Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 21 сентября 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Каплун Л.В. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ СТРОЕМ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ  РАБОТЫ  НАД  МУЗЫКАЛЬНЫМ  СТРОЕМ   ХОРОВОГО  КОЛЛЕКТИВА

Каплун  Лариса  Васильевна

доцент  кафедры  хорового  дирижирования  и  сольного  пения 
Пермского  государственного  гуманитарно-педагогического  университета, 
РФ,  г.  Пермь

E-mail: 

 

SIGNIFICANT  WORK  ON  MUSICAL  SYSTEM  IN  THE  CHOIR

Larisa  Kaplun

assistant  professor  of  choral  conducting  and  solo  singing 
Perm  State  Humanitarian  Pedagogical  University, 
Russia,  Perm

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматриваются  основные  аспекты,  влияющие  на  чистоту  интонации  пения  хорового  коллектива.  Приводятся  рекомендации  повышения  качества  унисонного  строя  хора  с  учетом  организации  условий  для  правильной  работы  дыхания,  голосовых  связок  и  резонаторов  певцов.

Статья  может  быть  интересна  преподавателям  музыкально-педагогических  учебных  заведений  и  руководителям  хоровых  коллективов.

ABSTRACT

The  article  discusses  the  main  aspects  affecting  the  purity  of  the  nation  Into-singing  choir.  The  recommendations  to  improve  the  quality  system  unison  choir  based  organization  of  conditions  for  proper  operation  of  breath,  vocal  cords  and  cavities  singers.

The  article  may  be  of  interest  to  teachers  of  music  and  teacher-training  institutions  and  leaders  of  choirs.

 

Ключевые  слова:  интонация  хора;  атака  звука;  дыхание;  голосовые  связки;  резонаторы.

Keywords:  intonation  of  the  choir;  attack  sound;  breathing;  vocal  cords;  resonators. 

 

Процесс  выстраивания  чистой  интонации  хорового  пения  является  для  исполнителей  кропотливой  слуховой  работой. 

Начальным  этапом  этой  работы  является  осуществление  в  хоре  унисонного  строя  (в  переводе  с  итальянского  unisono  —  единозвучие).  Достижение  унисона  зависит  от  единой  манеры  воспроизведения  певцами  гласных  звуков,  а  также  от  характера  вибрации  их  голосов.  Каждому  певцу  партии  необходимо  активно  участвовать  в  создании  чистого  унисона,  внимательно  вслушиваясь  в  звучание  своей  партии,  и  стремясь  к  слиянию  с  ней. 

Необходимо  помнить,  что  пение  это  сложный  психофизиологический  процесс  и  значительная  часть  этого  процесса  протекает  автоматически.  При  этом  особенно  важны  три  взаимосвязанных  элемента:  дыханиеголосовые  связки  и  резонаторы.  Каждый  из  этих  элементов  оказывает  влияние  на  интонацию.

Так  связь  дыхания  и  интонации  осуществляются  следующим  образом.  Согласно  теории  звукообразования,  дыхание  непосредственно  связано  с  высотой  тона  и  взаимодействует  с  голосовыми  связками.  В  процессе  пения  дыхание  можно  регулировать,  то  есть  подразумевается  выбор  типа  дыхания  и  дозировка  вдоха.  Атака  звука  является  первоначальным  и  основным  моментом  в  работе  над  интонацией. 

Условно  можно  выделить  три  вида  атаки:  твёрдаямягкая  и  придыхательная.  Все  три  вида  возможны  при  любом  регистровом  настрое  гортани.  Вид  атаки  звука  тесным  образом  связан  с  силой  голоса  в  момент  его  возникновения.  Каждый  способ  звуковедения  начинается  с  определённой  атаки  звука.  Уже  одно  намерение  спеть  легатостаккато,  или  маркато  подсознательно  настраивает  гортань  певца  на  тот  или  иной  режим  работы  голосовых  складок.

Характер  дыхания  отражается  на  характере  звучания  голоса  певца.  Неверная  же  атака  —  причина  неправильного  интонирования.  Рёберно-диафрагматический  тип  дыхания  обеспечивает  плавный  выдох  и  является  благоприятным  для  устойчивой  интонации.  Частая  смена  типов  дыхания,  присущая  любительским  хоровым  коллективам,  ведёт  к  неустойчивой  интонации.

Существенное  значение  при  пении  имеет  правильное  распределение  дыхания:  недостаточность  дыхания,  так  же  как  и  перегрузка  его,  отрицательно  влияет  на  качество  интонирования.  Форсирование  звука,  при  котором  нажим  воздуха  на  голосовые  складки  превышает  нормальный  выдох,  приводит  к  нечистой  интонации.  Это  происходит  при  нарушении  основного  ансамблевого  правила  —  слушать  соседа. 

Пение  на  вялом,  неопёртом  дыхании  также  вредит  чистоте  интонации,  а  сохранение  опоры  при  пении  интонированию  благоприятствует.  В  основе  опоры  дыхания,  несомненно,  лежит  экономное  расходование  и  распределение  выдоха.

Одной  из  причин  фальшивой  интонации  является  слабость  голосового  аппарата.  С  этим  явлением  нередко  сталкиваются  руководители  непрофессиональных  хоров.  Поэтому  хормейстеру  необходимо  особенно  тщательно  подбирать  репертуар,  а  также  устанавливать  строгий  певческий  режим,  с  целью  укрепления  и  развития  голосов  певцов  хора.  Известно  влияние  на  качество  интонирования  психофизиологического  состояния  певцов.  Часто  пониженный  тонус  певца  является  следствием  утомления  голосового  аппарата.  Быстрая  утомляемость  свойственна  певцам  студенческих  и  любительских  коллективов  и  режим  занятий  с  ними  должен  строиться  с  учётом  этой  особенности  не  более  1,5  часов  пения  с  перерывом  10—15  минут.  Правильное  планирование  работы  и  отдыха,  непосредственно  отражается  на  качестве  исполнения  и  в  первую  очередь  на  строе.  Поэтому  планирование  работы  коллектива  должно  быть  предметом  особой  заботы  руководителя.

Фальшивая  интонация  также  может  быть  следствием  болезненного  состояния  голосового  аппарата  (несмыкание  голосовых  связок,  фонастения).  У  здоровых  же  певцов  это  результат  неправильного  звукообразования.  В  частности  фальшивая  интонация  может  быть  результатом  ошибочного  определения  типа  голоса.

Дирижёр  хора  должен  быть  хорошо  осведомлён  о  причинах  таких  заболеваний  и  в  своей  практике,  предупреждать  их. 

Одной  из  причин  неправильного  звукообразования  можно  назвать  пение  в  низкой  позиции.  Обычно  этому  сопутствует  перегрузка  дыхания  и  форсирование  звука.  Отсутствие  должного  участия  верхних  резонаторов,  лишает  голос  блеска  и  звонкости. 

Иногда  низкая  позиция  психологически  связана  с  «ленивым»  пением,  пением  по  «обязанности»,  поэтому  соответствующая  эмоциональная  настройка  певцов,  пробуждение  у  них  желания  петь  способствует  овладению  так  называемой  высокой  позицией.  Резонансная  природа  низкой  певческой  форманты  очевидна,  хотя  нет  единого  мнения,  какой  именно  резонатор  отвечает  за  неё.  Существует  мнение,  что  низкая  певческая  форманта  связана  с  резонансной  активностью  ротоглоточного  и  трахеобронхиального  резонаторов.  Поэтому  наличие  низкой  певческой  форманты  в  низкой  тесситуре  придаёт  звуку  мягкость,  бархатистость,  объёмность. 

Высокая  певческая  позиция  —  понятие  не  только  акустическое,  но  и  физиологическое,  так  как  вызывает  ощущение  озвученности  верхних  головных  резонаторов  певца.  При  высокой  позиции  звук  вследствие  активизации  верхних  резонаторов  приобретает  звонкость,  полётность.

Хормейстерами  используются  следующие  приёмы,  настраивающие  голосовой  аппарат  певцов  на  высокую  позицию: 

  • пение  упражнений  сверху  вниз,  сохраняя  на  низких  нотах  высокую  позицию  звука; 
  • использование  в  упражнениях  близких  гласных  —  и,  е,  иногда  в  сочетании  с  согласными  —  л,  н,  с,  з
  • пение  с  закрытым  ртом; 
  • упражнения  на  лёгкость  и  подвижность  голоса,  произнесение  ясного  осмысленного  слова,  а  также  его  психологическая  окраска.

В  любительских  хоровых  коллективах  часто  встречается  манера  пения  открытым  «белым»  звуком.  Пение  таких  хоров,  особенно  с  преобладанием  партии  сопрано,  страдает  склонностью  к  повышению  интонации.  Хормейстеру  необходимо  воспитывать  у  певцов  более  низкий  тип  дыхания,  формирование  у  поющих  прикрытых,  округлых  гласных  —  а,  э,  и

Так  же  влияет  на  интонацию  требование  «значительно»  произносить  слово,  что  помогает  преодолению  открытой  манеры  пения.  Для  исправления  фальшивой  интонации  можно  рекомендовать  следующие  приёмы: 

  • пение  упражнений  на  piano  и  упражнения  на  филирование  звука  в  среднем  регистре; 
  • упражнения  с  мелодическим  движением  всех  голосов; 
  • упражнения  на  штрих  staccato.

Большое  значение  при  работе  над  унисонным  строем  имеет  характер  вибрации  голосов.  Известно,  что  в  природе  каждому  голосу  свойственна  та  или  степень  вибрации.  Чрезмерно  большой  размах,  то  есть  степень  крайних  отклонений  звука  по  высоте,  силе  и  тембру,  при  малой  её  скорости,  приводит  к  нарушению  интонационной  устойчивости  (так  называемое  качание  звука).  Для  исправления  недостатков  вибрации  необходимо  пользоваться  следующими  приёмами: 

  • упражнения,  не  превышающие  динамику  mp
  • упражнения  с  мелодическим  движением  голосов; 
  • упражнения  на  закрытых  гласных  —  о,  у.

Довольно  часто  у  начинающих  певцов  фальшивое  пение  происходит  от  неумения  слышать  себя.  Для  таких  певцов  полезно  применять  в  хоре  более  широкую  расстановку,  примерно  на  полшага  друг  от  друга.

Среди  многочисленных  факторов,  оказывающих  влияние  на  хоровой  строй,  необходимо  выделить  основные:  слухового  и  вокального  порядка. 

Правильное  развитие  музыкального  слуха  певцов  является  необходимой  предпосылкой  хорошего  строя.  Под  этим  подразумевается  понимание  певцами  логики  музыкальной  речи,  и  в  первую  очередь  её  ладовой  выразительности.  Нельзя  игнорировать  выразительность  самих  интервалов,  но  характер  их  выразительности  изменяется  в  зависимости  от  их  ладового  значения.  Задача  дирижёра  —  неустанно  развивать  в  себе  и  в  хоровых  певцах  чуткость  к  интонационной  выразительности  музыки. 

Однако  нельзя  проблему  строя  трактовать  только  как  проблему  воспитания  музыкального  слуха  певцов.  Не  в  меньшей  степени  это  проблема  вокального  воспитания  хора.  Различные  хоровые  коллективы  имеют  в  вокальном  отношении  свою  специфику,  которая  отражается  на  качестве  строя.  Любительские  хоры  зачастую  страдают  недостатком  культуры  звука.  Форсировка  и  злоупотребление  тесситурно  трудным  репертуаром  ведут  к  фальшивой  интонации.

В  обязанности  дирижёра  входит  плановость  работы,  продуманное  изучение  репертуара.  Также  необходима  ответственность  каждого  певца  за  состояние  собственного  голоса,  за  пение  своей  хоровой  партии  и  всего  хора.

Хороший  строй  в  хоре  является  результатом  правильно  поставленной  работы  руководителя.  Чистота  строя  —  непременное  условие  хорового  исполнения  и  одно  из  сильнейших  средств  хоровой  выразительности.

 

Список  литературы:

  1. Алиев  И.  Основы  вокальной  подготовки,  М.,  2001.
  2. Варламов  А.Е.  Полная  школа  пения:  учеб.  пособие.  3-е  изд.  СПб:  Планета  музыки,  2008.
  3. Морозов  В.П.  Искусство  резонансного  пения.  М.,  2002.
  4. Семенюк  В.О.  Хоровая  фактура.  Проблемы  исполнительства.  М.:  Композитор,  2008.
  5. Роганова  И.В.  Современный  хормейстер:  сборник  статей,  изд.  «Композитор»  СПб.  2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий