Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 13 апреля 2020 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На сегодняшний день повышение финансовой грамотности всех групп населения, включая и детей дошкольного возраста, является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации, что отражено в Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг. [1].
На сегодняшний день игра в образовании и психологии имеет огромное значение, как инструмент для всестороннего развития детей. Игра захватывает ребенка, объединяет эмоциональный и рациональный вид познавательной деятельности в интересный и увлекательный для детей процесс, тем развивает ребенка. [4, С. 316].
Игра же позволяет ребенку почувствовать себя важной частью общества, где его мнение является важной и неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания. Это позволяет детям с большим интересом и азартом в процессе игры брать на себя другие социальные роли, которые в обыденной жизни кажутся ему трудными и непосильными.
В процессе игры ребенок – полноправный участник процесса, это позволяет ему самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их. Также следует отметить, что во время дидактической игры дети отдают ей всю свою умственную и физическую энергию по собственному желанию, а не под давлением взрослых. Это позволяет многократно повторить и отработать материал в различных его формах и сочетаниях [3, С.91].
Помимо этого, игра создаёт атмосферу здоровой конкуренции и приобретает форму соревнования, что заставляет детей думать, оценивать и отфильтровывать информацию, позволяя мобилизовать все имеющиеся у него знания для решения игровых проблем. В тоже время игра не просто тренирует навыки и знания детей, она создаёт модель обыденных ситуаций из жизнедеятельности человека, тем самым заранее готовя его к предстоящим жизненным трудностям. Также следует отметить, что для игры характерны определенные правила поведения, которые предполагают гибкость игры для совершенно различных ситуаций, позволяя корректировать курс и цели образовательного процесса.
Вопросом использования игры в педагогике и психологии также задавался Л.С. Выготский. В своих трудах он утверждал, что игровая действительность для ребенка является более интересной, чем его обыденность, это происходит по причине того, что для ребенка игра понятнее, так как он является не только участником, но также отчасти и создателем игры. По его словам, в жизни ребенок только начинает понимать мир взрослых, учиться в нем существовать, а в игре он уже является полноценным и зрелым членом общества, благодаря этому ребенок может попробовать свои силы и самостоятельно распоряжается результатами своего труда.
Таким образом, перед воспитателем стоит конкретная задача – научиться педагогически управлять детской игрой, учитывая ее воспитательные потенциалы и психологические особенности развития ребенка в игре.
Использование дидактических игр в занятия по формированию основ финансовой грамотности способствует не только наиболее успешному усвоению материала, но и повышению познавательной активности, а также стимулированию интереса к знаниям, то есть является еще и формой воспитания. Кроме того, в процессе применения дидактических игр реализуются многие функции, влияющие на формирование навыков общения и жизнедеятельности, моделирую различные ситуации в игре.
Наиболее популярной дидактической игрой при изучении основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста является такой ее вид, как ролевая игра, которая направлена на формирование целеустремленности, ответственности, самостоятельности, коммуникабельности и других личностных качеств.
Дидактические игры, используемые в формировании основ финансовой грамотности, можно классифицировать следующим образом: [2, С.3]
- игры с постоянными правилами;
- игры, правила в которых принимаются в процессе игровых действий;
- игры, где присутствуют и свободная игровая обстановка, и правила, которые принимаются в виде условий игры и возникают в ее процессе.
Можно подразделить в самостоятельные смысловые группы, следующие виды игр:
- собственно детские игры всех видов;
- игры - празднества, игровые праздники;
- игровой фольклор;
- театральные игровые действа;
- игровые тренинги и упражнения;
- игровые анкеты, вопросники, тесты;
- эстрадные игровые импровизации;
- соревнования, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты;
- игровые аукционы и т.п.
Наиболее просты в использовании интеллектуальные игры, являющиеся действенным инструментом усвоения теоретических знаний, научных понятий, терминов. К ним относят ребусы, викторины, игры-конкурсы, КВН и др.
В интеллектуальной игре «Викторина» реализуется умение детей мыслить, проявлять остроту ума, тренируется память, расширяется кругозор.
Отличие игр «Правда ли?», «Угадай-ка» от викторин заключается в том, что в них содержатся «закрытые» вопросы (требующие ответа: «да», «нет»; «правда», «неправда»; «верно», «неверно»)
Интеллектуальные игры-конкурсы, КВН, имеют более сложную структуру, включают, как правило, разнообразные задания и требуют большей предварительной подготовки – как от воспитателя, так и от детей.
Увлекательные развивающие, экономические игры создают у детей интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста [4, С.317].
Для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста можно использовать следующие дидактические игры.
1. Дидактическая игра «Что быстрее купят?»
Цель: развитие умения детей устанавливать зависимость между качеством товара и его ценой, а также познакомить с понятием «спрос» на товар.
Материалы: набор карточек для игры (каждый предмет хорошего качества, и с каким – либо дефектом)
Ход игры.
Ребенку предлагается из совокупности карточек выбрать пару (одинаковые, но одна из них с дефектом). Из двух предложенных предметов ребенку нужно выбрать ту, которую купят быстрее. Объяснить свой выбор.
Примеры карточек:
платье – платье без пуговицы;
футболка – футболка с разной длинной рукава;
машинка – машинка без фары;
карандаш – сломанный карандаш;
бутылка с водой – половина бутылки с водой;
шоколадка – открытая шоколадка.
2. «Что и когда лучше продавать?»
Цель – формировать знания детей о сезонности товаров, о влиянии сезонности на спрос, развивать логическое мышление, внимание, память.
Материалы: Карточки с изображением магазина в разное время года, маленькие карточки с сезонными товарами.
Ход игры:
1 вариант. Воспитатель предлагает детям пойти зимой (летом, осенью, весной) в магазин и купить товары, которые подходят по сезону.
2 вариант. Разложить карточки товаров в магазин, в зависимости от сезона.
3. «Где я нахожусь?»
Цель- развивать умение детей угадывать местонахождение по описанию.
Ход игры:
Воспитатель описывает определенное место (магазин, парикмахерская, банк), ребенок должен отгадать по описанию.
4. «Не ошибись»
Цель – закрепить знания детей о последовательности действий при походе в магазин, развивать логическое мышление, внимание, память.
Ход игры:
Ребенку предлагается набор карточек с определенными действиями. Он должен выстроить логически цепочку похода в магазин. например, мама дает деньги ребенку – ребенок идет с пустой авоськой – ребенок заходит в магазин – ребенок несет полную авоську продуктов. По окончании выстраивания логической цепочки предлагается ребенку составить небольшой рассказ по теме.
5. «Чего не хватает в корзинке?»
Цель – развивать способность детей классифицировать товары в зависимости от их назначения, познакомить детей с понятием «категория товара».
Ход игры:
У каждого ребенка картинка с корзинкой. В ней лежит несколько товаров, необходимо выбрать еще один товар, который подходит по категории данным товарам. Первоначально, детям предлагается в корзинке 3-4 товара, после того, как ребенок будет разбираться в понятии «категория товара» можно в корзинке оставить один товар.
В процессе дидактических игр дети не просто получают теоретические знания о тех или иных экономических процессах или явлениях, но также развивают умения моделировать различные ситуации и искать для них подходящие решения.
Таким образом, в рамках проведения дидактической игры следует делать упор именно на проблемные ситуации и поисковые задачи, чтобы развивать воображение детей, умения сравнивать и анализировать. Дидактическая игра не должна быть направлена на заучивание терминов, а, наоборот, главной целью игры должно стать обучение с точки зрения практического применения полученных знаний и только в этом случае ребенок сможет запомнить термины и понятия, накладывая их на свою повседневную жизнь.
Список литературы:
- Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы»
- Стахович, Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. - 32 с
- Фахрутдинова Р.А., Ахметзянова Л.Р. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 апр. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 91-93.
- Эффективность дидактической игры как активного метода обучения / Панфилов Н. С., Лавриненко С. В., Гвоздяков Д. В // Международный журнал экспериментального образования, 2015. — № 8-3. — С. 316–318.
дипломов
Оставить комментарий