Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Театральное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Антонова А.Ю. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИОБЩЕНИЯ ГИМНАЗИСТОВ К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LIV междунар. науч.-практ. конф. № 11(54). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  МЕХАНИЗМ  ПРИОБЩЕНИЯ  ГИМНАЗИСТОВ  К  ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ  ЦЕННОСТЯМ  ПОСРЕДСТВОМ  ТЕАТРА

Антонова  Анна  Юрьевна

заместитель  директора  по  воспитательной  работе,  учитель  мировой  художественной  культуры 
МБОУ  «Гимназия  №  24»,

РФ,  г.  Ульяновск

E-mailantonovaanur_17101980@mail.ru

 

PSYCO-PEDAGOGICAL  MECHANISM  OF  FAMILIARIZING  SCHOOLCHILDREN  TO  HUMAN  VALUES  THROUGH  THE  THEATRE

Antonova  Anna

deputy  director  for  educational  work,teacher  of  world  culture 
MBOU  “  Gimnasium  №  24»

RussiaUlyanovsk

 

АННОТАЦИЯ

Современный  процесс  воспитания  в  общеобразовательных  учреждениях  носит  аксиологический  характер,  включающий  в  себя  педагогические,  психологические,  социальные  и  духовные  составляющие  компоненты.  Автор  статьи  представляет  опыт  работы  по  проблемам  воспитания,  направленным  на  формирование  ценностей. 

ABSTRACT

Modern  process  of  upbringing  in  educational  institutions  has  axiological  nature,  including  pedagogical,  psychological,  social  and  spiritual  components.  The  author  presents  the  work  experience  in  the  problems  of  upbringing  aimed  at  the  formation  of  values.

 

Ключевые  слова:  аксиологический  компонент  в  воспитании;  гуманистически  ориентированные  ценности. 

Keywords:  axiological  component  in  education;  humanistic  values.

 

Все  виды  искусств  служат  величайшему  из  искусств  – 

искусству  жить  на  земле.

Бертольт  Брехт

 

О  гуманистически  ориентированных  ценностях  в  своих  работах  писали  Ш.А.  Амонашвили,  Е.В.  Бондаревская,  В.А.  Караковский  и  др.  В  широком  смысле  воспитание  направлено  на  то,  чтобы  весь  спектр  гуманистически  ориентированных  ценностей  сделать  предметом  осознания,  освоения  и  реализации  в  виде  ценностно-ориентационной  и  ценностно-направленной  деятельности  личности,  т.е.  аксиологический  компонент  в  воспитании  является  основополагающим,  а  формирование  у  школьников  гуманистически  ориентированных  ценностей  можно  рассматривать  как  стратегическую  цель.  Без  ценностного  наполнения  содержания  воспитания  невозможно  эффективно  формировать  гуманистически  ориентированные  взгляды,  мировоззрение,  общую  культуру  [1,  с.  4]. 

Не  углубляясь  в  смысловые  категории,  связанные  с  театральной  жизнью,  отвечая  на  вопрос  «Для  чего  вы  ходите  в  театр?»,  большинство  ответят,  что  для  того,  чтобы  немного  развеяться,  посмотреть  новый  спектакль  и  т.  д.  Не  многие  смогут  отметить  «национальную  идею»  в  произведениях  А.Н.  Островского  или  укажут  на  «подводное  течение»  чеховских  ремарок.  Однако,  по  нашему  глубокому  убеждению,  именно  в  театре  –  колоссальное  поле  для  взращивания  духовно-нравственных  ростков  в  детях  и  подростках. 

С  интересной  инициативы  артиста  Леонида  Ярмольника  к  школьникам  ответить  на  вопрос:  «Можно  ли  жить  без  искусства?»  начался  2012–2013  учебный  год  в  российских  школах.  Организаторов  проекта  (представителей  Государственного  центрального  музея  театрального  искусства  им.  А.А.  Бахрушина)  интересовало,  что  думают  учащиеся  о  культурной  среде,  в  которой  живут,  что  они  ценят  и  к  чему  стремятся.  Ответы  присылали  школы  Алтая,  Хакасии,  Москвы,  Ульяновска…  В  работах  старшеклассников  сквозной  мыслью  стало  рассуждение  о  том,  что,  несмотря  на  то,  что  искусство  вечно,  к  сожалению,  оно  не  может  влиять  на  людей  без  их  воли,  определенной  работы  мысли  [2,  с.  13].  Сами  же  авторы  сочинений  отмечали  господствующие  тенденции  современного  мира:  виртуальность  и  захламленность  образа  жизни  подростка,  отсутствие  интереса  к  литературе,  музеям  и  театрам  [2,  с.  15].  Для  развития  темы  проекта  в  2013–2014  учебном  году  в  российских  городах  были  созданы  Бахрушинские  кружки  (детско-взрослые  объединения  ценителей  театрального  искусства),  а  в  2014–2015  учебном  году  в  Ульяновске  был  открыт  филиал  московского  музея  театрального  искусства  в  бывшем  доме  актера,  в  мастерской  архитектора  Ф.О.  Ливчака.  На  базе  гимназии  №  24  города  Ульяновска  был  создан  проект  «Театр  как  образ  жизни»,  объединивший  параллели  3–11  классов.  Проект  позволяет  формировать  в  учащихся  общечеловеческие  ценности  через  приобщение  к  театральному  искусству.  Проект  имеет  свою  программу  и  сайт. 

Взяв  в  качестве  эпиграфа  выражение  Б.  Брехта  о  том,  что  все  виды  искусств  служат  величайшему  из  искусств  –  искусству  жить  на  земле,  автор  статьи  поставил  перед  собой  цель  –  выяснить,  какие  ценности  приобретает  ребенок,  вставший  на  путь  приобщения  к  театральному  искусству,  и  как  приобретенные  ценности  помогают  ему  быть  социально  устойчивым  к  пагубному  влиянию  антикультуры? 

Логично  возникает  вопрос:  как  построить  воспитательный  процесс,  чтобы  выбранные  детьми  или  обозначенные  педагогом  ценности  не  остались  на  уровне  декларированных  ценностей  [3,  с.  44]?  В  сборнике  «Воспитательные  инновации»  в  статье  «А  как  же  ценности?»  А.Г.  Аверьянова  выделены  условия  передачи  ценностей:

  1. Актуальная  целенаправленная  совместная  деятельность,  имеющая  результат.  Приобщая  участников  воспитательного  процесса  к  театру  и  всему,  что  с  ним  связано,  важно  превратить  все  походы  в  театр  не  просто  в  некий  обязывающий  ритуал  (например,  4  раза  за  учебный  год),  а  преобразовать  все  походы  на  спектакли  в  образовательно-воспитательный  маршрут  по  обретению  ценностей.  Предположим,  для  пятиклассников  школ  города  Ульяновска  с  целью  приобретения  такой  ценности,  как  «дружба»,  которая  так  важна  в  жизни  любого  человека,  а  также  для  успешного  протекания  периода  адаптации  в  средней  школе,  уместной  станет  следующая  подборка  спектаклей  в  Nebolshom  театре:  «Жил-был  Геракл»,  «Неделя  полная  суббот)ок»,  «День  рождения  кота  Леопольда»,  «Сто  фантазий».  Главным  для  педагога  должен  стать  обсуждаемый  с  ребятами  вопрос  о  том,  чему  учат  спектакли,  поиск  точек  общности  главных  тем,  выделение  общих  микротем  и  вывод  о  приобретенной  ценности  –  «дружбе»  как  одном  из  главных  чувств  в  жизни  человека.  Для  старшеклассников  с  целью  «проживания»  таких  ценностей,  как  «любовь»,  «верность»,  «преданность»  в  течение  учебного  года  можно  выбрать  цепочку  таких  спектаклей  театра  драмы  им.  И.  Гончарова,  как  «Ромео  и  Джульетта»,  «Бедная  Лиза»,  «Коварство  и  любовь»,  спектакль  Nebolshogo  театра  «С  любимыми  не  расставайтесь».  Тему  войны  и  людских  потерь,  а  вместе  с  ними  ценности  человеческой  жизни,  жертвенности  и  героизма  для  учащихся  среднего  и  старшего  звена  можно  показать  на  примере  таких  спектаклей,  как  «Вот  живу.  Хорошо»  (по  повестям  В.  Шукшина),  «Не  покидай  меня»  (по  рассказу  В.  Быкова  «А  зори  здесь  тихие»).  Таким  образом,  первое  условие  приобщения  к  ценностям  можно  считать  выполненным:  совместная  деятельность  –  есть  часто  повторяющиеся  походы  в  театр  на  спектакли,  объединенные  единой  темой  –  темой  дружбы,  любви,  патриотизма  –  и  получение  результата  -  присвоение  этих  ценностей  на  всю  жизнь. 
  2. Второе  условие  присвоения  ценностей  –  демонстрация  и  искренняя  заинтересованность  той  ценностью,  которую  мы  объявили  приоритетной  в  воспитательной  работе  в  определенном  классе.  На  втором  этапе  важно  показывать  детям  собственную  заинтересованность  в  теме,  объединяющей  все  походы  в  театр  в  течение  учебного  года,  поскольку  авторитет  классного  руководителя  или  педагога,  осуществляющего  воспитательную  работу  в  целом  в  классе  или  по  отдельному  направлению  (например,  куратор  тематического  проекта),  это  тот  канал,  по  которому  его  собственные  ценности  передаются  и  становятся  возможными,  приемлемыми  для  школьников  [3,  с.  46]. 

Благодаря  проекту,  в  содержании  которого  не  только  посещение  и  обсуждение  спектаклей,  но  и  встречи  с  режиссерами  театров  города  Ульяновска,  собственные  постановки  школьных  спектаклей,  посещение  музея  театрального  искусства,  чтение  драматических  произведений,  приоритетными  ценностями  становятся  те  личностно  значимые  категории  и  понятия,  по  отношению  к  которым  субъект  определился  позитивно,  ибо  «ценностям  нельзя  научить,  их  нужно  проживать»  [4].

Соблюдая  оба  условия  приобретения  ценностей,  мы  добиваемся  результата  –  деятельностно-ценностной  концепции  воспитания,  которая  позволит  оказать  содействие  ребенку  в  формировании  его  ценностной  сферы.  Итак,  через  совместную  культурную  деятельность  мы  решаем  актуальные  проблемы  воспитания.  Важно  учить  детей  интегрировать  ценности,  приобретенные  через  участие  в  театральной  жизни  города,  в  собственную  жизнь,  в  реальные  взаимоотношения  со  сверстниками  и  одноклассниками,  имеем  в  виду,  что  просмотренный  спектакль  не  должен  остаться  просто  выездом  за  пределы  школы. 

 

Список  литературы: 

  1. Клепиков  В.Н.  Ценностные  приоритеты  развития  социального  института  воспитания:  теоретический  и  научно-методический  журнал  //Воспитание  школьников.  –  М.,  8/2012.
  2. Можно  ли  жить  без  искусства?:  сборник  школьных  сочинений.  –  М.:  ГЦТМ  им.  А.А.  Бахрушина,  2013  –  183с. 
  3. Аверьянов  П.Г.  А  как  же  ценности?:  сборник  научных  и  методических  работ  «Воспитательные  инновации»/  научный  редактор  С.Д.  Поляков.  –  Ульяновск:  УИПКПРО,  2008.  –  100  с.  ISBN  978-5-7432-0642-1.
  4. Франкл  В.  Человек  в  поисках  смысла.  –  М.:  Правда,  1990.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий