Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 июля 2020 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Профессиональная компетентность: проблемы, поиски, решения

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Махно О.А. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 7(35). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 67-73.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Махно Олеся Аркадьевна

педагог высшей категории, зав. кафедрой художественно-эстетических дисциплин, гимназия № 210 «Корифей»,

РФ, г. Екатеринбург

АННОТАЦИЯ

Рассмотрена роль изобразительной деятельности в развитии ребенка, возможности художественно-эстетического образования на различных уровнях общего образования. В ходе педагогического эксперимента, педагогического мониторинга и наблюдения была доказана эффективность занятий различными видами художественной деятельности для формирования проектного и творческого мышления, экологической культуры обучающихся. Изобразительная деятельность является для детей средством познания и самопознания, отражения мира и понимания своего места в нем, самореализации.

 

Ключевые слова: художественное образование, непрерывное образование, изобразительная деятельность, креативность, творческое мышление.

Keywords: art education, continuing education, visual arts, creativity, creative thinking.

 

Главная идея непрерывного образования – вся жизнь есть обучение, и потому у образования нет границ [1]. Важнейшей ценностью в таком контексте считается личность, для ее реализации необходимо искать и предоставлять различные возможности. Непрерывное образование включает: обучение детей дошкольного возраста; начальное, основное и среднее общее образование; среднее профессиональное и высшее образование всех уровней; и в любых формах дополнительное образование детей и взрослых, а также дополнительное профессиональное образование [5, с. 10]. Дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном и духовно-нравственном профессиональном развитии, помогает адаптироваться в изменяющихся условиях, корректировать профессиональную траекторию, создает условия для творческой самореализации.

В идеях реформирования общего образования присутствует понимание роли культуры, искусства как духовного источника и способа развития целостного мировосприятия, ценностного мышления ребенка. Однако, дисциплины «Изобразительное искусство» и «Музыка» в школе все время хотят сделать необязательными. Особенно активно дискуссии о сокращении этих «неудобных» для дистанционной формы обучения дисциплин в начальной и основной школе ведутся в последнее время.

Цель статьи – выявить роль и возможности художественного образования, дисциплины «Изобразительное искусство» в школе, творческой деятельности в развитии личности в целом, ее творческого и проектного мышления. Методами исследования явились педагогический эксперимент, педагогический мониторинг и наблюдение. В ходе многолетней педагогической практики автора была доказана эффективность занятий различными видами художественной деятельности детей с самого раннего возраста для формирования проектного и творческого мышления, экологической культуры, картины мира в целом. Изобразительная деятельность является для обучающихся средством познания окружающей природной среды и антропогенного мира, средством самопознания, отражения мира и понимания своего места в нем, средством самореализации.

В гимназии «Корифей» г. Екатеринбурга на кафедре художественно-эстетических дисциплин сформирована система преемственности как этапов обучения, начиная с дошкольного, а также основного и внеурочного, дополнительного обучения. Приоритетными направлениями в работе кафедры являются формирование системы духовно-нравственных ценностей, повышение уровня грамотности учащихся по предметам художественно-эстетического цикла, межпредметные связи с дисциплинами естественно-научного и гуманитарного циклов, индивидуализация учебного процесса, создание «ситуации успеха» и поддержка творческих инициатив.

Фетишизация научно-технического прогресса привела к тому, что приоритетными в школе считаются дисциплины физико-математического цикла и иностранные языки. Приоритет логической формы мышления приводит к подавлению эмоционально-чувственной сферы обучающихся.

Начиная с дошкольного обучения и первых классов школы, ребенок не только осваивает знания и умения, получает опыт социализации, но главное – формируется его личность, ментальность, характер мышления. Художественное образование среди других видов занятий и дисциплин способствует интеллектуальному и нравственному развитию, эффективно влияет на полноценное и всестороннее формирование личности – это основа для развития проектного мышления и творческого потенциала детей, их способностей, умения воспринимать и ценить гармонию мира.

Изобразительная деятельность в младшем возрасте является ведущей в развитии ребенка и познании им окружающего мира – это способ познания; она базируется на визуальных образах, визуальном мышлении, а именно зрение дает человеку 80% информации об окружающем мире. Ребенок учится наблюдать, описывать, сравнивать (форму, размер, пропорции, цвет, фактуру, характер…), анализировать, обобщать. Ребенок становится волшебником: он может превратить листик в ежика, тучку – в слона, шарик - в кота, тыкву – в дом, обрадовать своих близких подарком, сделанным своими руками [3, с. 580].

Детям при сравнительно небольшом словарном запасе бывает довольно сложно выразить свои чувства, творчество же позволяет открыть широкий простор для самореализации, общения со сверстниками и взрослыми, помогает выплеснуть накопившиеся эмоции и поделиться внутренними переживаниями, проявить свою индивидуальность, сравнить свои работы с произведениями сверстников.  Занятия любыми видами художественной деятельности – это первое знакомство и приобщение к общечеловеческим ценностям культуры (см. рис. 1). Они формируют у ребят композиционное мышление, общую культуру, компетентность и широкий кругозор, развивают мелкую моторику рук, речь, а также имеют ни с чем не сравнимый психотерапевтический эффект: способствуют развитию внимания, самостоятельности, учат терпеливости и усидчивости, умению доводить работу до конца, аккуратности, успокаивают нервную систему [3].

 

Рисунок 1. Изучение русской архитектуры и традиций

Работы обучающихся гимназии «Корифей». Фото автора

 

В изобразительной деятельности ребенок учится планировать и организовывать свою работу, выстраивать алгоритм творческого проекта, оценивать свои эмоции и переводить их из вербального образа в визуальный, концентрироваться на поставленной задаче. На изобразительном поле листа либо в объемных работах из пластилина, бумаги, картона и др. материалов необходим анализ образа и формы объектов, расположения их в пространстве. В процессе создания художественного произведения задействованы память, воображение и различные виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое (ребенок объясняет, проговаривает свою задумку), критическое (он оценивает свою работу и работы одноклассников, работы известных художников), аналитическое, абстрактное, визуальное, образное, ассоциативное, практическое, пространственное и творческое.

Создавая свое произведение, ребенок обобщает образы, выражает чувства и свое отношение к окружающему миру. Анализ пропорций и конструкций природных форм в более старшем возрасте позволяет обучающимся понять их гармонию, сравнить с произведениями архитектуры, инженерии и дизайна, увидеть эффективность и целесообразность биоформных и природоморфных конструкций [4, с. 58].

Рисование и моделирование это и способ самопознания, т.к. в работе всегда выражена индивидуальность автора, с помощью визуальных образов художник общается со зрителем, показывает свое видение окружающего мира. Творческое самовыражение для ребенка очень важно, т.к. это первая возможность проявление своего «Я», исследование и осознание своего опыта, реализация своих идей. Даже при рисовании с натуры художник интерпретирует образы, показывает их по своему.

Каждый ребенок талантлив. Трудно сохранить в себе свежий взгляд на мир, смелость и свободу мышления. Еще Пабло Пикассо (1881-1973 гг.) говорил, что ему понадобилось 4 года, чтобы научиться рисовать как Рафаэль, и вся жизнь, чтобы научиться рисовать как ребенок. Проблема художественного образования на первых его ступенях заключается в том, что занятия для дошкольников и младших школьников чаще всего основаны на принципах именно изобразительной деятельности. Т.е. ценится изображение, похожее на прототип, образ природный или из предметного мира. Вспомним, что корень «изо» от греч. «Ισος» означает «равный», т.е. единообразный, похожий. В этом значении он используется во многих терминах, например, изолиния, изометрия, изотропия, изобары, изотермы. В изобразительном искусстве художник отражает окружающий мир, реалистично или через призму своего восприятия. Ребенок же выполняет задания, продуманные и сформулированные взрослыми на основании имеющегося у них опыта и традиций. Редко какому ребенку позволяют рисовать как Джексону Поллоку (Jackson Pollock) или девочке из Австралии Аэлите Андре (Aelita Andre), чья первая персональная выставка состоялась в два года.

Чтобы развивать непосредственность восприятия и ассоциативное мышление, многие задания и упражнения на уроках и занятиях кружка в гимназии «Корифей» связаны с образными ассоциациями, необходимостью увидеть образ в абстрактном пятне, развить его, дополнить деталями (см. рис. 2).

 

Рисунок 2. Монотипия. Ассоциативный образ

Работы обучающихся гимназии «Корифей». Фото автора

 

Программы занятий по изобразительной деятельности в дошкольных учреждениях, в общеобразовательных школах и даже в художественных школах нацелены в большей степени на освоение изобразительных средств и навыков, законов композиции, развитие образного и пространственного мышления, визуальной памяти. В программах обычно прописывают, что они направлены на формирование у обучающихся эстетического опыта, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, умение воспринимать и оценивать культурные ценности и развитие творческих способностей. Но именно творческие способности чаще всего и подавляются взрослыми. Психологи выявили такие периоды снижения креативности у детей: 5-6, 9-10 и 13-14 лет. Связано это в попаданием ребенка в систему образования, существующих там нормативов, требований и правил, системы оценивания, необходимости следовать заданию, инструкции, феноменом социального конформизма [2, с. 136]. Поэтому очень важно, чтобы в каждой теме или цикле занятий на уроках изобразительного искусства были задания, связанные не с репродуктивной деятельностью, а творческие, требующие самостоятельного выбора композиционного решения, авторской интерпретации образа или изображением фантастического несуществующего объекта.

Художественное образование в каждом возрасте имеет свои задачи: от развития моторики, пространственного и творческого мышления, воображения, эмоциональной сферы, формирования картины мира у маленьких детей, до освоения знаний, умений, навыков в профессиональном образовании или арт-терапии, «занятий для души», самореализации у взрослых членов художественных студий и объединений, которые увлеклись изобразительным творчеством в зрелом возрасте.

Педагоги гимназии «Корифей» не ставят задачу предпрофессиональной подготовки ребят, хотя некоторые выбирают профессии архитектора, дизайнера, художника. Любой человек, даже не ставший профессионалом в области искусства, дизайна и архитектуры, является зрителем, потребителем и заказчиком предметов искусства, объектов промышленного дизайна, дизайна костюма, дизайна среды, архитектурных сооружений и пространства. Культура потребления, вкус, широта кругозора и интересов, уважение к мнению профессионалов необходимы каждому человеку.

Множество учеников гимназии становились участниками и призёрами городских, областных, всероссийских и международных конкурсов и выставок, но все же главный результат для педагогов – видеть в выпускниках счастливых, любознательных людей, всей душой откликающихся на прекрасное в окружающем мире, умеющих творчески решать различные задачи в любой сфере деятельности.

 

Список литературы:

  1. Колесникова, И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – Вып. 1. − [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=1941 (дата обращения: 12.03.20).
  2. Любарт Тодд. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни / серия  Университетское образование М.: Когито-центр., 2009. – 300 с.
  3. Панкина М.В. Непрерывное дизайн-образование и социализация личности // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: Сб. II Международной научно-практич. конф. – Ереван: Изд-во: Российско-Армянский университет, 2020. – С. 578–582.
  4. Панкина М.В. Феномен экологического дизайна: онтологический анализ : монография / М.В. Панкина. – Москва : Наука: информ, 2014. – 156 с.
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Статья 10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 21.04.20).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом