Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 июля 2020 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Оразалиева Р.Б. ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 7(35). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 22-26.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Оразалиева Рсалды Багдатовна

магистр, ст. преподаватель кафедры педагогических и социальных наук, Казахстанская Инновационная Академия,

Республика Казахстан, г. Семей

THE GREAT TEACHER OF THE ANCIENT EAST

 

Rsaldy Orazalieva

master, senior lecturer of the Department pedagogical and social Sciences, Kazakhstan Innovation Academy,

Kazakhstan, Semey

 

Весь цивилизованный мир под эгидой ЮНЕСКО широко отмечает в 2020 году 1150-летие ученого средневе­ковья Абу Насра Мухаммада бин Мухаммада бин Тархана бин Узлаг аль-Фараби (870 – 950). Перед каждым гражданином суверенного Казахстана возни­кает в связи с этим резонный вопрос: кто для нас аль-Фараби? Какое место занимает его научное на­следие в сокровищнице человечества?

Ответ предполагает рассмотрение места и роли Абу Насра с нескольких позиций. Во-первых, гени­альный мыслитель, ученый-энциклопедист был уроженцем нашей земли, а именно города Отрара, во времена арабского халифата называвшегося Фарабом. Став признанным ученым, а также ав­тором знаменитых комментариев к сочинениям Аристотеля и других античных мыслителей и удос­тоившись за это почетного звания Второго учителя, он навеки прославил свою родину- Великую степь.

Во-вторых, аль-Фараби является гордостью всего тюркского мира, насчитывающего сегодня более 200 млн человек. Место захоронения великого учителя находится в городе Дамаске. И до сих пор его имя вызывает почет и уважение среди арабо-мусульманского мира.

Наследие аль-Фараби по праву называют ду­ховным и научным вместилищем опыта и знаний просвещенного средневекового Востока. Елбасы Республики Казахстан - Нурсултан Назарбаев в своей программной статье отмечал: «Средневековый Отрар дал человечест­ву одного из величайших умов мировой цивилиза­ции Абу Насра аль-Фараби». Об этом же писал казахстанский академик Акжан Машани, который стал основателем но­вого научного направления - фарабиведения: «До и после были гении, однако среди них не было точно, как аль-Фараби». Известный английский ученый Карен С.Армстронг также подчеркивал: «Основы философии были заложены аль-Фараби».

Начальное образование аль-Фараби получил в Отраре, затем поиски знаний привели его в Шаш (Ташкент),  Самарканд и Бухару. Позднее он постигал азы разных наук в ряде городов Ирана: Рей (Тегеран), Исфахан, Хамадан и арабского мира - Дамаске, Багдаде, Халебе (Алеппо), Каире и других. В жажде научной истины, скрытой в рукописях, аль-Фараби изучал арабский, греческий, персидский, древне-сирийский языки, чтобы читать тексты в оригинале.

Абу Наср придавал огромное значение образованию и утверждал, что будущее стра­ны, в которой не развиваются науки, весьма туманно. Философские  размышления  аль-Фараби  имеют общечеловеческое значение. Особенно сегодня, когда правительство Казахстана взяло курс увеличить к 2025 году фи­нансирование науки с 0,12 до 1% от ВВП. Со сто­роны Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан предпринимаются конкретные шаги по под­держке ученых. К примеру, отныне конкурсы на на­учные проекты и программы будут осуществлять­ся каждый год, а не один раз в три года, как было раньше. И это важное новшество, поскольку наука не стоит на месте. При реализации научных проектов и программ от их авторов ожидается актив­ная коллаборация с зарубежными учеными, что должно усилить конкурентоспособность отечественной науки. Ожидается финансовая поддержка наиболее авторитетных отечественных научных журналов, имеющих высокий индекс цитирования. Новшеством явилось и то, что для молодых ученых  проводятся  дополнительные  конкурсы на грантовое и программно-целевое финансирование. Предполагаются и персональные гранты.  

Многие высказывания аль-Фараби относитель­но науки превратились в крылатые выражения. Вот пример из истории, когда некий правитель по име­ни Сайф ат-Даул пригласил Абу Насра во дворец и спросил: «Учитель, каково будущее нашего го­сударства?» Ученый мгновенно парировал: «Если хочешь знать будущее, то покажи мне свою моло­дежь». Это выражение знают многие, но за давно­стью лет не помнят, что оно принадлежит аль-Фа­раби.

Великий наставник таким образом указал на важность образования подрастающего поколения: «Для обеспечения равновесия каждое государство должно опираться на два крыла: одно - здоровье (медицина), второе - образование. Если медицина лечит тело, то образование есть духовная пища».

Причем духовная пища, то есть обучение, со­гласно аль-Фараби и другим мыслителям Востока, должно начинаться с семи-восьми лет. И здесь воз­никает резонный вопрос: насколько оправдано се­годняшнее обучение детей с шести лет? Не отни­маем ли мы таким образом у них детство? В советское время в школах обучение с семи лет ввели имен­но по рекомендации аль-Фараби.

При обучении он считал необходимым исполь­зовать убеждение, и сам убеждал своих учеников обязательно повторять упражнения, к примеру, в каллиграфии: «В результате долгих старательных упражнений в письме человек обретает совершен­ство в этом искусстве, и чем дольше он этим зани­мается, тем сильнее и совершеннее становится». В связи с этим известный немецкий ученый Гегель указывал, что сам аль-Фараби прочитал «Физику» Аристотеля 40 раз, «Риторику» - 200 раз, «О душе» - 100 раз. То есть он не только рекомендовал по­вторять упражнения, но и показывал  на примере.

Абу Наср на своем примере демонстрировал, какими этическими качествами должен обладать наставник: «Норма поведения преподавателя за­ключается в том, что он не должен проявлять ни из­лишней строгости, ни чрезмерного потворства, так как суровость восстанавливает обучающегося про­тив наставника, а потворство приводит к неуваже­нию его персоны, нерадению к его преподаванию и его науке». Одновременно аль-Фараби предъяв­лял требования и к ученику: «С его стороны необхо­димы усердие и настойчивость, которые подобны воде, капля за каплей пробивающей камень».

Казахстан в своей образовательной политике следует рекомендациям великого учителя и мыслителя. В этом плане своевременным стало при­нятие Закона «О статусе педагога», благодаря ко­торому учитель стал более защищен в социальном и правовом плане.

Директор Института истории и этнологии имени Ч.Валиханова профессор Кабульдинов З., предложил ряд мер по увековечению имени аль-Фараби. В первую оче­редь это разработка учебного пособия «Великий мыслитель аль-Фараби» для школ и коллед­жей, написанного доступным и понятным языком. По его рекомендации предлагается ввести отдельный параграф для изучения трудов аль-Фараби в школьных учеб­никах по «Истории Казахстана» для 11-го клас­са. Назрела необходимость восстановления ву­зовской дисциплины «История Казахстана» (с древнейших времен и до наших дней), в рамках которой начать изучать жизнь и творчество аль-Фараби, поскольку в дисциплине «Современная история Казахстана» информации об этой выдаю­щейся личности нет, как нет материалов по исто­рии Золотой Орды, Абаю. Учитывая, что с каждым годом в наших вузах растет число студентов из других стран, в том числе наших соплеменников из пятимиллионной диаспоры и ирреденты, актуаль­ность этой проблемы возрастает. Единственным условием считает ученый: новые материалы не должны повторять школьный курс.

Также профессор З.Кабульдинов предлагает рассмотреть возмож­ность создания института фарабиведения с фи­лиалами в регионах страны, где напоминается об основоположнике этого научного направления: «Мы не до конца осмыслили научный вклад академика А.Машани, который осмелился вернуть из забвения имя Абу Насра аль-Фараби и представить его как величайшую национальную гордость Казахстана».

В связи с этим вспоминаются слова самого Абу Насра аль-Фараби о том, что каждый гражда­нин ответственен за судьбу страны: «Подобно тому, как отец ответственен за поступки своих детей, так и каждый народ ответственен перед своей истори­ей». Потому долг каждого гражданина страны изучать и бережно хранить для грядущих поколе­ний все, что сотворено гением аль-Фараби.

В связи с этим организовано ряд мероприятий, посвященных великому мысли­телю и ученому. Организаторы ставят целью знакомство с жизнью и многогранной деятельностью выдающего ученого Древнего Востока аль-Фараби. Участники узнают о вкладе ученого в мировую куль­туру, о значении его трудов, влияние его творчества на сближение раз­ных культур.

В рамках республиканской акции «Одна страна – одна книга» книгой для всеобщего чтения в Казахстане признан роман казахстанского писателя Ануара Алимжанова «Возвращение учителя», в котором, следуя за мыслями своего героя, передавая самые  тонкие оттенки его душевного состояния, писатель создает впечатляющий  образ выдающегося ученого -просветителя.

Гордостью для всех является осознание того факта, что великий мыслитель - потомок казахской земли. Жизнь аль-Фараби – это пример  стремления к знаниям, понимание мира и смысла человеческого  существования. На размышлениях и духовных  цитатах великого ученого и мудреца можно воспитывать человека как личность и укреплять истинные  ценности. [5? Cnh 5]тттт

По поручению президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева была со­здана Государственная комиссия по подготовке и проведению 1150-летнего юбилея Абу Насра аль-Фараби. В указании Президента озвучено о том, что посредством юбилейных мероприятий пропагандируются труды великих соотечественников и способствует воспитанию патриотизма у подрастающего поколе­ния, придаст мощный импульс изучению и осмыслению наследия великого ученого как у нас, так и за рубежом.    

 

Список литературы:

  1.  Алимжанов А. Собрание сочинений в 5-ти т.: Т. 4: Возвращение учителя. Статьи, очерки / А. Алимжанов. – Алматы, 2013. – 351 с.
  2. Алимжанов А. Т. Возвращение учителя, или Повесть о скитаниях Абу Насра Мухаммеда ибн-Мухаммеда ибн-Тархана ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки: роман / А. Т. Алимжанов. — Алматы: Санат, 1998. — 191 с.
  3. Ауэзов М. Времен связующая нить: [о творчестве писателя А. Алимжанова] / М.Ауэзов // Мысль. — 2018. — № 11. — С. 71 — 80.
  4. Яна Абдеева. Аль-Фараби великий мыслитель из Отрара. Проза. 2019г.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом