Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Власова М.В. САКРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ КОМПОЗИТОРОВ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LVI междунар. науч.-практ. конф. № 1(56). – Новосибирск: СибАК, 2016.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

САКРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ КОМПОЗИТОРОВ

Власова Мария Владимировна

канд. искусствоведения, старший преподаватель РАМ им. Гнесиных,

РФ, гМосква

E-mail: vlassovamaria@mail.ru

SACRED WORKS OF YOUNG COMPOSERS

Maria Vlasova

ph.D of arts, senior lecturer of Russian Gnesins academy,

Russia, Moscow

 

Печатается при поддержке РГНФ.

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются сочинениях на духовную тематику молодых авторов, членов Союза московских композиторов – Анны Шатковской, Татьяны Шатковской-Айзенберг, Олеси Евстратовой, Анны Музыченко. Религиозные темы занимают важное место в их творчестве. Исследуется своеобразие творческих подходов, выбора духовных текстов, использования средств музыкальной выразительности в практике каждого композитора.

ABSTRACT

The article deals with the theme of the spiritual writings of young authors, members of the Union of Composers in Moscow – Anna Shatkovskaya, Tatiana Shatkovskaya-Eisenberg, Olesya Evstratova, Anna Muzychenko. Religious themes play an important role in their work. We study the uniqueness of creative approaches, the choice of spiritual texts, use of musical expression in the practice of each composer.

 

Ключевые слова: духовные темы; образ; текст; творческий метод.

Keywords: sacred themes; images; text; creative method.

 

Воссоздание духовных традиций в русском искусстве, начавшееся исподволь в 80-е годы, а к 2000-м ставшее массовым явлением в культуре России, сегодня не теряет своей актуальности. «Рождается ощущение (у реципиента, наблюдающего этот процесс со стороны), что наше время открывает новое движение, достаточно репрезентативное и сильное; движение, которое, если не может претендовать на main stream, то и не является маргинальным. Многое современные композиторы, разных поколений и разных художественных ориентаций, вносят свой вклад в духовно-музыкальное творчество» [3, с. 157] В. Беляев, М. Броннер, К. Волков, Р. Леденев, А. Ларин, В. Мартынов, А. Микита, А. Монацков, П. Карманов, Е. Подгайц и другие признанные мастера, обращаясь к духовной тематике в своих опусах, идут различными путями, переосмысливая канонические тексты, отражая свои переживания и мироощущения посредством авторских стилей и творческих методов. Nova musica sacra (термин Гуляницкой Н.С.), поиск гармонии, новой простоты, одновременно уход от умозрительных схем и конструкций, связанных с музыкальной материей, отражает художественные устремления многих современных авторов.

Одновременно, как отмечает Науменко Т.И. «Из множества тем, заново востребованных в музыкознании последних десятилетий, одной из центральных стала духовная музыка. Обращение к этой теме продуцирует огромный массив литературы, многообразный во всех своих характеристиках и объединяющий различные взгляды, подходы и исследовательские методики» [6, с. 191]. Происходит это как естественный отклик на обилие событий нынешней музыкальной действительности – здесь концерты, фестивали и конкурсы духовной музыки, появление новых коллективов, аудио- и видео- записей, специализированных сайтов духовной музыки в интернете. «Активизация этой деятельности породила бурный поток музыкальных фактов, часть которых явила собой высокие образцы творчества, а некоторая – лишь несовершенные поделки «в духе» …» [3, с. 155]. Без сомнения, творчество таких коллективов как Патриарший Хор Даниловского монастыря, мужской хор Санкт-Петербургского подворья монастыря Оптина пустынь, ансамбля древнерусской духовной музыки Сирин, ансамблей духовной музыки Кант и Благовест и многих других, имеющих обширный репертуар, представляющих нашу страну на российских и зарубежных конкурсах, на сегодня является гордостью российской культуры.

Что же заставляет обращаться к духовной тематике представителей молодого композиторского поколения? Здесь можно привести ряд причин, наиболее значимыми из которых будут обращение к великим традициям предшественников и поиск русской «соборности» как духовного единения людей. Хотя на сегодня «состояние музыкальной культуры не есть однородная сфера художественных намерений и свершений; «контрапункт стилей» – тема, которая продолжает звучать в музыкальной атмосфере сегодняшнего дня. Отношение к прошлому для одних – это продолжение традиции, осовремененной и пересмотренной, а для других, наоборот, уход от нее в неведомую область смелого и, может быть, опасного поиска» [4, с. 115–116]. Выбор художественного пути, в данном случае, есть личный выбор композитора.

На рубеже веков настало время «пост-культуры» [3], как никогда стала ощущаться усталость от аналитизма музыкальных экспериментов XX века, несущих в себе, помимо различных новаций, негативное мировоззрение, вполне отражающее сегодняшнюю действительность. Авангард, модернизм, постмодернизм, а также многие «измы», рожденные в недрах этих течений, спровоцировали в искусстве примат идейной технократии над художественно прекрасным. Как пишет об одном из таких явлений современной практики А.С. Соколов «Концептуализм как особая интеллектуальная настройка на созидание и восприятие художественного произведения проявлялся в искусстве XX века в самых различных вариантах. В основе его, безусловно, лежат глубинные процессы эволюции общественного сознания» [7, с. 6], что конечно, не может не настораживать. По верному замечанию С.А. Губайдуллиной «озабоченность есть у меня, и состоит она в том, что музыка XX века стала слишком материальной. Понятно, что новации музыкального языка XX века были закономерны и необходимы. XX век сделал много хорошего и привлекательного – музыкальная ткань настолько обогатилась! Но все это обогащение касалось только лишь музыкальной материи, все большего углубления в технологию» [2, с. 167]. Неслучайно, что «Человек в подобных ситуациях интеллектуального брожения обращается к глубочайшим основам бытия» [5, с. 27]. Результатом духовных исканий становится новый синтез архаики и современности, обращающий слушателя к глубинам собственной души, в мир духовного творчества и вселенской гармонии.

Как отмечают сами молодые композиторы «В наше время сверхскоростей и сверхтехнологий, когда за долю секунды человечество получает колоссальное количество информации, есть нечто, что остается настоящим и неизменным – это стремление человека к постижению духовных истин» [1]. Художники узнают и переживают их посредством своего творчества. «Какая же цель серьезного искусства? В религиозных терминах ее можно было бы определить так: это призывающая Благодать Господа (как говорил Иоанн Кронштадский). Эта призывающая благодать важна, она помогает человеку, напоминает ему – кто же он есть. И поэтому неслучайно – наши концертные залы произошли от ораториумов, то есть помещений для молитвы» [5, с. 29]. Времена изменились, но люди продолжают свой духовный поиск, который выливается в создание новых произведений, вдохновлённых откровениями священных писаний.

Перейдем непосредственно к анализу музыкальных произведений. Мы сосредоточили свое внимание на жанре «внелитургической музыки» (определение Гуляницкой Н.С.) – концертных духовных сочинениях на канонические, а также поэтические тексты, созданные за последние пять лет молодыми композиторами. Отобранные для исследования произведения объединяет похожий состав исполнителей – смешанный хор и камерный оркестр (ансамбль). Авторы этих произведений не ставят себе задачей следовать какому-то современному направлению в творчестве, но создают музыку, пользуясь в основном традиционными средствами выразительности. Их творческое кредо – искренность музыкального высказывания. Все композиторы – представители московской композиторской школы и выпускники МГК им. П.И. Чайковского.

Анна Шатковская (1986) – композитор, пианистка, педагог.

Лауреат всероссийских и международных конкурсов как композитор и исполнитель. Среди сочинений камерно-инструментальная, вокальная, симфоническая музыка, а также музыка для кино- и анимационных фильмов.

«Небесное венчание» мистерия для инструментально-вокального ансамбля (2010). Произведение состоит из двух частей, отражающих два плана бытия – земной и божественный. Жанр мистерии, пришедший из Древней Греции, связанный с таинством умиранием и возрождением природы, был повсеместно использован в языческой культуре, а затем унаследован христианством. Христианские мистерии наполнились новой верой и иным смыслом – Вечной жизни, противостоящей смерти. «Там – лишь персонифицированный природный процесс, ежегодное весеннее возрождение жизни, здесь – дело Божественной благодати и любви для искупления человечества. Там все остается природным и чувственным, человеку не выдвигаются никакие нравственные требования, здесь же необходимо полное изменение и обновление жизни» [8]. Первая часть сочинения – инструментальная, наполненная разного рода сонорными звучностями и алеаторикой, напоминает рождение из космического хаоса новой жизни. Утверждение в окончании части солнечного тона «ре», стремительные пассажи и трели у струнных и духовых, знаменуют собой возрождение природы. Во второй части на высоких флажолетах струнных со появляется хор, привнося в сочинение более светлый и торжественный колорит. Вступление тенора соло со словами 102 псалма «Благослови душе моя, Господи», связано также с гармонизацией слова и появлением колоколов в партитуре. Колокольный финал произведения – величание и прославление Божественного начала жизни.

«Молитва о детях» для хора и струнного оркестра (2014) посвящена сыну композитора – Даниилу. В основу положен текст православной молитвы к Божией Матери о детях. Сочинение тональное и колористическое, наполненное гармоническими модуляциями. Широта вокального дыхания, распевность и мелодичность, прозрачность фактуры, квинтовые ходы у струнных воспринимаются как своеобразная настройка души на молитвенный лад. Смена размеров, происходящая в сочинении достаточно часто, не перебивает, но придает лишь естественность неспешному течению музыки. Открывается сочинение хоровым вокализом, «баюкающим» незримую колыбель. Далее после нескольких диалогов и совместного пения струнных и хора, наступает кульминация сочинения с текстом «Да святится имя Твое!». Музыка произведения находится в тесной взаимосвязи со словами молитвы, дополняя духовные смыслы эмоциональным содержанием.

Татьяна Шатковская-Айзенберг (1985) – композитор, пианистка, педагог. Победитель международного конкурса «Композитор XXI века» (Россия, Москва, 2013) и международного композиторского конкурса Института Беркли (США, Бостон, 2013). Автор хоровых, симфонических, камерных и вокальных произведений. Сочинения Татьяны Шатковской-Айзенберг исполнялись на многих фестивалях в России, Украине, США, Китае, Корее, Франции, Дании, Словении, Германии.

«Ангельские песни» месса для сопрано, хора, органа, ударных и струнного оркестра (2014). Произведение содержит три части (Kyrie eleison, Dies Irae, Lacrimosa), имеющие свою драматургическую взаимосвязь. Приведем аннотации композитора: «Молитвенно-монодийное состояние первой части (Kyrie eleison) контрастирует с perpetuum mobile второй части (Dies Irae) и постепенно нарастающей экзальтацией в третьей части (Lacrimosa). <…> Ангелы как звуки человеческой души, они незримы, но несомненно присутствуют в нашей жизни. «Ангельские песни» – это исповедь автора, обращение к Божественному в каждом из нас» [1]. Сочинению в целом присущ нарративный характер высказывания. Молитва для композитора – акт наивысшего сосредоточения и отрешения от действительности. Три части мессы можно сравнить с тремя состояниями духовной медитации. Музыкальное пространство, возникающее при этом – есть размышление о Боге и смысле бытия. Первая часть цикла будто рождается из воздуха – слышится трепет незримых крыл (ритмический шепот хора на вдохе и выдохе). На протяжении всей части идет остинатная пульсация восьмых (6/8, ¾, 6/8). Вторая часть приносит образ человеческого смятения – нервные короткие фразы, прерываемые паузами, наступающие друг на друга, мчатся вперед к гибели. В кульминации происходит «сражение» органных кластеров и ритмических ударов литавр. Главным действующим лицом третьей части становится сопрано соло, в партии которого сосредоточены наибольшее напряжение и экзальтация. Малосекундовые ходы, присущие интонационной сфере сочинения в целом, в последней части вместе с медленным темпом и гармоническими наслоениями приобретают наиболее драматическое звучание.

Олеся Евстратова (1981) – композитор, педагог. Является лауреатом международных конкурсов, соавтором (совместно с А. Музыченко) и организатором концертного проекта молодых композиторов Москвы «Точка отсчёта». Среди сочинений симфоническая музыка и инструментальные концерты, камерные произведения, которые неоднократно исполнялись на различных концертных площадках в России и за рубежом.

«Зодчие» для смешанного хора и струнного оркестра (стихи Д. Кедрина) (2014). В стихотворной балладе, положенной в основу данного сочинения, освещается легенда о постройке Собора Покрова Пресвятой Богородицы в Москве (он же – собор Василия Блаженного). Композитор отмечает «Также, как и поэта, меня не оставило равнодушной это потрясающее архитектурное наследие творцов – создателей вневременной истинной красоты» [1]. Необъяснимо варварский поступок Государя в отношении талантливых зодчих, благодаря великолепию их творения, остался в памяти потомков. Кроме поэтического текста в коде сочинения использован Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы. Сочинение тонально, создано в лучших традициях российской классической школы. Нужно отметить ближайшую взаимосвязь музыки и текста. Строфическое строение произведения, соответствующее стихотворному, наполнено музыкально-изобразительными деталями и символами, как-то: остинато струнных и ударных, напоминающее ход времени и траурное шествие; коробочка, имитирующая стук молотков при постройке храма; малосекундовые (воющие) интонации в кульминации сочинения; крики толпы; персонификация прямой речи Государя (бас); повторность и декламация важных по смыслу слов. Как покаянная молитва Богородице в коде сочинения звучит хор a’capella с тихим соло колокольчиков в вокальных паузах.

Анна Музыченко (1979) – композитор, пианистка, педагог.

Лауреат международных конкурсов, обладатель приза «Кинотавр 2010» за лучшую музыку к фильму «Другое небо» (режиссер Д. Мамулия). Является автором оперы, ораторий, хоровых, симфонических, духовых, вокальных, органных сочинений.

“Purgatorio” (Чистилище – лат.) оратория для солистов, хора, ударных, органа и струнного оркестра (2015). Прототипом названия сочинения послужила одноименная часть знаменитой «Божественной Комедии» Данте Алигьери. Композитор пишет «Структура музыкальной композиции повторяет поэтический первоисточник, где символически представлены «круги» с людьми, искупающими после своей кончины семь смертных грехов. Каждый круг отделен от другого образом искупления символического “P” (Peccato лат. – Грех), выраженным одной из Евангельских Заповедей Блаженств. Вступлению в Чистилище предшествует монументальная композиция из трех разделов. Завершается сочинение образом процессии Торжествующей церкви» [1]. Purgatorio – сплав разного рода богослужебных текстов, от латинских канонических, составляющих основу ординария (такие как Agnus Dei, Gloria, Sanctus) до католических и православных – литания всем святым, псалмы и гимны. Музыка сочинения также не однородна по стилистике: модальные лады средневековых песнопений переплетается с авторским текстом и разного рода стилизациями. Общее настроение цикла светлое и благостное. В связи с ораторией композитор упоминает слова свящ. Георгия Чистякова «это путь наверх, но не просто путь, а путь, наполненный молитвой» [1].

В заключении отметим, что сочинения в жанре духовной музыки сегодня активно создаются молодыми авторами, исполняются в концертах, участвуют в конкурсах. Всеобщий интерес к сакральной тематике не означает единства стилистики и образной сферы, но отражает духовные устремления композиторов. Многие из них следуют проторенными путями, не боятся показаться немодными и создают тональную и эмоционально окрашенную музыку. Поиск общечеловеческого смысла в сакральных сюжетах, пожалуй, является приоритетным в творческом облике рассмотренных авторов.

 

Список литературы:

  1. Аннотации к концерту духовных сочинений А. Шатковской, О. Евстратовой, А. Музыченко, Т. Шатковской-Айзенберг, А. Сеиловой (буклет концерта). 16 февраля 2015, Московский дом композиторов.
  2. Губайдулина С.А. Для кого пишет музыку композитор // Амрахова А. Современная музыкальная культура. Поиск смысла. – М.: Композитор, 2009. – 360 с.
  3. Гуляницкая Н.С. Духовная музыка современных композиторов // Музыкальная композиция модернизм, постмодернизм (история, теория, практика) – М.: Языки славянской культуры, 2014. – 368 с.
  4. Гуляницкая Н.С. Методы науки о музыке: Исследование. – М.: Музыка, 2009. – 256 с.
  5. Медушевский В.В. О нравственных основаниях музыки // Амрахова А. Современная музыкальная культура. Поиск смысла. – М., Композитор. 2009. – 360 с.
  6. Науменко Т.И. Пространство духовной музыки // Текстология музыкальной науки. – М.: Памятники исторической мысли, 2013. – 584 с.
  7. Соколов А.С. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. Исследование. – М.: Композитор, 2007. – 272 с.
  8. Хулап В. Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен. Языческие мистерии и христианские Таинства // Православие и мир. – 2009. – № 5. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.pravmir.ru/dobro-pozhalovat-ili-postoronnim-vxod-vospreshhen-yazycheskie-misterii-i-xristianskie-tainstva/ (Дата обращения 02.12.15).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий