Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 10 февраля 2016 г.)

Наука: Филология

Секция: Литература народов стран зарубежья

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тимошенко И.Н. К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ВЗГЛЯДОВ ЭДИТ УОРТОН НА ПРОБЛЕМУ ЦЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LVII междунар. науч.-практ. конф. № 2(57). – Новосибирск: СибАК, 2016.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ВЗГЛЯДОВ ЭДИТ УОРТОН НА ПРОБЛЕМУ ЦЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ

Тимошенко Ирина Николаевна

канд. филол. наук, зав. кафедрой английского языка для геологических и географических специальностей, доц. Санкт-Петербургского государственного университета,

РФ, гСанкт-Петербург

TOWARDS THE QUESTION ABOUT THE EVOLUTION OF EDITH WHARTON’S VIEWS ON THE PROBLEM OF TRADITIONS’ VALUE

Irina Timoshenko

сandidate of Philological Sciences, Head of the Department of English Language for Geological and Geographic Sciences, Associate Professor of Saint Petersburg State University,

Russia, Saint Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена выявлению и анализу взглядов Эдит Уортон на проблему ценности традиций и условностей. Анализ авторской позиции в романах «Дом радости», «Обычай страны» и «Век невинности» позволяет говорить о двойственном подходе писательницы к вышеназванной проблеме. Очевидно, что несмотря на критическое отношение к принятым в ее собственном кругу условностям, Эдит Уортон все же четко осознает необходимость их существования. Писательница решительно выступает за сохранение традиций и условностей, без которых жизнь любого общества, как автор убедительно показывает на примере высшего света Нью-Йорка, превращается в хаос.

ABSTRACT

The article is dedicated to the determination and analysis of Edith Wharton’s views on the problem of traditions’ value. The analysis of the author’s viewpoint in the novels The House of Mirth, The Custom of the Country and The Age of Innocence allows to speak about ambivalent approach of the writer to the above mentioned problem. Despite critical attitude to the conventions, adopted in the fashionable society, she clearly realized their necessity. Wharton advocates for preserving enduring institutions and values despite the pressures of social change because in her opinion they provide the only real possibility of stability and civilized living.

 

Ключевые слова: традиции и условности; нравы и мораль; «старый Нью-Йорк».

Keywords: traditions and conventions; manners and morality; “old New York”.

 

Для Эдит Уортон (1862–1937), признанного «летописца» быта и нравов фешенебельного нью-йоркского общества рубежа XIX–XX веков, проблема ценности традиций и условностей неизменно оставалась центральной на протяжении всей творческой жизни. Неудивительно, что к вопросу о роли и значимости проверенных временем ценностей прошлого писательница обращается и в романах «Дом радости» (The House of Mirth, 1905), «Обычай страны» (The Custom of the Country, 1913) и «Век невинности» (The Age of Innocence, 1920), которые, условно говоря, составляют нечто вроде трилогии, посвященной исследованию повседневной жизни довольно узкого и замкнутого круга состоятельных людей Нью-Йорка, являвшихся потомками негоциантов колониального времени и первых лет независимости. Этот замкнутый круг, к которому сама Эдит Уортон принадлежала по праву рождения, она именует «старым Нью-Йорком», видимо, противопоставляя его новому поколению богатых людей Америки, наживших состояние в годы после Гражданской войны.

Сразу отметим, что взгляд Уортон на вышеназванную проблему отличается весьма характерной двойственностью. Например, в романе «Дом радости» Уортон с саркастической насмешкой, скрывающей возмущение, а иногда гнев и негодование автора, изображает обычаи, предрассудки, вкусы, интересы, образ жизни и образ мыслей соплеменников – иными словами, нравы высшего света Нью-Йорка. Писательница подвергает жесткой критике мораль буржуазного общества, которое в ее изображении предстает как негативная разрушительная сила, враждебная всем истинным ценностям, духовной свободе, искусству. Однако уже в этом произведении Уортон отмечает, что, по сравнению с другими пластами денежного общества, мир «старого Нью-Йорка» с его далеко несовершенными, но прочно устоявшимися традициями и обычаями – это, прежде всего, четко организованная и строго упорядоченная социальная структура, каждый представитель которой имеет определенные обязательства и неукоснительно следует общепринятым законам, и правилам.

В романе «Обычай страны» отношение автора к традициям и обычаям «старого Нью-Йорка» ощутимо меняется. В представителях собственного класса Уортон открывает качества, достойные уважения и восхищения: ум, честность, благородство, преданность идеалам, высокий уровень культуры и образованности. Единственное, что возмущает писательницу и даже вызывает ее негодование, так это неспособность «старой» буржуазии сохранить традиции и условности, которые теперь автор рассматривает как важнейшие факторы, воздействующие на жизнь человека в обществе и способствующие сохранению и развитию духовности.

Столь резкие перемены во взглядах автора вполне объяснимы. Наблюдая за ростом анархических тенденций в нравственной сфере Америки начала ХХ века, Уортон, видимо, осознала, что традиции и обычаи «старого Нью-Йорка», какими бы плохими они ей раннее не казались, все же гораздо лучше тех, что пришли им на смену. Писательница была убеждена в том, что нравственные принципы представителей «новой» буржуазии, вернее их отсутствие, вели страну к хаосу и деградации. Протестуя против законов и правил, устанавливаемых пришедшим к власти классом предприимчивых дельцов и успешных предпринимателей, Уортон создала роман «Век невинности», в котором ироническая насмешка автора над смехотворными условностями «старого Нью-Йорка» парадоксально соединилась с ностальгическим сожалением о безмятежности, ясности и спокойствии минувших дней.

Чтобы понять природу этой парадоксальности, необходимо учитывать амбивалентность социальных воззрений писательницы. Выступая непримиримым антагонистом буржуазного сознания и жестко критикуя нравы и мораль фешенебельного общества, Эдит Уортон все же четко осознавала необходимость сохранения общественных традиций и условностей. По словам исследователя Джеймса Таттлтона, в большинстве произведений Уортон традиция и преемственность неизменно выступали как важнейшие факторы, воздействующие на жизнь человека в обществе. «Она (Уортон) неустанно напоминала о необходимости приверженности культурной традиции, об опасности отчуждения от нее, о катастрофе, которая происходит, когда социальные перевороты, например, революция или война, разрушают тщательно сплетенную паутину такой традиции. Она также говорила о необходимости сохранения или хотя бы реконструкции, если это необходимо, драгоценных ценностей прошлого» [3, c. 124].

Некоторые исследователи творчества Эдит Уортон пытались объяснить приверженность писательницы традиции ее философской позицией. Так, Мэрилин Джонс Лайд предложила рассмотреть творчество американской романистки с учетом философских исследований тех ученых, которые, по признанию самой писательницы, оказали на нее большое влияние.

В автобиографии Эдит Уортон мы находим следующее высказывание: «Дарвин и Паскаль, Гамильтон и Копей были первыми среди тех, кто пробудил мое сознание ото сна» [4, c. 838].

Работа американского мыслителя Генри Копей «Элементы логики» повлияла, скорее, на выбор писательницей художественных приемов и методов. Труды же Ч. Дарвина, Б. Паскаля и У. Гамильтона способствовали формированию взглядов Эдит Уортон на проблему значимости традиций и условностей, поскольку все вышеперечисленные ученые имели двойственное отношение к разуму и рассматривали его в тесной взаимосвязи с моралью.

Например, английский философ Уильям Гамильтон, как и французский исследователь Блез Паскаль, утверждал, что возможности человеческого разума весьма ограничены, а, следовательно, нормы поведения или условности приобретают для общества весьма большое значение. Паскаль был также убежден в том, что условности, создаваемые людьми и регулирующие отношения между ними – есть основа морали. Уортон, по мнению М. Дж. Лайд, разделяла мнение обоих философов, рассматривая общественные законы в качестве «единственных проводников» для большей части человечества.

Решающую роль в формировании взглядов Уортон, несомненно, сыграла публикация работ Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) и «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Утверждение английского естествоиспытателя о том, что развитие видов предполагает обязательное сохранение и использование опыта предшествующих поколений, как нельзя лучше соответствовало позиции Уортон, полагавшей, что при отказе от сохранения ценностей прошлого невозможно усовершенствовать мораль и условности. Писательница была убеждена в том, что проверенные временем традиции заключали в себе большой запас мудрости, который мог бы стать прочной основой для строительства новой социальной структуры.

Анализ авторской позиции в романах, составляющих трилогию о «старом Нью-Йорке», ясно показывает, что, несмотря на критическое отношение писательницы к принятым в ее собственном кругу условностям, она все же четко осознавала необходимость их существования. Ведь условности, представляя собой общественную мораль, те нормы и законы, которые накладывали на человека определенные ограничения, заключали в себе богатый опыт предшественников, запечатлевая уже достигнутый нравственный прогресс.

Эдит Уортон не могла не понимать, что социальные условности представляют собой особую ценность, поскольку, действуя достаточно долго и эффективно, они доказали, что отвечают основным человеческим нуждам, а их принятие означает, что эти нужды не изменились. Общество не в силах отказаться от привычных норм и законов, потому что бесполезные, на первый взгляд, условности означают порядок и служат надежной опорой. Жизнь без условностей превратилась бы в хаос.

Устами одного из своих персонажей Уортон высказала мысль о том, что «в условности можно верить или не верить, но до тех пор, пока они правят миром, достигнуть хотя бы временного соглашения с жизнью мы можем только, воспользовавшись их защитой» [6, c. 90]. По словам исследователя Блейка Невиуса, «это высказывание является совершенной формулой, которая выражает прагматическое кредо, управлявшее как жизнью самой Уортон, так и жизнью ее персонажей в мире, где условности считаются весьма целесообразными, а компромисс – единственной тропой к свободе» [2, c. 18].

И в своих произведениях Уортон вновь и вновь исследует традиции и условности и, выявляя все их слабые стороны, все же доказывает, что они являются необходимым условием существования и развития любого общества. Ведь согласно Уортон, условности, какими бы плохими они не были, тем не менее, способствовали сохранению морали в обществе и оберегали нацию от утраты духовности.

 

Список литературы:

  1. Lyde M.J. Edith Wharton. Convention and morality in the Work of a Novelist. Norman, 1959. – 196 p.
  2. Nevius B. Edith Wharton: A Study of her Fiction. Berkley; Los Angeles, 1961. – 271 p.
  3. Tuttleton J.W. The Novel of Manners in America. Chappel Hill, 1972. – 304 p.
  4. Wharton E.N. A Backward Glance. [An autobiography]. N. Y., 1964. – 385 p.
  5. Wharton E.N. Novels. Ed. by R.W.B. Lewis. N. Y., 1985. – 1328 p.
  6. Wharton E.N. Roman Fever and Other Stories. N. Y., 1970. – 238 p.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.