и «малы» все [1]. При этом важно понимать, что наличие общих признаков не делает таких героев одинаковыми, отнюдь нет; каждый из них имеет свою художественную индивидуальность и по-своему раскрывает ту или иную тему.
С течением времени тип «маленького человека» трансформировался, но не уходил из русской литературы. Наиболее известные и классические характеры такого типа отражены А.С. Пушкиным в «Станционном смотрителе», «Медном всаднике» и Н.В. Гоголем в повести «Шинель». Но были и писатели-новаторы, которые привносили изменения в уже устоявшийся типаж, и одним из таких писателей был Ф.М. Достоевский. В изображении «бедных людей» он начал с порицания «маленького человека», рисуя изуродованного бедностью Макара Девушкина, а вот в повести «Двойник» писатель пошел еще дальше.
Сразу после выхода в свет произведения публика отнеслась к нему критически и не разглядела в образе Голядкина никого, кроме просто помешанного. Что-то новое и непонятное виделось в этом образе и Белинскому, и другим критикам XIX века [3, с. 42–50]. Достоевский подходит к теме «маленького человека» с другой стороны и показывает все самое порочное, что может содержать в себе этот тип. Господин Голядкин, как и его предшественники, терпит унизительное поражение в жизненной борьбе. Это, как и принято, выбивает Голядкина из колеи, в результате он становится жертвой душевной болезни. Но это жизненное испытание обнаруживает в нем отвратительные черты карьериста и интригана, которые в воспаленном сознании Голядкина воплощаются в образ ненавистного ему, ведущего против него борьбу «двойника». Самый страшный бред в его видениях сочетается с пошлой и обыденной прозой, что создает особую гротескную атмосферу повести [7, с. 68–70]. Образ Голядкина-младшего – находка писателя. Это сгущенное воплощение наиболее подлых и ничтожных качеств души Голядкина-старшего, который сам себе боится признаться в своей душевной низости. Это уже не Макар Девушкин, которого читатель временами мог и пожалеть, и тем более не Самсон Вырин. Образ Голядкина – образ принципиально нового «маленького человека», который стремится реализовать свои амбиции и отомстить за все унижения и обиды, превращаясь из жертвы в хищника. Он чувствует себя уверенно только рядом с теми, кому покровительствует. На глазах читателя двойник героя быстро трансформируется и переходит от смирения и самоунижения к развязности и явному цинизму. Голядкин-старший отчаянно старается сразиться со своим якобы антиподом, не принимая методов самоутверждения своего коварного двойника. Безумие Голядкина – это торжество совести над аморальными тенденциями его собственной личности [5, с. 39]. Яков Петрович оказывается существом сложным, с двойным дном, а двойник оказывается порождением его ненавистного «подполья». В этой повести Достоевский начал создавать новый тип, выросший из «маленького человека» – это тип человека из «подполья». Позднее писатель скажет, что Голядкин – это главнейший подпольный тип во всем его творчестве. Этот образ оказался первым в череде «самых необычайных из всех типов русской интеллигенции» [4, с. 24].
Федор Сологуб продолжает линию, начатую Достоевским, и рисует в романе «Мелкий бес» еще одного «маленького человека», который все же отличается от своих классических, канонических предшественников.
Характер творчества Сологуба близок Чехову, Достоевскому, Салтыкову-Щедрину, Гоголю, с каждым из них писателя сближает какой-либо элемент. Так же, как и Чехов, он чувствует пошлость жизни и отражает ее в своих произведениях, используя гоголевский, так сказать, «увеличительный аппарат», с помощью которого легко превращает какое-либо жизненное явление в карикатуру или гротеск. Так создан и герой романа «Мелкий бес» Передонов. Он весь – огромная аллюзия, сотканная из его «маленьких» предшественников. Проэтому можно считать, что Передонов есть карикатура на хрестоматийного маленького человека русской литературы, что в нем пародируется все, «вышедшее из «Шинели» [2].
Ардальон Борисыч Передонов пополняет галерею «маленьких людей», при этом несколько отличается от них своим статусом в обществе. Он уже чиновник 5 класса. Его материальное положение весьма благополучно, он может позволить себе и чай, и даже водку. Девушки воспринимают его как потенциального мужа и готовы бороться за его расположение. Если же заглянуть в душу Передонову, прочесть его мысли, мотивы, то мы увидим черты именно «маленького человека». Ущербность его личности, убожество и неразвитость принимают гротескный характер. Передонов отвратителен, и в своей отвратительности он перещеголял «подпольного» человека Достоевского, который в «Двойнике» и в других произведениях показал то, что скрывала душа «маленького человека» – потаенные амбиции, поселившиеся в «подполье». Сологуб же вынес их на поверхность. И у него все тайное превратилось в явь [6]. Причем автор возвел все качества подпольных героев в куб и создал образ беса, правда, маленького, не дотягивающего до уровня, скажем, Люцифера. Передонов – это воплощение обыденного демона, изнанки жизни, человека безнравственного, бездуховного, и в сущности животного. Похоть, цинизм, вседозволенность, отсутствие морали и сдерживающих начал – вот краткий список качеств «маленького человека» Сологуба. О робости и чистосердечии Вырина здесь и разговора быть не может.
Передонов, как и все «маленькие люди», а в дальнейшем и «подпольные», противопоставляет себя окружающему миру, возвеличивает себя и любуется собой, обнажая подлые намерения и циничные амбиции. Мечта героя – покинуть нехороший город, где живут плохие и скверные люди, уехать в такое место, где бы все почитали учителя словесника, кланялись ему и боялись. Вожделенный чин инспектора – это переродившаяся шинель, ради которой можно пойти на что угодно, ради которой нужно оберегать себя от неприятелей и подозрительных типов.
Именно неприятели, прячущиеся повсюду, и сгубили героя. Мания преследования разрушила его. Его психика, как и психика господина Голядкина, оказывается неустойчивой, больной. Воспаленное сознание героя подсовывает ему на каждом шагу врага, который следит и непременно донесет. Здесь прослеживается явная параллель с гоголевским Поприщиным, который узнает о себе из переписки собачек. Также мотив помешательства присутствует и в «Двойнике» Достоевского. Зависть, злость и предельный эгоизм довели Передонова до полного бреда и потери реальности. Страшит героя сама жизнь. Он не может объяснить себе этой тоски и этого страха, который провоцируют улицы, трава, птицы и весь земной мир.
«Маленький человек» Сологуба, ничтожное создание, распираемое от амбиций, мыслит себя «большим» и значительным во всех отношениях. Герой очень любит себя, упивается своим превосходством и оригинальностью. Ощущая свою эксклюзивность, Передонов даже пометил себя, чтобы не подменили. Господин Голядкин тоже очень опасается подмены и всячески старается избавиться от своего двойника, объяснить окружающим, кто именно из них настоящий.
Есть в романе и внешние детали, связанные с классическим образом «маленького человека». Например, многие литературные персонажи этого типа прячутся в некий мундир-футляр. Передонов также имеет малоупотребляемый им фрак, в котором ему уже тесно, но который необходимо надевать на определенного рода встречи, чтобы производить наиболее благоприятное впечатление. Важен для героя и орден, благодаря которому он сможет стать еще более важной фигурой [6].
Таким образом, тип «маленького человека» в романе «Мелкий бес» значительно отличается от классического. Автор следует по пути Достоевского, избирая его подход к изображению этого типа. Сологуб еще больше обнажает подлую подноготную героя, создавая почти мифический образ, ставший апофеозом в эволюции маленьких и униженных людей.
История показала, что тип «маленького человека» оказался очень гибким и способным к видоизменению. Мастера слова брали основу, меняли некоторые внешние черты, акцентировали внимание на внутренних качествах, укрупняя тот или иной психологический аспект. В итоге русская классика располагает целой галереей героев, имена которых стали нарицательными. И эти типы до сих пор оказываются актуальными, потому что всегда в России были и есть «маленькие люди», вышедшие из гоголевской «Шинели».
Список литературы:
- Аникин А.А. Тип маленького человека в русской классике – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/37140.php?ELEMENT_ID=37140&PAGEN_1=2 (Дата обращения: 24.03.2016.).
- Герой времени. Передонов – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://archive.svoboda.org/programs/cicles/hero/11.asp. (Дата обращения: 1.04.2016).
- Кирпотин В.Я. Избранные работы. В 3-х томах. Т. 2. Достоевский. – М., «Художественная литература», 1978. 485 с.
- Мережковский 1914 – Мережковский Д.С. Исследование. Л. Толстой и Достоевский: Религия / Полн. собр. соч. Т. ХI. СПб. – М.: Изд. М.О. Вольф, 1914.
- Назиров Р.Р. Творческие принципы Достоевского. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1982.
- Смирнова Н.Н. Образ «маленького» человека в творчестве Ф. Сологуба и Н.В. Гоголя – [Электронный ресурс] – Точка доступа: http://www.kresttsy.ru/node/430 (Дата обращения: 27.03.2016).
- Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. – М., 1964.
дипломов
Оставить комментарий