Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 17 февраля 2020 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Исмайлов А.С. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ КАРАКАЛПАКСКОГО НАРОДА // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 2(30). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 11-15.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ КАРАКАЛПАКСКОГО НАРОДА

Исмайлов Азербай Сапарниязович

соискатель Нукуского Педагогического института,

Республика Узбекстан, г. Нукус

EDUCATIONAL VALUE OF ORDINARY TRADITION KARAKALPAK OF THE PEOPLE

 

Azerbay Ismailov

 job seeker of Nukus state Pedagogical Institute,

Uzbekistan, Nukus

 

АННОТАЦИЯ

В статье идет речь о традициях и обычаях нашего народа. На пути к достижению поставленной перед собой цели  наша молодежь может получить сведения о вопросах оценки культурных наследий, пропаганды старых традиций и обрядов, о важности суеверия и запретных слов в духовном и эстетическом воспитании людей.

ABSTRACT

This article deals with the traditions and customs of our people. On the way to achieve the goal, our teenagers can get information about the issues of assessing cultural heritage, propagating old traditions and rites, the importance of superstition and forbidden words in the spiritual and aesthetic education of people.

 

Ключевые слова: традиции, обряды, суеверия, национальное воспитание, этика, эстетика, духовность, заветы.

Keywords: traditions, rituals, superstition, national education, ethics, aesthetics, spirituality, covenants.

 

У всех народов мира есть мудрые изречения, обычаи и традиции, собранные и упорядоченные на протяжении веков. Велико значение этих изречений в развитии жизненных реалий, народного быта, духовности народа, общества. Вникая в крылатые фразы великих людей различного содержания, нет сомнения в том, что их корнях лежат обычаи и традиции и приметы и запреты.

Как сказано в поговорке «Если хочешь стать народом, начни с исправления колыбели», наряду с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, мудрыми изречениями необходимо обратить внимание  на запретные слова и приметы.  

Главное направление сегодня - мы всегда должны помнить, что каждый человек обязан быть, в первую очередь, верным представителем своего народа, патриотом своей родины. Поэтому, очень важно через мудрость предков и  ум наших матерей впитать в  человека народные традиции с детства. Мы можем сказать, что через приметы и запреты сохраняются воспитательные традиции предков и считаются стержнем воспитания на основе национализма. Поэтому каждое поколение подготавливая подрастающее поколение на основе настоящих факторов, воспитывая посредством набранного опыта должно продолжить духовное наследие своих предков.[2:28].

Запретные слова являются одними из образцов видов народных воспитательных средств, используемых ежедневно. Такие слова защищали детей от плохих привычек, неуместных поступков, неприятных черт характера. Это – абсолютное народно-педагогическое понятие, которое оберегает маленьких детей и молодежь, как говориться «подальше от дурного», от плохих поступков и возникшее в целях  подражания доброму. Через это они оберегали людей от отрицательных черт характера, неуместных вредных привычек. Например, в народном понимании, обнимать колени – признак одиночества, переходить дорогу старшим – невоспитанности, класть руку на макушку – отречения от родины, выкидывать еду – перенасыщенности и подобным деяниям был наложен запрет. В народе часто можно встретить слова, связанные с видами запретов.

В народе есть изречение «Ребенка нужно воспитывать сызмала». Следуя этому изречению, мы должны учить детей  многому о хорошем и плохом, иногда определенные вещи необходимо запрещать. Во многих случаях, например, когда дети «подпирают подбородок рукой», «стоят на пороге» мы им говорим, что так нельзя делать, но не объясняем почему, ограничиваемся ответом «будет плохо». Объяснение ребенку причину запрета принесет больше пользы и запоминается навсегда, нежели отговорка «не делай так, а то будет плохо». 

Если некоторые запретные слова непосредственно относятся к воспитанию девочек, то некоторые способствуют вырастить мальчиков настоящими мужчинами.

Если обратить внимание на приметы и запретные слова, применяемые относительно девушек и невест, то можно явно почувствовать , что у нас в народе на воспитание девочек обращали особое внимание, их не обижали, относились с особым уважением. Так как, следовали тому, что «девушка в доме - гостья». Имеется в виду то, что девушка со временем покинет родительский дом.

* Того, кто распускает про девушку сплетни покинет достаток.

* Если девочка споткнется  у порога, то в этот дом придет богатство, равное ее весу.

* Если девочка любит малышей, то в жизни у нее будет много детей.

* У девушки, которая уважает брата и сноху, увеличиться счастье.

* Если девушка сядет в углу стола, то она засидится в девках.[1:497-498].

В воспитании девушки, которая недавно стала невестой огромное значение имеет школа свекрови и своячениц. Говоря «не садись на постель свекрови и свекра, братьев мужа», молодую невестку воспитывали и призывали  уважению к ним. И старшие в доме, и родители не должны садится и лежать в постели своих детей, особенно молодоженов. Это, конечно, связано с брачным законом, который проповедует, что брак священен. Это правило сохранилось и по сегодняшний день.

Молодым невесткам наставляли: «не ставь казан близко к двери, если перевернется, уйдет из дома благополучие».  Есть еще такая примета: Казан нельзя ставить на бок, выльется все благополучие.

* Нельзя ходить со скрещенными  пальцами,  заложив руки за спину – это считалось плохой приметой, напоминающей пленного со связанными руками.

* Если кто-то скачет  из аула  на коне, а за ним бежит собака, то его не гонят обратно. Потому что считалось, что собака молиться за хозяина, и если его гнать обратно, то не будет ему доброго пути.

* Гостей, сидящих дома не считают пальцем – только скотину и пленников пересчитывали  указательным пальцем. Если считать таким образом людей, то считалось, что их число уменьшалось, т.е. кто-то умирал.

* Нельзя подпирать бока – такую позу принимали только женщины, которые оплакивали кого-то из близких.

* Нельзя подпирать подбородок – так делает только очень уставший от горя человек.

* Нельзя закрывать лицо руками – так делает только уставший от горя человек.

* Нельзя сидеть, опершись на руку – так делает только тот, у кого умер  близкий человек.

Очень много правил и примет, связанных с воспитанием мальчиков. Внизу мы обратим внимание только на некоторые из них:

* Не садись на пустое седло – потому что, это признак смерти коня.

* Нельзя вскачь входить в аул, вбегать в дом. Это плохая примета – так оповещали о нападении врага или какой-либо другой напасти. Вскачь можно входить в аул только с доброй вестью, и то с криком: «Суюнчи, суюнчи!!!»

* Отвалившийся пупок  мальчика выкидывали далеко, за холмами, чтобы потом он не стал примаком, т.е. не ушел жить к родителям жены, а пупок девочки закапывали под очаг, чтобы приносил благополучие в дом.

* Мужчинам запрещалось отдавать кому-либо свой головной убор, так как считалось, что с головы улетит птица счастья.

* Не жди уважения к народу от женщины, которая не умеет уважать  мужа.

* Нельзя руками тянуть к себе колени и стопы. Так делают только при тяжелых болезнях.

* Не обнимают колени. Так делают только люди,  не имеющие детей, якобы больше нечего обнимать. 

* Девушкам нельзя поднимать ноги вверх, потому что это не этично.

* Не смешивай запретное, греховное  с чистым и святым, т.е. дозволенное с недозволенным.

* Нельзя смотреть в разбитое зеркало, так как там можно увидеть черта.

* Быть терпеливым – дело умных и мудрых людей.

* Нельзя трясти мокрые руки, уйдет благополучие.

* Палец, руку нельзя класть в рот без надобности – это считалось неэтичным действием.

* Нельзя связывать руки и ноги веревкой. Потому что это напоминает пленника со связанными руками и ногами.

* Нельзя мотать головой, скрипеть зубами. Так делают душевнобольные люди.

* Нельзя цокать языком. Цокать языком дома – признак  призыва смерти.

* Нельзя смеяться, когда читают коран, бросать коран на землю, так как это святая книга.

* Нельзя идти туда, куда не тянет.

* Нельзя убивать змея, заползшего в дом. Нужно его вывести из дома, намазав голову  простоквашей. Потому что, иногда ангелы обходят землю в облике змеи. Поэтому бытует мнение, что змеи могут оказаться ангелами.

* Если малыш спит на спине, это признак того, что он вырастет известным на всю страну джигитом. Если спит согнувшись, то он вырастет ленивым. Если спит на животе, то он будет мыслителем. Если спит широко раскинув руки, то это признак могущества, мудрости.

* Нельзя спать на закате дня, плохая примета.

* Нельзя выбрасывать молочную еду.

* Нельзя бить девочку, девушку, и вообще женщину. [3-33]

Делая выводы, можно сказать, что на пути достижения цели, поставленной задачами пропаганды древних обычаев и традиций, оценкой культурных наследий, вместе с тем в национальном, духовном и нравственном воспитании людей, особенно, молодежи огромно значение примет и запретных слов.

Любой народ стремится передать подрастающему поколению все свои наилучшие качества через воспитательные процессы, мечтает о том, чтобы молодежь охраняла национальные ценности  своего края  как зеницу ока, были умными, умелыми, культурными, смелыми личностями. Посредством всего этого народ воспитывал молодое поколение быть внимательным ко всему национальному, к национальному самосознанию. А также молодое поколение получало нравственное воспитание, призывающее к человечности.

 

Список литературы:

  1. Каракалпакский фольклор. Многотомник. 77-78 тома. Нукус. «Илим». 2014 год.
  2. О.Алеуов. Источник воспитания здорового ребенка в здоровом воспитании и образовании. Амударья. 2014 год. Стр. 27-35.
  3. Алланазар Абдиев. Каракалпакские  приметы. Нукус. 2014 год.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.