Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 марта 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Смирнов А.В. К ИКОНОГРАФИИ КОМПОЗИТОРА ДЖОВАННИ ПАИЗИЕЛЛО // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 3(58). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 13-20.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

К ИКОНОГРАФИИ КОМПОЗИТОРА ДЖОВАННИ ПАИЗИЕЛЛО

Смирнов Аскольд Владиславович

аспирант Российского Университета Дружбы Народов,

РФ, г Москва

GIOVANNI PAISIELLO’S ICONOGRAPHY: SYSTEMATIC OVERVIEW

Askold Smirnov

postgraduate student, Peoples’ Friendship University of Russia,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье предлагается обзор иконографии известного композитора XVIII века Дж. Паизиелло, приводятся сведения, касающиеся особенностей типологии портрета Паизиелло работы М.-Э.-Л. Виже-Лебрен (1791). Среди портретов композитора, относящихся к другим иконографическим типам, особо выделен малоизвестный портрет Паизиелло, принадлежащий кисти крупнейшего российского живописца рассматриваемой эпохи Д.Г. Левицкого (1781) из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь в Минске.

ABSTRACT

The article provides an overview of the iconography of the famous composer of XVIII century G. Paisiello; information concerning the characteristics of the Paisiello’s portrait work typology of Louise Elisabeth Vigee Le Brun (1791) is presented. Among the composer's portraits belonging to other iconographic types, a little-known portrait of Paisiello is highlighted, owned by Russia's largest painter of the period of D.G. Levitsky (1781) from the collection of the National Art Museum of Belarus in Minsk.

 

Ключевые слова: Джованни Паизиелло; музыкальная иконография; Элизабет Виже-Лебрен; Д.Г. Левицкий; коллекции музеев.

Keywords: Giovanni Paisiello; musical iconography; Louise Élisabeth Vigée Le Brun; Dmitry Levitzky; museum collections.

 

Практически все известные сегодня живописные и графические изображения Дж. Паизиелло (1741–1816) восходят к портрету работы М.-Э.-Л. Виже-Лебрен (1755–1842), написанному в 1791 году в Неаполе. Обстоятельства создания этого полотна подробно изложены в биографических записках художницы [7, p. 218–220].

 

image1

Рисунок 1. М.-Э.-Л. Виже-Лебрен. Портрет Джованни Паизиелло. 1791. Х., м. 130х100. Национальный музей-замок Версаль и Трианон

 

Именно 1790-е годы стали для музыканта славным временем наивысшего успеха и всеобщего признания в качестве одного из выдающихся оперных композиторов Европы, о чем следует помнить при анализе рассматриваемого полотна.

Паизиелло изображен на портрете за клавикордом (или, возможно, прямоугольным фортепиано) в момент озарения творческим вдохновением, «восторгом внезапным». Иконография рассматриваемого полотна заставляет вспомнить известный портрет К.В. Глюка кисти Ж.-С. Дюплесси (1775). Несомненно, он был хорошо известен не только Виже-Лебрен, но и самому Паизиелло [6, p. 52–54; 9, p. 331].

На инструменте лежат нотные манускрипты и два тома оперных партитур, переплетенные в красный и зеленый переплеты. Надписи на корешке верхнего (зеленого) тома напоминают зрителю сразу о шести произведениях композитора в жанре оперы-сериа:

  1. “Il Pirro” («Пирр», 1787);
  2. “L’Antigono” («Антигона», 1785);
  3. “L’Olimpiade” («Олимпиада», 1786);
  4. “La Disfatta di Dario” («Поражение Дария», 1776);
  5. “Il Catone” («Катон в Утике», 1789);
  6. “La Nitteti” («Ниттети», 1777).

Надпись на корешке нижнего (красного) тома несколько загадочно гласит: “Opere del Sigr Giovanni Paisiello”. По предположению американского музыковеда Дж.А. Райса, надписи на этом корешке, возможно содержавшие названия шести комических опер, были утрачены уже в наше время [9, p. 332–333]. В этом случае, их первоначальный список мог выглядеть приблизительно следующим образом:

  1. “La Frascatana” (1774);
  2. “I Filosofi immaginari” (1779);
  3. “Il Barbiere di Siviglia” (1782);
  4. “Il Re Teodoro in Venezia” (1784);
  5. “Le Gare generose” (1786);
  6. “L’Amor contrastato” (1788).

На манускрипте, лежащем на зеленом томе, читается надпись: “Rondo de Nina / Il mio ben quando verra / Musica / Del Sigr Giovanni Paisiello”. Это – фрагмент из оперы “Nina, o sia La pazza per amore” («Нина, или безумная от любви», 1789). Отметим, что одноименная опера (“Nina, ou La folle par amour”, 1786) принадлежит Н.М. Далейраку (1753–1809). Оба произведения были хорошо известны в Санкт-Петербурге последней четверти XVIII века.

На свисающем с инструмента первом листке нотного свитка записан фрагмент из «Те Деума» B-dur (Te Deum / Messa in musica / in occasione del felice viaggio / delle Loro Maesta delle Sicilie / 1791). Он был написан Паизиелло по случаю возвращения неаполитанского короля Фердинанда IV (у которого музыкант служил придворным капельмейстером в 1784–1799 годах) и его жены Марии Каролины Габсбург-Лотарингской из Вены, где состоялась свадьба их сына, принца Фердинанда с австрийской принцессой Марией Каролиной, сестрой Марии Антуанетты.

Нотные знаки здесь переданы настолько точно, что не оставляют сомнений в музыкальной эрудиции художницы. Известно, что она увлекалась игрой на гитаре и была певицей-любительницей; кроме того, известно, что Виже-Лебрен присутствовала на неаполитанской премьере «Нины» (1789), одной из самых популярных итальянских опер конца XVIII века [9, p. 321].

Портрет вызвал большой резонанс в Салоне 1791 года, посетители которого даже признавали его достойным кисти Ван Дейка. Впоследствии он неоднократно копировался как самой Виже-Лебрен (авторская копия 1791 года находится в музее театра Ла Скала в Милане, копия 1816 года – в Лувре; еще одна копия (пастель), выполненная в 1791 году в настоящее время считается утраченной), так и многими другими художниками. Среди них назовем Г. Гийон-Летьера (Х., м. 1791. Британский музей), Ж.-Б.-П. Лебрена (живописная копия в частном собрании в Париже), Ж.-Б. Изабе (рисунок в частном собрании в Париже). Анонимные копии с портрета Виже-Лебрен находятся в парижском собрании Bedouret и Международном музеи и музыкальной библиотеке в Болонье (Инв. 21986).

Согласно информации, приведенной в каталоге выставки работ Виже-Лебрен в Художественном музее Кимбелла (США, 1982), в аукционных каталогах XIX–XX веков упоминаются в общей сложности 16 повторений портрета Паизиелло (живописные копии и произведения уникальной графики), большинство из которых сейчас находятся в частных коллекциях [8]. Тот же иконографический «тип Виже-Лебрен» лежит в основе абсолютного большинства портретов Паизиелло, выполненных в различных техниках печатной графики. Так, например, в фондах Национальной библиотеки Франции хранится более 10 графических листов с подобными портретами, датированные 1791–1870 годами [5].

Таблица 1.

Графические портреты Дж. Паизиелло, созданные в XVIIIXIX веках (тип Виже-Лебрен)

Автор

Год создания

Техника

Beisson, Etienne (1759–1820)

1791

гравюра

Aloja, Vincenzo (17..–18..)

1791

гравюра

Neidl, Johan Joseph (1776–1832)

1792–1795

гравюра

неизвестный художник

1800–1850

литография

Bollinger, Friedrich Wilhelm (1777–1825)

1802

офорт

Fremy, Jacques Noel (1782–1867)

 

1815

офорт

Winter, Heinrich E. von (17..–18..)

1816

литография

Midy, Adolphe (1797–1874)

1816

литография

Hatzfeld, A. (18..–18..)

1816

литография

Mollame, Vincenso (1812–1863)

1842

литография

Janet, Gustave (1829–1898)

1850

литография

Lamotte, Alphonse (1844–1914)

1870

офорт

 

 

Другой тип (его можно условно назвать «тип Моргена») представляет профиль Паизиелло, награвированный Г. Моргеном (Morghen) по рисунку Дж. Камерано (1816). В 1817 году этот профиль был увековечен в мраморном барельефе на церкви Santa Maria Donnalbina в Неаполе работы скульптора Angelo Viva (1748–1837). По сути, существующая иконография композитора ограничивается лишь двумя вышеназванными типами портретов.

В настоящее время представляется возможным расширить этот список за счет включения в него малоизвестного портрета Паизиелло, написанного Д.Г. Левицким в 1781 году (Х., м. 79,5х66,5. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) [1, c. 55]. Портрет происходит из частного собрания С.К. Пхакадзе в Москве (прежде – в собрании И.К. Крайтора, Москва). Ранее считавшийся предположительно портретом Н.А. Львова (на основании надписи на наклейке, прикрепленной к подрамнику: «Николай Александровичъ Львовъ»), сейчас он значится в музее как «Портрет неизвестного».

По предположению научного сотрудника музея М.А. Щербаковой, на портрете изображен не кто иной, как Дж. Паизиелло, состоявший на службе в России в качестве придворного капельмейстера в 1776–1783 годах [4]. О популярности музыки и личности Паизиелло в нашей стране в ту эпоху наглядно свидетельствует библиографическая редкость – биографическая книга Джованни (Ивана) де Доминчиса «Жизнь кавалера дон Жуана Паecиелло, знаменитого сочинителя музыки» (“Saggio su la vita del cavalier Don Giovanni Paisiello”), изданная в Москве в 1818 году. Это первая (и единственная на сегодняшний день!) подробная биография композитора на русском языке (с параллельным текстом на итальянском).

 

image3

Рисунок 2. Д.Г. Левицкий. Портрет неизвестного музыканта (Дж. Паизиелло?). 1781. Х., м. 79,5х66,5. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

 

Для артистической натуры Левицкого – известно, что художник интересовался музыкой и не раз писал портреты музыкантов – личность талантливого итальянца могла быть особенно привлекательной.

«У раскрытого клавесина (точнее, клавикорда – А.С.), обернувшись к зрителю и как бы беседуя с ним, сидит мужчина в свободном домашнем халате. Выразительное лицо с ярким румянцем и живыми темными глазами выдает жизнелюбивую, страстную натуру. Во всем облике «неизвестного», непринужденном изяществе позы, легком наклоне головы чувствуется горделивое сознание своего достоинства, внутренней независимости. Живопись портрета отличается благородством и красотой колорита. Сияние великолепно написанного розового шелка, играющего льдистым блеском на изломах складок, воплощает как будто саму пламенную душу музыканта, кипящие в нем жизненные силы. Утверждая ценность творческого начала в человеке, художник создает образ, покоряющий эмоциональной выразительностью, изумительной пластикой формы, безупречной точностью рисунка» [4].

При изучении типологии данного портрета, обращают на себя внимание характерные музыкальные атрибуты (клавикорд с лежащими на нем нотными листками, нотные рукописи и книги на полках) убеждающие в том, что перед нами – именно композитор, высокообразованный музыкант, одинаково глубоко разбирающийся в вопросах музыкальной практики и теории. Последнее обстоятельство представляется особенно примечательным: именно в начале 1780-х годов Паизиелло работал над музыкальным трактатом “Regole per bene accompagnare il Partimento, о sia il Basso Fondamentale sopra il Cembalo” («Правила хорошего аккомпанемента, или Генерал-бас для клавесина», 1782), который он посвятил своей талантливой ученице, великой княгине Марии Федоровне [2, c. 333].

Клавикорд или прямоугольное фортепиано на полотне Левицкого, схож с аналогичным инструментом на портрете Паизиелло работы Виже-Лебрен. Возможно даже, это один и тот же инструмент, верно служивший композитору на протяжении долгих лет его музыкальной карьеры.

Сравнительный анализ черт лица на обоих портретах, по нашему мнению, убеждает в правоте атрибуции М.А. Щербаковой и практически полностью исключает версию о том, что изображенный на минском портрете музыкант может являться Н.А. Львовым (1751–1808; Д.Г. Левицкий писал его портреты дважды: в 1774 и 1789 годах). Необходимо помнить, что даты создания этих изображений отделены друг от друга десятью годами, в течении которых отдельные черты внешности Паизиелло могли претерпеть индивидуальные возрастные изменения. Важное значение имеют также и особенности творческого метода портретиста. «Работая над портретом, каждый художник по-своему подходит к трактовке образа модели. Он мастер видит в портретируемом одни свойства характера и акцентирует на них внимание, другой – другие. Поэтому портреты одного и того же человека, написанные разными художниками, выглядят иногда совершенно по-разному» [3, c. 75–76]. Особенно это относится к таким разным по масштабам дарования художникам, как Виже-Лебрен и Дмитрий Левицкий.

Хочется верить, что в будущем будут найдены документы, которые помогут в деталях прояснить историю создания этого замечательного портрета, а также, надеемся, подтвердят его новую атрибуцию.

 

Список литературы:

  1. Левицкий Д.Г. 1735–1822. Каталог. – Л.: Искусство, 1987. – 144 с.
  2. Порфирьева А.Л. Паизиелло, Джованни Грегорио Котальдо // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XVIII век. Книга 2. – СПб.: Издательство «Композитор•СПб», 2000. – С 324–334.
  3. Селинова Т.А. Художник П.Э. Рокштуль. – М.: ГИМ, 2005. – 200 с.
  4. Щербакова М.А. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822). К 275-летию со дня рождения. 2010. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.artmuseum.by/ru/vyst/virt/dmitrij-grigorevich-leviczkij-(1735%E2%80%931822).-k-275-letiyu-so-dnya-rozhdeniya (Дата обращения 28.02.2016).
  5. Europeana Collections – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.europeana.eu/portal/search?q=what%3A%22Paisiello%2C+Giovanni+1740-1816+--+Portraits%22 (Дата обращения 28.02.2016).
  6. Jander O. “Let Your Deafness No Longer Be a Secret – Even in Art”: Self-Portraiture and the Third Movement of the C-Minor Symphony // Beethoven Forum. University of Nebraska Press. Vol. 8 (1). 2008. P. 25–70.
  7. LeBrun, Vigée É. Souvenirsю Vol. I. Paris: Edition des femmes-Antoinette Fouque, 1984. – 359 p.
  8. Kimbell Art Museum Exhibition Catalog. June 5-August 8, 1982. – № 33. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.batguano.com/catno33.html (Дата обращения 28.02.2016).
  9. Rice J.A. Élisabeth Vigée-Lebrun's Portrait of Giovanni Paisiello // Heartz D. Artists and Musicians: Portrait Studies from the Rococo to the Revolution. Ed. Beverly Wilcox, Ann Arbor, 2014. P. 312–337.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.