Статья опубликована в рамках: L Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 июля 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Новожилова Л.Н. НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. L междунар. науч.-практ. конф. № 7(50). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

НАЧАЛЬНЫЕ  ЭТАПЫ  ОСВОЕНИЯ  ВОКАЛЬНОГО  ПРОИЗВЕДЕНИЯ  В  КЛАССЕ  ПО  СПЕЦИАЛЬНОСТИ  СОЛЬНОЕ  ПЕНИЕ

Новожилова  Людмила  Николаевна

доц.  кафедры  хорового  дирижирования  и  сольного  пения  Пермского  государственного  гуманитарно-педагогического  университета,

РФ,  г.  Пермь

E-mail:  milochka3728@gmail.com

 

THE  INITIAL  STAGES  OF  DEVELOPMENT  OF  VOCAL  WORKS  IN  THE  CLASS  MAJORING  IN  SOLO  SINGING

Lyudmila  Novozhilovа

assistant  Professor  of  choral  conducting  and  solo  singing  Perm  state  humanitarian  pedagogical  University,

Russia,  Perm

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматривается  процесс  работы  над  вокальным  произведением,  который  условно  разделён  на  этапы.  Практические  советы  и  рекомендации  адресованы  студентам  вокалистам,  а  также  педагогам,  преподавателям  сольного  пения.

ABSTRACT

The  article  discusses  the  process  of  working  on  a  vocal  piece,  which  is  divided  into  stages.  Practical  advice  and  recommendations  addressed  to  students  of  the  vocalists,  and  also  the  teachers,  faculty  of  solo  singing.

 

Ключевые  слова:  вокальное  сочинение;  эмоциональное  восприятие;  содержание  литературного  текста;  цезуры;  ритм;  мелодический  рисунок;  мышечные  координации;  техника  голосоведения.

Keywords:  vocal  composition;  emotional  perception;  the  content  of  a  literary  text;  caesuras;  rhythm;  melodic  figure;  muscle  coordination;  technique  of  voice.

 

Освоение  произведений  в  классе  по  специальности  сольное  пение  происходит  поэтапно  и  отличается  глубиной  погружения  в  материал.  Рассмотрим  в  нашей  статье  первоначальные  этапы  работы  над  вокальным  произведением  любого  жанра  и  стиля.  Условно  этапы  работы  можно  разделить  на  следующие:  ознакомление,  анализ  и  разбор,  разучивание,  впевание. 

Первый  этап  освоения  нового  произведения  —  это  ознакомление  или  знакомство,  оно  должно  быть,  как  зрительным,  так  и  слуховым  восприятием  вокального  сочинения.  При  знакомстве  создаётся  лишь  поверхностное  представление  о  вокальном  сочинении,  наш  взгляд  как-бы  скользит  по  поверхности,  охватывая  общую  картину,  общее  впечатление.  Наше  представление  —  скорее  эмоциональное  восприятие  образа.  Ученику  желательно  получить  о  произведении  целостное  представление,  потому  его  либо  исполняет  педагог,  либо  прослушивается  запись,  либо  ученик  слышит  его  на  концерте.  Первые  эмоциональные  впечатления  могут  стимулировать  работу  над  образом,  характером  произведения.

Следующий  этап  —  это  анализ  и  разбор  произведения.  Работу  начинаем  с  анализа  литературного  текста,  выясняя  его  содержание,  художественную  идею,  эмоциональный  настрой,  синтаксис,  строение  фраз  и  предложений.  Обязательно  попросить  вслух  прочитать  все  слова,  стараясь  уловить  основное  настроение  и  характер,  мысли  и  переживания,  заложенные  в  стихах.  На  этом  этапе  большую  помощь  оказывает  зрительное  восприятие  музыкального  и  литературного  текста.  Сам  нотный  рисунок  служит  ориентиром  и  подскажет  вокалисту,  как  движется  мелодия:  вверх  или  вниз  по  ступеням,  плавно  или  скачком.

Затем  определяем  жанр,  тональность,  темп,  форму  произведения,  главную  и  местные  кульминации,  делаем  небольшой  гармонический  анализ,  определяя  отклонения  и  модуляции,  отмечаем  особенности  стиля,  особенности  фортепианной  фактуры,  указываем  общий  диапазон  вокальной  партии,  его  тесситуру. 

Третий  этап  освоения  произведения  —  это  разучивание,  которое  требует  уже  детальной  работы  над  нотным  и  словесным  текстом.  Очень  полезно  прочитать  и  спеть  «с  листа»,  называя  ноты  мелодии,  затем  спеть  мелодию  на  «любимую»  гласную,  а  также  с  помощью  педагога  со  словами.

Разучиваем  произведение  (вокализ)  по  фразам,  вначале  исполняя  вокальную  строчку  на  фортепиано,  вслушиваясь  в  особенности  ритмического  рисунка,  интервалики  и  соответствие  слова  и  мелодии.  Затем  вслед  за  педагогом  повторяем  фразу  голосом.  Так  прорабатывается  всё  произведение  (или  его  первая  часть).  В  произведениях  со  словами  значительно  сложнее  координировать  работу  мышц  дыхания,  резонаторов  и  мышц  артикуляционного  аппарата.  Необходимо  безукоризненно  выверить  распределение  дыхания  по  фразам,  обязательно  расставить  вместе  с  начинающим  певцом  цезуры,  так  чтобы,  не  нарушалась  логика  синтаксиса  литературной  и  музыкальной  мысли.  В  то  же  время,  ученик  должен  испытывать  физиологическое  удобство  и  комфорт  от  процесса  певческого  дыхания. 

Домашним  заданием  является  сольфеджирование  мелодии  mezzo  voce  (вполголоса),  повторение  вокальной  партии  на  инструменте,  а  вслух  произносятся  слова,  строго  в  соответствии  с  ритмическим  рисунком  мелодии,  с  точными  цезурами,  с  контролем  организации  певческого  вдоха.

На  последующих  уроках  идёт  углублённая  работа  над  произведением:  проработка  мелодии,  её  ритмической,  интонационной  точности,  логическими  ударениями  во  фразах,  ещё  раз  выверяются  цезуры,  которые  обязательно  надо  запомнить  и  т.  д.  Работа  над  ритмикой  практически  должна  быть  неразрывно  связана  с  работой  над  качеством  звука,  фразировкой,  формой,  —  в  конечном  счете,  с  работой  над  раскрытием  содержания  произведения.  Как  только  ученику  удаётся  точное  воспроизведение  музыкально-поэтического  текста,  он  получает  задание  выучить  его  наизусть. 

Быстрее  освоить  произведение  (вокализ),  выучить  его  наизусть,  помогает  метод  мысленного  пения.  Очень  полезно  и  продуктивно  часто  обращаться  к  разучиваемому  сочинению  «внутренним  слухом»,  как  бы  мысленно  представляя  его  звучание.  Метод  мысленного  пения  организовывает,  дисциплинирует,  приучает  к  систематической  ежедневной  работе,  что  в  конечном  итоге  даёт  хороший  результат.  Такая  внутренняя  работа  экономит  физические  затраты,  если  нужно  соблюдать  голосовой  режим  (например,  при  простудном  заболевании  или  когда  происходит  мутация  голоса).  Мысленное  пение  помогает  внутренним  слухом  вообразить,  мысленно  воссоздать  звуковую  ткань  произведения.

Работа  над  техникой  голосообразования  и  голосоведения,  самый  длительный  процесс,  часто  называется  процессом  впевания  —  это  очередной,  четвёртый  этап  освоения  вокального  произведения.  В  процессе  впевания  много  времени  приходиться  посвящать  работе  над  звуковедением,  добиваясь  ощущения  высокой  певческой  позиции,  купольности,  ровности  и  округлости  гласных,  глубокой  опоры  дыхания.  Работа  над  звуком  преследует  цель  уточнения  и  сохранения,  найденных  верных  мышечных  координаций,  выработке  устойчивых  двигательных  стереотипов.  Работа  над  голосоведением  требует  определенных  навыков  от  ученика  владения  координации  дыхания,  и  резонаторов.  Ученик  должен  осознать  направление  звуков  в  купол,  ровность  гласных  в  куполе,  чувствовать  резонаторные  и  вибрационные  ощущения,  мышечную  свободу  голосового  аппарата  в  процессе  работы  над  произведением.

Все  недостатки  в  голосообразовании  невозможно  исправить  сразу,  потому  от  учащегося  кроме  активного  внимания  требуется  и  терпение,  и  выдержка,  и  настойчивость  в  достижении  цели.  В  работе  важна  последовательность  (ученик  следит  за  одним,  двумя  элементами,  подлежащими  исправлению),  постепенно  переходя  к  новому  заданию.

В  этот  период  часто  включаются  «лишние  движения»,  мешают  «старые»  стереотипы,  мышечные  «зажимы».  На  этапе  впевания  ученик  часто  сталкивается  с  вокальными  трудностями.  Чтобы  преодолеть  вокальную  трудность,  можно  оптимизировать  процесс,  для  чего  выявив  сложное  место,  отработать  его  отдельно  исполняя  выделенный  мотив  как  секвенцию  в  различных  тесситурных  условиях.  Целесообразно  «трудное  место»  спеть  на  удобную  для  ученика  гласную,  затем  на  слог,  и,  наконец  —  использовать  те  слова  и  слоги,  которые  встречаются  в  произведении.  Работе  над  вокальными  трудностями  следует  посвятить  несколько  занятий,  пока  не  осознаются  удобные  и  правильные  мышечные  координации.

Процесс  впевания  заключается  не  только  в  тренировке  мышечно-мускулатурного  аппарата  с  целью  развития  и  стабилизации  определенного  характера  вокально-технических  функций.  В  него  входят  и  иные  задачи,  которые  и  определяют  целиком  успех  собственно  впевания.  Результаты  впевания  полностью  зависят  от  того,  как  певец  представляет  себе  исполнение,  каким  внутренним  содержанием  наполнит  его  и,  следовательно,  какие  смысловые  и  эмоциональные  оттенки  вложит  в  звучание  своего  голоса.

Одним  из  способов  воспитания  выразительности  в  пении  является  выработка  ясной  и  четкой  дикции,  при  отсутствии  которой  самое  талантливое  произведение  теряет  силу  художественного  воздействия. 

После  процесса  впевания  работа  над  произведением  не  заканчивается.  На  последующих  этапах  предстоит  активная  работа  над  художественным  образом  и  эмоциональной  выразительностью  вокального  сочинения.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий