Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2020 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Серикхан А.Ж. ЭТНОПСИХОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ДРУГИХ НАУК // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(33). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 21-27.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ДРУГИХ НАУК

Серикхан Алханулы Жузеев

докторант 2-го курса Кызылординского государственного  университета имени Коркыт ата,

Республика Казахстан, г. Кызылорда

ETHNOPSYCHOLOGY AND ITS PLACE IN THE SYSTEM OF OTHER SCIENCES

 

Serikhan Zhuzeev

2-year doctoral student of Korkyt Ata Kyzylorda State University,

Kazakhstan, Kyzylorda

 

АННОТАЦИЯ

В статье автор четко определяет место и значение этнопсихологии в системе других наук, всесторонне изучает все разделы и проблемы, рассматриваемые в данной науке. С научно-теоретической точки зрения обобщает и систематизирует материалы и принципы народной педагогики, приводит доказательства того, что она стала важной отраслью науки. Автор статьи отмечает, что данные исследования вносят значительный вклад в развитие теории этнопсихологического образования в современных условиях.

ABSTRACT

In the article, the author clearly defines the place and significance of ethnopsychology in the system of other Sciences, comprehensively studies all the sections and problems considered in this science. From a scientific and theoretical point of view, it summarizes and systematizes the materials and principles of folk pedagogy, provides evidence that it has become an important branch of science. The author of the article notes that these studies make a significant contribution contribution to the development of the theory of ethnopsychological education in modern conditions.

 

Ключевые слова: этнопсихология, педагог, воспитание, национальное воспитание, мышление, национальное обучение, этнолог, народная школа, национальная школа, народная педагогика, национальная педагогика, исследовательско- теоретические проблемы, национальное образование, национальный дух, идеология, философия и др.

Keywords: ethnopsychology, teacher, education, national education, thinking, national training, ethnologist, folk school, national school, folk pedagogy, national pedagogy, research and theoretical problems, national education, national spirit, ideology, philosophy, etc.

 

Характеризуя педагогику как общую науку, мы всегда учитываем её связь с другими науками, т.к. эта взаимосвязь с другими отраслями определяет её место и значение в общей системе наук. Отметим, что среди ученых, исследующих педагогику как науку, существуют разные точки зрения относительно того, как подразделять её. Например, существует мнение, что педагогику нужно рассматривать «в двух направлениях: во-первых, как прикладную дисциплину, во-вторых, как самостоятельную науку, относящуюся к области социально-гуманитарных наук» [1, с. 48]. Исходя из этого, мы можем говорить о сходстве и различии, а также о взаимосвязи педагогики с другими отраслями науки.

Этническая психология- это самостоятельная, молодая и одновременно сложная область знаний, в определенной мере изучающая национальные особенности психики отдельного человека и группы людей. Она возникла на стыке таких наук, как психология, социология, культурология и этнология (этнография). Истоки этнопсихологических знаний заложены в философских трактатах древних греков и мыслителей Востока.

Этнопсихология как междисциплинарная область знаний изучает психологические особенности человека как общечеловеческой и этноспецифической единицы. Однако надо отметить, что в науке и образовании многих стран этнопсихология до сих пор еще не является отдельной дисциплиной со сформированной методикой и методами исследования.

Существуют различные точки зрения специалистов относительно ряда проблем этнопсихологии. Причина в том, что одно из самых удивительных созданий природы и истории – Человек - в своем происхождении отличается расовым и этническим многообразием.

Нам известна точка зрения ученых о том, что все люди относятся к одному виду homo sapiens (разумный человек) и происходят от общего  предка. Но также мы знаем, что человечество состоит из различных групп, отличающихся друг от друга некоторыми физиологическими и психическими особенностями. Все этносы едины по своим коренным природным и духовным качествам, по своему общественно-историческому значению. Вместе с тем народы и этносы отличаются друг от друга не только по уровню социального и экономического развития, но и по образу жизни и быту, языку и обычаям, некоторым особенностям психологии. С этих позиций нам необходимо обратиться к философии.

Философия – это родоначальница всех других наук, методологически и теоретически осмысливающая социальную и психологическую самобытность этнических групп и их представителей, прежде всего наций, и определяющая особенности её влияния на внутренние и межнациональные отношения в человеческом обществе. Неоходимость взаимосвязи педагогики с философией подтверждает сама жизнь.

«Связь с философией – неоспоримое условие развития педагогической мысли. Философские знания входят в состав методологического обеспечения педагогического исследования. Они необходимы для построения педагогической теории, поскольку прямо связаны с теоретическими исследованиями, косвенно – с педагогической сущностью, и непосредственно – с философией» [2, с. 49].

В свою очередь, социология и культурология изучают качественные характеристики национальных групп как социальных и культурных сообществ, разрабатывают социальные и культурные концепции их развития. Следовательно, они не оставляют без внимания объяснение психологического содержания данных феноменов. Социологические и культурологические исследования  показывают общие тенденции и закономерности взаимодействия и культурных отношений между различными этносами. Исходя из этого у нас есть основание утверждать, что судьба наций, развитие и направленность общих социальных процессов, изменение общественных отношений, социально-территориальная мобильность населения, интенсивность и глубина межнациональных и социальных связей будут решаться  эффективно.

Этнография как область научного знания направлена на сопоставление материальной культуры, родственных систем, жизнедеятельности, воспитания, социальной и политической структуры различных народов, их этногенеза, этнической и межкультурной связи, расселения этносов, демографических процессов в них, культурных особенностей определенного народа.

Психологическая наука, а именно такая её сфера как социальная психология, занимается конкретным анализом национальных особенностей психики человека в качестве представителей конкретных социальных групп и определением закономерностей их возникновения и функционирования. Поэтому отдельная личность-важнейший фактор социальной психологии, так как она определяет  характеристики микросреды, в которой формируется данная личность.

Сфера формирования национальных особенностей психики индивида очень обширна, поэтому возникает необходимость развития специальной области социальной психологии – этнической психологии. На сегодняшний день, с одной стороны, психология, с другой стороны вышеупомянутые науки, в первую очередь этнография, играют огромную роль в определении сущности, содержания, специфики возникновения и функционирования этнопсихологических феноменов.

Отечественная этнография (как и зарубежная этнология), являясь наукой, направленной на анализ и объяснение традиций, обычаев и убеждений, образа жизни и быта представителей различных этносов,особенностей их культурных связей с другими людьми, раскрывает их психологические характеристики. Конечно, это требует глубокого исследования: необходимо изучить культурные особенности, опыт изучения социальных и исторических ценностей, формирующихся в процессе жизни и развития определенного народа.

В этом случае на помощь приходит научное направление, называемое этносоциологией. Несомненно, этническая психология  должна развиваться в тесном сотрудничестве с другими науками. Это взаимодействие обусловлено необходимостью объединения усилий многих исследователей при изучении объектов и явлений, взаимодействие которых является следствием взаимосвязи, взаимоотношений и поведения людей в составе этнических общин. Поэтому этнография и социология должны методологически правильно и грамотно помогать понимать потребности, ценностные ориентиры, настроения, чувства, традиции, привычки и поведение представителей различных национальных групп; понимать выражаемые чувства и настроения и их влияние на состояние и национально-психологические особенности людей; понимать, как они проявляются в процессе их социальной и культурной действительности.

В связи с этим, основываясь на исследованиях социологов и этнографов, мы можем сказать, что люди отличаются друг от друга не психологически; то что делает их различными, это высокая культура, среда обитания и другие материальные, духовные ценности.

На сегодня в нашей стране наиболее актуальным становится вопрос формирования всесторонне развитой, гармоничной личности, способной создавать социальные и материальные ценности, отвечать на любые вызовы времени в обществе, способной выражать собственное мнение по вопросам духовности и другим проблемам.

Итак, мы видим, что перед педагогикой стоит множество вопросов, которые ей необходимо решать в сотрудничестве с другими науками. «Решение этой проблемы требует нового подхода к проблеме воспитания и обучения членов общества. Хотя не каждый человек является педагогом, его самообразование в области педагогики – требование жизни. Усвоение основных принципов педагогики способствует духовному развитию людей и регулирует их взаимоотношения» [2, с. 117].    

Непосредственное влияние на педагогику оказывает методология этнической психологии: её идейные принципы, общее представление об основных закономерностях познания и осмысления национально-психологических особенностей представителей конкретной этнической общности. С одной стороны, методология этнической психологии определяется особенностями ее предмета. Поэтому для успешного изучения национально-психологических особенностей людей необходимо правильно представлять их содержание, закономерности формирования и функционирования, соотношение с другими элементами общественного сознания. С другой стороны, знание конкретных особенностей и закономерностей развития национальной психики помогает определять методы и выявлять наиболее эффективные из них для проведения исследований.

По мнению исследователей методологии этнической психологии, существуют три её уровня: 1) общие законы развития объективного мира, его специфические особенности и составные части; 2) место и роль явлений, изучаемых в этнической психологии; 3) обеспечение более достоверных и точных представлений о них. Необходимо также помнить о роли национальной психологии, развивающейся на основе приобщения к ценностям национального воспитания.

Казахская народная психология получила высокую оценку восточных исследователей и ученых: мы находим отзывы об особенностях народной психологии в трудах мыслителей- демократов, путешественников, страноведов и др. В разное время они собирали материалы, описывающие и характеризующие особенности быта, поведения, нравов, обычаев и традиций, фольклора и других социальных явлений; написали труды, уделяя особое внимание фольклору социально-психологического характера.

Таким образом, этнопсихология – это наука, изучающая специфические особенности народной психологии, систематизирующая материалы и принципы народной психологии с точки зрения науки и теории. Структура нашей национальной психики включает в себя три компонента: национальные чувства, национальные обычаи и традиции, национальное нравственное поведение. И эти три компонента являются условиями патриотического воспитания.

Национальные чувства- это любовь людей к родной стране, земле, родному языку, национальным традициям и обычаям. К национальным чувствам относятся особенности окружающей людей среды (социальные, экономические, культурные явления). Национальные чувства, как и другие чувства, проявляются через эмоции, вызванные удовлетворением, восторгом или недовольством человека чем-либо.

Национальные традиции – это определенный способ жизни какого-либо общества, его социальных групп. Это понятие отражает особенности отношений в группах и классах общества в условиях труда, быта, развития культуры, деятельности, семейных отношений. Если это ценное наследие не будет использоваться в жизни, то оно постепенно забудется. Казахский народ не должен забывать о таких своих обычаях и традициях, как уважение к старшим, гостеприимство и многих других. Национальное поведение определяется темпераментом, психикой, духовностью, характерными для данной нации. Конечно, не должно сложиться мнение, что этих качеств нет у других народов. У каждого народа они проявляются по-разному. Определяя понятие «чувство», К. Жарыкбаев включает в число высоких чувств « долг, честь, совесть, мужество,стойкость, ответственность» [3, с. 26].

Высокие чувства формируются в результате развития индивидуального сознания под влиянием среды и воспитания. Деятельность есть взаимоотношение человека с окружающей действительностью, и в результате этого он меняется сам и способствует изменению среды.

Не в полной мере исследован такой раздел психологии, как военная психология, в том числе психология возникновения, развития, становления патриотизма, приводящего к героическим поступкам. На основе вышеизложенного, отмечая взаимосвязь педагогики с другими отраслями науки, необходимо отметить, что для реализации  всех перечисленных положений важна роль педагога- психолога, обладающего профессиональным мастерством и высоким уровнем сознания. В связи с этим в соответствии с требованиями школьной реформы необходимо совершенствовать личность учителя, что важно для обучения и воспитания подрастающего поколения.

А. Дистерверг считает: «Для каждого учителя важно совершенствовать свои профессиональные качества, умения и навыки, т.е. заниматься своим профессиональным воспитанием. В свое время многие видные педагоги подчеркивали необходимость саморазвития и самовоспитания. Обязанность учителя «сделать воспитание своей личности делом всей своей жизни» [4, с. 168].

Этнопсихология – одна из самых молодых наук, ставящая перед собой большие цели и задачи. Вступив в XXI век, человечество оказалось в самом центре напряженнной жизнедеятельности. До сих пор не решены вопросы, касающиеся межнациональной розни и конфликтов. Согласно распространенному мнению, новые тысячелетия – это начало эпохи стирания граней и различий между социальными группами. И в этих начинаниях, наряду с другими науками, достойное место занимает и этнопсихология.

 

Список литературы:

  1. Педагогика. –A.: Казахский университет, 2006. –336 с.
  2. Сарбасова Г. Инновационные педагогические технологии. –A.: «Atlas baspasy – 2001», 2006. –176 с.
  3. Жарыкбаев К. Основы понимания души. –A., 2002. –250 с.
  4. Жусипова Ж.А. Педагогическое мастерство. –A.: 2011. –316 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом