Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 12 марта 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гатауллина Г.Г., Махиянова Э.А. ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Гатауллина Гузелия Габдулхаковна

учитель музыки, НОУ средняя школа № 23 «Менеджер»,

Республика Татарстан, г. Альметьевск.

E-mail: guzelka_ne@mail.ru

Махиянова Эльвира Альбертовна

учитель английского языка, НОУ средняя школа № 23 «Менеджер»,

Республика Татарстан, г. Альметьевск.

E-mail: makhijanvae@rambler.ru

 

«Музыка — истинная всеобщая человеческая речь»

 К. Ю. Вебер.

Задача становления личности ребенка является определяющей для любого государства, поэтому каждому учителю необходимо отказаться от стандартных дидактических методов преподавания, а стараться применять и использовать инновационные методы и технологии преподавания. К инновационным технологиям относится и интегрированное обучение.

Интеграция знаний должна рассматриваться как один из путей мобильности и вариативности содержания образования. С учетом воз­растных особенностей школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением различных знаний: литературы, музыки, живописи, истории и других предметов, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Музыка в ракурсе искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Предмет «музыка» часто соприкасается со многими школьными предметами: изобразительным искусством, историей, литературой, математикой, физкультурой и другими. Интегрированные уроки приносят свои плоды, потому что можно объединять предметы, которые, казалось бы, не имеют ничего общего с музыкой (математика, английский язык, химия).

В настоящее время изучение иностранных языков является неотъемлемым компонентом образования. Знание иностранных языков существенно облегчает возможность дальнейшего образования за границей и трудоустройства. Поэтому в обучении иностранным языкам используются всевозможные методики, которые облегчают и ускоряют изучение языка. Многие из них оказывают интенсивное эмоциональное воздействие на обучаемых.

Комплексное развитие практических, образовательных, разви­вающих и воспитательных задач обучения возможно лишь при усло­вии воздействия не только на сознание учащихся, но и на сферу их личных интересов, склонностей и мотивов. Музыка является одним из самых эффективных способов воздействия на чувства и эмоции любо­го человека. Это неотъемлемая часть нашей жизни, мы все имеем музыкальные предпочтения, и подавляющее большинство людей регу­лярно слушают радио или песни любимых авторов. Музыка — часть культуры каждого народа, из чего следует, что если слушать музыку народа изучаемого языка и на этом же языке, то можно глубже познать его культуру, быт, традиции, мировоззрение.

Еще в XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздейст­вием мyзыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, pитм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Некоторые русские хирурги включали мyзыкy во время сложных операций: согласно их наблюдениям под влиянием музыки все процессы в организме пациентов протекали спокойнее, гармо­ничнее. Выдающийся психоневролог академик Бехтеpев считал, что музыка оказывает положительное влияние на кpовообpащение, дыха­ние, yстpаняет yсталость и пpидает физическyю бодpость. Всё это соз­даёт предпосылки для использования песен в процессе обучения иностранному языку.

Часто в школах Древней Греции пением разучивали тексты. К. Д. Ушинский считал, что совместное пение на уроке — это могучее педагогическое средство, которое организует, объединяет школьников, воспитывает их чувства. Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему гра­моты. По мнению В. Леви «музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания».

О связи искусства и иностранного языка пишут Г. Блелль и К. Хельвиг: «Музыка и искусство свободно интерпретируются, остав­ляют след в культурном сознании, возбуждают креативность и вызы­вают индивидуальные языковые реакции» [3, с. 28].

Методические преимущества песен в обучении иностранному языку можно сформулировать следующем образом:

·      песни являются средством прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают в себя новые слова и выра­жения. Учёные выявили, что в человеческом мозге для восприятия музыки и речи предназначены разные области. Музыкальный центр мозга находится в левом, творческом полушарии, и потому работает быстрее и запоминает лучше, чем речевой центр, находящийся в правом. Песни объединяют работу обоих полушарий, а потому и запоминаются лучше стихотворений [6, с. 52].

·      в песнях лучше усваиваются и активизируются грам­матические явления языка. Существуют учебные песни для обучения наиболее распространенным конструкциям [4, с. 297]. Они ритмичны, сопровождаются пояснениями, комментариями, а также заданиями и упражнениями (цель которых — проверка понимания и обсуждение содержания);

·      песни способствуют овладению навыками иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Учеными доказано, что слуховое внимание, музыкальный слух и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппара­та [6, с. 18]. Разучивание и частое повторение несложных по мелоди­ческому рисунку, коротких песен помогают закрепить правильное произношение, артикуляцию, а также правила ударения, особенности ритма, мелодики и т. д.;

·      песни способствуют осуществлению задач эстетического воспитания учащихся, содействуют сплочению коллектива, помогают раскрыть творческие способности каждого. При использовании музы­ки на уроке создается благоприятный психологический климат в груп­пе, снимается психологическая нагрузка, активизируется речемысли­тельная деятельность, развивается как монологическая, так и диалоги­ческая речь, поддерживается интерес к изучению иностранного языка, повышается эмоциональный тонус.

·      песни повышают мотивацию учения, что чрезвычайно важно, так как обучение без мотивации неэффективно.

Таким образом, надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления с которыми ребёнок уходит с урока.

Осуществление задач обучения возможно лишь в том случае, когда затрагивается эмоциональная сфера учащихся, учитываются их индивидуальные особенности и личный жизненный опыт. Организа­ция регулярной работы с песнями существенно облегчает процесс обучения иностранному языку, как для учителя, так и для учеников.

Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъективных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и само­развития участников образовательного процесса, потому что урок — это всегда произведение учителя, а интегрированный урок — это мно­готочие, которое дает возможность завершить поиск, пробуждает интерес в глубоком смысле слова.

Проведение интегрированных уроков повышает рост профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного про­цесса, осуществления деятельного подхода к обучению. Таким образом, каждый учитель музыки, используя современные иннова­ционные технологии в преподавании в условиях модернизации, откры­вает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя — работа, а для его учеников — обучение станут радостнее и увлекательнее.

Предлагаемая интеграция предметов на уроках — это выход к «образованию, — как говорил Киплинг, — наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».

 

Список литературы:

1.        Вербицкая Л. А. Глобализация и интернационализация в образовании и важность изучения иностранных языков. // Мир русского слова. — 2001. — № 2, http:// learning – russian/ gramota. ru/ journals. Htm

2.        Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // ИЯШ. — 2004. — № 1. — с. 3—8

3.        Гебель С. Ф. Использование песни на уроке иностранного языка. //ИЯШ № 5, 2009. — с. 28—30

4.        Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. Методика обучения  иностранным языкам в средней школе: учебник. — М., 1982. — 373 с.

5.        Михаль Н. В. Формирование социально—культурной компетенции учащихся как новый подход к преподаванию иностранных языков. — http:// edu. kiev. ua/    schools lsd 153/ art_r 09. htm

6.        Синькевич Г. С. Песня на уроке английского языка. // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 1. — С. 50—53.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.