Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 17 февраля 2020 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пурханов Ю.Е. ПУТИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КАРАКАЛПАКСТАНЕ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 2(30). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 16-21.
Проголосовать за статью
Идет обсуждение
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПУТИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КАРАКАЛПАКСТАНЕ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

Пурханов Юсупбай Елмуратович

ст. преподаватель Каракалпакского государственного университета,

Республика Узбекстан, г. Нукус

WAYS OF THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL THOUGHT OVER THE YEARS OF INDEPENDENCE IN KARAKALPAKSTAN

 

Ysupbay Purxanov

senior teacher, Karakalpak state university,

 Uzbekistan, Nukus

 

АННОТАЦИЯ

За годы независимости в нашей стране был проведён ряд реформ в области непрерывного образования. В статье освещается важность педагогических идей и взглядов учёных-педагогов в воспитании молодёжи, а также представлены научные исследования, идеи, достижения в развитии педагогической науки, теории и истории педагогики, исследования в области музыкального просвещения за годы независимости в Каракалпакстане.

ABSTRACT

Over the years of independence  a number of reforms in the field of continuing education have been carried out in our country. The article highlights the importance of pedagogical ideas and the views of scientists and teachers in teaching young people and also presents scientific research, ideas, achievements in the development of pedagogical science, theory and history of pedagogy, research in the field of music education over the years of independence in Karakalpakstan

 

Ключевые слова: педагогика, образовательное воспитание , личность, дидактика, музыка, искусство, методика.

Keywords: pedagogy, educational education,person, didaktics,  music, art, methods.

 

С первых дней независимости Республики Узбекистан на государственном уровне уделяется огромное внимание восстановлению и сохранению великого духовного наследия, реформированию системы  национального воспитания и образования, подготовки национальных кадров,  и повышения их уровня до международных стандартов. Главная цель всех проводимых реформ воспитание умного, свободно мыслящего, духовно и интеллектуально развитого молодого поколения.  В воспитании молодого поколения требуется формирование новых педагогических мыслей, научные исследования для определения новых путей развития педагогики. С этой целью в Каракалпакстане  были проведены ряд исследований со стороны местных ученых-исследователей в сфере образования и воспитания. Особенно стоить отметить труды известного ученого У. Алеуова в этой сфере, в которых рассматриваются проблемы воспитания и образования в Центральной Азии, в частности в Каракалпакстане, начиная с древнейших времён, развитие педагогической мысли в рабовладельческий период, формирование педагогической науки тюркских  народов в период восточного Возрождения, а также конец XIX –начало XX веков до 30-х годов [1].  В трудах Т.Утебаева, доктора педагогических наук, изучены основные идеи и пути развития и формирования педагогической мысли в Каракалпакстане за годы независимости [2.91]. Исследователь  выделил следующие основные направления формирования педагогической мысли:

  1. Исследования в области каракалпакской народной педагогики;
  2. Исследования в области теории воспитания;
  3. Исследования в области новых педагогических технологий;
  4. Исследования в области методики изучения дидактики;
  5. Исследования в области изучения педагогической мысли ученых Каракалпакстана.

Т.Утебаев в своем исследовании «Развитие образовательно-воспитательной мысли в Каракалпакстане во второй половине XX - начала XXI вв.» проанализировал с научной точки зрения формирование основных направлений педагогической мысли в Каракалпакстане [3]. В процессе исследования были выявлены социально-педагогические, этнические, национальные особенности развития педагогических взглядов, связанные с историческим ростом культурной жизни и науки в Каракалпакстане во второй половине XX - начала XXI вв. Важным является то, что в данном исследовании дана оценка реформ, проведенных в системе непрерывного образования в Каракалпакстане во второй половине XX - начала XXI вв. ,  с точки зрения интеллектуальных, практических показателей, качества и конкурентоспособности, а также направленности методик для выявления личных методик и рефлексий. В данном исследовании Т.Утебаев поясняет антропологические, аксиологические, акмеологические компоненты  реформирования образования в Каракалпакстане, а также основываясь на передовые взгляды в области педагогики, делает предложения по дальнейшему развитию педагогических взглядов. В дальнейшем, будет целесообразно воспользоваться рекомендациями и предложениями, а также с вопросами развития образования, освещенными в данной работе, для воспитания у молодёжи чувства национальной гордости, патриотизма, для ознакомления их с просветительскими трудами предков.  

Подготовка интеллектуально развитых кадров, способных выдержать конкуренцию во всех сферах образования является важнейшей задачей в нашей стране. Всем известно, что большое внимание уделяется сохранению интеллектуального наследия народа. Сохранению и передаче молодому поколению народного опыта в области воспитания и образования посвящены ряд исследований. Так, в монографии профессора О.Алеуова, А.Бекимбетовой  «Традиции умственного воспитания молодёжи в народной педагогике» даны доказательства того, что народная педагогика, воспитание детей, познание детьми окружающего мира в духе народных традиций, а также развитие у детей логического мышления посредством народных игр имеет огромное значение в становлении личности. В данном исследовании приведены примеры формирования у подрастающего поколения начальных арифметических понятий, опыта счета в быту, в крестьянстве и животноводстве, изучения погодных явлений, опираясь на те или иные традиции народа [4,94,95]. В действительности, народные традиции воспитания и образования играют огромную роль в формировании развитой личности сегодняшней молодёжи.

Исследователь Ж.Асаматдинова в своём исследовании  «Технология развития у учеников ценностных понятий в процессе нравственно-эстетического воспитания » рассмотрела технологию развития и совершенствования у учеников нравственно-эстетических ценностей [5].

В настоящее время в воспитательном процессе тенденция социализации личности рассматривается как  формирование нравственных ценностей. В особенности, важное значение имеет формирование кругозора и аксиологического сознания у учеников в процессе эстетического воспитания. Это в свою очередь доказывает развитие у учеников личных ценностей.  Нравственное и эстетическое воспитание взаимосвязаны между собой. Исходя из этого, Ж.Асаматдинова понятие «нравственно-эстетическое воспитание» характеризует следующим образом: «нравственно-эстетическое воспитание – это педагогический процесс формирования нравственно-эстетического сознания, нравственного поведения и привычек, средство воспитания у детей нравственности и чувства прекрасного, применение на практике нравственно-эстетических ценностей. Нравственно-ценностное воспитание молодёжи проявляется в развитии терминальных ценностей как-то, конкретные жизненные и абстрактные, профессиональные, индивидуальные и межличностные отношения; инструментальные ценности проявляются в форме нравственно-эстетических, индивидуальных, конформистских, альтруистических ценностей и общения», - утверждает автор [5].

В процессе исследования были организованы внеклассные уроки, направленные на формирование нравственно-эстетических ценностей под девизом «Пойми человека. Стань личностью», которые помогают ученикам понять себя ( в качестве самой главной ценности) и сформировать в себе сильную личность (концепция «Я»). Исследователь особо отметил, что при развитии у учащихся нравственно-эстетических ценностей надо пристальное внимание обратить процесс организации занятий, требования предъявляемые к их проведению, а также на получение учащимися знаний, навыков, умений и компетенций.

В годы независимости в нашей стране отдельное внимание уделяется вопросам  пропаганды преподавания молодежи народной музыкальной культуры, национальных обычаев и традиций, секретов искусства макома. В частности, во исполнение задач, означенных в Указах Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева  от 17 ноября 2017 года « О мерах по дальнейшему развитию узбекского национального искусства маком» УП-3391, «О проведении международного фестиваля бахши» УП-3390 от 1 ноября 2018 года, а также в других нормативно-правовых документах, учеными-педагогами были проведены ряд исследовательских работ.

Одним из таких исследователей является молодой ученый И. Моянов. Его работа «Особенности формирования у учащихся культурно-нравственных ценностей посредством каракалпакской народной музыки»  имеет большое значение в формировании у учащихся культурно-нравственных ценностей, в развитии творческих способностей при помощи интеграции искусства (в данном случае каракалпакское народное искусство бахсы ) и воспитания [6]. В данной работе исследователь структурировал факторы (социальные, педагогические, психологические),  влияющие на развитие у учащихся культурных ценностей, а также определил  методические компоненты (народность, индивидуальность, результативность, продуктивность, наглядность, сравнение), интегрировав их с историческими данными.  Также была определена система педагогических знаний  (мотивационная, психологическая, коммуникативная активность, музыкальные задания, творческая работа), направленная на формирование культурных ценностей у учеников, в которой главная роль отведена  тенденции  развития каракалпакскому народному искусству бахсы (жырау, бахсы, сказания).

Для выявления и составления учебных тем и технологии обучения был проведен совместный социальный, интеллектуальный, психологический, коммуникативный мониторинг общеобразовательных  и музыкальных школ. В данной работе отмечена научная важность результатов предложенных исследователем критерий формирования у учащихся культурных ценностей, посредством преподавания каракалпакской народной музыки, определение содержания искусства жырау и бахсы,  определение алгоритма траектории  индивидуального обучения и степени индивидуализации теоретической и практической деятельности преподавателей музыки, а также выявление музыкальных способностей учащихся в процессе внеклассной и внешкольной работы [6].

Огромное внимание уделяется развитию в нашей стране искусства макома и бахсы, а также формированию у молодёжи  культурно-нравственных ценностей, воспитанию у них национальных и общекультурных компетенций. Расширению образовательных возможностей каракалпакского искусства жырау, увеличению интереса молодёжи к национальному искусству, созданию дидактических условий развития у учащихся музыкальной грамотности и культуры, развитию у учеников когнитивного, интеллектуального и креативного мышления уделено большое внимание в ряде научных работ каракалпакских ученых.

Молодой ученый А.Ережепов в своём исследовании «Педагогические основы формирования культурно-нравственного воспитания молодёжи посредством каракалпакского искусства жырау» рассмотрел критерии и показатели  культурного воспитания молодёжи посредством искусства жырау и разработал технологию культурно-нравственного воспитания [7].  В  исследовании были выявлены интенсификация процесса развития художественно-эстетического мышления и развитие музыкальных умений и навыков учащихся в преподавании интегративных дисциплин, как-то: музыкальная культура, основы искусства бахсы и жырау, содержащих этнопедагогические взгляды воспитания;

Сформированы организационно-педагогические условия культурно-нравственного воспитания соединением диалогических (айтысыу, исполнение с музыкальным сопровождением, музыкальные состязания) форм обучения с этнопедагогическим образованием, с технологией художественного восприятия (художественный анализ, образное представление), основанные на педагогико-психологических особенностях развития интереса у учащихся к каракалпакскому искусству жырау;

Определены дидактические возможности формирования культурного воспитания, основанные на  интеграции искусства жырау, исполнения дастанов и артпедагогической модели (музыка, хореография,театрализация) когнитивной деятельности и внедрения аксиологических этапов обучения;

В данном исследовании сформирована методика организации уроков, основанных на модели воспитания и обучения культуре, опираясь на национальное искусство жырау, изучения текстов дастанов и эпосов, обучения у учащихся навыков театрализации, психодрамы, имитации, культурного диалога.

Рассмотренные выше исследовательские работы ученых-педагогов и их педагогические мысли играют важную роль в развитии воспитательного процесса в непрерывной системе образования нашей страны, в становлении развитой, культурной личности и достижении качества и эффективности образования.

 

Список литературы:

  1. Алеуов.У. Становление и развитие педагогической мысли в Каракалпакстане (с древнейших времен до 30-х годов ХХ века): Автореф.дис….д.п.н.-Т.:1995.-53с.
  2. Утебаев Т.Т. Қорақалпоғистонда XX аср иккинчи ярми–XXI аср бошида таълим-тарбиявий фикрларнинг ривожланиши. Монография -Нукус, Билим, 2015.-91 б.
  3. Утебаев Т.Т.  Қорақалпоғистонда ХХ аср иккинши ярми-ХХI аср бошида таълим-тарбиявий фикрларнинг ривожланиши: п.ф. д. дис… Автореф. Т.:2016.-26 б.
  4. Алеуов.У. Бекимбетова.А. Халқ педагогикасида ёшларга ақлий тарбия бериш анъаналари. Монография -Нукус, Қарақалпақстан, 2018.-94-95 б.
  5. Асаматдинова.Ж.П. Ахлоқий-эстетик тарбия жараёнида ўқувчиларда қадриятга йўналганликни ривожлантириш технологияси: Пед.фан.бўйича.фалсафа доктори(PhD) дис… Автореф. Н.:2019.-27 б.
  6. Моянов.И.Ж.Қорақолпоқ халқ мусиқаси асосида ўқувчи-ёшлар маънавий-ахлоқий фазилатларини шакллантиришнинг хусусиятлари: Пед.фан.бўйича.фалсафа доктори(PhD) дис… Автореф. Н.:2019.-7 б.
  7. Ережепов.А.А. Қорақалпоқ жировчилик санъати воситасида ўқувчи ёшларни маънавий-ахлоқий тарбиялашнинг педагогик асослари: Пед.фан.бўйича.фалсафа доктори(PhD) дис… Автореф. Н.:2019.-7 б.
Проголосовать за статью
Идет обсуждение
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий